d9e5a92d

Планирование аудиторской проверки

Причина пристального внимания аудиторов к активным операциям заключена в том, что структура и качество активов в значительной степени обуславливают ликвидность и платежеспособность банка, а в конечном итоге его надежность.
Поскольку в современной банковской практике главным направлением размещения ресурсов является предоставление ссуд, большое внимание при проверке активных операций уделяется анализу и оценке ссудных операций. Учитывая это, при проведении аудиторских проверок следует обратить особое внимание на этот участок.
8.Операции кредитных организаций в иностранной валюте
В связи с тем, что существуют значительные особенности проведения операций с валютными ценностями, главная из которых наличие валютного регулирования и выполнение банками функций агентов валютного контроля, валютные операции требуют отдельного, наиболее пристального рассмотрения.
9. Проверка кредитной организации, как хозяйствующего субъекта:
Одним из наиболее важных участков в этом направлении является правильность исчисления и уплаты кредитной организацией налогов, подлежащих перечислению в бюджет в соответствии с действующим законодательством;
В отдельных случаях из-за неверного толкования налогового законодательства банки не всегда учитывают, то что льготы по налогам предусмотренные при размещении доходов в различные фонды, социальные мероприятия, от кредитования Правительства Российской Федерации, Центрального банка и Банка внешней торговли или под их гарантии, так же как и доходы, полученные от размещения в государственные ценные бумаги, не подлежат налогообложению, так как от этого стимулируется деятельность по снижению давления на рынок денежных средств и уменьшению их массы в обращении путем приобретения коммерческими банками государственных ценных бумаг.
10. Составление и анализ официальной отчетности.
При этом рассматриваются вопросы правильности и своевременности составления и представления отчетности банка. В частности:
- финансовой отчетности на основании сводного баланса кредитной организации;
- отчета о прибылях и убытках;
Аудиторская проверка должна осуществляться на основе следующих документов:
1) Учредительные документы.
2)Внутренние акты (положения, протоколы, регламенты, должностные инструкции), регулирующие деятельность кредитной организации.
3) Бухгалтерская и аналитическая отчетность кредитной организации.
4) Бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета по всем операциям проводимых, банком с клиентами и по внутрихозяйственной деятельности.
5) Заключенные договора по активным и пассивным операциям.

Планирование аудиторской проверки


Индивидуальный аудитор и аудиторская организация планируют аудит с целью его эффективного проведения. При планировании аудита разрабатывается как его общая стратегия, так и детальные процедуры.
При планировании аудита учитывается также, какие участки работы могут потребовать особого внимания аудиторов, обстоятельства которые потребуют дополнительной проверки (например, существование аффилированных лиц, контроль за отложенными обстоятельствами и т. п.), какие документы аудитор готовит для заказчика.
В 2002 г. принято федеральное правило (стандарт) Планирование аудита.
Планирование аудиторской проверки проводится в три этапа.
Первый этап предварительное планирование, которое проводится на этапе выбора клиента. По его результатам аудиторская проверка может вообще не проводится, если обнаружится высокий уровень внешнего риска.
Второй этап разработка общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита.
Третий этап составление аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.
По окончании процесса планировании общий план и программа аудита должны быть документально оформлены и завизированы.
Процесс планирования достаточно трудоемок, его второй и третий этапы могут занимать до 30% времени, затраченного на аудит. Поэтому время на его проведение должно предусматриваться бюджетом работ и оплачиваться клиентом.
При планировании следует соблюдать его общие принципы:

  • комплексность
  • непрерывность
  • оптимальность.

Принцип комплексности предполагает взаимную увязку и согласованность всех этапов планирования.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования с определенными сроками. Это бывает достаточно сложно сделать, если проверяется организация, имеющая филиалы, представительства, дочерние организации.
Принцип оптимальности означает необходимость разработки нескольких вариантов плана и выбора оптимального. Общий план аудита должен служить руководством в осуществлении программы аудита.



