d9e5a92d

Поступления единого налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы

Право выбора объекта налогообложения предоставлено самому налогоплательщику (ранее он определялся законодательством регионов). При этом, выбрав объект налогообложения при переходе на упрощенную систему, налогоплательщик вынужден будет применять его в течение всего периода применения самой упрощенной системы.
Налоговые ставки дифференцированы в зависимости от объекта налогообложения: доходы, полученные налогоплательщиками, облагаются по ставке 6%, а доходы, уменьшенные на величину расходов, - по ставке 15% (ст. 346.20 НК РФ). По сравнению с действовавшими ранее они существенно сокращены.
В составе доходов организации учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав (в соответствии с правилами ст. 249 НК РФ), а также внереализационные доходы (в соответствии с правилами ст. 250 НК РФ). При определении объекта налогообложения организации не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
Индивидуальные предприниматели учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности, без распределения их на доходы от реализации и внереализационные доходы.
Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (ст. 346.17 НК РФ), т.е. доходы признаются по кассовому методу, аналогичному предусмотренному ст. 273 НК РФ.
Учитывая эти положения, а также то, что при переходе на упрощенную систему налогообложения с метода начисления в налоговую базу включаются суммы, полученные по договорам, исполнение которых производится после перехода (п. 1 ст. 346.25 НК РФ), можно сделать вывод о включении в состав дохода (выручки) авансовых платежей.
В целом можно утверждать, что привлекательность новой упрощенной системы, действующей на основании главы 26.2 НК РФ, для налогоплательщиков повысилась.
Увеличены, по сравнению с действующими ранее, критерии перехода (в том числе за счет установления добровольности выбора объекта налогообложения самими налогоплательщиком); упрощены порядок и условия применения данного режима налогообложения; сокращены ставки налога; в единый налог, взимаемый по упрощенной системе включен единый социальный налог и создана возможность его снижения за счет взносов в пенсионный фонд. На решение налогоплательщиков перейти на применение упрощенной системы налогообложения повлияло и то обстоятельство, что с внесением изменений в Налоговый кодекс был устранен ряд существенных недостатков правового и методологического характера ранее действовавшего Федерального закона от 29.12.1995 222 ФЗ: были установлены равные условия налогообложения результатов предпринимательской деятельности и единые фиксированные ставки единого налога, а также предусмотрены заявительный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения и освобождение налогоплательщиков от обязанности ведения бухгалтерского учета (за исключением учета основных средств и нематериальных активов), причем налогоплательщикам было предоставлено право выбора объекта налогообложения.
Вместе с тем привлекательность упрощенной системы повысилась и для крупных и средних предприятий, использующих эту систему для оптимизации своих налоговых выплат. Нельзя сказать, что это явление приняло повсеместный характер, однако очевидно, что практика такая распространена, особенно в сегменте средних и малых предприятий. Данное явление отражает конкуренцию общепринятой системы налогообложения и специальных режимов налогообложения и является следствием того, что новая упрощенная система более востребована бизнесом (причем не обязательно малым), нежели общеустановленная (а также упрощенная система, дейст-вовавшая до 1 января 2003 г.). В связи с этим, несмотря на установленные в статье 26.2. ограничения для злоупотреблений, например, ограничения на аффилированость (ограничения по участию в уставном капитале третьих лиц), ограничения для предприятий, занимающихся внешнеторговой деятельностью, и др., столь значительный рост числа плательщиков, использующих УСН, имеет и составляющую, которая обусловлена дроблением предприятий, регистрации работников предприятия или руководителей как ПБОЮЛ с их переводом на УСН и другими схемами оптимизации налоговых выплат. Специальных расчетов, оценивающих долю таких недобросовестных плательщиков в общем числе плательщиков ЕНУС, в рамках данного исследования нами не проводилось, однако ,обратим внимание на несколько фактов в защиту того тезиса, что специальной борьбы с этим явлением и установления в законодательстве дополнительных фильтров для перехода на специальный режим, проводить не следует, иначе можно чрезмерно усложнить переход на УСН, который в первую очередь коснется действительно малого бизнеса, или, что называется ,целевой аудитории главы 26.2. НК РФ.


Число налогоплательщиков, перешедших на УСН, несмотря на их резкое увеличение в 2003 г., в общем числе субъектов малого предпринимательства не настолько значительно: среди малых предприятий оно не превышает 25%, среди индивидуальных предпринимателей 8%. Поступления ЕНУС в консолидированный бюджет Российской Федерации составляют всего 0,46% ,и в результате роста в 2003 г. их доля увеличилась всего на 0,08 п.п. По поступлениям налогов, вошедших в единый налог, взимаемый по УСН, (НДС, ЕСН, налог на прибыль, налог на имущество, до 1 января 2004 г. налог с продаж), также отмечается рост, причем не меньший чем по самому единому налогу. Дробление единого предприятия на несколько юридических лиц, равно как и переведение работников или учредителей предприятия на УСН (с регистрацией в качестве ПБОЮЛ) также имеет свои пределы, определяемые возможностями управления несколькими юридическими лицами (вероятностью потери контроля при увеличении числа юрлиц) и соответствующим увеличением отчетности перед налоговыми органами. Вместе с тем, данный тезис верен в том случае, если речь не идет о крупнейших налогоплательщиках. Однако, такие налогоплательщики все известны и за ними ведется специальный контроль, в связи с чем, на наш взгляд, нецелесообразно дополнять законодательство новыми барьерами для использования УСН, равно как и резко увеличивать возможности для использования этой системы (например, увеличивать предельный оборот, по которому налогоплательщик может перейти на УСН).
Кроме того, мы считаем, что в целях распространения права использования упрощенной системы налогообложения на более широкий круг налогоплательщиков, а также сокращения случаев дробления предприятий для оптимизации налоговых выплат, необходимо увеличить критерии, при которых предприятие может воспользоваться преимуществами УСН. В частности, необходимо рассмотреть вопрос увеличения предельного размера выручки, а также сделать условия обязательного перехода на общеустановленную систему (в частности, в случае превышения размера выручки) менее жесткими.


