d9e5a92d

Митин Б. М. - Ценные бумаги - учет, налоги, право

Данная книга обобщает многолетний опыт работы автора в области аудита операций с ценными бумагами. Она представляет собой своего рода справочник для бухгалтеров и аудиторов, работающих в этой сфере.

С момента своего первого выхода в свет в 2000 г. эта книга выдержала четыре издания и зарекомендовала себя как удобный справочный инструмент для практической деятельности.
Первый раздел книги посвящен наиболее актуальному для бухгалтеров и аудиторов вопросу - налогообложению операций с ценными бумагами. Здесь подробно освящаются все основные вопросы налогообложения - налог на прибыль при реализации ценных бумаг, методы определения рыночных цен, налогообложение процентов и дисконтов, сделок РЕПО и других специальных операций.

Отдельно затрагиваются вопросы уплаты НДФЛ и раздельного учета по НДС. Учитывая обилие оффшорных схем на фондовом рынке, в книгу включена глава, посвященная налогообложению нерезидентов.
Второй раздел книги посвящен вопросам бухгалтерского учета операций с ценными бумагами. Здесь даются подробные комментарии к ПБУ 19/02, даются рекомендации по учету вексельных операций на примерах.
Третий раздел книги представляет собой обзор правовых основ рынка ценных бумаг в РФ. Данный раздел не претендует на полноту изложения вопроса, так как книга рассчитана все же на бухгалтеров и аудиторов, а не профессиональных юристов.

Однако все основные юридические и иные профессиональные термины фондового рынка, которые могут пригодиться в работе, в третьем разделе изложены в максимально простой и понятной форме.

Налогообложение операцийс ценными бумагами

Согласно п. 10 ст. 280 НК РФ налоговая база по доходам от реализации ценных бумаг определяется налогоплательщиком отдельно от основной налоговой базы. При этом все ценные бумаги делятся на две категории - обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке.

Статьей 280 НК РФ ограничена возможность принятия для целей налогообложения убытков от операций с ценными бумагами. В течение налогового периода убытки от операций с ценными бумагами принимаются только в пределах доходов от ценных бумаг этой же категории.

В связи с этим налогоплательщик обязан вести раздельный налоговый учет доходов и прямых расходов по операциям с ценными бумагами каждой категории.
К доходам от операций с ценными бумагами по п. 2 ст. 280 НК РФ отнесены:
1. Цена их реализации или иного выбытия (в том числе погашения);
2. Проценты, которые выплачиваются при реализации (ином выбытии) некоторых долговых ценных бумаг, независимо от того, платит ли их покупатель по сделке или эмитент этой ценной бумаги.
Перечень прямых расходов, которые вычитаются из доходов по соответствующей категории ценных бумаг, указан в п. 2 ст. 280 НК РФ и включает в себя:
1) цену приобретения ценной бумаги;
2) другие прямые расходы по приобретению (вознаграждения брокерам, биржам, регистраторам, депозитариям и т. п.);
3) накопленных процентов (купонов), уплаченных при покупке ценной бумаги, если ранее они еще не были вычтены из налоговой базы;
4) расходы по реализации ценных бумаг (вознаграждения брокерам, биржам и т. п.).
При ведении налогового учета операций с ценными бумагами необходимо учитывать следующие особенности.
Во-первых, прибыль от операций с ценными бумагами, после того как она посчитана с учетом всех требований ст. 280 НК РФ, в полной сумме включается в общий котел наравне со всеми другими доходами.
Это означает, в частности, что если налогоплательщик в отчетном периоде получил прибыль только от операций с ценными бумагами, он может вычесть из нее свои косвенные (общехозяйственные) и иные расходы, принимаемые для целей налогообложения.
Законодатель в ст. 280 НК РФ ограничил возможность списания убытков от операций с ценными бумагами. Для выполнен ия этой нормы и требуется раздельный учет доходов и расходов по категориям ценных бумаг.

Но если налогоплательщиком получена прибыль от операций с ценными бумагами, она включается в общий котел, как и все иные доходы.
Эта позиция была подтверждена и в судебной практике (см. постановление ФАС Уральского округа от 4 февраля 2004 г. Ф09-71/04АК). Во-вторых, при реализации ценных бумаг в налоговом учете их стоимость может определяться методом ЛИФО, ФИФО или стоимости единицы. Применить метод стоимости единицы невозможно к эмиссионным ценным бумагам (акции, облигации, опционы), а также к инвестиционным паям паевых фондов.

