d9e5a92d

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное значение. Однако роль каждого вышестоящего бюджета заключается и в том, что он выступает своеобразным гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий. Это выражается в выделении денежных средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет, если последний не обеспечивает финансирование такого минимума. Таким образом, осуществляется взаимосвязь всех бюджетов Б. с. РФ, на основе которой обеспечивается в своей совокупности финансирование мероприятий по социальноэкономическому развитию как России в целом, так и отдельных ее регионов (см.

Ф.П.). БЮДЖЕТНАЯ ССУДА - одно из средств (один из методов) бюджетного регулирования; финансовая помощь, которая в отличие от дотаций, субсидий и субвенций имеет возвратный характер и может быть возмездной, т.е. с уплатой процентов за пользование ею. Принципиальным отличием Б.с. от названных методов трех групп является и то, что как метод бюджетного регулирования она используется на стадии исполнения бюджетов, в то время как все другие - на стадиях его формирования.

Законодательство РФ предусматривает возможность перераспределения бюджетных средств посредством Б.с. В частности, в ст.
12 закона Об основах бюджетных прав указано, что при недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов сверх минимального бюджета, а также в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения бюджета исполнительные органы власти могут получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов. Причем закон не связывает получение и предоставление Б.с. какими-либо уровневыми рамками, например, только из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет.

Следовательно, такая ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету также любого уровня, в том числе и из нижестоящего вышестоящему бюджету, если первый располагает такой возможностью (см. Ф.П.).
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ - система предоставления денежных средств из бюджета юридическим лицам для безвозвратного использования на текущее содержание и развитие. В условиях рыночной экономики в значительной степени уступает место самофинансированию.
Общие принципы Б. ф.: строго целевой характер предоставляемых средств; эффективность их использования; оптимизация выделяемых из бюджета сумм на основе контроля за их обоснованием в финансовых планах и сметах, с соблюдением соответствия их установленным нормам и нормативам; предоставление средств с учетом степени выполнения
производственных и оперативно-сетевых показателей и степени использования уже отпущенных средств; учет в системе Б. ф. возможности привлечения кредита для покрытия ряда затрат. В Б. ф. к отдельным видам расходов наряду с общими применяются
частные принципы: выделение бюджетных ассигнований предприятиям только государственной формы собственности на затраты по расширению производства с учетом собственных ресурсов; предоставление средств бюджета при сметном финансировании как на текущее содержание, так и на развитие с учетом собственных доходов и др.
В условиях перехода РФ к рыночной экономике полномочия Б. ф. претерпевают изменения, связанные как с сокращением государственного сектора экономики, так и с трактовкой принципа безвозвратного расходования бюджетных средств, поскольку имеют место бюджетные ссуды - возвратные и возмездные (платные). Принципы целевого финансирования лучше обеспечиваются наличием утвержденных целевых адресных программ, определяющих размеры утвержденных и подлежащих финансированию расходов на государственные инвестиции, на текущие расходы с выделением НИОКР в рамках общего объема Б. ф.
В особом режиме осуществляется Б. ф. по покрытию бюджетного дефицита, по обслуживанию государственного долга. При этом решаются проблемы прозрачности бюджетных назначений, перехода на казначейскую систему исполнения бюджета идр., обеспечивающие более эффективный контроль за расходованием средств федерального бюджета.
В то же время является необходимым средством развития и поддержки науки, культуры, образования, здравоохранения, а также отдельных предприятий, отраслей, регионов. БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - учреждения непроизводственной сферы (социальнокультурные, органы государственной власти и государственного управления, обороны, суды, прокуратура), получающие все необходимые средства из государственного бюджета.

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД - срок действия утвержденного бюджета. Б. г. определен в России в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря). Впервые в дореволюционной России бюджетный год, равный календарному, был установлен Указом Петра I с 1 января 1700 г., что впоследствии было подтверждено постановлением СНК РСФСР от 23 декабря 1919 г. И лишь с 1922 по 1930 г. бюджетный год в России


приравнивался к сельскохозяйственному (с 1 октября текущего года по 30 сентября следующего).
В большинстве стран бюджетный год совпадает с календарным, в ряде стран определяется мусульманским календарем, в странах Скандинавии существует практика составления и исполнения бюджета на ряд лет и Б. г. не совпадает с бюджетным периодом. БЮДЖЕТНЫЙ ЗАКОН - законодательный акт, устанавливающий бюджет на конкретный период, сроки и порядок его действия, основные назначения по бюджетным ресурсам и бюджетным ассигнованиям.

