d9e5a92d

НАЛОГОВЫЕ РЕЗИДЕНТЫ РФ

Н. п. проводятся, как правило, путем анализа данных налоговых отчетов, налоговых деклараций и других имеющихся у органа налоговой службы документов и сведений.
Могут быть камеральными и выездными, последние - плановыми или контрольными. По итогам Н. п. уполномоченными должностными лицами составляется по установленной форме акт, к которому прилагаются документы (их копии), подтверждающие обоснованность приведенных в нем фактов и заключения по итогам Н. п., а также письменные объяснения проверяемых или иных лиц, имеющих значение для принятия правильного решения.
НАЛОГОВЫЕ РЕЗИДЕНТЫ РФ - 1 физические лица, которые фактически находились на территории РФ более 182 дней в налоговом периоде, а также физические лица, которые фактически находились на территории РФ не менее 31 дня в налоговом периоде, если расчетное количество дней фактического нахождения этих лиц на территории РФ в течение двух лет, предшествующих налоговому периоду, и в налоговом периоде составляет более 182 дней. 2 Физические лица, родившиеся на территории РФ и находившиеся на этой
территории в течение 182 дней после рождения, признаются налоговыми резидентами РФ со дня рождения. Ко времени фактического нахождения физического лица на территории РФ относится время непосредственного пребывания физического лица на территории РФ, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы территории РФ специально на лечение, отдых, в командировку или на учебу.
НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ - мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Н. с. устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в определенных размерах за отдельные виды налоговых правонарушений. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с установленным. Если же налогоплательщик ранее привлекался к ответственности за аналогичное налоговое правонарушение, установленный размер штрафа увеличивается на 100 %. При совершении одним налогоплательщиком двух и более налоговых правонарушений Н.с. взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Н. с. установлены в определенных размерах за следующие налоговые правонарушения: нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе; уклонение от постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов; грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; нарушение правил составления налоговой декларации; неуплату или неполную уплату сумм налога; непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике; незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение; невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест; отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа.
НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ, ПРЕДЪЯВЛЕННЫЕ К БАНКАМ - мера ответственности банков за нарушение ими обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Н. с. к. б. применяются за: открытие банком счета налогоплательщику без предъявления последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также открытие налогоплательщику счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица - взимается штраф в размере 10 тыс. руб.; нарушение банком установленного Налоговым кодексом РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора - влечет взыскание пеней в размере ?ш ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки; неисполнение банком решения о взыскании налога со счета налогоплательщика при наличии на нем достаточных денежных средств для уплаты суммы налога, включая пени, - влечет взыскание штрафа в размере ?ш ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки; неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента - влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика или налогового агента другому лицу, но не более суммы задолженности.
НАЛОГОВЫЙ ИММУНИТЕТ - освобождение от обязанности платить налоги, предоставленное отдельным юридическим или физическим лицам в соответствии с национальным или международным правом. Так, например, Н. и. на территории РФ обладает ЦБ РФ.


НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - комплексный правовой (законодательный) документ, устанавливающий принципы построения и функционирования налоговой системы РФ, порядок установления, изменения и отмены федеральных налогов, принципы установления региональных и местных налогов; определяющий положение налогоплательщиков, налоговых и иных органов, осуществляющих налоговый контроль, налоговых агентов и других регулируемых кодексом правоотношений; устанавливающий основные положения по определению объектов налогообложения и ведению их учета, исполнению налоговых обязательств и принятию мер, обеспечивающих их исполнение по федеральным, региональным и местным налогам, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий (бездействия) налоговых и иных органов, осуществляющих налоговый контроль, и должностных лиц этих органов. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ - единая система учета налогоплательщиков и имущества, подлежащего налогообложению, а также контроля за надлежащим исполнением налогового законодательства. Н. к. осуществляется должностными лицами налоговых органов посредством учета налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению, налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ (в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ) и иными федеральными законами.

