d9e5a92d

ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Такого рода ограничение права налогоплательщика не распространяется на платежи первой и второй очереди, установленные гражданским законодательством, а также на операции, связанные с исполнением налогоплательщиком требования об уплате налога, пеней и штрафов в бюджеты (внебюджетные фонды).
ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - метод налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. В настоящее время выбор П. н. в большой степени основан на понятии дискреционного дохода, т.е. дохода, используемого по собственному усмотрению.

Теоретически дискреционный доход представляет собой разницу между совокупным доходом и доходом, который расходуется на удовлетворение первоочередных потребностей. Именно дискреционный, а не совокупный доход определяет истинную платежеспособность лица.
Естественно, что с ростом доходов уменьшается доля всех жизненно необходимых затрат (на продукты питания, покупку одежды, других товаров первой необходимости, на транспорт и т.п.) и возрастает доля дискреционного дохода. Очевидно, что при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя, чем более состоятельный, поскольку доля свободного дохода у него меньше, а доля налога, выплачиваемая за счет этого свободного дохода, выше.

Поэтому необходима градация налога сообразно иерархии потребностей человека.
Известны следующие виды прогрессии.
Простая поразрядная прогрессия. Она состоит в том, что для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени (разряды) и для каждого разряда определяется сумма налога (оклад в абсолютной сумме).

Например, налогооблагаемый доход разделяется на разряды: 1-й - от 1 до 1000 р.; 2-й - от 1001 до 2000 р.; 3-й - от 2001 до 3000 р. и т.д. Для 1-го разряда устанавливается налог 1 р., для 2-го - 10 р., для 3-го - 100 р. Неудобство этой системы очевидно - чем шире границы разрядов, тем больше неравномерность в налогообложении лиц, получающих доходы, прилегающие к разным границам разряда. С другой стороны, незначительно различающиеся доходы, входящие в разные разряды (например, 1999 р. и 2001 р.), имеют значительную разницу в налогообложении.

Эта система широко применялась в прошлом, в том числе при налогообложении доходов. В настоящее время она не используется.
Простая относительная прогрессия. В данном случае для общего размера налоговой базы также устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные ставки (как твердые, так и процентные). При этом необходимо учитывать, что исчисление налога производятся не по частям (не по отдельным разрядам) с последующим сложением сумм налога, исчисленных по каждому разряду.

Ко всей базе налогообложения применяется одна ставка в зависимости от общего размера базы. Простая относительная прогрессия используется в налоге с владельцев автотранспортных средств. Метод налогообложения определен законом 1759-1 от 18 октября 1991 г. О дорожный фондах в РФ, а ставки устанавливаются местными органами власти. В отличие от простой поразрядной прогрессии для дохода или имущества, входящего в один разряд, налог возрастает пропорционально.

Однако при переходе между разрядами сохраняется тот же недостаток - крайняя резкость переходов. Возможны случаи, когда в результате применения этого метода налогообложения у плательщика с более высоким доходом после уплаты налога останется меньшая сумма, чем у плательщика с более низким доходом.
Сложная прогрессия. Она в наибольшей степени соответствует задачам П. н. Именно эта система распространена наиболее широко в настоящее время. Как и в других системах прогрессии, в системе сложной прогрессии налоговая база разделена на налоговые разряды, но каждый разряд существует самостоятельно, облагается отдельно по своей ставке, которая не зависит от общего размера налоговой базы. Примером сложной прогрессии является шкала ставок подоходного налога с физических лиц.

Повышенная ставка применяется не ко всему возросшему доходу, а только к его части, превышающей определенный уровень. Сложную прогрессию называют также прогрессией террасами или каскадной прогрессией, хотя она и обеспечивает гораздо большую плавность налогообложения, чем другие виды прогрессии.

Эта плавность зависит от количества налоговых разрядов и постепенности возрастания ставки.
В ряде случаев фактическая прогрессия в налогообложении достигается не путем установления прогрессивных ставок налога, а иными методами. Например, для доходов, входящих в разные разряды, могут устанавливаться неодинаковые суммы вычетов - большие для низких доходов и меньшие для высоких. В этом случае будет непропорционально изменяться база налогообложения, а значит и налог. (См.



