d9e5a92d

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ

с. (текущих счетов) юридических лиц. Банки и иные кредитные организации не имеют права зачислять средства, получаемые организациями, предприятиями за полученную продукцию (работы, услуги), от внереализационных операций, на ссудные счета.

Нарушение данного порядка является основанием для применения к коммерческим банкам мер воздействия, вплоть до отзыва лицензии, а к иным юридическим лицам - финансовых санкций, предусмотренных за нарушение правил совершения операций с денежной наличностью.
РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) - передача права собственности на товары от одного лица к другому лицу, выполнение работ одним лицом для другого лица или оказание услуг одним лицом другому лицу (в т.ч. обмен товарами, работами и услугами) на возмездной или безвозмездной основе. К реализации товаров (работ, услуг) приравниваются использование товаров (работ, услуг) внутри организации для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения.
Налоговым кодексом РФ установлен перечень безвозмездной передачи объектов, которая не признается реализацией.
РЕАЛИЗУЕМАЯ ПРОДУКЦИЯ - стоимость произведенных и реализованных потребителю, своему капитальному строительству и своим непромышленным хозяйствам готовых изделий, полуфабрикатов и различной продукции вспомогательных цехов. Важнейший стоимостной показатель плана производства и реализации продукции.

Расчет показателя базируется на тех маркетинговых исследованиях, которые предшествуют разработке плана производства и реализации продукции и находят отражение в плане маркетинга.
В объем Р. п. включается также: стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или своих непромышленных хозяйств и организаций; стоимость капитального ремонта оборудования и транспортных средств своей организации; стоимость оборудования своего производства, зачисленного в состав основного капитала. Состав Р.п. отличается от состава товарной продукции за соответствующий период тем, что в первую не включается стоимость готовых изделий, находящихся на складе предприятия; стоимость отгруженной продукции, денежные средства за которую не поступят на расчетный счет до конца планового периода, а также тем, что в объем Р. п. должна быть включена стоимость изделий, произведенных в предшествующем периоде, денежные средства за которые поступят в плановом периоде.

Не включаются в Р. п. работы и услуги непромышленного характера (подсобного производства, сельского хозяйства и др.), которые учитываются по соответствующим отраслям народного хозяйства.
Расчет Р. п. производится по следующей формуле
Р = L + a = П + A 1 п 1 п 1 --*ск АА 1 ч-'оп 9
где Тп - товарная продукция в оптовых ценах; Зск - изменение стоимости остатков продукции на складе (уменьшение прибавляется, увеличение вычитается); П - объем поставок в оптовых ценах; Зоп - изменение остатков отгруженной, но не оплаченной продукции (уменьшение прибавляется, увеличение вычитается).
РЕАЛЬНЫЕ НАЛОГИ - вид прямых налогов на недвижимое имущество налогоплательщика; включают в себя: поземельный, подомовый и промысловый налоги. Как правило, Р.н. относятся к местным, а не общегосударственным и взимаются с оценочной стоимости недвижимости за вычетом определенных видов расходов (например, на ремонт) и не зависят от размера дохода (твердая ставка).
РЕГИОНАЛЬНЫ? НАЛОГИ И СБОРЫІ - обязательные и безвозмездные взносы в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К Р. н. и с. относятся: налог на имущество организации; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы. Р.н. и с. зачисляются в соответствующие региональные бюджеты (внебюджетные фонды) и являются источниками доходов этих бюджетов (внебюджетных фондов).
РЕГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - обложение налогами, при котором при росте налогооблагаемой базы (дохода) налоговая ставка уменьшается.
РЕНТА - определенная сумма получаемого дохода с капитала, земельного участка, предприятия, здания, сооружения и другого недвижимого имущества за передачу прав собственности на него. В соответствии со ст. 533 ГК РФ по договору Р. одна сторона (получатель Р.) передает другой стороне (плательщику Р.) в собственность имущество, а плательщик обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю Р. в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.



