d9e5a92d

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

В практике налогообложения весьма распространено
необоснованное отождествление понятий объект налогообложения и Н. б., что приводит к неправильной квалификации действий налогоплательщиков в качестве налоговых правонарушений. (См. О.Н.П.)
Н. б. - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Н. б. и/или порядок ее определения (исчисления) устанавливают применительно к каждому налогу.
НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ - письменное заявление налогоплательщика на бланке установленной формы о полученных доходах и осуществленных затратах, источниках доходов, сделках с взаимозависимыми лицами, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и/или других сумм, связанных с исчислением и уплатой налога. Н. д. представляется в орган налоговой службы по месту учета налогоплательщика в установленной форме и в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им Н. д. неполноты сведений или ошибки, приводящей к занижению подлежащей уплате суммы налога, до того как этот факт установлен органом налоговой службы и им выставлено требование об уплате налога, налогоплательщик обязан заявить в орган налоговой службы об указанных обстоятельствах, внести необходимые изменения в декларацию и уплатить недостающую сумму.

На основе налоговой декларации и действующих ставок обложения осуществляется контроль за величиной налога, подлежащего уплате. Обычно на основе налоговой декларации облагаются доходы предпринимателей (от торгово-производственной деятельности) и лиц свободных профессий.
НАЛОГОВАЯ ОГОВОРКА - условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг или в кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из сторон обязана уплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории своей страны. Обычно охватывает таможенные пошлины, акцизы, сборы, налоги на сделки, но по соглашению сторон налоговая оговорка может быть распространена и на подоходные налоги.

Такая оговорка весьма выгодна экспортерам, т.к. перекладывает риск от изменения законов по налогообложению и налоговых ставок на импортера.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательными актами порядке с налогоплательщиков в РФ, - совокупность предусмотренных Налоговым кодексом РФ федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Основные принципы налоговой системы РФ - каждый налогоплательщик обязан уплачивать установленные законодательством налоги; налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества и государства; налоги не могут устанавливаться или различно применяться; не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство РФ и налоговую систему РФ; не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышенные или дифференцированные ставки налогов или налоговые льготы в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика и др.
В соответствии с законодательством налоговые органы имеют право: возбуждать в установленном порядке ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью; предъявлять в суд или арбитражный суд иски о: ликвидации Предприятий (организаций), о признании их банкротами; признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий; признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства о взыскании доходов, полученных этим предприятием.
Должностные лица налоговых органов в соответствии с законом РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации имеют право: проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках; обследовать любые используемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения налогоплательщиков; приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и иных кредитных организациях в случаях непредставления в налоговый орган документов, связанных с исчислением или уплатой налогов; налагать на руководителей банков, кредитных организаций, а также финансовых органов административные штрафы в случае невыполнения указаний налоговых органов; изымать у налогоплательщиков документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении дохода (прибыли) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов и фиксацией их содержания; получать без оплаты от всех юридических лиц данные, необходимые для исчисления налоговых платежей налогоплательщиком; имеют другие права в соответствии с законодательными актами.


Государственные налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков - предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других обязательных платежей не реже одного раза в год. Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные ГНИ, подлежат возврату, а убытки (в т.ч. упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями ГНИ и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами ГНИ своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
НАЛОГОВАЯ СТАВКА (НОРМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ) - величина налога на единицу обложения: денежную единицу дохода (если это, например, доходы от денежного капитала), единицу земельной площади, измерения товара и т.д. Н. с., выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, обычно называется налоговой квотой. Основные виды Н. с.: 1) твердые - устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь
объект) обложения независимо от размеров доходов (см. Реальные налоги); 2) пропорциональные - действуют в одинаковом проценте к доходу без учета его величины (см. Пропорциональное обложение); 3) прогрессивные - возрастают по мере роста облагаемого дохода (см.

Прогрессивное обложение).
В РФ ставки основных налогов ориентированы на среднемировой уровень, но в связи с экономической реформой они подвержены частым колебаниям. С 1995 г. ставка налога на прибыль предприятий и организаций делится на две части: 13 % направляется в федеральный бюджет идо 22 % может взиматься в бюджеты субъектов Федерации, а по банкам - до 30 %. Ав настоящее время соответственно: 11 %; до 19 %; до 27 %. Конкретная ставка устанавливается региональными представительными органами.

