d9e5a92d

ПОШЛИНЫ ПАТЕНТНЫЕ

За регистрацию изменений, занесенных в зарегистрированный договор, договор об уступке патента, свидетельства, пошлина взимается в размере 0,5 МРОТ.
За регистрацию договора, относящегося к одному товарному знаку, пошлина взимается в размере 3 МРОТ, относящегося к нескольким товарным знакам - в размере 3 МРОТ и дополнительно 2,5 МРОТ за каждый предусмотренный договором товарный знак свыше одного. За регистрацию договора об уступке товарного знака пошлина взимается в размере 3 МРОТ за каждый предусмотренный договором товарный знак.

За регистрацию изменений, внесенных в зарегистрированный договор, договор об уступке товарного знака - в размере 0,5 МРОТ.
Максимальный размер сборов за выдачу лицензии на должен превышать десятикратный МРОТ, устанавливаемый федеральным законом.
Суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты.
ПОШЛИНЫ ПАТЕНТНЫЕ - денежные сборы, вносимые владельцами патента на изобретение, промышленный образец, а также владельцами свидетельства на полезную модель за совершение Государственным патентным ведомством РФ юридических действий, связанных с охраной прав владельцев патентов и свидетельств. Перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры, сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размера или возврата устанавливаются Правительством РФ.

Так, к заявкам на изобретение, полезную модель и промышленный образец, подаваемым в патентное ведомство, должен прилагаться документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере или основания для освобождения от ее уплаты, а также для уменьшения ее размера.
ПОШЛИНЫ ТРАНЗИТНЫЕ - таможенные пошлины, взимаемые при переходе иностранного груза через границу данной страны, следующего через ее территорию для потребления в третьей стране.
ПРЕДМЕТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога. Например, если объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, то П. н. -это сам земельный участок непосредственно.

См. также Объекты налогообложения. ПРЕДОПЛАТА - предварительная и частичная оплата товаров и услуг в счет общей суммы оплаты, которая служит гарантией полной оплаты покупаемого товара.

Практика П. получила большое распространение в ходе осуществления в РФ экономических реформ. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - по законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Важнейшие признаки П. д.: во-первых, это самостоятельная деятельность субъектов рыночной экономики; никто не может принудить другого заниматься тем или иным предпринимательским бизнесом; во-вторых, это инициативная деятельность, основанная на комбинировании факторов производства, на инновациях, на нововведениях. Инструментом предпринимательства в любой сфере деятельности являются инновации; в-третьих, это рисковая деятельность, без риска нет предпринимательства, все новое, как правило, связано с риском - осознанным, рассчитанным, разумным, умеренным; в-четвертых, это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, следовательно, это не разовый хозяйственный акт, а длительный процесс, направленный на производство и реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг потребителям, обществу; в-пятых, это профессиональная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на лучшее удовлетворение потребностей рынка путем эффективного использования материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов.

Базой предпринимательства являются знания, позволяющие эффективно использовать экономические ресурсы; в-шестых, это деятельность законная, осуществляемая ее участниками в определенных организационно-правовых формах, зарегистрированная в установленном законом порядке, с использованием особого разрешения (лицензии), если это необходимо по закону.
В РФ субъектами П. д. могут быть дееспособные физические лица (граждане), юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. В соответствии со ст.

23 ГК РФ гражданин вправе заниматься П. д. без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, к такого рода деятельности применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.


Участники П. д. - юридические лица - коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества (полное и на вере), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной
ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, дочерние и зависимые общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Некоммерческие организации (не имеющие своей целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками) не являются предпринимательскими организациями, однако они могут осуществлять П. д. лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

К некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
П. д. может основываться на частной, коллективной, совместной и смешанной формах собственности. В развитой рыночной экономике предпринимательству присущи следующие важнейшие функции: экономическая, ресурсная, новаторская, социальная и организаторская.

