Аудит налогообложение банка по налогу на добавленную стоимость
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, о том что:
Цель аудита доходов и расходов ОАО Коммерческий Фермерский земельный банк Арат:
проверка законности и обоснованности операций по счетам доходов и расходов
проверка полноты и своевременности зачисления сумм на счета доходов и расходов
правильности объявления банком налогооблагаемой прибыли
На стадии планирования аудиторы осуществляют предварительную оценку статей прибылей и убытков. При этом анализируются:
статьи доходов и расходов в разрезе филиалов и статей
динамика кредитных ресурсов и вложений
доходы и расходы банка по пассивным операциям
уровень доходов и расходов банка по сравнению с остальными банками, прежде всего с основными конкурентами.
В ходе собственно аудита
Определяются операции, по которым наиболее вероятно искажение информации:
начисление и учет кредитов, процентов по ним и резервов на возможные потери по ссудам
доходы по прочим активным операциям
начисление и учет процентов по депозитам и текущим счетам
операции на межбанковском рынке кредитов
расходы по прочим пассивным операциям
учет административных расходов
Осуществляется сплошная проверка материальных остатков и выборочная проверка остатков с небольшой вероятностью искажения путем:
занижения величины доходов путем отнесения поступивших средств на несоответствующие балансовые счета
завышения расходов за счет отнесения на них платежей, которые должны производиться из прибыли
Проверяется правильность расчета льгот по прибыли
Проверка по счетам прочих дебиторов и кредиторов:
расшифровка остатка по счетам, сверка остатков с первичными документами
определение обоснованности зачисления на счета
Аудит налогообложение банка по налогу на добавленную стоимость
К банковским относятся следующие операции, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом О банках и банковской деятельности (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (с изменениями на 29 декабря 2004 года), О порядке введения в действие Закона PСФСР O Центральном банке PСФСР (Банке Pocсии) и Закона PСФСР O банках и банковской деятельности в PСФСР,от 02.12.1990 N 395-1 Постановление Верховного Совета РФ от 02.12.1990 N 396-1:
привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;
кассовое обслуживание физических и юридических лиц
купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
выдача банковских гарантий.
Указанная льгота не распространяется на следующие сделки ОАО Коммерческий Фермерский земельный банк Арат:
услуги по инкассации
выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с юридическими и физическими лицами;
осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
лизинговые операции;
оказание консультационных и информационных услуг;
Основной этап аудита проверка правильности определения налогооблагаемой базы по НДС.
Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет ОАО Коммерческий Фермерский земельный банк Арат за отчетный период, должна определяться как разница между суммами налога, полученными по облагаемым данным налогом операциям и услугам, и суммами налога, уплаченными предприятиям и организациям по товарам (работам, услугам), стоимость которых включается в состав расходов банка (кредитного учреждения) по основной деятельности в части, приходящейся на облагаемые обороты.
Такой порядок расчета налога на добавленную стоимость применяется при ведении бухгалтерского учета как облагаемых, так и необлагаемых операций, а также затрат (расходов) по указанным операциям.
При невозможности обеспечения раздельного учета, к зачету из общей суммы уплаченного налога принимается налог в размере, соответствующем удельному весу доходов, полученных от облагаемых операций и услуг, в общей сумме доходов банка за отчетный период. Оставшаяся часть налога на добавленную стоимость, приходящаяся на приобретенные материальные ресурсы, относится на затраты банка (кредитного учреждения).
В отдельных случаях по выбору банков (кредитных организаций), если удельный вес доходов, полученных от выполнения облагаемых налогом на добавленную стоимость сделок, операций и услуг, в общей сумме доходов банка (кредитной организации) за отчетный период составляет менее 5 процентов, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по всем товарам, работам и услугам, допускается относить на расходы банка (кредитной организации). При этом вся сумма налога на добавленную стоимость, полученная по облагаемым сделкам, операциям, услугам, подлежит взносу в бюджет.
Основные средства и нематериальные активы, используемые ОАО Коммерческий Фермерский земельный банк Арат (кредитной организацией) при выполнении работ, оказании услуг, освобожденных от налога на добавленную стоимость, отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога, с последующим списанием в установленном порядке через суммы износа.
Налог на добавленную стоимость на приобретенные основные средства и нематериальные активы, используемые ОАО Коммерческий Фермерский земельный банк Арат при выполнении работ (услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, на издержки обращения не относится и подлежит отнесению на расчеты с бюджетом.
Кроме того ОАО Коммерческий Фермерский земельный банк Аратпо своему выбору (на отчетный год с сообщением об этом налоговому органу) могут приобретаемые основные средства и нематериальные активы, используемые при выполнении работ (оказание услуг), отражать в учете по стоимости приобретения, включая суммы уплаченного налога на добавленную стоимость, с последующим списанием в установленном порядке через суммы износа, независимо от размера (удельного веса) облагаемых налогом на добавленную стоимость сделок в общей сумме доходов ОАО Коммерческий Фермерский земельный банк Арат.