Р. может быть бессрочной (постоянной) или пожизненной (на срок жизни получателя). В соответствии со ст. 586 ГК РФ Р. обременяет земельный участок, предприятие, здание, сооружение или другое недвижимое имущество, переданное под ее выплату.

В случае отчуждения такого имущества плательщиком Р. его обязательства по договору Р. переходят на приобретателя имущества. Получателем постоянной Р. могут быть только граждане, а также некоммерческие организации, если это не противоречит закону и соответствует целям их деятельности.

Постоянная Р. выплачивается в деньгах в размере, установленном договором, которым может быть предусмотрена выплата Р. путем предоставления вещей, выполнения работ или оказания услуг, соответствующих по стоимости денежной сумме Р. Получатель постоянной Р. имеет право требовать выкупа Р. плательщиком в случаях, когда: плательщик Р. просрочил ее выплату более чем на год, если иное не предусмотрено договором постоянной Р.; плательщик Р. нарушил свои обязательства по обеспечению выплаты Р.; плательщик Р. признан неплатежеспособным либо возникли иные обстоятельства, очевидно свидетельствующие, что Р. не будет выплачиваться им в размере и в сроки, которые установлены договором; недвижимое имущество, переданное под выплату Р., поступило в общую собственность или разделено между несколькими лицами; в других случаях, предусмотренных договором.
С
СБОРЫ - обязательные и безвозмездные взносы, подлежащие в силу Налогового кодекса РФ или в соответствии с ним уплате в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и/или муниципальных образований, а также во внебюджетные фонды. Уплата сборов является одним из условий совершения в отношении организации или физического лица действий, имеющих юридически значимые последствия.

Не признаются сборами взносы, вклады и другие платежи (в т.ч. в виде штрафов или иных санкций), уплачиваемые в силу договоров или иных гражданско-правовых сделок, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА (СЭЗ) - любая территория данной страны, в пределах которой устанавливаются какие-либо льготные условия хозяйственной и предпринимательской деятельности как таможенного, так и не таможенного характера. СЭЗ - это территория государства, на которой устанавливаются особый экономико-финансовый режим и особые льготные условия осуществления деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных организаций и граждан. Первая современная СЭЗ была создана в 1957 г. в районе международного аэропорта Шеннон в Ирландии на площади 100 га.

В РФ СЭЗ стали создаваться с 1990 г. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) - выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Необходимость единообразного определения себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях различных форм собственности появилась сравнительно недавно (1990 г.) в связи с возникновением принципиально новой налоговой системы, введением налога на прибыль как основного налога с предприятий. Для однозначного определения прибыли как важнейшего источника финансовых ресурсов предприятий и налога на прибыль должны действовать единые для всех предприятии понятия прибыли и себестоимости.

Сегодня правовое регулирование затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), дано в ст. 4 закона РФ О налоге на прибыль предприятий и организаций, в
конкретизирующем его Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (1992 г.), а также в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) применительно к специфике соответствующих производств и видов деятельности. Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней (от 22 декабря 1993 г. с изменениями от 24 декабря 1993 г.) Правительством РФ утверждены 16 мая 1994 г. перечни затрат, включаемых в себестоимость банков и страховых организаций.

Эти перечни содержатся в Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками и в Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями.
В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли затраты, образующие себестоимость, группируются в соответствии с их экономическим содержанием следующим образом: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.
Группировка затрат по элементам на казенных предприятиях способствует определению личных расходов предприятия, а также составлению отчетности по формам, устанавливаемым Правительством РФ. В материальные затраты включается стоимость: сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции; покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов; природного сырья (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; плата за древесину, отпускаемую на корню; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов); покупного топлива и энергии всех видов, расходуемых на производственные нужды; других затрат.
Из материальных затрат предприятия исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов и т.д., образовавшиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или совсем не используемые по прямому назначению.