В таких случаях необходимо использовать методы ЛИФО или ФИФО.
Согласно Федеральному закону О рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 г. 39-ФЗ эмиссионные ценные бумаги размещаются выпусками, внутри которых все ценные бумаги одинаковы - предоставляют один и тот же набор прав, имеют один номинал и т. п.


Как правило, использовать в отношении таких ценных бумаг метод стоимости единицы технически невозможно. Инвестиционные паи паевых фондов формально не являются эмиссионными ценными бумагами, но по условиям обращения аналогичны последним (см. ст.

14 Федерального закона Об инвестиционных фондах от 29 ноября 2001 г. 156-ФЗ).
Особо следует выделить также ценные бумаги с поэтапным погашением (облигации с амортизацией долга, закладные). Погашение этих ценных бумаг может проходить по частям в течение 10-20 лет и более.

Здесь целесообразно по мере частичного получения доходов, также по частям списывать стоимость самой ценной бумаги (п. 1. ст.

272 НК РФ).
В-третьих, доходы от реализации ценных бумаг в налоговом учете являются частью выручки предприятия, даже если эти операции носят разовый характер и не являются обычной деятельностью. Согласно ст. 249 НК РФ к доходам от реализации для целей налога на прибыль относятся все поступления за реализованные товары, а ценные бумаги - это тоже вид товаров в соответствии п. 3 ст.

38 НК РФ.
Правда, надо отметить, что по этому вопросу есть и противоположная точка зрения (см. постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 марта 2005 г. Ф09-1041/05АК).
В-четвертых, по ряду ценных бумаг возможно возникновение проблемы, к какой категории их отнести - обращающихся или не обращающихся на организованном рынке.
Ценная бумага считается обращающейся на организованном рынке только при одновременном выполнении трех условий, изложенных в п. 3 ст. 280 НК РФ:
1) она должна быть допущена к торгам хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
2) по этой ценной бумаге должна регулярно рассчитываться рыночная котировка в соответствии с законодательством РФ или иной страны;
3) рыночная котировка данной ценной бумаги регулярно публикуется (в т. ч. в электронных СМИ).
Под рыночной котировкой для целей налогообложения понимается средневзвешенная цена торгового дня или (если таковая не рассчитывается) средняя арифметическая между минимальной и максимальной ценами текущего дня.
Вопросы допуска ценных бумаг к обращению на организованных рынках регулируются приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. 04-1245/пз-н Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Согласно п. 4.2. названного Положения в отношении ценных бумаг, которые служат предметом сделок на организованном рынке, действует следующая норма:
Допуск ценных бумаг к торгам у организатора торговли осуществляется путем их включения в список ценных бумаг, допущенных к торгам (далее - Список).
Включение ценных бумаг в Список на фондовой бирже может осуществляться с прохождением и без прохождения процедуры листинга. При прохождении процедуры листинга ценныебумаги включаются в котировальные списки А (первого и второго уровней) и Б.
Таким образом, допущенными к обращению считаются все ценные бумаги, которые служат предметом сделок на организованном рынке, включая и ценные бумаги, не прошедшие листинг (внесписочные ценные бумаги).у профессиональных участников фондового рынка
Существует специфика определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами для отдельных организаций, занимающихся профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Согласно Федеральному закону О рынке ценных бумаг существует семь видов профессиональной деятельности на фондовом рынке и, соответственно, семь видов профессиональных участников этого рынка. Три из них - это организации, которые непосредственно заключают сделки на рынке: брокеры, дилеры и доверительные управляющие, Остальные четыре вида организаций относятся к инфраструктуре рынка - это организаторы торговли (биржи), регистраторы и депозитарии (ведут учет прав собственности) и клиринговые организации (организуют взаиморасчеты).

Сразу необходимо отметить, что инвестиционные фонды (как акционерные, так и паевые) не являются профессиональными участниками рынка, они лишь аккумулируют средства, которые потом инвестируют через профессиональных участников рынка (через свои управляющие компании).
Согласно п. 11 ст. 280 НК РФ организации, осуществляющие дилерскую деятельность, не ведут отдельный учет налоговой базы по категориям ценных бумаг.

Все прибыли и убытки от этих операций дилеры включают в общий котел.
Осуществление дилерской деятельности с точки зрения ст. 4 Федерального закона О рынке ценных бумаг означает заключение сделок с ценными бумагами на основе публичного объявления цен и других условий сделок.

