d9e5a92d

Аудит налогообложение банка по налогу на добавленную стоимость

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, о том что: Цель аудита доходов и расходов ОАО Коммерческий Фермерский земельный банк Арат:

  1. проверка законности и обоснованности операций по счетам доходов и расходов
  2. проверка полноты и своевременности зачисления сумм на счета доходов и расходов
  3. правильности объявления банком налогооблагаемой прибыли

На стадии планирования аудиторы осуществляют предварительную оценку статей прибылей и убытков. При этом анализируются:

  1. статьи доходов и расходов в разрезе филиалов и статей
  2. динамика кредитных ресурсов и вложений
  3. доходы и расходы банка по пассивным операциям
  4. уровень доходов и расходов банка по сравнению с остальными банками, прежде всего с основными конкурентами.

В ходе собственно аудита

  • Определяются операции, по которым наиболее вероятно искажение информации:
  • начисление и учет кредитов, процентов по ним и резервов на возможные потери по ссудам
  • доходы по прочим активным операциям
  • начисление и учет процентов по депозитам и текущим счетам
  • операции на межбанковском рынке кредитов
  • расходы по прочим пассивным операциям
  • учет административных расходов
  1. Осуществляется сплошная проверка материальных остатков и выборочная проверка остатков с небольшой вероятностью искажения путем:
  • занижения величины доходов путем отнесения поступивших средств на несоответствующие балансовые счета
  • завышения расходов за счет отнесения на них платежей, которые должны производиться из прибыли
  1. Проверяется правильность расчета льгот по прибыли
  2. Проверка по счетам прочих дебиторов и кредиторов:
  • расшифровка остатка по счетам, сверка остатков с первичными документами
  • определение обоснованности зачисления на счета

Аудит налогообложение банка по налогу на добавленную стоимость


К банковским относятся следующие операции, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом О банках и банковской деятельности (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (с изменениями на 29 декабря 2004 года), О порядке введения в действие Закона PСФСР O Центральном банке PСФСР (Банке Pocсии) и Закона PСФСР O банках и банковской деятельности в PСФСР,от 02.12.1990 N 395-1 Постановление Верховного Совета РФ от 02.12.1990 N 396-1:

  • привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;
  • кассовое обслуживание физических и юридических лиц
  • купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • выдача банковских гарантий.

Указанная льгота не распространяется на следующие сделки ОАО Коммерческий Фермерский земельный банк Арат:

  • услуги по инкассации
  • выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с юридическими и физическими лицами;
  • осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • лизинговые операции;
  • оказание консультационных и информационных услуг;

Основной этап аудита проверка правильности определения налогооблагаемой базы по НДС.


Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет ОАО Коммерческий Фермерский земельный банк Арат за отчетный период, должна определяться как разница между суммами налога, полученными по облагаемым данным налогом операциям и услугам, и суммами налога, уплаченными предприятиям и организациям по товарам (работам, услугам), стоимость которых включается в состав расходов банка (кредитного учреждения) по основной деятельности в части, приходящейся на облагаемые обороты.
Такой порядок расчета налога на добавленную стоимость применяется при ведении бухгалтерского учета как облагаемых, так и необлагаемых операций, а также затрат (расходов) по указанным операциям.
При невозможности обеспечения раздельного учета, к зачету из общей суммы уплаченного налога принимается налог в размере, соответствующем удельному весу доходов, полученных от облагаемых операций и услуг, в общей сумме доходов банка за отчетный период. Оставшаяся часть налога на добавленную стоимость, приходящаяся на приобретенные материальные ресурсы, относится на затраты банка (кредитного учреждения).


