d9e5a92d

МЕТОДЫ УЧЕТА БАЗЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта РФ в соответствии с законодательством. Формирование и исполнение М. б. осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Формирование М. б. проводится путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов.

Сумма превышения доходов над расходами М. б. по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.
МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ-НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА -1 место его фактического нахождения - для недвижимого имущества и основных средств (кроме транспортных средств). 2 Место нахождения собственника имущества - для морских, речных и воздушных транспортных средств, используемых в международных перевозках.

3 Место регистрации или место (порт) приписки, а при отсутствии таковых -место их фактического нахождения либо место нахождения организации, в собственности которой они находятся, - для транспортных средств, не предусмотренных вышеуказанным пунктом 2. 4 Место нахождения лизингополучателя - для имущества, переданного в лизинг. МЕТОД НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

См. Равное налогообложение, Регрессивное налогообложение.

Пропорциональное налогообложение, Прогрессивное налогообложение.
МЕТОДЫ УЧЕТА БАЗЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - методы бухгалтерского учета, определяющие отнесение различных объектов налогообложения к тому или иному налоговому периоду. Существуют два основных метода учета. Первый метод учитывает момент получения средств и производства выплат в натуре. В соответствии с этим методом, например, доходом объявляются все суммы, действительно полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы.

Этот метод называется кассовым, а также методом присвоения, поскольку учитывает только те суммы (имущество), которые присвоены налогоплательщиком в определенной юридической форме, например, получены в кассе наличными, переданы в собственность посредством оформления определенных документов и т.п. В соответствии с этим методом, например, прирост стоимости имущества не является доходом до того момента, пока этот прирост тем или иным образом не объективирован: проценты по вкладу в банке получены, акции проданы по цене большей, чем цена их приобретения, и др.

При применении второго метода важен момент возникновения имущественных прав и обязательств. Так, доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в данном налоговом периоде вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для определения произведенных затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, независимо от того, произведены ли по этим обязательствам выплаты.

Этот метод называется накопительным или методом чистого дохода.
В конкретных законах о налогах используются разные методы учета. Например, при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования, в РФ используется накопительный метод.

Имущество оценивается по стоимости на момент открытия наследства, а не на момент его принятия. В подоходном налоге с физических лиц используется кассовый метод: доходом признается фактически полученный доход в определенной юридической форме.
Однако в некоторых случаях в законах о налогах вопрос о методе учета вообще не рассматривается. Примером является налог на прибыль предприятий и организаций.

В данном случае проблема решается в соответствии с подзаконным, ведомственным актом -Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 г. 34н): предприятие может применять один из методов учета по своему выбору. (См. О.Н.П.)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНФИН РОССИИ)
- федеральный орган исполнительной власти. Основные задачи: разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики; составление проекта и исполнение федерального бюджета; обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социальноэкономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей; разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения; совершенствование методов финансовобюджетного планирования, финансирования и отчетности; осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.



Министерство осуществляет общее руководство организацией финансов в стране, координирует деятельность министерств финансов республик, финансовых управлений и других органов управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах; направляет их деятельность на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер, создания финансовой базы для комплексного социально-экономического развития соответствующих территорий; координирует и регулирует деятельность подведомственных федеральных предприятий, а также руководит деятельностью подведомственных учреждений и организаций; издает методические указания, инструкции и другие документы по вопросам организации работы финансовых органов и осуществления ими своих функций; в пределах своей компетенции издает приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от их организационноправовых форм и подчиненности и гражданами.
Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) российских и иностранных коммерческих организаций и их объединений (союзов или ассоциаций), некоммерческих организаций, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в т.ч. сельскохозяйственных потребительских кооперативов, индивидуальных предпринимателей или федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции на рынках. Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на рынках.
По законодательству РФ М.д., направленную на установление монопольно высоких или монопольно низких цен, а также ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, а также на занятие доминирующего положения на рынке, установлены различные виды ответственности (ст. 178 УК РФ).
Н
НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ - расходы на организацию, управление и обслуживание производства. Носят комплексный характер, т.е. включают различные экономические элементы затрат; при выпуске предприятием нескольких видов продукции распределяются между ними косвенным способом (напр., пропорционально заработной плате рабочих без доплат; количеству отработанных рабочими человеко-часов и др.).

Учет Н. р. ведется на счетах общепроизводственных (общецеховых) расходов и общехозяйственных (общезаводских) расходов. Эти счета являются собирательно-распределительными и закрываются по окончании отчетного периода.