Ставка налога на добавленную стоимость составляет 20 %, а по продовольственным товарам и изделиям детского ассортимента - 10 % (в Германии - соответственно 15 и 7 %, в скандинавских странах - в среднем 25 %). Ставка подоходного налога на физических лиц дифференцируется в зависимости от совокупного годового дохода.

Ставка налога на имущество предприятий определяется органами управления субъектов Федерации, но не свыше 2 % от стоимости имущества.
Н. с. варьируются в зависимости от финансовой ситуации при очередном формировании бюджета.
НАЛОГОВАЯ ТАИНА - любые сведения о налогоплательщике или налоговом агенте, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком или налоговым агентом самостоятельно либо с их согласия; об идентификационном номере налогоплательщика;
представляемых органам налоговой службы для осуществления налогового учета (о наименовании организации, ее месте нахождения, организационно-правовой форме, ведомственной принадлежности, учредителях, правопреемниках, филиалах и иных обособленных подразделениях, дочерних (материнских) и сестринских организациях, руководителе и бухгалтере организации, фамилиях, именах и отчествах физических лиц); об уставном (складочном) капитале (фонде) организации; о недвижимом имуществе; о доходах лиц, занимающих государственные должности РФ и субъектов РФ, государственных служащих, других выборных должностных или муниципальных образований; об имуществе и деятельности гуманитарных организаций; о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения, если иное не установлено федеральными законами; предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ.
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - свод законодательных (правовых) документов, регулирующих всю налоговую систему в стране; включает Налоговый кодекс РФ, законы и иные нормативные правовые акты о налогообложении по региональным налогам, принятые органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ, и нормативные правовые акты о налогообложении по местным налогам, принятые органами местного самоуправления, в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами о налогообложении по региональным налогам субъектов РФ.
НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО - обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог при наличии обстоятельств, предусмотренных Налоговым кодексом РФ или иным актом налогового законодательства. Возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налога. Исполнением Н. о. признается уплата причитающихся сумм налога.

Исполнение Н. о. является одной из основных обязанностей налогоплательщика и должно осуществляться в порядке и в сроки, установленные Налоговым кодексом РФ. Исполнение Н. о. обеспечивается следующими мерами:
залогом имущества, поручительством банка, взиманием налога и пеней.
Залог имущества оформляется договором между налогоплательщиком (иным обязанным лицом) и соответственно органом налоговой службы по месту учета налогоплательщика (иного обязанного лица) или таможенным органом. В силу залога орган налоговой службы или таможенный орган при неисполнении налогоплательщиком или иным обязанным лицом Н.о. осуществляет исполнение обязательств за счет заложенного имущества в соответствии с налоговым законодательством и иными федеральными законами, регулирующими правоотношения, возникающие в связи с залогом имущества.
Поручительство как мера обеспечения Н. о. может быть использовано в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Поручительство оформляется договором между налогоплательщиком или иным обязанным лицом и поручителем в соответствии с гражданским законодательством.

В качестве поручителя может выступать банк, включенный в специальный реестр соответствующим органом налоговой службы по месту учета налогоплательщика или иного обязанного лица или в таможенном органе по месту оформления таможенной декларации, в течение 3 дней со дня заключения договора.
Пеня как мера обеспечения исполнения налогового обязательства представляет собой денежную сумму, которую должны уплатить налогоплательщики в случае неуплаты налога в установленные (более поздние) сроки.
Взимание налога представляет собой обращение к исполнению требования об уплате налога.
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - выбор между различными вариантами осуществления деятельности юридического лица и размещения его активов, направленный на достижение возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе Н. п лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. Права налогоплательщиков на деятельность в защиту своих интересов и права собственности обоснованы как основными юридическими принципами (такими как неприкосновенность частной собственности), так и политикой большинства государств.