В РФ Б. з. принимаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федерации.
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - бюджетные взаимоотношения федерального центра и регионов РФ. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
В
ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ - включает: стоимость произведенной организацией товарной продукции (Тп); стоимость материалов заказчика, поступивших в переработку (3м); стоимость прироста (уменьшения) остатков полуфабрикатов собственного производства (3пф); стоимость изменения остатков инструментов специального назначения и приспособлений для собственных нужд (3ин); стоимость прироста (уменьшения) остатков незавершенного производства при условии, что продолжительность производственного цикла составляет более двух месяцев (3н). Формула расчета В. п.:
ВП = Тп + 3м +3пф +3ин +3н.
В. п. может быть исчислена и как разность между валовым оборотом (продукция всех цехов и подразделений организации) и внутризаводским оборотом (продукция, поступающая в дальнейшую переработку в данной организации). В. п. используется для расчета сметы затрат по экономическим элементам; для взаимоувязки данного показателя с другими разделами производственного плана.
ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ - один из обобщающих макроэкономических показателей, выражает исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта, созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.
ВАЛОВОЙ ДОХОД - конечный результат хозяйственной деятельности организации. Определяется исходя из выручки от реализации продукции, представляющей денежные средства, поступающие на расчетный счет. Если из выручки от реализации продукции возместить производственные затраты на израсходованные материальные ценности и амортизационные отчисления, то оставшаяся часть выручки составит В. д.
ВАЛЮТА - денежная единица, используется для определения величины стоимости единицы товара (работ, услуг), для расчетов за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги и в других сделках как на внутреннем рынке, так и во внешнеэкономических отношениях. Подразделяется на национальную (наименование денежной единицы данной страны) и иностранную - денежные единицы других государств.

Валюта является: 1) денежной единицей, лежащей в основе денежной системы государства (напр., рубль - в России, доллар в США); 2) типом денежной системы государства (В. золотая, В. бумажная); 3) денежными знаками зарубежных стран (банкноты, казначейские билеты, монеты), кредитные и платежные документы (векселя, чеки и др.), используемыми в международных расчетах (иностранная В.).
ВАЛЮТНЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ - денежные средства в иностранной валюте, находящиеся в распоряжении предприятия; образуются за счет отчислений от выручки в результате реализации товаров (услуг) на внешнем рынке по утвержденным правительством нормативам. В. ф. п. хранятся на их валютных счетах, используются для осуществления экспортно-импортных операций на нужды производства и коллектива. Основные принципы формирования В. ф. п.: 1) нормативы валютных отчислений определяются по товарному признаку: для одного и того же товара (работы или услуги) действует единый норматив; 2) устанавливается единый норматив по всем видам валют; 3) величина ставки валютных отчислений дифференцируется в зависимости от глубины обработки изделий. В. ф. п. формируются после обязательной продажи устанавливаемой государством части валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг Внешэкономбанку Российской Федерации для погашения внешнего долга всеми предприятиями независимо от форм собственности, ведомственной и территориальной принадлежности.

Ставки отчислений в В. ф. п. (от 20 до 70 %) действуют по экспортным операциям со всеми товарами, работами и услугами независимо от методов осуществляемых операций и характера сделок, включая реализацию внутри страны с оплатой в валюте (кроме продажи зерна пшеницы, бобовых и масличных культур государству путем оплаты валютой).
Выручка предприятий от экспорта товаров и услуг не включает в себя стоимость транспортировки, страхования и экспедирования грузов за рубежом. Взаимоотношения по перераспределению В. ф. п. между ними и вышестоящими организациями строятся на добровольной договорной основе.