По каждому виду расходов составляется смета с подразделением по статьям. В разрезе статей в соответствии с номенклатурой ведется аналитический учет Н. р.
НАЛОГ - обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый юридическими и физическими лицами (налогоплательщиками) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. По законодательству РФ различаются налоги трех видов: федеральные; субъектов РФ; местные.
К федеральным относятся следующие налоги: а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров; в) налог на доходы банков; г) налог на доходы от страховой деятельности; д) налог с биржевой деятельности (биржевой налог); е) налог на операции с ценными бумагами; ж) таможенная пошлина; з) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; и) платежи за пользование природными ресурсами к) подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий; л) подоходный налог с физических лиц; м) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; н) гербовый сбор; о) государственная пошлина; п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; р) сбор за использование наименований Россия, Российская Федерация и образованных на их основе слов и словосочетаний.
К налогам субъектов РФ относятся:
а) налог на имущество предприятий; б) лесной доход; в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; г) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
К местным относятся следующие налоги: а) налог на имущество физических лиц; б) земельный налог; в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; д) курортный сбор; е) сбор за право торговли; ж) целевые сборы с граждан и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и др. цели; з) налог на рекламу; и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; к) сбор с владельцев собак; л) лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями некоторые др. сборы.
Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) - один из видов федеральных налогов в РФ, взимаемый в соответствии с Законом РФ О налоге на добавленную стоимость от 06.12.91 г. Представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Налог на добавленную стоимость - самый молодой из налогов, формирующих основную долю бюджетов. Схема его взимания была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г., в налоговую систему Франции НДС был введен в 1958 г. Римский договор 1957 г. о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал, что страны-участники предпримут меры к гармонизации систем косвенного налогообложения в интересах создания общего рынка.

Первые шаги к созданию единой системы налогообложения ознаменовались принятием 11 апреля 1967 г. Второй директивы Совета ЕЭС, которая объявляла НДС основным косвенным налогом стран-членов ЕЭС и устанавливала, что до 1972 г. эти страны должны принять соответствующее законодательство и ввести налог. Наличие НДС в налоговой системе являлось обязательным условием вступления государства в члены ЕЭС.
Между тем системы НДС в разных странах сохраняют существенные различия. По состоянию на 31 декабря 1993 г. НДС взимался в 43 странах мира, во многих из них он введен намного позже, чем в странах ЕЭС.

Так, в Японии этот налог взимается с 1989 г., в Канаде - с 1990 г. В ряде ведущих стран НДС не взимается. Так в США признано нецелесообразным введение этого налога из опасения перекоса в сторону косвенных налогов в ущерб прямым.
В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992 г. на основании закона от 6 декабря 1991 г. О налоге на добавленную стоимость с последующими изменениями и дополнениями. НДС в России заменил взимавшийся ранее налог с оборота, который рассчитывался на основе стоимости товара. Ставка была установлена в размере 28 %.
Плательщиками НДС являются: а) предприятия и организации, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; полные товарищества, реализующие товары (работы, услуги); б) индивидуальные предприниматели, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
в) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через соответствии с Таможенным Кодексом РФ.
Объектами налогообложения являются: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о представлении отступного или новации. Реализацией признается передача на безвозмездной основе (в т.ч. обмен товарами, работами или услугами), прав собственности на товары (работы, услуги): 2) передача товаров (выполненных работ, оказанных услуг, для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при налогообложении налогом на прибыль; 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Перечень операций, освобожденных от уплаты НДС установлен в ст. 149 гл.

21 ч. II НК.
При определении налогооблагаемой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и натуральной форме. включая оплату ценными бумагами. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется с учетом положений ст.

40, согласно которой для целей налогообложения принимается цена, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что цена соответствует уровню рыночных цен (без НДС и НСП).
Налоговый период устанавливается как календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и НСП, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Исчисление и уплата НДС осуществляется по установленным НК ставкам в зависимости от объектов налогообложения и определенной налоговой базы. Порядок исчисления регулируется ст. 166 гл.

21 ч. III НК.
НДС уплачивается: а) ежемесячно, исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг), а истекший месяц не позднее 20-го числа следующего месяца; одновременно представляется в налоговые органы по месту учета налогоплательщика налоговая декларация; б) ежеквартально, исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за этим кварталом, если ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышают 1 млн. руб. Одновременно представляется налоговая декларация.
Плательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, в том числе освобожденных от налогообложения, обязаны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж по установленным формам. При неправильном заполнении счетов-фактур теряется право невозмещения НДС (п.

2 ст. 169 НК РФ).
Ставки НДС устанавливаются в следующих размерах: 0 % - при реализации товаров, работ, услуг, которые поименованы в ст. 164, п. 1. Такая ставка не означает освобождение от уплаты налога, наоборот, налогоплательщики представляют декларацию по НДС и имеют право на возмещение, 10 % - по продовольственным товарам по перечню, утвержденному Правительством РФ, и по товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ; 20 % - по остальным товарам (работам, услугам).
При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС по ставкам 20 % или 10 %, а также при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) (см. ст. 162); при удержании налога налоговыми агентами (см. ст.
161); при реализации сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки (ст. 154, п. 4) применяются расчетные налоговые ставки соответственно 16,67 % и 9,09 %.
Налоговым кодексом (гл. 21) установлены порядок определения налоговой базы, перечень операций, освобожденных от налогообложения.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ - уплачивается инвестором в соответствии с налоговым законодательством. При исчислении НДС при реализации инвестором принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения произведенной продукции из подлежащей взносу в бюджет в соответствующем периоде суммы НДС вычитаются все суммы НДС, уплаченные инвестором в этом периоде по приобретенным им для выполнения работ по соглашению товарно-материальных ценностей, а также по работам и услугам.