В состав затрат на оплату труда включаются: выплаты заработной платы за фактически выполненную работу; надбавки и доплаты за работу в ночное время, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания и т.д.; оплата очередных и дополнительных отпусков и т.д.; выплаты работникам в связи с сокращением штатов и численности работников; оплата учебных отпусков работников, обучающихся в учебных заведениях; оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по договорам гражданско-правового характера; другие виды выплат.
В отчисления на социальные нужды включаются взносы по установленным нормам в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, в Государственные фонды занятости и медицинского страхования РФ.
В состав амортизации основных фондов включается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.
В числе прочих затрат в состав себестоимости включаются: налоги, сборы, отчисления и специальные внебюджетные фонды, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов и т.д.
Ряд затрат включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) только в пределах норм, утвержденных Министерством финансов РФ. К таким затратам относятся: затраты на командировки, представительские расходы, расходы на рекламу, затраты на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями и некоторые другие.
Для страховщиков, а также банков и кредитных учреждений затраты, включаемые в себестоимость, конкретизированы. Так, в соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками в состав себестоимости этих предприятий включаются: отчисления в резерв для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества; комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента или страхового брокера; расходы на изготовление страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и т.д.; расходы на публикацию годового баланса и счета прибыли и убытков; другие расходы.
В соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями в состав себестоимости этих предприятий включаются: начисленные и уплаченные проценты по вкладам до востребования и срочным вкладам; начисленные и уплаченные проценты по долговым обязательствам банка (облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам, векселям и др.); начисленные и уплаченные проценты по межбанковским кредитам, по отсроченным (пролонгированным) в установленном порядке межбанковским кредитам; уплаченные банком комиссионные сборы (плата) за покупку (продажу) иностранной валюты; расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров; расходы на рекламу; другие расходы.
Затраты предприятий на производство продукции (работ, услуг), не включаемые в себестоимость, относятся на финансовые результаты или прибыль этих предприятий. Это также относится к деятельности страховщиков, банков и других кредитных учреждений.
(См. Ф.П.)
СЕЗОННЫЕ ПОШЛИНЫ - вид таможенной пошлины, который может устанавливаться, согласно ст. 8 закона РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г., Правительством РФ для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров.

При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.
СКИДКИ - налоговые льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль и доходы скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика. Иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством: перечисления в благотворительные фонды, учреждениям образования, здравоохранения, культуры, затраты на природоохранные мероприятия и т.п.

В зависимости от влияния на результаты налогообложения скидки могут быть подразделены на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика). Как и изъятия, в зависимости от отсутствия или наличия ограничений по субъектам, льготы могут быть общими, которыми пользуются плательщики независимо от субъективных признаков, и специальными, использование которых позволено лишь определенным категориям субъектов.
СМЕТА - в бюджетном праве финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций. Она является планом финансирования учреждений и расходования бюджетных средств.

Правовое значение С. состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов. На основании соответствующим образом утвержденной С. у участников правоотношений по исполнению расходной части бюджета -руководителей бюджетных учреждений, с одной стороны, и у финансовых органов, представляющих интересы государства, - с другой, возникают права и обязанности.
По кругу охватываемых учреждений и мероприятий С. делятся на индивидуальные, сметы централизованных мероприятий и сводные.
С. на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления (на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий, напр. конференций, августовских чтений учителей и т.д.).
Сводные С. объединяют все индивидуальные С., подведомственные министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах, С. учреждений и С. расходов на централизованные мероприятия. Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ.
Индивидуальная С. - это С., отражающая особенности отдельного учреждения. Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов.