В процессе работы в него могут быть внесены изменения, но их причины должны документироваться.
В общем плане рекомендуется предусмотреть:

  • численность и квалификацию аудиторов в аудиторской группе;
  • распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
  • инструктирование всех членов группы об их обязанностях, их ознакомление с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с общим планом аудита;
  • контроль руководителя группы за выполнением плана, качеством работы членов группы, за ведением ими рабочей документации и подлежащим оформлением результатов аудита;
  • разъяснение руководителем группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур (на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его системы внутреннего контроля, а также получению оценок аудиторских рисков);
  • документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между ним и руководителем группы.

В общем плане также определяется роль внутреннего аудита и необходимость привлечение экспертов.
План может быть обсужден с руководством проверяемой фирмы, хотя это не является обязательным. План проведения аудиторской проверки оформляется следующим образом.

Проверяемая организация
Период аудита
Трудоемкость аудиторской проверки
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы:
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности


п/п Направления аудиторской проверки Период проведения Исполнитель Примечание
Начало завершение

Руководитель аудиторской организации Руководитель аудиторской группы
План согласован с руководителем экономического субъекта:
Руководитель или уполномоченное лицо Экономического субъекта
Исходя из существующей практики на стадии планирования аудитор подготавливает следующие документы:

  • описание бизнеса проверяемой организации;
  • описание системы бухгалтерского учета;
  • описание системы внутреннего контроля;
  • материалы экспресс-анализа отчетности проверяемой организации.

Описание бизнеса проверяемой организации базируется на перечне факторов внутрихозяйственной деятельности и факторов, отражающих на увеличение риска искажений. Примерный перечень этих факторов приведен в российском правиле (стандарте) Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности.
Изучая факторы, отражающие состояние конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, аудитор должен указать, в каком состоянии находится отрасль бизнеса клиента (кризис, депрессия подъем), как на ее влияет общее состояние экономики страны, возможность возникновения несостоятельности (банкротства) клиента, если отрасль находится в кризисном состоянии. Аудитор должен сделать вывод о том, достаточно он компетентен в решении проблем данной отрасли, потребуется ли ему привлечение специалистов для решения специфических для данной отрасли проблем.

Ему следует изучить условия конкуренции в отрасли, проанализировать колебания цен.

Следует также разобраться в причинах, вызвавших спад в отрасли, если он имеет место.
После этого надо описать особенности бизнеса данного клиента. Целесообразно начать с формы и структуры собственности, составив список крупнейших собственников, а также филиалов, дочерних, зависимых предприятий и других объектов возможного инвестирования.

Далее следует описать структуру управления, представив схему управления, данные о функциях руководящих, исполнительных и контрольных органов, обязанностях и разграничении ответственности, указав факторы, определяющие заработную плату руководства.
Изучая факторы внутрихозяйственной деятельности, следует, в частности, проанализировать налоговый статус фирмы, наличие налоговых льгот, типичность учетной политики для данной отрасли. Следует выяснить, застраховано ли имущество фирмы и ее ответственность, существуют ли судебные разбирательства по искам фирмы или против нее, возможно ли появление таких исков.
Описание системы бухгалтерского учета должно включать схему документооборота, состав бухгалтерии, распределение обязанностей и ответственности между ее работниками, форму бухгалтерского учета с описанием особенностей ее применения, использование компьютеров с указанием на применяемую бухгалтерскую программу.
В описании системы внутреннего контроля следует указать наличие контролирующего органа и его функции, обязанности руководства предприятия по обеспечению контроля (ведении учета в соответствии с действующим законодательством, включая проведение инвентаризации, создание системы материальной ответственности в соответствии с трудовым законодательством, ведение делопроизводства, включая кадровый учет). Аудитор должен обратить внимание на совмещение должностей, которое ведет к утрате контроля.
Экспресс-анализ отчетности проверяемой организации включает:

  • описание необычных сумм для данного типа статей отчетности и неожиданных соотношений между ними;
  • расчет основных финансовых показателей;
  • заключение о возможности предприятия продолжать работу в будущем.