Разница, возникающая в случае превышения сумм указанного налога, уплаченного инвестором за приобретаемые товарно-материальные ценности, над суммами указанного налога, исчисленными при реализации произведенной продукции, являющейся собственностью инвестора, подлежит возмещению ему, при этом сумма этой разницы должна быть уточнена в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, действовавшими в соответствующем истекшем периоде. Не возмещенная из бюджета сумма разницы может возмещаться инвестору за счет принадлежащей государству в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции на величину ее стоимостного эквивалента.
Если организация выполнения работ по соглашению, в т.ч. ведение учета и отчетности в соответствии с положением ст. 14 Федерального закона О соглашениях о разделе продукции, осуществляется по поручению инвестора оператором, обороты между инвестором и оператором соглашения по безвозмездной передаче товарно-материальных ценностей, необходимых для выполнения работ по соглашению, а также операции по передаче денежных средств, необходимых для финансирования указанных работ в соответствии с утвержденной в установленном соглашением порядке сметой, освобождаются от уплаты НДС.
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. В соответствии с гл. 23 ч. 2 НК
взимается с работников, физических лиц. Объектом налогообложения являются доходы работников по всем основаниям, в т.ч. вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, по авторским и лицензионным договорам, при этом учитываются доходы работника, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), в виде материальных выгод (например, в виде экономии на процентах, при получении заемных средств на льготных условиях; страховых выплат по договорам добровольного страхования).
Основная ставка налога - 13 % независимо от размера совокупного годового дохода.
Ставка 30 % устанавливается в отношении доходов в виде дивидендов и доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Ставка 35 % устанавливается в отношение доходов физических лиц в виде выигрышей в игры, основанные на риске (лотереи, тотализаторы и т.п.), а также в отношении некоторых доходов и материальных выгод физического лица (в части превышения размеров, определенных НК РФ), таких как экономия на процентах при получении заемных средств, проценты по вкладам в банках, выплаты по договорам добровольного страхования, выигрыши и призы на мероприятиях по рекламированию товаров, работ, услуг.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговая база по доходам физического лица - нерезидента рассчитывается как общая сумма доходов, полученных за каждый месяц налогового периода, подлежащая уменьшению только на суммы налоговых вычетов в пределах до 2000 руб. по каждому из оснований, предусмотренных п. 28 ст. 217 НК РФ.

Вычеты, указанные в п.п. 2 и 3 ст.

221 НК РФ, в таком случае не представляются. Исчисление общей суммы дохода нарастающим итогом с начала года также не производится.
Налоговая база по доходам физического лица - резидента рассчитывается как общая сумма доходов, полученного налогоплательщиком нарастающим итогом с начала года, уменьшенная на сумму стандартных вычетов с начала года.
Налоговым кодексом предусмотрены налоговые вычеты при определении размера налоговой базы, профессиональные, социальные и имущественные.
Стандартные вычеты представляются по доходам, в отношении которых действует ставка - 13 %. (ст. 218 НК РФ). При этом стандартные вычеты для определенных категорий работников предоставляются независимо от суммы их дохода, исчисленного нарастающим итогом с начала года. Для большинства же стандартные вычеты применяются за каждый месяц лишь до месяца, в котором доход налогоплательщика превысит - нарастающим итогом 20 000 руб.

Стандартные вычеты представляются на работника и на каждого его ребенка, в возрасте до 18 лет (до 24 лет - для учащихся дневной формы обучения, аспирантов, ординаторов, студентов, курсантов).
Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) включают те расходы налогоплательщика, которые направлены им на благотворительные цели, обучение и лечение. данный вычет предоставляется налоговым органом, а не работодателем, для чего по окончании календарного года налогоплательщик должен подать налоговую декларацию и письменное заявление с документами, подтверждающими право на получение вычета.
Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ) связаны с уменьшением облагаемого дохода на суммы, полученные налогоплательщиком от продажи имущества либо израсходованные им на приобретение недвижимости, в т.ч. путем финансирования строительства. Вычет может производиться только налоговым органом.

Работодатель с 1 января 2001 г. имущественный налоговый вычет не осуществляет.
Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ) представляются индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица.
Налогоплательщикам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера; авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, издание исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства; вознаграждения за открытия, изобретения и промышленные образцы.
Имущественные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ) с уменьшением облагаемого дохода на суммы, полученные налогоплательщиком от продажи имущества либо израсходованные им на приобретение недвижимости, в том числе путем финансирования строительства. работодатель с 1 января 2001 г. имущественный вычет не осуществляет.

Размер вычета зависит от времени нахождения имущества в собственности налогоплательщика. Общий размер имущественного налогового вычета не может превышать суммы, указанной в НК РФ (при условии расходов налогоплательщиком только на приобретение квартиры или жилого дома и только после регистрации права собственности на данное недвижимое имущество).

Повторное предоставление налогоплательщику вычета не допускается.
АЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС - взимается со следующих объектов игорного бизнеса: игровых столов, предназначенных для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и/или наблюдатель; игровых автоматов; касс тотализаторов; касс букмекерских контор. Плательщики налога: организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ и осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса; филиалы и представительства юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет; организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса на территории РФ через обособленные подразделения; физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.



Содержание раздела