Для развития свободного, законного, цивилизованного предпринимательства необходимы в любой стране определенные социально-экономические, общественно-политические и организационно-правовые условия, гарантии и поддержка предпринимателей со стороны государства, законодательной и исполнительной властей.
По законодательству РФ за воспрепятствование законной П. д. налагается штраф в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода, осуществленного за период от 2 до 5 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до 50 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода, осуществленного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов. ПРЕДПРИЯТИЕ - как имущественный комплекс включает все виды имущества, предназначенные для предпринимательской деятельности (земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие П., его продукцию, работы, услуги -фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания, а также другие исключительные права).
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ - расходы, связанные в основном с коммерческой деятельностью предприятий и относимые на себестоимость его продукции, включают: затраты по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывающих на переговоры для установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, заключения коммерческих договоров, а также участников, прибывающих на заседания наблюдательных советов (советов директоров), членов правления и ревизионной комиссии. В состав П. р. входят расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда и др.), транспортное обеспечение участников (проезд из гостиницы в офис и др.), посещение культурно-зрелищных мероприятий, буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия. Затраты на проживание в гостиницах и оплату железнодорожных и авиабилетов к представительским расходам не относятся, эти расходы можно оплатить за счет чистой прибыли, но при этом они считаются доходом прибывших лиц и облагаются подоходным налогом. П. р. полностью относятся на себестоимость продукции, но при условии их надлежащего документального оформления, к которому относится плановая смета затрат на П. р., утвержденная приказом руководителя предприятия (или советом директоров, правлением); фактическая смета затрат на П. р.; оправдательные первичные документы (счета, чеки и др.); программа проведения деловой встречи, приема с приложением списка участников и величины расходов.

Для целей налогообложения П. р. регламентируются и если их сумма превышает установленные Министерством финансов РФ нормативы, то на это превышение увеличивается облагаемая налогом прибыль. Нормативы предельных размеров П. р. (для целей налогообложения) устанавливаются в процентах к сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость, т.е. к валовой выручке.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ - представление, предъявление переводного векселя лицу, обязанному совершить платеж (трассату).
ПРЕФЕРЕНЦИИ - льготы, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров отдельных стран и не распространяющиеся на товары других стран. Эти льготы устанавливаются в форме минимальной ставки либо в форме полного освобождения от уплаты пошлины.

В РФ такие льготы применяются к товарам, происходящим из развивающихся стран, список которых публикуется Правительством РФ. Ставки временного таможенного тарифа, применяемые к этим товарам, в. два раза ниже ставок, применяемых к товарам, происходящим из стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования, и в четыре раза ниже ставок, применяемых к товарам, происходящим из других стран.
ПРИБЫЛЬ - итоговый показатель работы организации, в котором реализуется главная цель предпринимательской деятельности. Выступает как один из главных критериев эффективности производства.

В процессе формирования П. отражаются все стороны хозяйственной деятельности: уровень использования основного и оборотного капитала, организации производства и труда, маркетинговой деятельности. Она является важнейшим собственным источником расширенного воспроизводства, доходов государственного бюджета, стимулом повышения эффективности производства.

П. от реализации продукции -разность между выручкой от реализации продукции в оптовых ценах предприятия и полной себестоимостью этой продукции. П. от реализации является основной формой накопления. Плановая величина такой П. определяется П. от товарного выпуска продукции в планируемом периоде, увеличенной на П. в остатках на начало периода и уменьшенной на П. в остатках на конец периода. Планирование П. осуществляется методами прямого счета и аналитическим.

Метод прямого счета состоит в определении П. от реализации продукции по каждому виду изделий либо по укрупненным группам, а затем суммировании в целом по предприятию. Каждая организация стремится к получению максимальной П. от реализации продукции. Ответ на вопрос, при каком объеме производства (реализации) и цене на товары можно получить максимальную величину П., дает применение двух методов оптимизации -метода сопоставления валовых показателей и метода сопоставления предельных показателей.

Первый метод предполагает расчет П. от реализации при различных значениях объема и цены на данный товар путем вычитания суммы валовых издержек (полной себестоимости) из выручки от реализации.
Метод сопоставления предельных показателей исходит из того, что увеличение производства рентабельно до тех пор, пока величина предельного дохода, т.е. дополнительного дохода на единицу прироста продукции, превышает величину предельных издержек, т.е. дополнительных издержек на единицу прироста продукции.
Аналитический метод применяется для контрольной проверки расчета, осуществленного прямым методом, а также для выявления экономических факторов (изменение цен, увеличение объемов производства, снижение себестоимости, изменение ассортимента и др.), влияющих на величину П. от реализации. Аналитический метод применяется либо на основе показателя затрат на 1 р. товарной продукции, либо с использованием процента базовой рентабельности.
П. балансовая формируется сложением П. от реализации, П. от реализации основного капитала и другого имущества, а также доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. П. от продажи имущества определяется как разность между выручкой от ликвидации этого имущества и затратами по ликвидации.
При благоприятных для предпринимательской организации условиях реализации плана фактическая П. может превышать плановую, что приводит к образованию сверхплановой П., чему может способствовать и реализация альтернативных рисковых решений, т.к., несмотря на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и источником получения возможной дополнительной П.
ПРИБЫЛЬ БАНКА - в общем виде превышение доходов над его расходами; отражает конечный финансовый результат функционирования банка за определенный период. Источники формирования прибыли делятся на стабильные и нестабильные. Основной стабильный источник - процентная маржа - превышение .процентов полученных над процентами уплаченными.