На практике, как правило, сделки по публично объявленным твердым ценам заключаются на биржах. Доказать факт осуществления дилерской деятельности на внебиржевом рынке теоретически можно, но это значительно сложнее.
С точки зрения НК РФ (ст. 300) организация считается осуществляющей дилерскую деятельность, если она просто имеет дилерскую лицензию, выданную ФКЦБ России.
Все остальные профессиональные участники РЦБ кроме дилеров обязаны вести раздельный учет операций с ценными бумагами по двум категориям. При этом, согласно п. 8 ст.

280 НК РФ в учетной политике они обязаны выбрать категорию ценных бумаг, по операциям с которыми при формировании налоговой базы в доходы и расходы включаются иные виды доходов и расходов, определенные главой 25 НК РФ.
Эта норма означает следующее. При расчете налоговой базы по отдельным категориям ценных бумаг обычные организации (не профессиональные участники фондового рынка) из доходов от соответствующих операций вычитают прямые расходы, связанные с ними.

Доходы и расходы по другим видам деятельности при расчете налоговой базы по ценным бумагам не участвуют.
Профессиональные участники фондового рынка, не являющиеся дилерами, вправе по одной из категорий ценных бумаг включить в расчет налоговой базы не только доходы и расходы по соответствующим операциям с ценными бумагами, но также доходы и расходы по другим своим видам деятельности, не связанным с ценными бумагами.
Это можно пояснить на числовом примере.
ПРИМЕР
Предположим, организация за год получила убыток от реализации векселя, не обращающегося на организованном рынке, в размере 10 млн. руб., прибыль от реализации облигаций на бирже в размере 9 млн. руб., а также прибыль от сдачи помещений в аренду в размере б млн. руб.
Глава 1. Налоговая база Если эта организация осуществляет дилерскую деятельность, налоговая база в целом по фирме получается путем простого сложения всех прибылей и убытков:
-10 + 9+6=5 млн. руб.
Если это обычная организация (не профессиональный участник РЦБ), то убыток от реализации векселя у нее не может быть принят при отсутствии доходов по той же категории ценных бумаг, а прибыль от облигаций будет включена в общий котел вместе с доходами от аренды. В итоге налоговая база составит;
9+6=15 млн. руб.
Если же это профессиональный участник РЦБ, но не дилер, то он вправе выбрать: в налоговую базу по какой категории ценных бумаг он будет включать доходы и расходы по всем прочим видам своей деятельности {в данном случае доходы от аренды).
Если доход от аренды будет включен в налоговую базу по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке, то часть убытка по векселю (на 6 млн. руб.) можно будет принять для целей налогообложения. Налоговая база по категории необращающихся ценных бумаг будет равна нулю.
Налоговая база в целом по организации составит:
0+9 млн. руб.=9 млн. руб.
Если же доход от аренды будет включен в налоговую базу по другой категории ценных бумаг (суммирован с прибылью от облигаций), то убыток по векселю не будет принят в текущем периоде. В данном случае налоговая база в целом по фирме у такого профессионального участника РЦб ничем не будет отличаться от обычной организации, не являющейся профессиональным участником (и составит 15 млн. руб.).
Правильный выбор в учетной политике категории ценных бумаг, в базу по которой профессиональный участник будет включать свои прочие доходы и расходы (в том числе от оказания услуг), является вопросом налогового планирования.
Помимо особенностей определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, профессиональные участники РЦБ имеют особенности и по составу затрат (ст. 299 НК РФ). Согласно ст. 299 НК РФ профессиональные участники РЦБ имеют право уменьшать налоговую базу на целый ряд специфических затрат,связанных с их деятельностью.

К ним относятся, в частности, расходы на содержание торговых мест на биржах, расходы на раскрытие информации о своей деятельности, расходы в виде взносов организаторам торговли и иным организациям (в том числе некоммерческим), имеющим соответствующую лицензию. Глава 25 НК РФ запрещает уменьшать налогооблагаемую прибыль на взносы в некоммерческие организации, если только уплата этих взносов не является условием осуществления деятельности налогоплательщиком (п. 40 ст. 270 и подп.