Органы, осуществляющие налоговый контроль: органы налоговой службы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины и иных сборов. Налоговые органы и иные органы, осуществляющие налоговый контроль, действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с актами налогового законодательства, иными федеральными законами. Систему органов налоговой службы образуют: Государственная налоговая служба РФ, государственные налоговые инспекции по субъектам РФ и муниципальным образованиям. Систему таможенных органов образуют Государственный таможенный комитет РФ и иные таможенные органы РФ.

Систему федеральных органов налоговой полиции образуют Федеральная служба налоговой полиции РФ, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам РФ и местные органы налоговой полиции.
НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ - льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы, а также форма изменения даты исполнения обязательства по налогу (кроме сбора) на срок от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком или иным обязанным лицом (далее - заинтересованное лицо) суммы кредита. Окладная сумма (валовой налог) - это результат умножения количества единиц налогообложения, входящих в налоговую базу, на ставку (ставки) налога.

В налогах, размер которых определяется путем развертывания (раскладки) между налогоплательщиками общей суммы, намеченной к поступлению (раскладочные налоги), окладная сумма существует как заранее определенная величина. Понятие кредит условно и не означает, что все виды налогового кредита являются возвратными, а пользование Н. к. - платным (уплачиваются проценты), что свойственно, например, банковскому кредиту. Все эти признаки (срочность, возвратность, платность) относятся только к одному виду налогового кредита, предусмотренному законодательством РФ - инвестиционному Н. к.. Существуют условно-возвратные, но бесплатные Н. к. Так, малым предприятиям в определенных отраслях производства предоставляется право на освобождение от уплаты налога при условии сохранения ими поощряемого вида производственной деятельности в течение определенного периода.

В случае нарушения поставленного условия налог исчисляется в полном размере за весь период деятельности предприятия. Большинство видов налогового кредита являются и
безвозвратными и бесплатными. Кроме как по условиям предоставления, налоговые кредиты можно разделить на виды по формам предоставления льгот.
Снижение ставки налога. Например, согласно закону о налоге на прибыль предприятий и организаций ставка налога понижается на 50 % для предприятий, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 %.
Сокращение окладной суммы (валового налога). Окладная сумма может быть сокращена как в части, так и полностью, как на определенное время, так и бессрочно.

Полное освобождение от уплаты налога на определенный период получило название налоговых каникул.
Отсрочка или рассрочка уплаты налога. В соответствии с подпунктом 36.2 инструкции Госналогслужбы России от 20 марта 1992 г. 8 О применении закона О подоходном налоге с физических лиц налоговые органы могут предоставить плательщику по его письменному заявлению рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем на один год, с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующей в СБ РФ.
Возврат ранее уплаченного налога (части налога). Эта разновидность налогового кредита также имеет название налоговой амнистии (термин налоговая амнистия применяется и в связи с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций). Примером налоговой амнистии является льгота, предусмотренная законом О налоге на добавленную стоимость от 06.12.91г.

1992-1 (в ред. от 02.01.2000 г.): при вывозе с территории Российской Федерации товаров, приобретенных с уплатой налога на добавленную стоимость, сумма налога возвращается предприятиям-экспортерам; экспортные товары, как собственного производства, так и приобретенные, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортных товаров и услуги по транзиту иностранных грузов через территорию РФ освобождаются от налога.
Зачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность налогового кредита широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов). Сумма налога на прибыль, уплаченная российским предприятием за рубежом в соответствии с законодательством других стран, засчитывается при уплате налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в Российской Федерации по прибыли, полученной за границей.

Иногда в счет уплаты одного налога может засчитываться другой.
В соответствии сп. 4 ст.

5 закона О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения сумма исчисленного налога на имущество, переходящее в собственность граждан в порядке наследования, в случае наличия в составе этого имущества жилых домов (квартир), дач и садовых домиков в садоводческих товариществах, уменьшается на сумму налога на имущество физических лиц, подлежащую уплате этими лицами за указанные объекты.
Замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением (целевой налоговый кредит). Целевой налоговый кредит - это льгота, предоставляемая местными органами власти (в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты) налогоплательщику в случае выполнения им особо важного заказа по социальноэкономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории.