О.Н.П.) ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. В целом по РФ предназначается для: оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета.

Величина П. м. на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ.
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - метод налогообложения, при котором для каждого налогоплательщика устанавливается равная ставка (а не сумма) налога. Ставка налога не зависит от величины базы налогообложения.

С ростом базы налог возрастает пропорционально. Пример пропорционального налогообложения - налог на прибыль предприятий и организаций. Ставка налога одинакова для плательщиков, имеющих прибыль в любых размерах (исключение составляют предприятия-монополисты). Принцип пропорционального налогообложения был окончательно закреплен в налоговой практике Французской революцией и базировался на провозглашенной ею идее равенства.

Хотя ряд авторов считали, что идея равенства должна вести к установлению равного налогообложения, большинство все же соглашались с тем, что налоги должны уплачиваться по средствам каждого, сообразно экономической силе, платежеспособности. ПРОТЕКЦИОНИЗМ -1 экономическая политика государства, проводимая для защиты национального рынка от экономической экспансии иностранных экспортеров путем введения высоких таможенных пошлин, ограничения или запрещения импорта (ввоза) определенных видов иностранных товаров.

П. - экономическая политика государства, направленная на поощрение развития национальной экономики, увеличения производства высококачественных товаров на национальных предприятиях, чтобы ограничить ввоз однотипных иностранных товаров. Экономические инструменты протекционизма -таможенный тариф и система акцизов.

2 В широком смысле слова - поддержка влиятельными органами кого-либо в устройстве его дел, в осуществлении коммерческих сделок.
ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА - относительный показатель дохода от предоставления денег в долг в различных формах: выдача денег, приобретение ценных бумаг, помещение денег на сберегательный счет, учет векселя, продажа в кредит и т.д.; характеризует доходность финансово-кредитных операций.
П. с. в кредитных соглашениях представлена в виде десятичной или натуральной дроби, а также в процентах. Рассчитывается отношением дохода, полученного за определенный период, к величине капитала, предоставляемого в кредит.

Величина П. с., определяемая в кредитном соглашении, зависит от суммы, предоставляемой в долг, срока предоставления кредита, коммерческой репутации и финансового положения заемщика, наличия и качества залогового обеспечения вида П. с., валюты кредита, уровня инфляции и других факторов. Различие в видах исходной суммы для начисления процентов приводит к выделению простых и сложных П. с.
Наращенная сумма (будущая стоимость денег) определяется по следующим формулам:
при использовании простой П. с.
S = Р (1 + п L), где S - наращенная сумма (сумма, получаемая кредитором в некоторый момент в будущем);
Р - размер ссуды; п - срок пользования ссудой в годах; і - размер П. с.;
при капитализации процентов, когда проценты не выплачиваются сразу после их начисления, а присоединяются к основной сумме долга и на вновь полученную сумму начисляются проценты, расчет наращенной суммы происходит по сложным процентам S = Р (1 + і) п.
Дополнительные условия предоставления кредита могут вызывать отличие номинальной и реальной П. с. К таким условиям относятся: взимание авансовых процентов, поскольку в этом случае фактически уменьшается размер ссуды; требование неснижающегося (компенсационного) остатка на счете клиента; наличие комиссионных, которые формально не являются процентами, но создают дополнительные расходы для клиента; метод начисления процентов.
Займы и инвестиции могут осуществляться по фиксированным и плавающим П. с. При использовании фиксированной П. с. ее величина остается неизменной в течение определенного срока кредита. В случае плавающей П. с. предусматривается ее изменение через определенные промежутки времени в соответствии с изменением базовой ставки.

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ - непосредственно взимаются с доходов или имущества налогоплательщика. В отличие от косвенных налогов (налогов на расходы), которые изымаются в момент произведения расхода, П. н. в принципе берутся в момент получения дохода, задолго до предполагаемого расходования этого дохода.