В отдельных случаях по выбору банков (кредитных организаций), если удельный вес доходов, полученных от выполнения облагаемых налогом на добавленную стоимость сделок, операций и услуг, в общей сумме доходов банка (кредитной организации) за отчетный период составляет менее 5 процентов, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по всем товарам, работам и услугам, допускается относить на расходы банка (кредитной организации). При этом вся сумма налога на добавленную стоимость, полученная по облагаемым сделкам, операциям, услугам, подлежит взносу в бюджет.
Основные средства и нематериальные активы, используемые ОАО Коммерческий Фермерский земельный банк Арат (кредитной организацией) при выполнении работ, оказании услуг, освобожденных от налога на добавленную стоимость, отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога, с последующим списанием в установленном порядке через суммы износа.
Налог на добавленную стоимость на приобретенные основные средства и нематериальные активы, используемые ОАО Коммерческий Фермерский земельный банк Арат при выполнении работ (услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, на издержки обращения не относится и подлежит отнесению на расчеты с бюджетом.
Кроме того ОАО Коммерческий Фермерский земельный банк Аратпо своему выбору (на отчетный год с сообщением об этом налоговому органу) могут приобретаемые основные средства и нематериальные активы, используемые при выполнении работ (оказание услуг), отражать в учете по стоимости приобретения, включая суммы уплаченного налога на добавленную стоимость, с последующим списанием в установленном порядке через суммы износа, независимо от размера (удельного веса) облагаемых налогом на добавленную стоимость сделок в общей сумме доходов ОАО Коммерческий Фермерский земельный банк Арат.
Одним из основных этапов аудита проводящегося независимой консалтинговой группой 2к аудит деловые консультации является проверка соблюдения сроков уплаты налога и представления расчетов, при этом учитывается следующее:
Фактические платежи:

  • ежемесячно, исходя из фактических оборотов по реализации товаров, работ, услуг за истекший календарный месяц в срок не позднее 20-го числе следующего месяца - организациями (предприятиями) со среднемесячными платежами от 3000 до 10000 рублей, кроме предприятий железнодорожного транспорта, которые уплату налога производят до 25-го числа следующего месяца.
  • предприятия (организации) со среднемесячными платежами более 10000 рублей уплачивают по срокам 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца декадные платежи в размере 1/3 суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету с последующими перерасчетами по сроку 20-го числа ( для предприятий железнодорожного транспорта -25-го числа) месяца, следующего за отчетным исходя из фактических оборотов по реализации;
  • если исчисленная по месячному расчету сумма налога превысит сумму, исчисленную к уплате декадными платежами, то сумма доплаты вносится плательщиком не позднее 20-го числа следующего месяца, а предприятиями железнодорожного транспорта и связи - 25-го числа следующего месяца;
  • если сумма налога, исчисленная по месячному расчету окажется меньше суммы, уплаченной подекадно, то сумма разницы засчитывается в уплату предстоящих очередных платежей или возвращается плательщику по его письменному заявлению в 10-дневный срок;
  • ежеквартально, исходя из фактических оборотов по реализации товаров, (работ, услуг) в срок, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом - предприятиям со среднемесячными платежами налога до 3000 рублей;
  • ежеквартально, исходя из фактических оборотов по реализации товаров, (работ, услуг) в срок, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом могут уплачивать налог на добавленную стоимость субъекты малого предпринимательства независимо от размеров среднемесячных платежей;
  • плательщики в сроки, установленные для уплаты налога за отчетный период, представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты(налоговые декларации) по уплате налога на добавленную стоимость.

Согласно п.6.11. Положения 205-п порядок отражения в бухгалтерском учете сумм налога на добавленную стоимость должен быть определен учетной политикой кредитной организации в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Если, например, налогоплательщик, на основании п.5. ст.