Другой стабильный источник - беспроцентные доходы в форме комиссии за различные виды банковских услуг. К нестабильным источникам относятся доходы от рыночных операций и разовых операций неординарного характера.

Банк не может повысить свой рейтинг по уровню прибыльности, если она растет за счет нестабильных источников. Назначением процентной маржи является покрытие бремени (превышения беспроцентного расхода над беспроцентным доходом), убытков от рыночных операций, налогов и обязательных отчислений в резервы.

Падение процентной маржи и рост бремени являются критическими негативными показателями при оценке финансового положения банка.
Формирование прибыли определяется принятой в стране системой учета и отчетности. В РФ у коммерческих банков доходы и расходы накапливаются на соответствующих счетах, которые периодически закрываются с отнесением сальдо на счет Прибыли отчетного года или Убытки отчетного года.

Выведение результатов деятельности (прибыль или убыток) производится по решению кредитной организации ежемесячно, ежеквартально или по окончании года. В большинстве случаев закрытие доходных и расходных счетов производится ежемесячно или ежеквартально. В результате на счете Прибыль отчетного года прибыль накапливается нарастающим итогом с начала года.

Эта прибыль называется балансовой и не полностью соответствует конечному финансовому результату. Дело в том, что на отдельном счете отражается параллельно использование текущей прибыли (уплата налога на прибыль, авансовые отчисления в фонды, выплата дивидендов и т.д.). В отличие от балансовой чистая прибыль формируется по зарубежным стандартам учета. Во-первых, учет доходов и расходов построен на методе наращивания, а не на кассовом принципе.

Во-вторых, чистая прибыль отражает конечный финансовый результат, т.е. формируется с учетом всех затрат, включая налоги.
Для оценки уровня прибыльности банка используются структурный анализ (в разрезе источников прибыли) и система финансовых коэффициентов. В последнюю входят показатели соотношения прибыли и активов, прибыли и собственного капитала (или уставного), прибыли до налогообложения и активов, прибыли на одного работника.

При оценке уровня прибыльности банка принимается во внимание не только абсолютное и относительное значение показателей прибыли, но и степень защиты банка от риска (адекватность собственного капитала степени риска активных операций, наличие достаточных резервов для покрытия убытков).
ПРИБЫЛЬ ВАЛОВАЯ - расчетный показатель, определяемый на основе прибыли балансовой. По величине, как правило, больше прибыли балансовой.

Исчисляется для целей налогообложения и отличается от балансовой в силу ряда условий: при реализации продукции по ценам не выше себестоимости, при бартерных сделках на тех же условиях выручка от продажи пересчитывается по рыночным ценам и разность включается в П. в.; то же самое происходит, если реализуется имущество по ценам ниже их балансовой стоимости.
Выручка от реализации для целей налогообложения пересчитывается в рыночные цены. П. в. увеличивается на сумму безвозмездно полученного имущества.
Фактическая величина П. в. может отличаться от плановой величины в ту или иную сторону в силу изменения конъюнктурных условий в период выполнения плана и недостаточно точной оценки в связи с этим степени предпринимательского риска. Неполученная (упущенная) прибыль в этом случае приводит к уменьшению фактической прибыли по сравнению с плановой.
Если данная ситуация возникла по вине физического или юридического лица - партнера организации, то последняя вправе требовать возмещение ущерба, в расчет которого в качестве его составляющей включается и неполученная прибыль (упущенная выгода). ПРИБЫЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ - положительный результат по операциям, связанным с движением имущества предприятия, организации (основных средств, запасов и др.).

К таким операциям относятся реализация основных средств и прочего имущества, списание основных средств с баланса ввиду морального износа, сдача имущества в аренду, содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, аннулирование производственных заказов (договоров), прекращение производства, не давшего продукции. П. о. определяется как разность между суммой операционных доходов и суммой операционных расходов. В составе операционных доходов и расходов
учитываются результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (курсовые разницы), расходы по обслуживанию ценных бумаг (оплата депозитарных, консультационных и посреднических услуг), а также сумма причитающихся к уплате в бюджеты налогов и оборотов, относимых на финансовые результаты деятельности предприятий (налог на имущество предприятий и организаций, образовательский налог и др.). В случае выбытия амортизируемого имущества к операционным расходам относится его остаточная стоимость, а также затраты, связанные с выбытием этого имущества (разборка, демонтаж, транспортировка и пр.).
При определении финансового результата от операций доходы от их осуществления определяются за вычетом налога на добавленную стоимость. В бухгалтерском учете операционные доходы и расходы отражаются в приложении к годовому бухгалтерскому отчету Отчет о прибылях и убытках.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ - один из составляющих элементов бюджетного устройства РФ. По закону Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР к ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ (ст. 3). Только законодательное закрепление механизма действия (правил и требований) принципов позволит уяснить то их содержание, которое вкладывает в них государство в лице законодателя.