Поэтому их можно называть налоги на доход. П. н. сокращают доходы налогоплательщиков номинально. Исторически П. н. - наиболее ранняя форма налогообложения. Объектом прямого налогообложения являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.п.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т.п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком прямого налога.

Прямое обложение учитывает доходность и семейное положение плательщика. П. н. подразделяются на реальные и личные. Реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества плательщика (земли, домов, торгово-промышленных зданий, ценных бумаг). К ним в зависимости от объекта относятся земельный налог, подомовый налог, промысловый налог и налог на ценные бумаги (акции, облигации, закладные ипотечных банков).

При реальном обложении учитываются внешние признаки объектов: размер земельного участка (при земельном налоге), количество окон, дверей, печей, размер строения (при подомовом налоге), число рабочих и количество станков (при промысловом налоге), а не фактический доход, который данный объект (земля, дом) приносят владельцу. Обложение производится по среднему доходу, определяемому по кадастру.

Ставки реальных налогов, как правило, пропорциональные и колеблются от долей процента (на имущество) до нескольких процентов. Прямые личные налоги представляют собой налоги на доходы и имущество физических и юридических лиц, взимаемые у источника дохода или по декларации.

При этом в отличие от реальных налогов объекты обложения учитываются индивидуально, а не усредненно для каждого плательщика, т.е. принимаются во внимание конкретные особенности его участка земли, здания, финансового положения, учитывается состав семьи и т.п. Главные личные налоги в большинстве стран -подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на сверхприбыль, на прирост капитала, налог с наследств и дарений и поимущественный налог. Наибольшую долю (30 - 45 %)в налоговых доходах бюджетов имеет подоходный налог, объектом которого служит доход физ. лица - рабочего, служащего, крестьянина, предпринимателя, лица свободной профессии. Исторически имеют место две формы исчисления подоходного налога: шедулярная и глобальная.

При шедулярной форме весь доход плательщика делится на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (жалованье, зарплата, дивиденды и т.п.), каждая из которых облагается отдельно по своей ставке. Полный подоходный налог, таким образом, будет равен сумме этих отдельных налогов.

При глобальной форме налог взимается с совокупного дохода по единой ставке независимо от источника дохода, что значительно проще. Подоходный налог взимается не со всего валового дохода, а с т.н. чистого дохода, который получается путем уменьшения
валового дохода на сумму различных вычетов и налоговых льгот, устанавливаемых законодательством данной страны. К ним относятся необлагаемый минимум, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, профессиональные расходы, взносы в социальные фонды, часть медицинских расходов и др. Ставки налога прогрессивны, построены по сложной прогрессии и колеблются в зависимости от дохода от 5 до 10 % (налог с
наследств). Вторым по значению является налог на прибыль корпорации (корпорационный налог).

Это налог на доходы юридических лиц (предприятий, фирм, корпораций). Обложению подлежит т.н. облагаемая (чистая) прибыль, равная валовой прибыли за минусом разрешенных законом вычетов и налоговых льгот.

Среди них т.н. бумажные вычеты (производительные, коммерческие, транспортные издержки, убытки, проценты по задолженности, административно-управленческие расходы, нормальная амортизация и др.), кредиты, отсрочка платежа и т.п. Ставки налога, как правило, пропорциональные или имеют незначительную прогрессию и колеблются от 15 до 52 % в зависимости от суммы прибыли.

При этом ставки налога различны на различные части прибыли - распределяемую среди акционеров и нераспределяемую, остающуюся в распоряжении предприятия для целей накопления капитала. Налог на прибыль взимается как правительством, так и местными органами власти (см.

Местные налоги и сборы). В некоторых развитых странах за последние десятилетия проведены радикальные налоговые реформы, направленные на резкое снижение прогрессивности подоходного обложения, снижение ставок налога на прибыль корпораций, расширение налоговой базы путем включения в нее ранее не подлежащих обложению источников дохода, а также направленные на упрощение налогового законодательства.
Р
РАВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - метод налогообложения, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Иначе - это подушное налогообложение, самый древний и простой вид налогообложения.

Он не учитывает имущественного положения налогоплательщика и поэтому применяется лишь в исключительных случаях. Примером являются некоторые целевые налоги.