В законодательстве РФ субъекты предпринимательской деятельности наделены полномочиями осуществлять защиту своих имущественных прав любыми не запрещенными законом способами. Учитывая, что налог - не что иное, как изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично в соответствии с Конституцией РФ, представляется логичным, что налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий минимизировать ограничение его права собственности.

Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве презумпцией облагаемости налогоплательщика, что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением прямо перечисленных в законе.
Следует разграничивать уклонение от уплаты налогов (tax evasion), обход налогов (tax avoidance) и налоговое планирование (tax planning). Н. п. не может быть поводом для применения к плательщику штрафных санкций, как правило, независимо от отношения к ним налоговых органов. (См. О.Н.П.)
Процесс Н. п. включает: 1) определение основных видов налогов, уплачиваемых предприятием в процессе осуществления операционной деятельности за счет различных источников. Основная цель этого этапа планирования - установление налоговых платежей в общей сумме их выплат за счет отдельных источников.

Источники уплаты налогов: операционный доход; операционная прибыль; операционные затраты. По результатам группировки определяются основные виды налогов каждой группы, включаемые в плановый расчет; 2) расчет средневзвешенных ставок уплаты налогов за счет различных источников. Средневзвешенные ставки налоговых платежей определяются в разрезе каждого из трех источников их уплаты.

Для их расчета используются планируемые показатели операционных валовых доходов и суммы налоговых платежей, исчисленные на плановый период по соответствующей базе налогообложения. Такой расчет ведется лишь по основным видам налогов; 3) расчет плановых сумм налогов, уплачиваемых за счет различных источников; 4) расчет общей плановой суммы налогов, уплачиваемый в процессе осуществления операционной деятельности; 5) разработка налогового календаря, который
представляет собой график осуществления конкретных видов налоговых платежей предприятия в предстоящем периоде. Разработка налогового календаря позволяет минимизировать затраты предприятия по обслуживанию налоговых платежей и увязать эти платежи с планом поступления и расходования денежных средств.
Налоговый календарь составляется, как правило, на предстоящий квартал в разрезе отдельных месяцев. В нем указываются размеры и даты уплаты как авансовых, так и расчетных сумм по каждому виду налогов, сборов и других обязательных платежей исходя из показателей оперативных планов хозяйственной деятельности.

При небольших объемах операционной деятельности налоговый календарь как самостоятельный оперативный план не составляется, а его показатели включаются в общий платежный календарь предприятия на предстоящий период.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО - совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств; подотрасль финансового права. Источниками Н. п. являются: Конституция РФ, Налоговый кодекс, законы РФ: О налоге на добавленную стоимость от 06.12.91 г.; О налоге на
прибыль предприятий и организаций от 27.12.91 г.; Об акцизах от 06.12.91 г.; Об инвестиционном налоговом кредите от 20.12.91 г.; О федеральных органах налоговой полиции от 24.06.93 г.; О Государственной налоговой службе РСФСР от 21.03.91 г. и др. НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ - противоправное, виновное действие или бездействие, которыми не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность.
К налоговым относятся те правонарушения, которые касаются налоговой системы непосредственно. Правонарушения, оказывающие косвенное влияние на налоговые отношения, но охватываемые более широкими составами, к налоговым не относятся.

Так, если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, то действие такого лица должно рассматриваться как должностное, а не налоговое правонарушение. Наоборот, действия налогоплательщика, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налога, должны квалифицироваться как соответствующее налоговое правонарушение, а не как уголовное (мошенничество и т.п.).
Налоговые правонарушения не могут быть сведены только к нарушениям, допускаемым налогоплательщиками,- незаконному уклонению от уплаты налогов, хотя это основной вид налоговых нарушений. Можно выделить следующие группы налоговых правонарушений в зависимости от направленности противоправных деяний эти правонарушения против:
1) системы налогов; 2) прав и свобод налогоплательщиков; 3) исполнения доходной части бюджетов; 4) системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика; 5) контрольных функций налоговых органов; 6) порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности; 7) обязанностей по уплате налогов.
Вопрос о конкретных видах и размерах ответственности участников налоговых отношений решается в Налоговом кодексе и ряде нормативных актов, таких как Закон РСФСР от 21 мая 1992 г. О Государственной налоговой службе РСФСР, Кодекс об административных правонарушениях (КАП), Уголовный Кодекс РФ (УК). Особые составы в отношении налогов, уплачиваемых на таможне при экспортно-импортных операциях, содержатся в Таможенном кодексе РФ. В ряде законов, посвященных отдельным налогам, рассматриваются специфические вопросы ответственности за налоговые правонарушения. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ - лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налога.