В противном случае всякие попытки раскрыть сущность того или иного принципа будут основаны на субъективном их толковании, которое не всегда может совпадать с их истинным содержанием.
Принцип единства бюджетной системы обеспечивается: единой правовой базой; едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ; единством формы бюджетной документации (учетной, отчетной, статистической и т.д.); предоставлением с одного уровня бюджета на другой статистической и бюджетной информации, необходимой для составления консолидированных бюджетов соответствующих уровней, а также согласованными принципами бюджетного процесса и единством денежной системы. Единство бюджетной системы, как указано в законодательстве, основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов и их частичное перераспределение.

Реализация принципа единства бюджетной системы осуществляется через единую социально-экономическую политику Российской Федерации, составной частью которой, являются бюджетная, налоговая и т.д. политика.
Принцип полноты бюджетной системы обеспечивается двумя моментами: полнотой своего структурного состава и полнотой источников дохода, включаемых в бюджеты, и расходов, относимых на соответствующий бюджет. Полнота структуры бюджетной системы показывает, насколько обоснованным является существование именно тех бюджетов, которые имеют место в России на данном этапе.

И в этом плане ее следует признать полной, поскольку она соответствует государственному и административному устройству (делению) РФ как основному критерию своего обоснования. Принцип полноты обеспечивается и включением в бюджетную систему практически всех видов источников дохода, имеющих место на территории РФ.

В этом состоит принципиальное отличие бюджетов от других денежных фондов.
Изменение социально-экономической политики может сопровождаться возникновением новых сфер деятельности в народном хозяйстве. А это, в свою очередь, ведет к появлению новых видов источников доходов.

Так, в последнее время в РФ появились такие новые источники дохода, как доходы от приватизации, от дивидендов по акциям, от предпринимательства идр. И все они стали источниками бюджетных доходов.

Принцип полноты источников бюджетных доходов не исключает их законности: в бюджет зачисляются доходы, предусмотренные законодательством.
При определении расходов бюджетной системы принцип полноты обеспечивается полным охватом всех направлений расходов, связанных с финансированием мероприятий по социально-экономическому развитию.
Принцип реальности бюджетной системы должен обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджеты всех уровней. С этой целью в законодательном порядке определяются конкретные источники доходов, включаемые в бюджеты разного уровня.

Они могут быть собственными и заемными, но эти источники должны реально существовать, а их поступление должно гарантироваться государством.
Принцип реальности бюджетной системы способствует достижению сбалансированности доходной и расходной частей бюджетов либо сокращению разрыва между ними. На это направлено и установление специального порядка распределения доходов и расходов в бюджетной системе РФ.

Кроме того, принцип реальности бюджетной системы обеспечивается и ее законодательным закреплением, благодаря чему она реально существует и не может быть изменена каким-либо субъектом в одностороннем порядке.
Принцип самостоятельности бюджетов, как указано в законодательстве, обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. В основе реализации принципа самостоятельности бюджетов лежит норма закона, определяющая включение в бюджетную систему РФ федерального бюджета (республиканского бюджета РФ), бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов как самостоятельных ее частей. Самостоятельность бюджетов предполагает наличие необходимых бюджетных прав у соответствующих субъектов.

Именно объем бюджетных прав субъектов показывает истинный уровень их самостоятельности. Т.е. степень самостоятельности бюджетов не безгранична и определяется объемом бюджетных прав конкретных субъектов, предоставленных им законодательством.
Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечивается, во-первых, открытым всесторонним обсуждением бюджетов на предстоящий год и итогов исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего общества конкретных показателей бюджетов и итогов их исполнения. (См. Ф.П.)
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ налогоплательщика в кредитной организации - мера обеспечения исполнения решения о взимании налога; представляет собой действие органа налоговой службы или таможенного органа, ограничивающее право налогоплательщика (иного обязанного лица) распоряжаться денежными средствами, находящимися или поступающими на его счета в кредитной организации, а также право этого лица на открытие новых счетов в той же или другой кредитной организации.



Содержание раздела