Если плательщик желает получить такую льготу, он должен заключить налоговое соглашение с местной администрацией. Это соглашение впоследствии подлежит утверждению местным органом власти при рассмотрении соответствующего бюджета. В случае нарушения предприятием налогового соглашения вся сумма, причитавшаяся к уплате в бюджет при отсутствии такого соглашения, а также 25 % этой суммы в виде штрафа взыскивается с него в соответствующий местный бюджет. Решение об этом принимается администрацией, заключившей соглашение.

Оно может быть обжаловано предприятием в судебном порядке (ст. 11 - 14 закона Об инвестиционном налоговом кредите). (См. О.Н.П.)
В РФ Н. к. может быть предоставлен заинтересованному лицу по одному или нескольким налогам при наличии одного из следующих оснований: причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств; задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога и/или исполнения предъявленных ему требований об уплате налогов и соответствующих пеней. Н. к. выдается только под залог имущества налогоплательщика либо при наличии поручительства банка, при этом кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению в соответствующий уполномоченный орган и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этим лицом. Договор о Н. к. должен содержать указание на сумму задолженности, налог, по которому заинтересованному лицу предоставляется Н. к., срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисляемых процентов, а также документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство банка. Договор о предоставлении Н. к. вступает в силу со дня, установленного в этом договоре.

Копия договора направляется уполномоченным органом в орган налоговой службы по месту его учета в течение 5 дней со дня заключения договора.
НАЛОГОВЫЙ оклад - сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта обложения.
НАЛОГОВЫЙ период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства. Необходимость этого элемента закона о налоге определяется, во-первых, тем, что многим объектам налогообложения (получение прибыли, дохода, реализация товаров и т.п.) свойственна протяженность во времени, повторяемость.

В целях определения соответствующего результата необходимо периодически подводить итог. Для разовых налогов данный элемент не устанавливается. Во-вторых, вопрос о налоговом периоде связан с проблемой однократности налогообложения.

Ст. 6 закона Об основах налоговой системы в Российской Федерации определяет: Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.
Следует различать понятия Н.п. и отчетный период (под последним понимается срок подведения итогов - окончательных или промежуточных, составления и представления в налоговый орган отчетности). В ряде случаев налоговый и отчетный периоды могут совпадать. Например, при уплате налога на добавленную стоимость малыми предприятиями налоговый и отчетный периоды равны трем месяцам, т.е. одному кварталу.

Однако иногда отчетность может представляться несколько раз в течение одного налогового периода. Это вызвано, как правило, потребностью равномерного внесения налога в бюджет, что не всегда может быть обеспечено уплатой авансовых платежей, рассчитанных на основе какого-либо периода. Нечеткость в определении налогового периода может послужить причиной серьезных нарушений прав налогоплательщиков.

Например, ст. 2 Объект обложения налогом и порядок исчисления облагаемой прибыли Закона РФ от 27 декабря 1991 г. О налоге на прибыль предприятий и организаций не содержит указания о налоговом периоде. Напротив, закон О подоходном налоге с физических лиц четко определяет, что объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году, т.е. годовой доход.

Отсутствие прямого указания на налоговый период позволяет налоговым органам усматривать сокрытие (занижение) прибыли не только в отчетных документах, по итогам работы за год, но ив квартальной, полугодовой отчетности, что не соответствует закону. В данном случае налицо смешение понятий налогового и
отчетного периодов. Проблема отнесения различных объектов налогообложения к тому или иному налоговому периоду решается посредством установления конкретного метода учета базы налогообложения. (См. О.Н.П.)
Как правило, для налогов (кроме государственной пошлины и иных разовых сборов) Н. п. признается календарный год, а для государственной пошлины и иных разовых сборов -промежуток времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить эту государственную пошлину или иной сбор. Н. п. может быть разделен на несколько отчетных периодов, по результатам каждого из которых на налогоплательщиков возлагается обязанность по уплате авансовых платежей по налогу.