Одним из основных этапов аудита проводящегося независимой консалтинговой группой 2к аудит деловые консультации является проверка соблюдения сроков уплаты налога и представления расчетов, при этом учитывается следующее:
Фактические платежи:
ежемесячно, исходя из фактических оборотов по реализации товаров, работ, услуг за истекший календарный месяц в срок не позднее 20-го числе следующего месяца - организациями (предприятиями) со среднемесячными платежами от 3000 до 10000 рублей, кроме предприятий железнодорожного транспорта, которые уплату налога производят до 25-го числа следующего месяца.
предприятия (организации) со среднемесячными платежами более 10000 рублей уплачивают по срокам 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца декадные платежи в размере 1/3 суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету с последующими перерасчетами по сроку 20-го числа ( для предприятий железнодорожного транспорта -25-го числа) месяца, следующего за отчетным исходя из фактических оборотов по реализации;
если исчисленная по месячному расчету сумма налога превысит сумму, исчисленную к уплате декадными платежами, то сумма доплаты вносится плательщиком не позднее 20-го числа следующего месяца, а предприятиями железнодорожного транспорта и связи - 25-го числа следующего месяца;
если сумма налога, исчисленная по месячному расчету окажется меньше суммы, уплаченной подекадно, то сумма разницы засчитывается в уплату предстоящих очередных платежей или возвращается плательщику по его письменному заявлению в 10-дневный срок;
ежеквартально, исходя из фактических оборотов по реализации товаров, (работ, услуг) в срок, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом - предприятиям со среднемесячными платежами налога до 3000 рублей;
ежеквартально, исходя из фактических оборотов по реализации товаров, (работ, услуг) в срок, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом могут уплачивать налог на добавленную стоимость субъекты малого предпринимательства независимо от размеров среднемесячных платежей;
плательщики в сроки, установленные для уплаты налога за отчетный период, представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты(налоговые декларации) по уплате налога на добавленную стоимость.
Согласно п.6.11. Положения 205-п порядок отражения в бухгалтерском учете сумм налога на добавленную стоимость должен быть определен учетной политикой кредитной организации в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Если, например, налогоплательщик, на основании п.5. ст.
170 НК РФ весь уплаченный НДС относит на расходы, то и бухгалтерском учете НДС должен отражаться аналогичным образом. Поэтому аудиторы должены включить аудит учетной политики банка как этап аудиторской проверки.
При проведении аудита по специальному заданию (налоговому аудиту) в отчете аудитором выражается мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения в налоговых регистрах и налоговых декларациях данных по налогу на добавленную стоимость, а также своевременности расчетов с бюджетом по данному налогу. Кроме того, могут быть отражены выводы и предложения по вопросам оптимизации налоговой политики, построению системы налогового учета, автоматизации учетного процесса и т.п.
В аудиторском заключении по существенным искажениям и ограничениям, влияющим на мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности, могут быть даны следующие оговорки, касающиеся налога на добавленную стоиомсть:
- по разногласиям относительно налоговой политики и методов налогового учета;
- по разногласиям относительно раскрытия информации по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом в финансовой отчетности (классификации налоговых обязательств на текущие и долгосрочные, соблюдения принципа осмотрительности в отношении налоговых активов);
- по событиям, возникшим после отчетной даты, и условным фактам в хозяйственной деятельности, связанным с обязательством перед бюджетом по налогу на прибыль (по судебным делам и налоговым проверкам);
- по ограничениям в объеме работы аудитора.
Заключение
В рыночных условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности. Таким образом, появилась необходимость проведения независимого контроля всех коммерческих структур и особенно банков.
В результате налаживания рыночных отношений, появлением крупных банковских компаний и холдингов, расширением сфер их деятельности, интернационализацией бизнеса в целом, происходит все большее отделение непосредственных владельцев банка от менеджмента банка (директора, управляющие и другое наемное руководство). При выполнении своих обязанностей руководство компаний, банков должно периодически составлять финансовые отчеты о про веденной работе, достоверность которых проверяется с помощью внешних независимых аудиторов.
Так же хотелось бы отметить некоторую положительную роль Правительства страны в данном вопросе. Стремясь повысить экономическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Для того, чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосабливающихся к рыночной экономике.
Это становится невозможным без усиления контроля за качеством банковских активов, доходов, процедур учета и управленческого контроля, роль которого для собственников банка выполняют внешние аудиторы, которые посредством независимых проверок дают качественную и количественную оценку эффективности деятельности банка.
Отдельное место в этом процессе занимает налоговый аудит, который включает в себя все стороны финансово-хозяйственной деятельности банка и призван минимизировать затраты банков, вследствие неверного толкования налогового законодательства. В связи с переходом банковского сектора на международные стандарты финансовой отчетности, актуальность данного вопроса становиться еще более весомым.
В этой связи хотелось бы отметить, что специфика профессии аудиторов требует сочетания фундаментальной теоретической подготовки с разносторонним и достаточно длительным опытом успешной работы в коммерческих банках. В связи с чем вызывает недоуменние запрет, наложенный ЦБ на использование в аудиторских фирмах руководящих работников коммерческих банков, прежде всего главных бухгалтеров и их заместителей, при проведении аудиторских проверок и особенно консультаций, в то время как при проведении общего аудита такого рода ограничения отсутствуют.
