d9e5a92d

НАЛОЖЕННЫЙ ПЛАТЕЖ

Жалобы налогоплательщиков на действия должностных лиц ГНИ подаются в те ГНИ, которым они непосредственно подчинены. Жалобы должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение месяца в вышестоящие ГНИ.

При несогласии предприятия с принятым решением оно может быть обжаловано в арбитражный суд, а несогласие гражданина - в суд общей компетенции. Но подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц ГНИ.
НАЛОЖЕННЫЙ ПЛАТЕЖ - способ расчетов за почтовую посылку и груз, при котором их отправитель поручает почтовой организации или транспортной организации выдать посылку (груз) только при условии оплаты их объявленной стоимости. Вышеперечисленные материальные ценности принимаются к отправке на основании бланка, заполненного отправителем, которому переводится уплаченная получателем сумма с удержанием стоимости перевода.

Если получатель нарушил сроки получения, он должен уплатить определенную сумму за хранение материальных ценностей.
НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, НЕДВИЖИМОСТЬ - земельные участники, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы. Права на эту недвижимость подлежат государственной регистрации. Вп.

2 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
НЕДОИМКА - сумма налога или другого обязательного платежа, не уплаченная налогоплательщиком в установленный государством срок.
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ - ценности, имеющие стоимостную оценку и не являющиеся физическими объектами (напр., стоимость репутации фирмы, арендные права, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау и другие объекты интеллектуальной и промышленной собственности). К Н. а. в РФ относятся также права пользования земельными участками и природными ресурсами, программные продукты, монопольные права и привилегии (включая лицензии на определенные виды деятельности), торговые марки и т.п. За рубежом к Н. а. относят фирменный стиль компании, который охватывает как бланки, конверты и визитные карточки, так и одежду персонала, дизайн офиса (внешний и внутренний), оформление транспортных средств компании, фирменных сувениров и т.п.

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВА - часть денежных средств, поступающая в распоряжение государства через взимание неналоговых платежей. Неналоговые платежи, как и налоги, уплачиваются юридическими и физическими лицами. И те, и другие платежи, поступающие в распоряжение государства, устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов.

Все это позволяет объединить налоговые и неналоговые поступления в общей категории государственных доходов.
Вместе с тем для Н. д. г. характерны некоторые особенности, отличающие их от государственных налогов. Во-первых, большинство неналоговых платежей имеют двусторонний характер, т.е. субъекты правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, имеют взаимные права и обязанности. Так, государство как обязательный субъект правоотношений, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей, например, предоставить право на занятие какой-либо деятельностью, на перевоз товара через таможенную границу, предоставить какие-то услуги и т.п. В свою очередь, плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий.

Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, придает им характер возмездности.
Во-вторых, в отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенном порядке в случае неуплаты в предусмотренных случаях.

Однако основания уплаты обязательных неналоговых и налоговых платежей неодинаковы: налоги уплачиваются при наличии налогооблагаемого объекта, а основанием уплаты обязательных неналоговых платежей является совершение компетентными органами в пользу юридических и физических лиц определенных действий (предоставление тех или иных прав, выполнение работ, услуг).


Уплата добровольных платежей, включаемых в группу Н. д. г., основана на соответствующем волеизъявлении юридических и физических лиц. Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определены законодательством.

К ним относятся выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и иные законные методы.
В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности в использовании поступлений по ним. Целевое направление использования Н. д. г. устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа.
Н. д. г., как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетных фондах, формируемых на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Однако поступления по некоторым Н. д. г. могут передаваться органам местного самоуправления для зачисления их в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством.

