d9e5a92d

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГНИ

С 1.01.2001 - единый социальный налог.
С 1.01.2001 взносы во внебюджетные социальные фонды заменил, объединивший социальный налог (гл. 24 ч. II НК РФ).
Выделяются две основные группы плательщиков налога:
- роботодатели (организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица);
- лица, которые занимаются профессиональной деятельностью и получают за это доходы (индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; адвокаты.
С плательщиков, которые переведены на уплату налога на внесенный доход в соответствии с ФЗ от 31.07.1998 г. 148-ФЗ единый социальный налог не взимается. Плательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения в соответствии с ФЗ от 29.12.1995 г. 222-ФЗ, являются плательщиками социолога.
Объект налогообложения для налогоплательщиков-роботодателей: 1) все выплаты, начисляемые в пользу работников; 2) материальная помощь и иные безвозмездные перечисления в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым гражданско-правовым, авторским или лицензионным договором.
Объект налогообложения для налогоплательщиков, не являющихся работодателями:
1) доходы от предпринимательской деятельности как в денежной, так и в натуральной форме, за вычетом затрат, связанных с извлечением этих доходов; 2) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - стоимость патента.
Работодатели включают в налоговую базу все начисления в пользу работников за налоговый период (календарный год). Облагаемая база ежемесячно определяется отдельно по каждому работнику нарастающим итогом с начала налогового периода.

Учитываются выплаты в денежной и натуральной форме, в виде материальной выгоды.
Налогоплательщики, не являющиеся работодателями, определяют налоговую базу как сумму доходов от своей предпринимательской деятельности, уменьшая их на затраты, связанные с их извлечением. Состав затрат при исчислении единого социального налога определяется исходя из порядка исчисления налога на доходы организацией.
Имеется перечень выплат (п. 1, КТ 238 НК РФ), которые не облагаются ЕСН, а также несколько групп льгот: на суммы выплат инвалидам I, II, III групп; на выплаты работникам организаций, связанных с инвалидами; льготы для индивидуальных предпринимателей, которые являются инвалидами I, II, III групп; льготы для иностранных граждан.
Ставки ЕНС дифференцированы в зависимости от величины облагаемой базы. для сумм налога, зачисляемых в соответствующий внебюджетный фонд, установлены разные шкалы. Налог относится к регрессивным, т.е. чем больше облагаемая база, тем меньше ставка.
Ставки зависят так же от категории налогоплательщика и установлены отдельно для каждой из них в соответствии со следующими уровнями регрессивной шкалы: до 100 000 руб.; от 100 001 до 300 000 руб.); от 300 001 до 600 000 руб.; свыше 600 000 руб.
Применять регрессивную шкалу могут только те работодатели, у которых в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника превышала 50 000 руб. (в среднем 4167 руб. в месяц).
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГНИ - государственная налоговая инспекция, создаваемая за счет установленной штатной численности территориальных налоговых органов в целях улучшения формирования доходной части федерального бюджета путем повышения эффективности работы с крупнейшими налогоплательщиками.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ - особый вид таможенных пошлин, предусмотренный в ст. 8 Закона РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. С. п. применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов.
СРОК - 1 установленное в договоре время поставки товара, груза или период времени, в течение которого товар должен быть доставлен покупателю. 2 Продолжительность времени в днях между датой выдачи векселя и датой его погашения. 3 Продолжительность времени (в годах) со дня выпуска и погашения облигаций.

4 Период времени, в течение которого продукция (товары) в процессе функционирования не теряют своих потребительских свойств. 5 Время безотказного функционирования оборудования, машин, других


средств производства. 6 Продолжительность времени, на которое предоставляются кредиты, вносятся вклады физических лиц на депозит.