После формирования В. ф. п. транспортные, страховые и экспедиторские организации продают 90 % остающейся экспортной выручки в республиканский валютный фонд и 10 % - в валютные фонды входящих в Российскую Федерацию республик, краев, областей, и местных Советов. В настоящее время усиливается экономическое стимулирование экспортной деятельности за счет сокращения норм амортизации, льготного кредитования, ставок таможенных тарифов и налогов на импортную продукцию, используемую в экспортном производстве.
ВАЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ - в соответствии с законодательством РФ: 1) валюта иностранная; 2) ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие ценности), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте; 3) драгоценные металлы -золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома этих изделий; 4) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома этих изделий.
ВАЛЮТНЫЙ курс - соотношение между денежными единицами разных стран, размер пропорций обмена одной валюты на другую. В. к. может устанавливаться государством или валютными биржами на основе спроса и предложения на валютном рынке.

В РФ с 1 января 1992 г. вместо официального коммерческого курса рубля за 1 долл. США введены рыночный курс ЦБ РФ, основывающийся на котировках Московской межбанковской валютной биржи, и коммерческий курс рубля, который был отменен с 1 июля 1992 г.
В международной валютной практике применяются прямая и обратная котировки валют, причем котировка по большинству валют производится с точностью до четырех знаков после запятой. При прямой котировке определенная сумма иностранной валюты, например 100 единиц, является основанием для выражения величины соответствующей суммы национальной валюты.

Обратная (косвенная) котировка валют применяется редко.
Различают курс покупателя, по которому банк покупает валюту, и курс продавца, по которому банк продает валюту. Разница между курсами продавца и покупателя используется для покрытия издержек банка и является банковской прибылью. Разница между курсами называется маржей. Различают средний курс и кросс-курс.

Под средним курсом понимается средняя арифметическая курсов продавца и покупателя, он используется при экономическом анализе за определенный период времени.
В. к., объявляемый ЦБ РФ, является официально признанным и используется для бухгалтерского учета, налогообложения и таможенных платежей. ЦБ РФ котирует В. к. рубля почти для 40 валют и евро на основе взаимоотношения рубля к доллару США и кросскурса на валютном рынке в день, предшествующий работе Московской межбанковской валютной биржи. ЦБ РФ предоставляет банкам информацию о неконвертируемых валютах.

5 июля 1995 г. совместным заявлением Правительства РФ и ЦБ РФ был установлен диапазон изменения курса рубля - введен валютный коридор (после 17 августа 1998 г. валютный коридор не устанавливается).
ВВОЗНЫЕ ПОШЛИНЫ - импортные пошлины, вид таможенных пошлин, взимаются государством с лиц, ввозящих в страну товары из-за рубежа.
ВЗАИМНЫЕ РАСЧЕТЫ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ - расчеты между бюджетами разных уровней в процессе их исполнения. Нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов.

Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.
При утверждении федерального бюджета устанавливаются ставки отчислений от соответствующих федеральных налогов и доходов в бюджеты субъектов РФ из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Этот фонд предназначен для оказания финансовой помощи (трансфертов) регионам, имеющим душевой бюджетный доход ниже среднедушевого по всем субъектам Федерации.
В соответствии с Федеральным законом О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ. Тем самым местные бюджеты наделяются гарантированной долей от федеральных налогов, поступающей при взаимных расчетах между бюджетами.
Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. Они предоставляются, когда их значимость выходит за рамки соответственно региональных или местных интересов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ федерального казначейства, налоговых и финансовых органов - направлено на решение следующих основных задач: обеспечение достоверности данных по учету и отчетности доходов, поступающих в бюджетную систему страны, в т.ч. в федеральный бюджет; устранение диспропорций зачисления доходов в различные уровни бюджетов, связанных с применением всех форм расчетов, с учетом льгот и отсрочек, предоставленных отдельным налогоплательщикам; правильное распределение федеральных регулирующих налогов по различным уровням бюджетов; устранение расхождений отчетных данных и приведение к сопоставимости учета и отчетности налогов и обязательных платежей, зачисляемых в бюджетную систему; усиление контрольных функций в целях увеличения собираемости налогов и других обязательных платежей; совершенствование систем информационных форм и средств связи для обмена информацией, сверки баз данных на бумажных или на магнитных носителях (или по каналам связи); использование оперативной и текущей информации для глубокой проработки и прогнозной оценки исполнения доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ в целях более полного финансирования расходов бюджетов; совместное решение организационных и методических вопросов при исполнении доходной части бюджетной системы РФ.
ВЗИМАНИЕ НАЛОГА - одна из мер обеспечения исполнения налогового обязательства; представляет собой обращение к исполнению требования об уплате налога. В. н. производится исключительно в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) налогоплательщиком или иным обязанным лицом в установленный срок требования об уплате налога.