Н. а. признаются российские организации, имеющие договорные отношения с осуществляющими экономическую деятельность в РФ помимо своего постоянного представительства в РФ, либо получающими доходы от источников в РФ иностранными организациями или физическими лицами, если в результате таких отношений эта иностранная организация или физическое лицо имеют доходы, подлежащие налогообложению, или иной объект налогообложения, предусмотренный российским налоговым законодательством.
НАЛОГОВЫЕ ГАВАНИ (НАЛОГОВЫЕ УБЕЖИЩА) - небольшие государства и территории, проводящие политику привлечения кредитных капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых и других льгот. Иногда пониженное налогообложение распространяется только на некоторые виды доходов: в Люксембурге существует льготный налоговый режим для банков; в Швейцарии и Лихтенштейне - для холдинговых, посреднических и торговых компаний; на Багамских островах - полное освобождение от подоходного налога.

От центров оффшор Н. г. отличаются тем, что льготы здесь распространяются не только на иностранные, но и на местные компании. Всего в мире насчитывается более 70 Н. г.
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ РФ - в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ включают: а) прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, прочие налоги на прибыль или доход; б) налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда: целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, содержание общеобразовательных учреждений и на другие аналогичные цели; прочие налоги и сборы, перечисленные от фонда оплаты труда; в) налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ, и услуги;
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ; акцизы; налог на реализацию горючесмазочных материалов; лицензионный сбор за право производства, хранения, розлив и оптовую реализацию алкогольных напитков; лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками и пивом; прочие лицензионные и регистрационные сборы; налоги на транспортные средства (на пользователей автомобильными дорогами, с владельцев транспортных средств, на приобретение транспортных средств), прочие налоги, платежи и сборы, относимые к группе Налоги на товары и услуги; г) налоги на имущество: налог на имущество физических лиц; налог на имущество предприятий; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения; налог на операции с ценными бумагами; прочие налоги на имущество; д) платежи за использование природных ресурсов: плату за недра; плату за месторождения драгоценных металлов и камней; платежи за пользование акваторией и участками морского дна; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; плату за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов; лесной доход; плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем; земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения; земельный налог на земли несельскохозяйственного назначения; арендную плату за земли сельскохозяйственного и иного хозяйственного назначения; возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий; прочие платежи за использование природных ресурсов; е) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции: импортные пошлины, прочие налоги на импорт, экспортные пошлины; ж) прочие налоги: государственную пошлину по делам, рассматриваемым в арбитражных судах; государственную пошлину по делам, рассматриваемым судами и другими организациями; государственную пошлину за регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей; курортный сбор; штрафы и санкции, уплачиваемые за нарушение налогового законодательства; прочие налоговые платежи.
НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ - установленный законом срок, в течение которого та или иная группа предприятий или фирм освобождается от уплаты того или иного налога. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ - различные исключения из общего налогового режима, которые имеют одну общую цель - сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика.

Реже преследуется другая цель - отсрочка или рассрочка платежа, что в конечном счете (учитывая, что отсрочка или рассрочка платежа фактически является кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях) косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств налогоплательщика. Однако по механизму своего действия Н. л. имеют существенные различия.
В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога - предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы - направлена льгота, они могут быть разделены на три группы: 1) изъятия; 2) скидки; 3) налоговые кредиты.
Бремя доказывания права на Н.л. возлагается на налогоплательщика, который должен представлять вместе с налоговой декларацией либо независимо от нее по соответствующему налогу сведения о сумме, на которую уменьшена величина налога в результате использования льгот.
НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ - процедуры, осуществляемые в соответствии с налоговым законодательством налоговыми органами (таможенными органами). Включают проверку правильности установления объектов налогообложения, своевременности и точности определения и уплаты сумм налогов.



Содержание раздела