Перечень платежей, составляющих группу Н. д. г., на разных территориальных уровнях определяется Законом Об основах налоговой системы в Российской Федерации, иным федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.
Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям: по территориальному уровню - федеральные доходы и доходы субъектов РФ; по методам формирования - доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц; по источникам их аккумуляции - доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах; по конкретным основаниям взимания платежей, образующих Н. д. г.: а) платежи за использование природных ресурсов и недр (к платежам этой группы относятся: платежи в связи с пользованием недрами (за пользование недрами), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование акваторией и участками морского дна и др.); неналоговые платежи за землю (арендная плата, нормативная цена земли); платежи за пользование лесным фондом (отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов, лесной доход (лесные подати) и арендная плата; плата за воду и другие платежи, установленные законодательством РФ); б) платежи за предоставление государственными органами услуг, совершение иных юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц (государственная пошлина, таможенная пошлина, иные пошлины, лицензионные и регистрационные сборы: за получение лицензии на занятие той или иной деятельностью, за регистрацию уставных документов, за проверку средств измерений, за сертификацию товаров и другие сборы); в) страховые и иные платежи юридических и физических лиц, в основе которых лежат конкретные государственные программы (задачи) социального или экономического характера (отчисления, производимые юридическими и физическими лицами в различные социальные и другие внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, фонд занятости населения, фонд возрождения торгового флота России и т.д.; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц. Поступления по данному сбору зачисляются в бюджеты субъектов РФ и используются на дополнительное финансирование образовательных учреждений. Ставка сбора не может быть выше 1 % от годового фонда заработной платы предприятий и иных организаций, расположенных на территории конкретного субъекта РФ.

Введение данного сбора и установление конкретной ставки по нему осуществляются законодательством субъектов РФ); г) неналоговые доходы от выпуска и размещения государственных ценных бумаг и проведения государственных лотерей; д) доходы от приватизации государственной собственности (с расширением объектов, подлежащих приватизации, увеличиваются и доходы от ее осуществления); е) доходы штрафного характера (штрафы пени, неустойки и т.п.), другие доходы и сборы (поступления по взысканным сокрытым доходам, суммы кредиторской и депонентской задолженности с истекшими сроками исковой давности, гербовый сбор, сбор за использование наименований Россия, Российская Федерация и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.). Все перечисленные группы поступлений и образуют Н. д. г.
(См. Ф.П.)
НЕНАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ -
один из источников неналоговых доходов государства. В системе платежей данной группы наиболее важное место занимают: платежи за право пользования недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование лесным фондом; плата за воду.

Согласно Конституции РФ, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72). В совместном ведении находятся и вопросы правового регулирования объектов природных ресурсов.

То есть земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды принимаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Н. п. за п. п. р. включают: 1) платежи за право пользования недрами; 2) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 3) платежи за пользование акваторией и участками морского дна; 4) платежи за пользование лесным фондом.
НОРМАТИВНАЯ ЦЕНА ЗЕМЛИ - показатель, характеризующий стоимость земельного участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Н. ц. з. введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Порядок определения Н. ц. з. устанавливается Правительством России, а в республиках в составе России - в соответствии с законодательствами этих республик.
Н. ц. з. применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную Н. ц. з., но не более чем на 25 %. Н. ц. з., установленная в соответствии с вышеуказанным порядком, не должна превышать 75 % уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Н. ц. з., как земельный налог и арендная плата, являются формами платы за использование земли в России (введены в действие с 1 января 1992 г. в соответствии с законом РФ О плате за землю).
НОРМЫ РАСХОДОВ - в бюджетном праве установленный компетентным органом размер затрат на расчетную единицу (койка в больнице, студент в университете). Нормы бюджетных расходов классифицируются по разным признакам.

Прежде всего, они распределяются по содержанию: материальные и денежные. Денежные нормы являются стоимостным выражением натуральных (они получаются в результате умножения затрат в натуральном выражении на государственную цену). По юридическим свойствам нормы подразделяются на обязательные (устанавливаемые актами органов государственного управления и не подлежащие изменению - ставки зарплаты, нормы расходов на питание и т.д.) и расчетные (средние затраты на расчетную единицу).

Расчетные нормы определяются самим учреждением по согласованию с финансовыми нормами. При их установлении учитываются конкретные условия (напр., определение объема затрат на отопление в школах или больницах в Архангельской области или Краснодарском крае), в которых находится данное учреждение.

При бюджетном нормировании расходов Правительство устанавливает нормативы - размеры расходов, которые не связаны с единицей нормирования (напр., проценты начисления на заработную плату).
По степени охвата затрат на основную единицу финансирования Н. р. подразделяются на индивидуальные и укрупненные. Индивидуальные нормы, как обязательные, так и расчетные, применяются при составлении индивидуальных смет; укрупненные - при составлении бюджетов разных уровней и представляют собой общий объем затрат на плановый показатель. (См.Ф.П.)
НОСИТЕЛЬ НАЛОГА - лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, т.е. по завершению процессов переложения налога. Например, субъектами акциза являются юридические лица, производящие и реализующие подакцизный товар. Эти лица обязаны исчислить сумму акциза и перечислить ее в бюджет. Акциз включается в цену подакцизного товара, но не выделяется в ней.

