d9e5a92d

Роль генерального соглашения по торговле и услугам



Наряду с общими чертами развивающиеся страны существенно различаются уровнем развития туризма и соответственно политикой международного туризма. Например, в международном туризме велико значение новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии и Мексики, а из слаборазвитых стран большую часть международных туристов принимают только Китай и Индия.

Продвижение своего туристского продукта в крупные туристообразующие страны ЕС, а также в США и Японию требует значительных финансовых ресурсов, а для развивающихся стран, как правило, еще больше. Поэтому они вынуждены проводить политику региональной кооперации для обеспечения мероприятий по продвижению и сбыту своих туристских продуктов. Однако, чтобы совместное продвижение не стало причиной утери их своеобразия и собственного имиджа, важно, чтобы действия по продвижению туризма, базирующиеся на региональной кооперации, освещали индивидуально каждый туристский центр. Одним из наглядных примеров такого вида кооперации является РАТА, которая включает большинство туристских центров Восточной и Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Сегодня страны Индийского океана по примеру РАТА также пытаются создать свою региональную ассоциацию, в которую должны войти Австралия, Индия, Пакистан, Малайзия, Сингапур.

С помощью такой кооперации эти страны смогут проводить продвиженческую деятельность не только на своих традиционных рынках, но и во всем мире. Малые группы развивающихся стран, находящихся в одинаковых географических зонах, также организуют региональные кооперации, например, те же острова Индийского океана создали Комиссию Индийского океана для совместного участия в ярмарках и выставках.

Развивающиеся страны одного региона, кооперируясь, создают смешанные туристские продукты, при этом сохраняя свои индивидуальные черты. Также известны проекты между странами Индийского океана и Восточной Африки; Мексики со странами Центральной Америки и др. Однако этот вид туризма, объединяющий разные туристские центры, не так уж и дешев из-за больших расходов на транспорт между этими центрами и потому нацелен в основном на состоятельных клиентов.

Страны с разными уровнями развития создают также совместные проекты. Пример таких соглашений - кооперация между ЕС и странами Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона. EFRD также помогает странам, оказывая им финансовую помощь при продаже их туристских продуктов на европейском рынке.

Программы межрегиональной кооперации между странами с разным уровнем развития помогают развивающимся странам внедрять новые технологии для повышения конкурентоспособности их туристского продукта и соответствия его потребительским требованиям. С этой целью ВТО применяла специфические международные программы, например "Интеррег" и "Регус".

С учетом вышесказанного туристская политика в развивающихся странах в основном должна быть направлена на снижение риска экономической зависимости, которую может вызвать неконтролируемый рост международного туризма. Органы, ответственные за развитие туризма в развивающихся странах, должны все больше сотрудничать с международными организациями.

Развивающиеся страны внедряются на туристообразующие рынки часто индивидуально, если они имеют достаточные финансовые ресурсы, или совместно с другими странами. Если страны не имеют транснациональных компаний или представительств за рубежом, то они могут достигнуть сравнительно высоких результатов, объединив свои национальные туристские компании с транспортными компаниями.

Политика развития социального и оздоровительного туризма

В последнее время в мире осуществляются определенные инициативы в сфере социального и оздоровительного туризма. Цель развития этой сферы -предоставление возможности наибольшему числу людей проводить отпуск внутри своей страны или за рубежом и восстанавливать здоровье и трудоспособность с минимальными затратами. В последнее время этот вид туризма становится доступен людям различных социально-профессиональных категорий.

Его услугами пользуются и пожилые, и молодые люди с различными отклонениями здоровья. Социальный туризм характеризуется:



- активным подключением разного рода социальных организаций (пенсионных фондов, трудовых советов, профсоюзов и др.);

- разнообразием финансовой поддержки (займы с низкими процентными ставками, субсидии, налоговые льготы и др.);

- использованием достижений в социальной сфере, повышающих уровень жизни и стандарты здравоохранения.

Современный человек стал восприимчив к новым болезням, обусловленным индустриальным развитием (метаболические болезни, нарушения кардиовестибулярного аппарата, различные психические расстройства). Путешествия в места, отличающиеся от привычной среды обитания, отдых на курортах у моря, в горах или в сельской местности оказывают очень сильное физическое воздействие и могут вылечить или предупредить разные недуги. Групповые же I поездки могут оказать социальную терапию социально изолированным людям.

Комитет присоединенных членов ВТО в целях адаптации оздоровительного туризма к новым потребностям индустриального общества создал рабочую группу под названием "Оздоровительный туризм", которая призвана определять программы этого вида туризма во всем мире.

В развитии социального туризма важное место, кроме ВТО, занимает Международное бюро социального туризма (IBST), созданное в Брюсселе в 1963 г. Оно объединяет национальные туристские организации, вовлеченные в социальный туризм в основном из индустриальных стран. Хартия этой организации, принятая на Генеральной ассамблее в Вене в 1972 г., провозгласила фундаментальные принципы социального туризма [23]. Эти принципы в дальнейшем были отражены в Манильской декларации ВТО и Акапульской хартии ВТО, принятых соответственно в 1980 и 1982 гг.

Принципы вышеназванных декларации и хартии применимы также и к оздоровительному туризму.

Роль генерального соглашения по торговле и услугам

Генеральное соглашение по торговле и услугам (GATS) - это один из аспектов Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по товарам и тарифам (ГАТТ) по либерализации мировой торговли, а именно по либерализации обмена услугами. Это соглашение создавалось как часть многостороннего продолжительного межправительственного торгового соглашения. Оно во многом применимо для туризма, в частности для специалистов, занимающихся туристской политикой.

По поручению ВТО в 1994 г. ГАТТ вместе с Конференцией ООН по торговле и развитию составил отчет "Туристские услуги и GATS", в котором туристские услуги определены как продукт или продукция деятельности прибыльных и неприбыльных экономических единиц, предназначенные для конечных или промежуточных потребителей. В отличие от других видов деятельности туризм представляет не один специфический вид услуг, а их ассортимент, и его деятельность нацелена на конечных потребителей.

Уругвайский раунд в основном был посвящен четкой идентификации и значительному снижению торговых барьеров. На практике это означает, что страны начинают многосторонний процесс взаимных уступок в доступе на свои рынки или устранения барьеров в торговле услугами.

GATS облегчает продвижение предлагаемых услуг, но обеспечение определенных услуг часто требует тесного персонального контакта продавца и клиента, поэтому так важна возможность передвижения основного персонала на рынки услуг. Однако некоторые страны требуют визу при пересечении границы или сокращают количество выдаваемых разрешений на работу, что препятствует или замедляет движение специалистов, менеджеров и технического персонала. В этом случае можно использовать GATS, которое содержит схему переговоров для облегчения въезда персонала, работающего в сфере услуг, на территорию стран-участниц соглашения.

В результате переговоров об открытии рынков возрастает участие развивающихся стран в мировой торговле услугами. Это сказывается на проникновении на туристские рынки новых технологий и на этой основе на усилении позиций услуг, создаваемых в развивающихся странах, совершенствовании доступа этих стран к каналам распределения услуг и информационным сетям и т.д.

Переговоры на государственном уровне о четырех важных секторах сферы услуг - финансовых, перемещении через границу физических лиц, телекоммуникационных услугах и услугах морского транспорта - до последнего времени продвигались медленно и пока не завершены. В настоящее время эти переговоры ведутся в рамках Всемирной торговой организации, которая в 1995 г. пришла на смену ГАТТ.



Содержание раздела