d9e5a92d

Тема 4. Основы организации рыночного хозяйства


Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают ресурсы и потребности общества. Потребность это нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения.
Разнообразные потребности человека изменяются в зависимости от времени и обстоятельств. Знаменитый американский социолог Абрахам Маслоу предложил специальную «пирамиду потребностей», которая описывает все возможные виды потребностей и желаний (схема 6).
Схема 6.

Классификация человеческих потребностей по А. Маслоу



Эту классификацию можно дополнить выделением потребностей рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и не осознанных, ложно понятых и т. д.
Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму экономического интереса.
Экономический интерес это форма проявления экономических потребностей.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни из них имеются в неограниченном количестве, например воздух, другие в ограниченном. Ограниченные в своем физическом объеме блага называются экономическими.
Для получения экономических благ необходимы соответствующие ресурсы. С их использованием для удовлетворения потребностей человека связаны все проблемы экономического развития. Решение этих проблем базируются на двух экономических аксиомах:
человеческие потребности безграничны и неутолимы. Хорошей иллюстрацией этого является известная сказка о золотой рыбке;
ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.
Отмеченное противоречие разрешается путем выбора. Не случайно одно из определений экономики гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей.
Факторы производства это ресурсы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы.
Природные ресурсы земля, вода, воздух, сырье, используемые для переработки.
Труд это умственные и физические способности человека, необходимые для производства. Среди них особое значение имеет предпринимательская способность, которую иногда называют особым фактором производства, т. к. она объединяет все факторы производства в одном предприятии.
Капитал здания, сооружения, станки, машины, полуфабрикаты и т. п., что создано человеческим трудом.
Взаимодействие факторов производства можно представить в виде схемы 7.
Схема 7.
Взаимодействие факторов производства



Под предпринимательской способностью, таким образом, понимается особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.
Противоречия экономического развития, связанные с ограниченностью ресурсов, разрешаются путем выбора альтернативных путей их использования с учетом экономической эффективности.
В упрощенном виде эффективность использования ограниченных ресурсов моделируется с помощью кривой производственных возможностей. Она определяет границу производственных возможностей, которая показывает максимально возможный объем производства конкретного товара или вида услуг при заданных ресурсах и знаниях, которыми располагает экономика, и заданных объемах производства других товаров и услуг.
Кривая производственных возможностей графическое изображение различных комбинаций производства благ при максимальном использовании имеющихся ресурсов и существующем уровне технологии.
Рассмотрим пример:

Возможности
Потребительские товары (Х)
Инвестиционные товары (Y)
A
0
7
B
1
5
C
2
7
D
3
6
E
4
3
F
5
0


Изобразив данные на графике, получим кривую производственных возможностей (схема 8).
Схема 8.
Кривая производственных возможностей



На графике изображена кривая производственных возможностей, каждая точка которой показывает количество товара X, производимого при полном использовании всех имеющихся ресурсов, взамен товара Y. Точки А, Е, F представляют производственные возможности общества в производстве товаров X и Y. Если производится два товара X, то семь товаров Y. Точка B показывает, что производство организованно неэффективно и есть неиспользованные ресурсы, например, рабочая сила. Точки C и D показывают уровень производства, недостижимый при данной технологии. Такая «сверхэффективность» в условиях ограниченных ресурсов возможна лишь при усовершенствовании технологии.


Экономическая эффективность характеризуется отношением результата к затратам производства.
Если предложение имеющихся в распоряжении общества ресурсов увеличивается, то появляется возможность произвести больше как первого, так и второго альтернативных товаров. Это отражается сдвигом кривой производственных возможностей. Происходящий при этом экономический рост имеет одну важную особенность: общество может реализовать их в будущем, только ограничив текущее потребление.

Компромиссы между сегодняшними издержками и завтрашними выгодами касаются всех, кто принимает решения, отдельных потребителей, предприятий и государственных органов.
3. 2. Ключевые вопросы экономики Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этой проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.
1. Что должно производиться т. е. какие товары и в каком количестве;
2. Как будут производиться товары, т. е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены;
3. Для кого предназначаются товары, т. е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу.
Рассмотрим содержание каждого вопроса. Первый важнейший выбор какие товары производить, легко проиллюстрировать на примере общества, выпускающего только два товара А и Б. Факторы производства, используемые в одном месте, не могут в то же время применяться в другом производстве. Это означает, что производство товара А влечет за собой потерю возможности производить товар Б и имеет альтернативную стоимость.
Альтернативная стоимость товара или услуги это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов.
Денежные затраты и альтернативная стоимость это пересекающиеся понятия. Некоторые альтернативные стоимости, такие как плата за обучение, принимают форму денежных расходов, в то время как другие, такие как затраты свободного времени, не проявляются в денежном виде. Некоторые денежные расходы, как та же плата за обучение, представляют собой альтернативные стоимости, т. к. могли быть израсходованы на другие потребности.

Другие денежные затраты, например на одежду, питание и т. д., существуют всегда и поэтому не включаются в альтернативную стоимость.
Второй основной экономический выбор как производить. Он связан с существованием нескольких способов производства товара или услуги Автомобили можно делать, например, на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малой долей труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большее количество труда. Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето.
Эффективность Парето- это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую.
Когда эффективность достигнута, то большее количество товара может быть произведено ценой потери возможности производить что-то еще, если факторы производства и знания неизменны. Однако эффективность производства можно увеличить при улучшении общественного разделения труда. Его важными характеристиками являются специализации и кооперация, позволяющие учитывать сравнительные преимущества в производстве товара.
Сравнительное преимущество это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.
Проиллюстрируем принцип сравнительного преимущества примером. Предположим, что два студента подрабатывают в конторе. Сергей может напечатать письмо за 5 минут, надписать и заклеить конверт за 1 минуту.

Андрею нужно потратить 10 минут на письмо и 5 минут на конверт. Работая независимо друг от друга они могут сделать 14 писем в час. Используя принцип сравнительного преимущества, эффективнее организовать работу так, чтобы Андрей, имеющий меньшую альтернативную стоимость в печатании писем, занимался только этим.

Тогда Сергей заклеивал и надписывал подготовленные Андреем письма, затратив на это 6 минут, а в оставшееся время самостоятельно подготовить еще 9. В этом случае общий итог работы будет максимальным и составит 15 писем.
Принцип сравнительного преимущества имеет достаточно широкое применение. Он может использоваться не только для организации производства внутри предприятия, но и в связи с разделением труда между фирмами или государственными агентствами, а также между странами.



Содержание раздела