Покупатель этого товара в составе цены товара оплачивает и акциз. Если этот покупатель не перепродает товар, а потребляет его, он не может возместить себе уплаченную сумму акциза.

Поэтому этот конечный потребитель и является носителем акциза.
О
ОБЛАГАЕМЫЙ ДОХОД - часть валового дохода юридических и физических лиц, подлежащих обложению налогом. О.д. определяется путем вычета из валового дохода налогоплательщика установленных законом скидок и льгот.
ОБЛИГАЦИИ - эмиссионные ценные бумаги, закрепляющие право ее держателя на получение от эмитента О. в предусмотренный ими срок их номинальной стоимости и зафиксированного в них процента от этой стоимости или иного эквивалента имущества. О. может содержать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству РФ. Различают государственные и корпоративные О. АО может выпускать О. на сумму, не превышающую размер уставного капитала либо размер обеспечения, предоставленного АО в этих целях третьими лицами, после полной уплаты уставного капитала.

При отсутствии обеспечения выпуск О. допускается не ранее 3-го года существования АО и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества (п. 2 ст.

102 ГК РФ).
ОБХОД НАЛОГОВ - такая ситуация, в которой предприятие или физическое лицо не является налогоплательщиком либо в силу того, что его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо получает доходы, не облагаемые налогами, либо по причине незарегистрированности в налоговых органах. Понятие О.н. можно разделить на две части. Первый способ обхода налогов - уклонение от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, как это имело место при налогообложении прибыли предприятий в 1993 г. (при получении доходов от посреднических операций), не противоречит закону и может использоваться практически без ограничений.

Например, если предприятие в 1993 г. получало прибыль от посреднических операций, не опосредованных договорами комиссии и поручения, оно не подлежало налогообложению по повышенной ставке налога. Второй способ О.н. предусматривает использование запрещенных законом приемов (например, уклонение от регистрации предприятия) и, таким образом, наряду с уклонением от уплаты налогов является налоговым правонарушением. (См. О.Н.П.)
ОБЩЕЗАВОДСКИЕ РАСХОДЫ - статья калькуляции себестоимости единицы продукции. Косвенная статья затрат, объединяющая расходы экономически разнородные, но имеющие одинаковую причину возникновения, - работу предприятия в целом. Включают: расходы на управление предприятием, на содержание общезаводского персонала - заработная плата персонала заводоуправления с отчислениями на социальное страхование; расходы на командировки, почтово-телеграфные и конторские расходы; амортизация и ремонт зданий и сооружений общезаводского назначения, расходы на отопление и освещение помещений общезаводского назначения; на охрану предприятия; на содержание легкового транспорта и
др.
Величина О.р. находит отражение в смете затрат, а затем включается в калькуляцию себестоимости единицы продукции, как правило, пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих либо пропорционально какому-либо другому выбранному критерию.
ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - в РФ имущество, доходы (прибыль), операции по реализации товаров (работ, услуг), ввоз (вывоз) товаров на территорию страны и другие объекты, установленные Налоговым кодексом РФ. Каждый налог имеет самостоятельный О. н. В соответствии с Налоговым кодексом РФ имуществом признаются материальные и
нематериальные объекты, которые могут быть предметом владения, пользования или распоряжения. Материальные объекты - вещи, в т.ч. электрическая, тепловая и иная энергия, газ, вода, деньги (валюта), ценные бумаги и финансовые инструменты срочных сделок. Нематериальные объекты - права, в т.ч. на результаты интеллектуальной деятельности. Под товарами понимаются материальные объекты, реализуемые либо предназначенные для реализации, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.

В целях таможенного регулирования и налогообложения к товарам может быть отнесено и иное имущество в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Работами (услугами) признаются реализуемые либо предназначенные для реализации действия (бездействие) организации или физических лиц, совершаемые на договорной либо иной основе в отношении (или для) других организаций или физических лиц. Различают строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные, научно-исследова-тельские, опытно-конструкторские, проектноизыскательские, технологические и иные работы.