170 НК РФ весь уплаченный НДС относит на расходы, то и бухгалтерском учете НДС должен отражаться аналогичным образом. Поэтому аудиторы должены включить аудит учетной политики банка как этап аудиторской проверки.
При проведении аудита по специальному заданию (налоговому аудиту) в отчете аудитором выражается мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения в налоговых регистрах и налоговых декларациях данных по налогу на добавленную стоимость, а также своевременности расчетов с бюджетом по данному налогу. Кроме того, могут быть отражены выводы и предложения по вопросам оптимизации налоговой политики, построению системы налогового учета, автоматизации учетного процесса и т.п.
В аудиторском заключении по существенным искажениям и ограничениям, влияющим на мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности, могут быть даны следующие оговорки, касающиеся налога на добавленную стоиомсть:
- по разногласиям относительно налоговой политики и методов налогового учета;
- по разногласиям относительно раскрытия информации по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом в финансовой отчетности (классификации налоговых обязательств на текущие и долгосрочные, соблюдения принципа осмотрительности в отношении налоговых активов);
- по событиям, возникшим после отчетной даты, и условным фактам в хозяйственной деятельности, связанным с обязательством перед бюджетом по налогу на прибыль (по судебным делам и налоговым проверкам);
- по ограничениям в объеме работы аудитора.

Заключение


В рыночных условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности. Таким образом, появилась необходимость проведения независимого контроля всех коммерческих структур и особенно банков.
В результате налаживания рыночных отношений, появлением крупных банковских компаний и холдингов, расширением сфер их деятельности, интернационализацией бизнеса в целом, происходит все большее отделение непосредственных владельцев банка от менеджмента банка (директора, управляющие и другое наемное руководство). При выполнении своих обязанностей руководство компаний, банков должно периодически составлять финансовые отчеты о про веденной работе, достоверность которых проверяется с помощью внешних независимых аудиторов.
Так же хотелось бы отметить некоторую положительную роль Правительства страны в данном вопросе. Стремясь повысить экономическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Для того, чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосабливающихся к рыночной экономике.

Это становится невозможным без усиления контроля за качеством банковских активов, доходов, процедур учета и управленческого контроля, роль которого для собственников банка выполняют внешние аудиторы, которые посредством независимых проверок дают качественную и количественную оценку эффективности деятельности банка.

Отдельное место в этом процессе занимает налоговый аудит, который включает в себя все стороны финансово-хозяйственной деятельности банка и призван минимизировать затраты банков, вследствие неверного толкования налогового законодательства. В связи с переходом банковского сектора на международные стандарты финансовой отчетности, актуальность данного вопроса становиться еще более весомым.

В этой связи хотелось бы отметить, что специфика профессии аудиторов требует сочетания фундаментальной теоретической подготовки с разносторонним и достаточно длительным опытом успешной работы в коммерческих банках. В связи с чем вызывает недоуменние запрет, наложенный ЦБ на использование в аудиторских фирмах руководящих работников коммерческих банков, прежде всего главных бухгалтеров и их заместителей, при проведении аудиторских проверок и особенно консультаций, в то время как при проведении общего аудита такого рода ограничения отсутствуют.
В заключение можно сказать, что понятие налогового аудита банков, хотя и прошло трудный и тернистый путь в последние годы и имеет под собой весьма слабую законодательную базу, но все - таки прочно заняло свое место, как одну из наиболее важных и основных направлений в аудите.
При проведении аудита по специальному заданию (налоговому аудиту) в отчете аудитором выражается мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения в налоговых регистрах и налоговых декларациях данных по налогу на добавленную стоимость, а также своевременности расчетов с бюджетом по данному налогу. Кроме того, могут быть отражены выводы и предложения по вопросам оптимизации налоговой политики, построению системы налогового учета, автоматизации учетного процесса и т.п.