Налоговый аудит банков Основные принципы проведения налогового аудита и его этапы


Как было отмечено в предыдущей главе одним из основных направлений аудита банка является проведение аудита налоговых платежей. В настоящее время при проведении налогового аудита банков аудиторы руководствуются действующим законодательством по аудиторской деятельности, стандартами аудиторской деятельности, а так же методикой аудиторской деятельности Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1) (далее методика)
Особенность данного документа заключается в том, что не один документ, разработанный в рамках программы создания отечественных правил (стандартов) аудиторской деятельности, не вызвал на стадии создания столь долгих и бурных дискуссий, как данная методика. Во-первых, он касается такой тонкой сферы, как взаимоотношения в треугольнике предприятие - налоговые органы - аудиторская организация, и регулирование этих взаимоотношений - дело чрезвычайно сложное.
Во-вторых - вопросы налогового аудита для российских аудиторов наиболее актуальны.
В-третьих, когда документ начал разрабатываться в возникли бурные дискуссии по поводу как целесообразности этого документа, так и его статуса.
Что касается целесообразности, то основные аргументы против разработки были следующие. Налоговый аудит относится к специальным аудиторским заданиям и, подпадает под действие разработанного ранее правила (стандарта) Заключение, аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям.

Аргументы за разработку документа подчеркивали его важность в современных российских условиях, в связи с либерализацией налогового законодательства.
По статусу документа высказывались мнения, такие как полноценное правило (стандарт); документ, согласованный с налоговыми органами; методические рекомендации; методика обязательного характера; методика рекомендательного характера и т.д. В итоге победил последний из названных вариантов. Таким образом, установки данной методики носят рекомендательный характер для всех аудиторских организаций при проведении налогового аудита и оказании других сопутствующих услуг по налоговым вопросам. (в заключение как проблема так как налоговый аудит не имеет четкой правовой и законодательной базы)
Методика не регулирует порядок действий аудиторской организации при рассмотрении налоговых вопросов в рамках обычного аудита, так как обычный аудит регулируется большим количеством правил (стандартов), методика ограничивается исключительно налоговыми вопросами. Здесь следует отметить, что положительное заключение по налоговому аудиту нельзя трактовать как подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности предприятия в целом (хотя понятно, что факт подтверждения налоговой отчетности серьезно повышает шансы на достоверность бухгалтерской отчетности), - это разные задачи с несколько различными подходами и методами решения.
Целью методики является определение способов практического выполнения аудиторскими фирмами и аудиторами, работающими самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей*, специального аудиторского задания по выражению мнения о соответствии порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды нормам, установленным законодательством (проведение налогового аудита), а также оказания других сопутствующих услуг по налоговым вопросам.
Задачами методики являются:
а) определение основных принципов, этапов и подходов к проведению налогового аудита;
б) определение основ взаимоотношений (далее общения) аудиторской организации с налоговыми органами в ходе выполнения налогового аудита;
в) определение ответственности сторон при проведении налогового аудита;
г) определение порядка проведения и оформления результатов выполнения специального аудиторского задания по налоговым вопросам.
Исходя из вышеизложенного в России под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов предприятия с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.
Между тем следует отметить, что проведение налогового аудита не освобождает экономический субъект от налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции.
Одним из важных моментов в проведении налогового аудита является то, что перед проведением налогового аудита аудиторская организация должна достигнуть взаимопонимание с лицом, заказавшим выполнение специального аудиторского задания, относительно цели и характера предстоящей работы, содержания подготавливаемых итоговых документов, а также в определении состава и круга лиц, которые будут знакомиться с результатами работы.
Специальное аудиторское задание по проведению налогового аудита оформляется договором в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. В договоре на выполнение задания по проведению налогового аудита следует четко обозначить вопросы, по которым должно быть выражено мнение аудиторской организации.

При этом вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.
Выполнение работ по налоговому аудиту может включать несколько этапов, в частности:
а) предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта;
б) проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.
Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта включает в себя:
а) общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
б) определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
в) проверка методики исчисления налоговых платежей;
г) правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
д) оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
е) предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.
Этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.), а также правомерность использования налоговых льгот.
Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности.
Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.
В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность экономического субъекта осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательство противного.
Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.
Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью. Аудиторская организация может сообщить лицу, заказавшему выполнение налогового аудита, о своих профессиональных подходах к проведению работ, рассчитанном уровне существенности и использовании выборочного метода.
В процессе проведения налогового аудита, вполне возможны общение аудиторской организации с налоговыми органами в ходе и по результатам проведения налогового аудита.
Аудиторская организация при обращении к налоговым органам должна придерживаться согласованной с руководством проверяемого экономического субъекта последовательности действий. Запросы к налоговым органам готовить в виде документа от имени руководства экономического субъекта.