В этом случае использование метода равного налогообложения объясняется тем, что данные налоги ориентированы не на способность плательщика к уплате налога, а на удовлетворение какой-либо конкретной потребности налогоплательщика как члена общества. Общая потребность удовлетворяется общими равными усилиями налогоплательщиков.

Так, налог на содержание милиции, благоустройство и другие цели взимается с граждан в размере, не превышающем 3 % установленной законодательно минимальной месячной оплаты труда.
РАИ НАЛОГОВЫЙ - страна, в которую переводят капиталы с целью уменьшения налогообложения.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВАЛОВОЙ ПРИБЫЛИ - осуществляется по следующим направлениям: прежде всего из нее исключаются рентные платежи, вносимые в бюджет в установленном порядке, а также другие доходы (от совместной деятельности, дивиденды), если по ним установлены законом иные условия платежей в бюджет. В результате получается налогооблагаемая прибыль, которая является базой для исчисления налога на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль за минусом льгот по налогу на прибыль формирует прибыль, подлежащую налогообложению. Эта прибыль, уменьшенная на величину налога на прибыль, образует прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия (чистую прибыль). Чистая прибыль подразделяется на распределяемую и нераспределяемую.

Из распределяемой чистой прибыли покрываются затраты, связанные с выплатой процентов за пользование кредитом (не включенные в себестоимость продукции), сверхнормативные затраты за выбросы загрязняющих веществ, сверхнормативные затраты на рекламу и представительские расходы, формируется страховой или резервный фонд, часть фонда потребления, выплачиваются дивиденды. Нераспределяемая чистая прибыль - это прибыль, направляемая на развитие производства. Каких-либо правил относительно разделения чистой прибыли не существует.

Все зависит от конкретных условий, задач и целей организации, ее финансового состояния. Как правило, распределяемая часть чистой прибыли составляет 30 -50 %.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ - распределение доходов между звеньями бюджетной системы, между центральными (федеральными) бюджетами и бюджетами территорий (штатов, округов, республик, областей и т.д.), а затем и внутри территорий между вышестоящими и нижестоящими бюджетами.
Два принципа построения и реализации межбюджетных отношений: вертикальный и горизонтальный. В первом случае - сильный центр часть доходов (налогов) федерального уровня передает бюджетам всех уровней, при этом регулирует налоговую базу по большинству налогов субъектов РФ и местных налогов.

Во втором - за бюджетами территорий закрепляются источники доходов, что лучше стимулирует меры по их более полной реализации. Оба принципа имеют как положительные моменты, так и недостатки.

Сочетание обоих принципов обеспечивает оптимальное формирование доходной базы каждого бюджета, учитывающего социальную обеспеченность населения регионов, территорий, определяемую соблюдением минимальных социальных стандартов, их реальный вклад в создание валового регионального продукта (части ВВП).
В каждой стране формируется своя система доходов центральных и местных бюджетов, учитывающая мировую практику и национальные возможности. Налоговые кодексы, законы о налоговых системах и др. определяют содержание и состав налоговой системы как основы формирования доходов каждого вида бюджетов. Налоговая система РФ предусматривает налоги федерального уровня, уровня субъектов РФ и местные налоги. Доходы федерального бюджета РФ в целом и по конкретным источникам ежегодно утверждаются Федеральным Собранием РФ и Президентом РФ и представляются в законе о бюджете.