7 Время исполнения обязательств, оплаты поставленных товаров, совершения сделок по приобретению ценных бумаг. 8 Время уплаты налогов, в т.ч. авансовых платежей, устанавливается применительно к каждому налогу, определяется календарной датой, периодом, а также указанием на событие, которое должно наступить, или действие, которое должно быть совершено.
Изменение установленного налоговым законодательством С. уплаты налогов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных гл. Изменение срока исполнения налогового обязательства Налогового кодекса РФ.
СТАВКИ АКЦИЗОВ - размеры налогообложения акцизами подакцизных товаров, определяются федеральным законом и по отдельным видам товаров - Правительством РФ.
Устанавливаются в виде процентов к стоимости товаров по отпускным ценам или в рублях за единицу измерения подакцизных товаров. С. а. по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, устанавливаются ГТК РФ в процентах от таможенной стоимости товара или в ЭКЮ за единицу измерения товара.

С. а. по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, являются на всей территории РФ едиными и устанавливаются законодательством. Специфические (твердые) ставки пересматриваются путем внесения изменений в Федеральный закон Об акцизах.

Ставки по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством РФ дифференцированно для отдельных месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий, а дифференцированные ставки на нефть, включая газовый конденсат, - для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной С. а. в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий в рублях за 1 т нефти и газового конденсата.
С суммы денежных средств, получаемых предприятиями (организациями) за производимые и реализуемые ими товары в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, а также со стоимости опциона и в случаях применения для исчисления акциза рыночных цен суммы акциза определяются по формуле С = НА,
где С - сумма акциза; Н - рыночная цена с учетом акциза, или сумма полученных денежных средств, или стоимость опциона; А - ставка акциза в процентах.
Сумма акциза, подлежащего оплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств-участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения.
По товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца, плательщики вносят авансовый платеж по акцизам в размере стоимости покупки марок акцизного сбора, определенной по формуле
А _ Атм Кт ,
где А - сумма авансового платежа по акцизам (в р.); Атм - цена одной марки акцизного сбора (в р.) в установленном размере; Кт - количество подакцизных товаров в натуральном выражении, подлежащих маркировке марками акцизного сбора (в единицах товара). Сумма авансового платежа по подакцизным товарам, подлежащим маркировке марками акцизного сбора, засчитывается в данном отчетном периоде при окончательном расчете суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, только в размере авансового платежа, приходящегося на фактический оборот реализованных и промаркированных марками акцизного сбора подакцизных товаров.

Акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Сумма акциза, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между начисленными суммами акциза по готовым подакцизным товарам и суммами акциза, уплаченными поставщиками за подакцизные товары, использованные в качестве сырья для подакцизных товаров, стоимость которых фактически отнесена (списана) в отчетном периоде на себестоимость.
Плательщики акцизов, не ведущие раздельного учета по товарам, облагаемым разными С. а., должны производить исчисление и уплату сумм акцизов, применяя наивысший процент акциза по данной группе товаров. Ответственность за правильность и своевременность уплаты акцизов и маркировки товаров акцизными марками несут организации (предприятия) и их должностные лица в соответствии с налоговым, таможенным, административным и уголовным законодательством.
СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН - ставки платежей, вносимых за ввоз товаров на таможенную территорию РФ и вывоз товаров с этой территории. С. т. п. являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ О таможенном тарифе.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.
СТАТУС ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ - правовое положение организации (предприятия, банка, страховщика и др.), индивидуального предпринимателя, необходимые им для осуществления коммерческой (предпринимательской) и иной экономической деятельности в соответствии с законодательством. Определяется организационно-правовой формой юридических лиц, учредительными документами, свидетельствами о государственной регистрации, полученными разрешениями (лицензиями) на осуществление отдельных видов деятельности, правами и обязанностями, формами ответственности, полномочиями (гарантиями), установленными законодательными и нормативными актами. Организация в качестве юридического лица, а физическое лицо как индивидуальный предприниматель приобретают такой статус только после государственной регистрации. СТРАХОВЩИК - юридическое лицо любой организационно-правовой формы, разрешенной действующим законодательством, созданное в целях осуществления страховой деятельности (по законодательству РФ страховая организация или общество взаимного страхования) и имеющее лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.