29 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Под условием осуществления деятельности в налоговой практике часто понимается невозможность для налогоплательщика получить лицензию на тот или иной вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг без членства в какой-либо некоммерческой саморегулируемой организации (СРО), такой как НАУФОР или ПАРТАД. Поскольку в настоящее время для получения лицензии профессионального участника РЦБ членство в СРО не требуется, то существует точка зрения, что членские взносы в СРО нельзя относить в уменьшение налогооблагаемой прибыли (осуществлять деятельность на рынке и извлекать доходы можно и без этого).
Не исключено, что в будущем арбитражная практика внесет корректировки в этот подход, поскольку условия осуществления деятельности и условия получения лицензии - это не синонимы.
В числе особенностей состава затрат у профучастников необходимо отметить и право дилеров списывать на затраты суммы резервов под обесценение вложений в ценные бумаги {ст. 300 НК РФ).
Такой резерв дилер имеет право создавать каждый квартал под вложения в эмиссионные ценные бумаги, обращающиеся на организованных рынках. Резерв создается, если рыночные цены на такие ценные бумаги на отчетную дату оказались ниже стоимости их приобретения с учетом накладных расходов. Резерв создается под каждый выпуск эмиссионных ценных бумаг, цены
Глава 1. Налоговая 6 на которые упали. При дальнейшем росте цен резерв корректируется в сторону уменьшения с отнесением этих сумм на доходы. Следует иметь в виду, что право относить на затраты резерв под обесценение ценных бумаг имеют только дилеры.

Для других профессиональных участников РЦБ эти суммы не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база по операциям с ГЦБ


Согласно ст. 284 НК РФ проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам, выпущенным после 20 января 1997 г., облагаются налогом по ставке 15%.

Проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам, выпущенным до 20 января 1997 г., а также по валютным облигациям Минфина России 1999 г. выпуска (которые были выпущены в обмен на замороженные ОВВЗ 3-й серии), не облагаются налогом на прибыль.
Проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам (в том числе НКД полученные) выделяются в отдельную налоговую базу и не смешиваются с базой по операциям с ценными бумагами (абз. 3 ст.

281 НК РФ).
При этом доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам могут выплачиваться, как в виде процентов, начисленных на номинал, так и в виде дисконта. Примечательно, что ст.

281 НК РФ дает собственное определение тому, как считается дисконт по государственным и муниципальным ценным бумагам для целей налогообложения.
Согласно ст. 281 НК РФ по ценным бумагам, по которым не установлена процентная ставка, процентом является доход в виде разницы между номинальной стоимостью ценной бумаги и стоимостью ее на дату первичного размещения.

Под стоимостью на дату первичного размещения является средневзвешенная цена на эту дату (даже если налогоплательщик реально покупал ценную бумагу по цене ниже или выше средневзвешенной).
При этом, если дисконтная государственная или муниципальная ценная бумага были куплены или проданы на вторичном рынке, доход по ней должен считаться как доходность к погашению этой ценной бумаги, начисленная на цену приобретения.
ПРИМЕР
ГКО сроком 1 год были размещены на первичном аукционе с доходностью к погашению 20%. Это значит, что тот, кто купил ГКО на этом аукционе по средневзвешенной цене, и продержал их до погашения, получит доходность 20%.

Предположим, инвестор не дождался погашения и спустя месяц продал эти ГКО с доходностью 25%. Из полученной прибыли часть, соответствующая доходности 20%, облагается поставке 15%, а другая часть (превышающая доходность 20%), облагается на общих основаниях как обычный доход от реализации ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке.
Из абз. 3 ст.

281 ПК РФ следует, что если налогоплательщик получит доходность при продаже ГКО меньше чем 20% (скажем, 10%), он все равно обязан будет заплатить доход с суммы, которую он получил бы, если бы доходность составила 20%.
Фактически методика налогообложения доходов по государственным ценным бумагам, приведенная в ст. 281 НК РФ, ведет к отрыву объекта налогообложения от экономического смысла этого дохода, что противоречит ст.

41 и ст. 3 НК РФ. Кроме того, сам эмитент ГКО (Минфин России) в качестве процентного дохода по этим облигациям установил, что им является разница цены продажи (погашения) и цены приобретения облигации, какой бы она ни была (больше или меньше доходности к погашению).

Согласно п. 5 Условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций (утв. приказом Минфина России от 24 ноября 2000 г. ЮЗн) доходом по государственным краткосрочным облигациям считается дисконт, полученный в виде разницы между ценой размещения (покупки) и ценой погашения (продажи).

Спорные вопросы по переносу убытков от операцийс ценными бумагами на будущее


Глава 25 НК РФ допускает перенос убытков от операций с ценными бумагами на будущее. Однако текст ст. 280 и 283 НК РФ при написании был перегружен отсылочными нормами.

Это привело к тому, что в части переноса убытков от операций с ценными бумагами на будущее в данных двух статьях вместо конкретных формулировок оказались отсылочные нормы друг на друга. Согласно абз.