Значительно видоизменилась система единого налога на вмененный доход. Выделим следующее:

1.Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а также налога с продаж (до 1 января 2004 г., когда этот налог был отменен). Аналогичный подход применяется и для индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица. Таким образом, перечень налогов, заменяемых ЕНВД, сокращен по сравнению с действовавшим ранее, хотя в него и вошли наиболее проблемные налоги.

2.Сокращен перечень видов деятельности по сравнению с действовавшим в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 148-ФЗ О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности. Новая система больше не распространяется на:

  1. оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий);
  2. оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;
  3. оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;
  4. оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;
  5. деятельность организаций по сбору металлолома;
  6. изготовление и реализация предпринимателями игрушек и изделий народных художественных промыслов.

3.Одновременно с сокращением перечня видов деятельности увеличены (изменены) критерии, по которым субъект может стать плательщиком ЕНВД, в рамках оставшихся видов деятельности. Это произошло в отношении розничной торговли, общественного питания и перевозки автотранспортом. Так, для оказания автотранспортных услуг до 1 января 2003 г. плательщиками ЕНВД становились предприниматели и организации с численностью работающих до 100 человек, а с 1 января 2003 г. критерием для перевода на уплату ЕНВД становится количество автомобилей, используемых при перевозках, независимо от вида осуществляемых перевозок. В течение 2003 г. в главу 26.3 НК РФ были внесены поправки, согласно которым с 70 до 150 кв. м увеличена площадь торгового зала магазинов и павильонов, при осуществлении розничной торговли в которых применяется система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход. Аналогично, до 150 кв. м, увеличена площадь залов при оказании услуг общественного питания.

4.С 1 января 2003 г. единый налог на вмененный доход на территории всех субъектов РФ, вводящих уплату данного налога, исчисляется по единой формуле исходя из единой для всей территории России базовой доходности (статья 346.29). Таким образом, законы субъектов РФ больше не могут устанавливать размер базовой доходности.

5.Изменена система коэффициентов, корректирующих базовую доходность. Теперь их три:

  • К1 коэффициент, который учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта, и определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщиком к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром для данного вида деятельности. Порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земли устанавливается Правительством Российской Федерации;
  • К2 коэффициент, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности. Значения коэффициента К2 утверждаются соответствующими законами субъектов РФ;
  • К3 коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. Данный коэффициент публикуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Таким образом регионами регулируется только один коэффициент К2.

Следует также отметить, что коэффициент К1 до настоящего времени не применяется в виду проблем применения земельного кадастра для его расчета (в частности, не во всех субъектах РФ он сформирован полностью). В связи с чем, некоторые регионы, как будет показано в следующих разделах, активно вводят в коэффициент К2 факторы, которые учитывают местоположение налогоплательщика, что по своей сути дублирует коэффициент К1.

6.С 1 января 2003 года уплата единого налога будет производиться после завершения налогового периода, а не авансовым платежом за один или несколько месяцев, как ранее. Таким образом, исчезнет необходимость в перерасчете или возврате сумм налога в случае, если налогоплательщик изменил или прекратил свою деятельность в течение того периода, за который единый налог уже был уплачен.
Резюмируя, можно заключить, что режимы налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход были существенно видоизменены
Стали ли они более либеральными и сократили ли остроту проблем налогообложения для малого бизнеса? Некоторый оптимизм внушают ответы предпринимателей по проведенному ТПП опросу и опросам на данную тему, реализованным другими организациями. К тому факту, что новые режимы налогообложения для малого бизнеса в определенной степени стали более совершенными и снизили остроту проблемы налогообложения склоняются и авторы доклада. Вместе с тем, основной задачей на данном этапе должна стать корректировка нового налогового законодательства о спецрежимах, так как практика их применения выявляет ряд проблем, как это показано в следующих разделах.
Статистика поступлений единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2003 г.

Поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения

По состоянию на 1 января 2004 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее также ЕНУС), 17 354,7 млн. рублей, что составляет 196,0% к уровню поступлений единого налога за 2002 г. (с учетом индекса потребительских цен ИПЦ).
Увеличение объемов поступлений ЕНУС наблюдалось во всех федеральных округах, причем в Центральном, Южном, Уральском и Дальневосточном они выросли более чем в 2,4 раза.

Таблица 2.1.
Поступление единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения по федеральным округам РФ в 2003 г.


Федеральные
округа

Поступление единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения

на 1 января
2004 г., млн руб.1

2003г. в % к 2002 г.2

Справочно:
2002г. К 2001 г.2
РФ 17354,7 196,0 116,6
Центральный 4653,6 290,0 111,4
Северо-
Западный

3135,9
121,7 157,9
Южный 1687,6 241,4 114,8
Приволжский 2599,3 171,0 99,0
Уральский 2217,2 270,4 99,0
Сибирский 2096,0 166,3 115,4
Дальневосточный 965,2 247,7 87,5
1 с учетом единого минимального налога
2 с учетом региональных ИПЦ
Источник: данные МНС России, расчеты авторов.
Кроме того, в 2003 г. положительный прирост поступлений ЕНУС был зафиксирован в 83 субъектах РФ, в то время как в 2002 г.


Содержание раздела