С. являет собой хозяйствующий субъект, осуществляющий страхование и ведающий созданием и расходованием страхового фонда. Предметом непосредственной деятельности С. не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.
С. как специализированная финансовая организация должен пройти определенную процедуру государственного лицензирования. Во-первых, он должен зарегистрироваться в органах местной исполнительной власти как коммерческая организация и приобрести все присущие ей черты - фирменное наименование, счет в банке, юридический адрес и т.п.

Во-вторых, для того чтобы заниматься непосредственно страхованием, С. должен получить специальное разрешение-лицензию в Росстрахнадзоре. При лицензировании С. оцениваются его возможности заниматься определенными видами страхования с учетом наличия у него соответствующего капитала, соответствия ее ресурсов тем обязательствам перед возможными клиентами, которые С. предполагает принять на себя.
СУБСИДИЯ - предоставляемое из средств государственного бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов или из специальных фондов пособие в денежной или натуральной форме юридическим и физическим лицам, органам местного самоуправления, другим странам. Бывают прямые и косвенные С.
Прямые - непосредственное предоставление средств, косвенные С. - установление налоговых и других льгот.
СУБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК) - лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Понятию субъект налогообложения близко другое понятие - носитель налога. Последнее понятие существует в связи с экономической возможностью переложения тяжести налога с С. н., т.е. лица, уплачивающего налог в бюджет, на другое лицо. Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения, т.е. налог должен сокращать доходы налогоплательщика.

Обязанность уплатить налог за счет собственных средств не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредственно (т.е. со своего счета, из своего кармана и т.п.). От имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем), если при этом соблюдается ограничение в отношении налоговых оговорок. Существуют два вида представительства по: закону и назначению (по доверенности). При первом виде представительства налог на доходы несовершеннолетних (недееспособных) лиц выплачивают их родители (опекуны, попечители).

В соответствии с законодательством РФ доход несовершеннолетних не включается в доход декларантов. От лица детей, напр., один из родителей подает самостоятельную, отдельную декларацию. Второй вид представительства не получил детального регулирования в российском налоговом законодательстве, но и не противоречит ему. Представительство по назначению используется, напр., в том случае, когда налогоплательщик поручает третьему лицу уплатить налог в бюджет за счет долга, причитающегося налогоплательщику от этого лица.

В этом случае обязательство третьего лица перед налогоплательщиком сокращается на сумму налога, уплаченного этим лицом от имени налогоплательщика. В ряде стран представительство широко используется при уплате налогов иностранными лицами. Напр., назначаются финансовые агенты по уплате НДС. К представителям по закону весьма близки лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов, выплачиваемых этими лицами налогоплательщикам (напр., предприятия, выплачивающие заработную плату работникам).

Распространена ошибка, когда этих лиц отождествляют с налогоплательщиками.
Экономические отношения С. н. и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц:
- имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);
- не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).
Важное различие этих двух групп налогоплательщиков состоит в том, что у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов - только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность). Возможны и другие различия в налогообложении этих двух групп плательщиков - порядок декларирования и уплаты налога и др.

Правила определения резидентства имеют существенные различия в отношении налогоплательщиков - физических лиц и налогоплательщиков - юридических лиц. (См. О.Н.П.)
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - по законодательству РФ индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % ив которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, в строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек; в остальных отраслях и при
осуществлении других видов деятельности - 50 человек. К малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года. Предприятие самостоятельно определяет, какой показатель должен определяться - объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.

Для целей налогообложения критерии отнесения предприятий к малым определяются исходя из фактических размеров показателей за соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом с начала года.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в т.ч. работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. Численность лиц, работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, учитывается в общей численности основного производственного персонала ежемесячно в течение всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный день как целые единицы.

Работники, заключившие трудовой договор с предприятием о выполнении работы на дому личным трудом (надомники), учитываются в среднесписочной численности работников предприятия как целые единицы. Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленного для совместителей законодательством.

К совместителям относятся как работники данного предприятия, работающие по совместительству в свободное от основной работы время, так и работники других предприятий, работающие по совместительству на данном предприятии.
СЧЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - совокупность записей бухгалтерского учета, отслеживающих движение денежных средств по какому-либо конкретному направлению; основная единица группировки и хранения данных о хозяйственных операциях и иной информации бухгалтерского учета. С. б. у. подразделяются на активные счета и пассивные счета, а также на синтетический и аналитический.