Они включают три основных раздела: 1) общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распределением по кварталам и направлениям расходов; 2) оперативно-производственные показатели, необходимые для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число классов, коек в больнице и т.д.); 3) расчеты по отдельным статьям С. С. состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер. (См. Ф.П.)
СМЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО - документ внутрифирменного планирования, представляющий собой общий свод затрат на производство продукции, выполнение работ или оказание услуг сторонним заказчикам, потребителям, а также своим непроизводственным хозяйствам (жилищно-коммунальным хозяйствам, состоящим на балансе фирмы, детскому комбинату, профилакторию и т.п.). Смета затрат предусматривает их группировку по элементам в соответствии с действующим Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. По элементам затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием:
- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов). К материальным затратам относятся стоимость покупных сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг сторонних организаций, запасных частей для ремонта машин и оборудования, топлива и энергии, тары и упаковки и др.;
- затраты на оплату труда, включая выплаты стимулирующего характера по системным положениям и выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда (доплаты за работу в ночное время, за работу в тяжелых, вредных и особо вредных условиях труда, оплата очередных отпусков, выплаты работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией предприятий, и др.);
- отчисления на социальные нужды - обязательные отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости и фонды медицинского страхования;
- амортизация основных производственных фондов;
- прочие затраты (налоги, сборы и обязательные платежи, включаемые в себестоимость продукции, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, на гарантийный ремонт и обслуживание, отчисления в ремонтный фонд и др.), другие расходы, включаемые в себестоимость продукции, но не вошедшие в состав перечисленных выше элементов.
Затраты по перечисленным элементам приводятся в приложении к годовому бухгалтерскому отчету в форме Затраты, произведенные организацией.
СНЯТИЕ С УЧЕТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА-ОРГАНИЗАЦИИ - если юридическое лицо ликвидируется, оно обязано в 10-дневный срок сообщить в ГНИ, в которой состоит на учете, о предстоящей ликвидации. Ликвидационная комиссия представляет в ГНИ установленной формы заявление о снятии с учета, копию распорядительного документа учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо решение суда о ликвидации юридического лица и копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии. Ликвидационная комиссия представляет в ГНИ промежуточный ликвидационный баланс, согласованный с регистрирующим органом.

При поступлении в ГНИ заявления о ликвидации юридического лица принимается решение о его документальной проверке. Процедура снятия с учета считается завершенной после выдачи представителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) информационного письма о снятии с учета налогоплательщика после его ликвидации.
Для снятия с учета в ГНИ налогоплательщик-организация обязана представить: заявление о снятии с учета налогоплательщика по установленной форме; копии документов, подтверждающих изменение адреса в учредительных документах, заверенные в установленном порядке; первый экземпляр карты постановки на учет. ГНИ проверяет полноту уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты, после чего организации выдается информационное письмо о снятии с учета с указанием ее идентификационного номера налогоплательщика, адреса местонахождения и телефона ГНИ по ее новому местонахождению.

Налогоплательщик-организация после получения информационного письма о снятии с учета в 10-дневный срок подлежит постановке на учет в ГНИ по новому адресу своего местонахождения.
СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ - налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы и направляемые в местные бюджеты. К С. д. м. б. также относятся: доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; не менее 10 % доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования; доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель; платежи за пользование недрами и природными ресурсами в соответствии с федеральными законами; доходы от проведения муниципальных денежно-вещных лотерей; штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты; государственная пошлина в соответствии с законодательством; не менее 50 % налога на имущество предприятий (организаций); подоходный налог с индивидуальных предпринимателей и другие платежи (налоги) в соответствии с законодательством. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГИ - до 1.01.2001 группа целевых налогов, уплачиваемых работодателями, работниками и предпринимателями в специализированные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости населения. Общее между этими платежами то, что они рассчитываются на единой базе.

Для работодателей основой расчета налога является сумма начисленной заработной платы, для работников - сумма заработка, для предпринимателей - доход (работники и предприниматели являются плательщиками только взносов в Пенсионный фонд РФ).
Наиболее существенными по размерам являются отчисления в Пенсионный фонд РФ -28 % для работодателей и 1 % для работников (отменен с 1.01.2001 г.).
Работодатели самостоятельно рассчитывают и уплачивают взносы, а также удерживают и перечисляют в Пенсионный фонд РФ взносы, причитающиеся с заработной платы работников.
Отчисления в остальные фонды гораздо меньше по размерам: в Фонд социального страхования - 5,4 %, в Фонд обязательного медицинского страхования - 3,6 %, в Фонд занятости - 1,5 %.



Содержание раздела