Если российская организация в течение Н. п. становится иностранной, а иностранная - российской, то день такого преобразования делит Н. п. на два, по первому из которых организация является налогоплательщиком в соответствии с первоначальным статусом, а по второму - в соответствии с приобретенным.
НАЛОГОВЫЙ риск - один из видов финансовых рисков, характеризующий вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, связанных с введением новых видов налогов, увеличением размеров налоговых ставок по действующим налогам, отменой используемых предприятием налоговых льгот или налоговых освобождений, изменением порядка и сроков внесения налоговых платежей.
налогообложение отдельных видов доходов предприятий - в
соответствии с федеральным законодательством предприятия помимо налога на прибыль уплачивают налоги со следующих видов доходов: доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов РФ и ценных бумаг органов местного самоуправления, эмитированных после 21 января 1997 г.; доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ. Налоги с указанных доходов взимаются у источника этих доходов по ставке 15 % и зачисляются в федеральный бюджет.
Налоги взимаются с доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса, видеосалонов (видеопоказа), от проката видео-, аудиокассет и записей на них, определяемых в виде разницы между выручкой и расходами, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, за исключением расходов на оплату труда. Указанные доходы (за исключением доходов от казино, иных игорных домов (мест), другого игорного бизнеса) облагаются по ставке 70 % и зачисляются в доходы бюджетов субъектов РФ; доходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса облагаются по ставке 90 % и зачисляются в доходы бюджетов субъектов РФ.
налогоплательщики - физические лица - граждане РФ; граждане либо
подданные иностранного государства; лица без гражданства (подданства). Физическое лицо в соответствии с Налоговым кодексом РФ признается налогоплательщиком, если оно: является налоговым резидентом РФ; осуществляет экономическую деятельность в РФ или получает доходы от источников в РФ; является собственником имущества, подлежащего налогообложению в РФ; совершает на территорий РФ операции или действия, подлежащие налогообложению; становится участником правоотношений при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу РФ; становится участником правоотношений, одним из условий которых является уплата государственной пошлины или иного сбора, установленного в соответствии с налоговым законодательством.
налогоплательщики - юридические лица - российские организации,
являющиеся юридическими лицами в соответствии с федеральным законодательством; иностранные организации, корпорации, фирмы, компании, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства; филиалы, отделения и иные обособленные подразделения, являющиеся структурными подразделениями российских и иностранных организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный либо иной счет; простые товарищества, паевые инвестиционные фонды, партнерства и другие аналогичные образования, не предусмотренные вышеуказанными организациями; межгосударственные и межправительственные организации (фонды, сообщества, содружества и иные аналогичные образования).
Организация признается налогоплательщиком, если в соответствии с Налоговым кодексом РФ она является российской организацией либо удовлетворяет хотя бы одному из нижеприведенных признаков: осуществляет экономическую деятельность в РФ или получает доходы от источников в РФ; является собственником имущества, подлежащего налогообложению в РФ; совершает на территории РФ операции или действия, подлежащие налогообложению; становится участником правоотношений при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу РФ.
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ОБЯЗАННОСТИ - своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и другие обязательные платежи, сборы и пошлины; вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет; представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения; вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов; в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом; в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом; представлять письменное пояснение мотивов отказа от подписания этого акта; выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах; своевременно предоставлять в ГНИ декларацию о доходах; правильно и своевременно вести книгу учета доходов и расходов; своевременно (10 дней) информировать ГНИ о ликвидации (реорганизации) юридического лица.
Обязанность физического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога или отменой налога. Если налогоплательщики не выполняют свои обязанности по уплате налогов, обязательных платежей, сборов, исполнение этих обязанностей обеспечивается административной и уголовной ответственностью, финансовыми санкциями, а также залогом денежных и товарно-материальных ценностей, поручительством или гарантией кредиторов налогоплательщика. Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет 3 года.

Бесспорный порядок недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки.
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПРАВА - пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленных законами об уплате отдельных видов налогов, сборов, пошлин; предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам; знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок; требовать возврата сумм налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканных ГНИ, а также убытков (в т.ч. упущенной выгоды), причиненных налогоплательщику незаконными действиями ГНИ и их должностными лицами; в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц.



Содержание раздела