Услуги могут оказываться в любом секторе экономики, включая производство, распределение, маркетинг, продажу и предоставление. Российскими работами (услугами) признаются работы (услуги), выполненные (оказанные) на территории РФ, а также выполненные (оказанные) за пределами РФ российскими организациями, местом нахождения которых является РФ, либо физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ.
ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ - в РФ в соответствии с федеральным законом облагается: а) по товарам, производимым на территории РФ, - стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза; стоимость товаров, производимых из давальческого сырья, определяемая из применяемых на данном предприятии максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного производства на момент передачи готовых товаров, а при их отсутствии -исходя из рыночных цен, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем периоде, с учетом акциза; б) по товарам, производимым за пределами территории РФ из давальческого сырья, принадлежащего организациям-налогоплательщикам в РФ и оплатившим стоимость работы по изготовлению этих товаров -стоимость реализуемых подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза; в) объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении по подакцизным товарам, на которые установлены специфические ставки акцизов (в абсолютной сумме на единицу обложения); г) по товарам, ввозимым на территорию РФ, -таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов; д) при натуральной форме оплаты труда подакцизными товарами собственного производства, при обмене с участием подакцизных товаров, при передаче их безвозмездно или по ценам ниже рыночных - стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары, а при их отсутствии -исходя из рыночных цен с учетом акциза, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде; е) при натуральной оплате подакцизными товарами собственного производства, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, при обмене с участием этих подакцизных товаров, при их передаче безвозмездно -объем переданных товаров в натуральном выражении; ж) О.н.а. являются денежные средства, получаемые предприятиями за производимые и реализуемые ими подакцизные товары в виде финансовой помощи, пополнения фондов, а также со стоимости опциона.
Акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории РФ (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства СНГ, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена).
ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНОСЫРЬЕВОЙ БАЗЫ - стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, к которым относятся: собственно полезные ископаемые (нефть, природный газ и газовый конденсат; уголь и горячие сланцы; товарные руды; подземные воды, прошедшие первую обработку; слюда, асбест, сырье для производства строительных материалов; нерудное сырье для металлургии); концентраты черных, цветных, редких и радиоактивных металлов, горнохимического сырья; благородные металлы - химически чистый металл в песке, руде или концентраты; алмазы -необработанные отсортированные камни; камнесамоцветное и пьезотическое сырье - по выходу кондиционного продукта; по другим полезным ископаемым - минеральное сырье, прошедшее первичную обработку. Ставки отчислений на воспроизводство минеральносырьевой базы установлены федеральным законом и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья.

Ставки установлены в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Так, ставки равны: по нефти, газу и газовому конденсату - 10 %; углю - 5; торфу - 3; радиоактивному сырью - 3; цветным и редким металлам - 8,2; благородным металлам - 7,8 %. Стоимость первого товарного продукта определяется по ценам его реализации на условиях франко-вагон (судно), станция (порт, пристань) отправления без налога на добавленную стоимость и акциза. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы включаются в себестоимость продукции.

ОДНОКРАТНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период обложения.
ОПЦИОН - документ, удостоверяющий право на покупку или продажу определенного вида ценностей или финансовых прав по заранее установленной (в момент заключения сделки) цене в пределах согласованного периода времени. О. относится к числу производных ценных бумаг (деривативов), т.к. по истечении срока действия может иметь вторичное хождение, т.е. может быть перепродан на бирже по своей текущей котировке.

Текущая цена О. зависит от разницы между рыночной на данный момент ценой товара, на который выписан О., и ценой поставки, предусмотренной в О., а также от изменения к моменту выписки О. инфляционных ожиданий. Операции по покупке и продаже О. регулярно с большой надежностью осуществляются на биржах, но предприятие имеет возможность приобретать О. и через внебиржевых брокеров и маклеров.

Принято различать два типа О.: европейский, когда О. дает право купить (или продать) по фиксированной цене в определенный день, и американский, дающий право купить (или продать) в любой день вплоть до определенного момента.
ОПЦИОН НА ПОКУПКУ - (колл-опцион), документ, который дает право, но не выступает в качестве обязанности купить фьючерсный контракт, товар или иную ценность по данной согласованной цене. Этим документом поставщик гарантирует продажу товара по оговоренной цене в течение определенного срока.

Опцион на приобретение товаров или иных ценностей у более надежного поставщика может приобретаться параллельно с заключением выгодного, но рискованного контракта с поставщиком, вызывающим сомнения в его надежности.
ОПЦИОН НА ПРОДАЖУ - (пут-опцион), документ, удостоверяющий право, но не выступающий в качестве обязанности продать фьючерсный контракт или иную ценность (кроме товара) по фиксированной цене.



Содержание раздела