Синтетические (обобщающие) счета группируются по определенным признакам и предназначены для обобщения информации об отдельных видах имущества, обязательств, капитала, финансовых результатов (напр., счета основных средств, нематериальных активов, материалов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с бюджетом, капитала, фондов накопления, потребления, прибылей и убытков идр.).
СЧЕТ-ФАКТУРА - в РФ расчетный документ, который служит основанием для уплаты налога на добавленную стоимость, для других целей не применяется. С 1 января 1997 г. С.-ф. обязаны составлять все плательщики налога на добавленную стоимость при совершении ими операций по реализации товаров (работ, услуг). В С.-ф. указываются реквизиты как поставщика, так и покупателя: наименование и регистрационный номер, адрес, расчетный счет, идентификационный номер (ИНН), а также сведения о реализации товара - его наименование, количество, цена, сумма, ставка и сумма налога на добавленную стоимость.

С.-ф. подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия-поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров, работ, услуг, и скрепляется печатью. Первый экземпляр С.-ф. в 10-дневный срок представляется поставщиком покупателю. При
получении С.-ф. он подписывается покупателем или уполномоченным представителем, должностным лицом покупателя. Каждая отгрузка товара, выполнение работ или оказание услуги заказчику оформляется составлением С.-ф. и его регистрацией в журнале учета С.-ф., в книге продаж (у поставщика) и в книге покупок (у покупателя).
Введение в хозяйственную практику обязательного составления и регистрации С.-ф. способствовало повышению достоверности учета реализации товаров и собираемости налога на добавленную стоимость. При отсутствии С.-ф. оплаченный покупателем товара (работы, услуги) налог на добавленную стоимость зачету не подлежит, т.е. из бюджета не возмещается.

Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, счета-фактуры не составляют. Не выписываются С.-ф. при ввозе товаров по импорту. Банки, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг С.-ф. по операциям, не облагаемым налогом на добавленную стоимость, не составляют, но при осуществлении сделок, облагаемых этим налогом (напр., оказание консультационных услуг), составляют.

При реализации товаров за наличный расчет предприятиями розничной торговли и общественного питания С.-ф. не составляются, но продавец должен выдать покупателю кассовый чек с указанием наименования предприятия-продавца, номера кассового аппарата, номера и даты выдачи чека, цены товара с налогом на добавленную стоимость.
Т
ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся необходимым условием такого ввоза или вывоза. Различают ставки Т. п. в РФ: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров, и комбинированные, сочетающие оба вышеназванных вида таможенного обложения; для защиты экономических интересов РФ могут временно применяться специальные пошлины, антидемпинговые пошлины и компенсационные пошлины.

Освобождение от Т.п. осуществляется в соответствии со ст. 35 закона РФ О таможенном тарифе.
ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА ВОЗВРАТНАЯ - сумма импортных таможенных пошлин, подлежащая возврату владельцу при вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки и переработки ранее ввезенных товаров. Т. п. в. является одним из средств повышения конкурентоспособности цен экспортных товаров.
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРА - стоимость товара, определяемая в соответствии с законом РФ О таможенном тарифе и используемая для целей: обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер государственного контроля торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами РФ. Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную границу РФ. Т. с. т. может определяться по цене сделки: с ввозимыми товарами; с идентичными товарами; с однородными товарами; путем вычитания стоимости; сложения стоимости; резервным методом.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами (ст. 19 закона О таможенном тарифе).
ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ - преимущества, предоставляемые юридическим и физическим лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, других предметов. Т. л. проявляются как благоприятные исключения из общеприменимого таможенного режима.

Предоставляются в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и сборов (т.н. тарифные льготы), применения упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей, либо полного неприменения таких процедур, наделение правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено. По юридической природе Т. л. делятся на конвенционные, имеющие своей основой международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке. К числу первых относятся, например, Т. л., предусмотренные Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.



Содержание раздела