При общении с налоговыми органами аудиторской организации следует придерживаться общепринятых этических и профессиональных норм аудиторской деятельности, а также принципа соблюдения профессиональной аудиторской тайны в соответствии с нормами Налогового кодекса.
Налоговая отчетность проверяемого предприятия может быть признана аудиторской организацией более достоверной, если в проверяемом периоде проводились проверки со стороны налоговых органов и составленные акты свидетельствуют об отсутствии нарушений налогового законодательства, либо если указанные в акте нарушения признаны и исправлены экономическим субъектом.
Все материалы, подготовленные или полученные в ходе общения с налоговыми органами, должны быть включены в рабочую документацию аудиторской организации.
Перед проведением налогового аудита аудиторская организация вправе потребовать от руководства экономического субъекта письменного подтверждения понимания того, что проведение налогового аудита не снимает ответственность с руководства экономического субъекта за правильность и своевременность исполнения обязательств по налогам и сборам, а также за выполнение требований действующих нормативных актов. Такое подтверждение может быть представлено в форме соответствующих положений договора на проведение налогового аудита или заявления об ответственности, подписанного руководителем организации.
Руководство экономического субъекта несет ответственность за юридическое оформление предоставляемых аудиторской организации документов, достоверность предоставляемой информации, документов, сведений, а также за любые ограничения возможности осуществления аудиторской организацией своих обязательств.
Аудиторская организация ответственна за правильность и полноту данных, отраженных в заключении и (или) отчете аудитора о выявленных им искажениях.
В результате проведения налогового аудита могут быть выявлены нарушения налогового законодательства и искажение бухгалтерской и налоговой отчетности экономического субъекта, т.е. неверное отражение и представление данных из-за несоблюдения установленных правил исчисления, отражения и перечисления налогов и сборов.
В случае выявления нарушений налогового законодательства и искажений бухгалтерской и налоговой отчетности экономического субъекта, носящих существенный характер, аудиторская организация должна сообщить руководству экономического субъекта об ответственности за допущенные нарушения и необходимости внесения изменений в бухгалтерскую отчетность, уточнения налоговых деклараций и расчетов.
Если руководитель экономического субъекта не сочтет нужным внести поправки и исправления в налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, требуемые аудиторской организацией по результатам выполнения специального аудиторского задания, аудиторская организация должна направить письмо-уведомление на имя руководителя организации о данном факте и сообщить об ответственности за нарушение действующего законодательства.
Результатом проведения налогового аудита является подготовка следующих документов:
а) заключения по результатам проведения налогового аудита;
б) отчета по результатам проведения налогового аудита (если его подготовка предусмотрена условиями договора).
В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита аудиторской организации следует выразить мнение:
а) о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
б) о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.
Заключение, подготовленное по результатам выполнения налогового аудита, не может рассматриваться как аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности в целом.
В итоговых документах (заключении либо отчете по результатам налогового аудита) должны найти отражение все вопросы, которые, по мнению аудиторской организации, влияют на достоверность проверенной отчетности (документации), а также содержать четкие и полные ответы на вопросы, поставленные в договоре. Выявленные в процессе налогового аудита факты нарушений налогового законодательства аудиторской организации следует отразить в рабочей документации и в итоговых аудиторских документах.
Если в итоговых документах по результатам проведения налогового аудита описываются какие-либо нарушения порядка исчисления и перечисления налогов и другие факторы, являющиеся существенными по условиям договора или профессиональному суждению аудитора, то они не должны оставлять у пользователей сомнений относительно их смысла и значения для понимания содержания отчетности (документации).
Если целью налогового аудита в соответствии с договором является выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности и полноты исчисления, отражения в учете и перечисления экономическим субъектом налогов и сборов, то аудиторской организации рекомендуется подготавливать соответствующее заключение.



Содержание раздела