Библиографический список


  1. Федеральный закон от 07.08.2001 г. 119-ФЗ Об аудиторской деятельности;
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 696 Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  3. Методика аудиторской деятельности Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1);
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г.)
  5. Рекомендации Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского комитета по банковскому надзору Отношение между органами надзора за банками и внешними аудиторами;
  6. Указание оперативного характера ЦБР от 25 декабря 2003 г. N 181-Т
  7. О Методических рекомендациях О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности;
  8. Письмо Минфина РФ от 8 июля 2003 г. N 28-01-20/1402/АП О составлении аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных организаций (банковских/консолидированных групп);
  9. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 190 О лицензировании аудиторской деятельности (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г.);
  10. Письмо Минфина РФ от 21 марта 2002 г. N 28-05-01/374/АП О лицензировании аудиторской деятельности в области аудита кредитных организаций;
  11. Указание ЦБР от 4 октября 2000 г. N 846-У Об особенностях лицензирования деятельности аудиторских организаций, занимающихся банковским аудитом;
  12. Концепция адаптации Правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, для применения в области банковского аудита (Публикуется в соответствии с решением Экспертного комитета при Центральном банке Российской Федерации по банковскому аудиту (Протокол N 1 от 12 марта 2001 г.));
  13. Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит) (одобрена Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 14 от 26 июня 2003 г.) (утв. Минфином РФ от 18 июля 2003 г.);
  14. Приказ МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 Налог на добавленную стоимость Налогового кодекса Российской Федерации (с изм. и доп. от 22 мая 2001 г., 6 августа, 17 сентября 2002 г., 19 сентября, 26 декабря 2003 г.). Раздел 22
  15. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР О банках и банковской деятельности в РСФСР (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г.);
  16. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 О лицензировании отдельных видов деятельности;
  17. Кодекс этики аудиторов России (принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 16 от 28 августа 2003 г.)
  18. Суйц В.П., Ахмадбеков А.Н., Дубровина Т.А.: Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник М.: ИНФА-М, 2000.
  19. Андреев В.Д. Практический аудит/справочное пособие.- М.: Экономика, 1994г.
  20. ШереметА.Д., СуйцВ.П. Аудит / учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1995г.
  21. СидельниковаЛ.Б. Аудит коммерческого банка. - М.: Буквица, 1996г.
  22. КозловаЕ.П., ГаланинаЕ.Н. Бухгалтерский учет в банке. - М.: Финансы и статистика, 1996г.
  23. Под редакцией доктора экономических наук, профессора М.В. Мельник Аудит. - М.: Экономист 2004
  24. Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения: Учебно-практическое пособие. - М.: ОСЬ-89, 2003. - 496 с.
  25. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налогообложение предпринимателей и организаций. Упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. / Под ред. к.ю.н. А.В. Брызгалина. - Екб.: Издательство Налоги и финансовое право, 2002. - 192 с.
  26. Желудков А., Новиков А. Финансовое право (конспект лекций) - М.: Издательство ПРИОР, 2000. - 192 с.
  27. Камышанов П.И. Основы налогообложения в России -- М.: Элиста : АПП Джангар 2000 600с.
  28. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. М.: БЕК, 2001
  29. Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. М.: Юрайт-Издат, 2003г.- 635с.
  30. Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения: Учебно-практическое пособие. - М.: ОСЬ-89, 2003. - 496 с.
  31. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налогообложение предпринимателей и организаций. Упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. / Под ред. к.ю.н. А.В. Брызгалина. - Екб.: Издательство Налоги и финансовое право, 2002. - 192 с.
  32. Желудков А., Новиков А. Финансовое право (конспект лекций) - М.: Издательство ПРИОР, 2000. - 192 с.
  33. Налог на добавленную стоимость Учебно-практическое пособие по дистанционному обучению. М: 2002г.
  34. О. В. Мещерякова Налоговые системы развитых стран мира: Справочник, Москва, Фонд Правовая культура 2003 г., стр. 55
  35. С. Алексашенко Западноевропейская практика использования НДС, Экономические науки 1991 г. 6, стр. 94
  36. П. Бернд Шпан Будущее налога на добавленную стоимость в Европейском сообществе, Интерлинк 1992 г. 4, стр. 75
  37. Т. М. Бойко Первое знакомство с новым налогом, ЭКО 1999 г. 2
  38. В. Болотин НДС : преодоление иррационального, Российский экономический журнал 2001г. 9
  39. И. В. Караваева Эволюция налога на добавленную стоимость в налоговой теории и практике, Право и экономика 2003г. 9, стр. 51
  40. А. Н. Козырин, К. В. Рыжков Правовое регулирование НДС в Великобритании, Финансы2001 г. 4, стр. 23




Содержание раздела