4 п. 10 ст. 280 НК РФ:
В течение налогового периода перенос на будущее убытков, понесенных в соответствующем отчетном периоде от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, осуществляется раздельно по указанным категориям ценных бумаг соответственно в пределах прибыли, полученной от операций с такими ценными бумагами.
Таким образом, в течение года убытки отчетного периода переносятся на следующий квартал (месяц) раздельно по категориям и в пределах прибыли от каждой категории ценных бумаг. От такого раздельного учета освобождены только организации, осуществляющие дилерскую деятельность (абз.

7 п. 10 ст. 280 НК РФ).
Если же и по итогам года в целом получен убыток от операций с ценными бумагами, то тогда применяются абз. 1-3 п. 10 ст.

280 НК РФ. Согласно этим нормам:
1) убытки от операций с ценными бумагами, полученными в прошлые годы, могут быть отнесены в уменьшение налоговой базы от операций с ценными бумагами той же категории в текущем налоговом периоде (абз. 2 и 3 п. 10 ст.

280 НК РФ).
2) убыток предыдущего налогового периода переносится на будущее в порядке и на условиях, которые установлены статьей 283 настоящего Кодекса.
Пункт 2 ст. 283 НК РФ говорит о том, что совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 процентов налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 настоящего Кодекса.

В 2006 г. этот норматив повышен до 50%, а с 2007 г. подлежит отмене полностью. Согласно п. 1 той же ст. 283 НК РФ налоговая база текущего периода считается с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, ст. 275.1, ст.

280 и 304 настоящего Кодекса. Данные нормы регулируют особенности налогообложения обслуживающих хозяйств, ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок.

Статья 283 НК РФ устанавливает 30%-й норматив на перенос убытков прошлых лет в отношении всей налоговой базы текущего года в целом, и говорит, что убытки от ряда специфических операций, в т. ч. по ценным бумагам (ст. 280), срочным сделкам (ст.

304) и обслуживающим хозяйствам (ст. 275.1 НК РФ) могут иметь свои дополнительные особенности переноса, если это предусмотрено соответствующими статьями Кодекса.
Таким образом, в отношении переноса убытков от ценных бумаг, срочных сделок и обслуживающих хозяйств ст. 283 НК РФ содержит отсылочную норму к ст.

280,304 и 275.1 соответственно.
Проблема состоит в том, что ст. 280 НК РФ тоже имеет отсылочную норму обратно в ст.

283 НК РФ и не содержит никаких нормативов в процентных или иных единицах измерения в отношении переноса убытков от операций с ценными бумагами. В абз. 2 и 3 п. 10 ст.

280 НК РФ говорится о том, что убытки прошлых лет от операций с ценными бумагами могут быть перенесены в счет будущих прибылей от ценных бумаг той же категории, а абз. 1 того же подпункта говорит, что это должно делаться в порядке и на условиях, которые установлены ст.

283 настоящего Кодекса.
Таким образом, две статьи (280 и 283) содержат отсылочные нормы друг на друга, говоря о том, что особенности либо порядок и условия переноса убытков от ценных бумаг на будущее надо посмотреть в другой статье (где их нет).
В совокупности подп. 1 и 2 ст. 283 НК РФ часто трактуются так: все убытки прошлых лет в целом не должны превысить 30%
Налогов база налоговой базы текущего года, а та часть этих убытков, которая возникла в свое время от операций с ценными бумагами, должна еще и уложиться в 30% от прибыли по соответствующей категории ценных бумаг.
ПРИМЕР
В текущем году получена прибыль в целом по организации S млн. руб., 8 том числе от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке (например, векселями) -1 кит. руб.
При этом в прошлом году был получен убыток отопераций с ценными бумагами той же категории (векселями) -1 млн. руб. Убыток прошлого года и прибыль текущего года от операций с векселями равны.
Убыток прошлого года (1 мяк. руб.) укладывается в 30% от налоговой базы текущего года (30% от 5 млн. руб. это 15 млн.), но не уклады -вается в 30% от прибыли по операциям с ценными бумагами той же категории е текущем периоде (30% от 1 млн. это только 300 тыс.).
Можно ли в таком случае перенести на текущий год КЮ% убытков от операций с векселями прошлого годэ или только30% от них (300 тыс руб.)? Довольно часто в налоговой практике упомянутый 30%-Й норматив применяется к убыткам от операций с ценными бумагами дважды, то есть в нашем примере на будущее переносится тол ько ЗООтъс руб. убытка, а не 1 млн.
Однако не исключено, что такая трактовка ст. 280 и 283 НК РФ не найдет подтверждения в судебной практике.



Содержание раздела