Они состоят из неналоговых и налоговых доходов федерального уровня и части налогов уровня субъектов РФ.
В РФ сохраняется практика прошлых лет, состоящая в формировании доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через закрепление доходов (собственные неналоговые доходы и переданные на длительный срок), привлечение доходов через займы и др., через отчисления от регулирующих доходов, составляющих 2/3 объема доходов местных бюджетов (это долевое распределение федеральных налогов). В перспективе ставится задача значительного увеличения доли собственных доходов территорий (вплоть до 70 %) при снижении доли регулирующих (до 30 %).
В распределении налоговых доходов принимает участие Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, он формируется за счет отчислении от налоговых доходов (всех или определенной части), Законом о бюджете ежегодно утверждается доля (в %) каждого субъекта в этом фонде.
Сложившаяся в РФ к концу 1990-х годов система межбюджетных отношений в значительной мере не соответствует принципам федерализма, поскольку уровень бюджетной обеспеченности регионов обозначается как резко дифференцированный. Среди намечаемых мер по обновлению системы межбюджетных отношений такие, как: более полный учет специфики регионов при определении нормативных сумм трансфертов, расширение использования целевых (связанных) трансфертов и ассигнований, учет таких факторов, как: открытость бюджетного процесса; усилия регионов по мобилизации доходов в бюджет, в т. ч. ив федеральный; активизация участия регионов в реализации федеральных программ на своей территории и др.
РАССРОЧКА - форма изменения срока исполнения налогового обязательства на период от одного до шести месяцев с поэтапной уплатой налогоплательщиком или иным обязанным лицом суммы задолженности. Р. может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии одного из следующих оснований: причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств; угроза банкротства этого лица в случае единовременной уплаты им налога и/или исполнения предъявленных ему требований об уплате налогов и соответствующих пеней; задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; если имущество физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; по иным основаниям, предусмотренным Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Р. может быть предоставлена по одному или нескольким налогам по решению уполномоченного органа, который должен принять решение в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

Решение о предоставлении Р. должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по которому заинтересованному лицу предоставляется Р., сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство банка.
РАСЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - документы, на основе которых осуществляются все расчетные операции. К ним относятся: платежные требования, платежные поручения, платежные требования-поручения; расчетные чеки, векселя, реестры, инкассовые поручения.

Р. д. должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать определенные реквизиты. Сдаваемые в банк, они должны иметь две подписи и оттиск печати. Право первой подписи предоставлено руководителю предприятия, его заместителю, начальнику финансового отдела и его заместителям, право второй подписи - главному бухгалтеру и его заместителям.

Р. д. могут быть выписаны на любую сумму.
При расчетах могут использоваться также коммерческие документы (счета-фактуры), транспортные (коносаменты, железнодорожные накладные, документы других видов транспорта и связи), страховые (на страхование перевозимых грузов) и другие (сертификаты качества, таможенные и др.). Кроме того, при безналичных расчетах применяются заявление на выставление аккредитива, авизо и др. РАСЧЕТНЫЙ счет - основной счет самостоятельного юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке.

На нем хранятся денежные средства, через него осуществляются безналичные расчеты, т.е. поступления денег и платежи, выдаются и зачисляются наличные деньги. Предприятие может иметь несколько расчетных счетов в различных банках. Для открытия расчетного счета предприятием представляются в банк следующие документы: заявление на открытие счета; учредительный договор, устав или положение, свидетельство о регистрации (заверенные копии); письмо из статистических органов о присвоении кодов ОКПО; справка из налоговой инспекции о постановке на учет; документы о регистрации в качестве плательщика страховых взносов в пенсионный фонд и на обязательное медицинское страхование; приказ о вступлении в должность руководителя и о назначении главного бухгалтера, а также других лиц, внесенных в карточку с образцами подписей; карточка с образцами подписей и оттиском печати (два экземпляра, заверенные нотариально); доверенность на получение выписок из расчетного счета для лиц, не внесенных в карточку с образцами подписей; бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату - для предприятий, переходящих на обслуживание из другого банка. В соответствии с порядком совершения операций по счетам в коммерческих банках выручка от реализации продукции (работ, услуг), доходы от внереализационных операций и иные поступления (кроме средств целевого бюджетного финансирования), а также наличные средства должны зачисляться юридическими лицами только на их Р. с. (текущие счета).

Организациям, предприятиям, учреждениям при расчетах запрещается направлять наличные и безналичные средства за полученную продукцию (работы, услуги), от внереализационных операций на погашение кредитов и процентов по ним на ссудные счета.
Погашение задолженности по ссудам и уплата процентов по ним должны производиться только путем перечисления денежных средств с Р.



Содержание раздела