В заключение можно сказать, что понятие налогового аудита банков, хотя и прошло трудный и тернистый путь в последние годы и имеет под собой весьма слабую законодательную базу, но все - таки прочно заняло свое место, как одну из наиболее важных и основных направлений в аудите.
При проведении аудита по специальному заданию (налоговому аудиту) в отчете аудитором выражается мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения в налоговых регистрах и налоговых декларациях данных по налогу на добавленную стоимость, а также своевременности расчетов с бюджетом по данному налогу. Кроме того, могут быть отражены выводы и предложения по вопросам оптимизации налоговой политики, построению системы налогового учета, автоматизации учетного процесса и т.п.
Библиографический список
Федеральный закон от 07.08.2001 г. 119-ФЗ Об аудиторской деятельности;
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 696 Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
Методика аудиторской деятельности Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1);
Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г.)
Рекомендации Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского комитета по банковскому надзору Отношение между органами надзора за банками и внешними аудиторами;
Указание оперативного характера ЦБР от 25 декабря 2003 г. N 181-Т
О Методических рекомендациях О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности;
Письмо Минфина РФ от 8 июля 2003 г. N 28-01-20/1402/АП О составлении аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных организаций (банковских/консолидированных групп);
Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 190 О лицензировании аудиторской деятельности (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г.);
Письмо Минфина РФ от 21 марта 2002 г. N 28-05-01/374/АП О лицензировании аудиторской деятельности в области аудита кредитных организаций;
Указание ЦБР от 4 октября 2000 г. N 846-У Об особенностях лицензирования деятельности аудиторских организаций, занимающихся банковским аудитом;
Концепция адаптации Правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, для применения в области банковского аудита (Публикуется в соответствии с решением Экспертного комитета при Центральном банке Российской Федерации по банковскому аудиту (Протокол N 1 от 12 марта 2001 г.));
Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит) (одобрена Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 14 от 26 июня 2003 г.) (утв. Минфином РФ от 18 июля 2003 г.);
Приказ МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 Налог на добавленную стоимость Налогового кодекса Российской Федерации (с изм. и доп. от 22 мая 2001 г., 6 августа, 17 сентября 2002 г., 19 сентября, 26 декабря 2003 г.). Раздел 22
Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР О банках и банковской деятельности в РСФСР (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г.);
Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 О лицензировании отдельных видов деятельности;
Кодекс этики аудиторов России (принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 16 от 28 августа 2003 г.)
Андреев В.Д. Практический аудит/справочное пособие.- М.: Экономика, 1994г.
ШереметА.Д., СуйцВ.П. Аудит / учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1995г.
СидельниковаЛ.Б. Аудит коммерческого банка. - М.: Буквица, 1996г.
КозловаЕ.П., ГаланинаЕ.Н. Бухгалтерский учет в банке. - М.: Финансы и статистика, 1996г.
Под редакцией доктора экономических наук, профессора М.В. Мельник Аудит. - М.: Экономист 2004
Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения: Учебно-практическое пособие. - М.: ОСЬ-89, 2003. - 496 с.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налогообложение предпринимателей и организаций. Упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. / Под ред. к.ю.н. А.В. Брызгалина. - Екб.: Издательство Налоги и финансовое право, 2002. - 192 с.
Желудков А., Новиков А. Финансовое право (конспект лекций) - М.: Издательство ПРИОР, 2000. - 192 с.
Камышанов П.И. Основы налогообложения в России -- М.: Элиста : АПП Джангар 2000 600с.
Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. М.: БЕК, 2001
Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. М.: Юрайт-Издат, 2003г.- 635с.
Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения: Учебно-практическое пособие. - М.: ОСЬ-89, 2003. - 496 с.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налогообложение предпринимателей и организаций. Упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. / Под ред. к.ю.н. А.В. Брызгалина. - Екб.: Издательство Налоги и финансовое право, 2002. - 192 с.
Желудков А., Новиков А. Финансовое право (конспект лекций) - М.: Издательство ПРИОР, 2000. - 192 с.
Налог на добавленную стоимость Учебно-практическое пособие по дистанционному обучению. М: 2002г.
О. В. Мещерякова Налоговые системы развитых стран мира: Справочник, Москва, Фонд Правовая культура 2003 г., стр. 55
С. Алексашенко Западноевропейская практика использования НДС, Экономические науки 1991 г. 6, стр. 94
П. Бернд Шпан Будущее налога на добавленную стоимость в Европейском сообществе, Интерлинк 1992 г. 4, стр. 75
Т. М. Бойко Первое знакомство с новым налогом, ЭКО 1999 г. 2
В. Болотин НДС : преодоление иррационального, Российский экономический журнал 2001г. 9
И. В. Караваева Эволюция налога на добавленную стоимость в налоговой теории и практике, Право и экономика 2003г. 9, стр. 51
А. Н. Козырин, К. В. Рыжков Правовое регулирование НДС в Великобритании, Финансы2001 г. 4, стр. 23