В. н. производится за счет денежных средств и/или иного имущества налогоплательщика или иного обязанного лица в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством. В. н. производится на основании решения
руководителя (его заместителя) органа налоговой службы или таможенного органа либо по решению суда в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
ВЗИМАНИЕ НАЛОГА ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА - мера обеспечения исполнения налогового обязательства; представляет собой обращение к исполнению требования органа налоговой службы или таможенного органа об уплате налога за счет средств, полученных от реализации имущества этого налогоплательщика или иного обязанного лица. В. н. за счет имущества налогоплательщика производится в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, с учетом сумм, взысканных за счет денежных средств налогоплательщика и/или за счет наличных денежных средств налогоплательщика.
Производится последовательно в отношении: а) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности, ценных бумаг, валютных ценностей, оборудования непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна офисов; б) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и/или не предназначенных для непосредственного участия в производстве; в) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств; г) имущества, переданного по договору аренды, займа, проката или по иным договорам другим лицам (предприятиям, организациям или физическим лицам), если для обеспечения исполнения налогового обязательства эти договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке; д) другого имущества, не предусмотренного вышеуказанными пунктами, за исключением имущества, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть произведено взыскание.
Реализация имущества налогоплательщика или иного обязанного лица осуществляется по договору комиссии или на аукционе в соответствии с федеральными законами.
ВЗЫСКАНИЕ БЕССПОРНОЕ - принудительное взыскание денежных сумм в бесспорном порядке, без обращения в суд, арбитражный суд, иной орган, разрешающий имущественные споры. В. б. производится: с организаций путем списания с соответствующих счетов в учреждениях банка денежных сумм по распоряжениям взыскателей или по исполнительным надписям нотариальных органов; с граждан - по исполнительным надписям.

В. б. допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.
ВЛАДЕЛЕЦ - лицо, владеющее чем-нибудь: собственным имуществом (движимым и недвижимым), предприятием, организацией. В. как собственником имущества может быть гражданин, юридическое лицо, государство. В. - лицо, законно имеющее право собственности на имущество и другие материальные блага. Полная правоспособность гражданина быть В. имущества возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. в РФ по достижении 18-летнего возраста.

Незаконное присвоение прав В. на имущество преследуется по закону.
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в государственный бюджет.
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ - новое звено финансовой системы РФ; являются разновидностью целевых государственных и местных фондов денежных средств.
В. ц. ф. создаются как на федеральном, так и на региональном уровнях, как в силу самих законов РФ и постановлений Правительства РФ, так и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, но по решению компетентных органов. Внебюджетные фонды весьма разнообразны: по своему целевому назначению они могут быть подразделены на социальные и экономические фонды. К числу социальных внебюджетных фондов денежных средств относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому, что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д. К экономическим относятся: дорожные фонды, Фонд развития таможенной системы РФ.
Помимо перечисленных существуют отраслевые и межотраслевые государственные внебюджетные фонды. Они создаются в соответствии с Указом Президента РФ О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней от 22 декабря 1993 г. Эти фонды образуются при федеральных
министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Однако в соответствии с законом О федеральном бюджете на 1994 год в дальнейшем предусмотрена консолидация государственных и отраслевых целевых внебюджетных фондов в федеральном бюджете.
Согласно Указу Президента РФ О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы от 24 декабря 1993 г., на уровне субъектов Федерации и административно-территориальных образований могут быть созданы внебюджетные фонды развития жилищного строительства. Фонды создаются по решениям представительных органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Примерный порядок формирования этих фондов определен Правительством РФ в постановлении от 15 июня 1994 г. Фонды образуются с целью создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу, аккумуляции добровольных взносов предприятий и организаций в жилищное строительство, поддержки участия граждан в финансировании строительства или приобретении жилья и т.д.
Основными источниками формирования фондов являются: добровольные взносы юридических и физических лиц, целевые кредиты, дивиденды от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фондов, плата за услуги, оказываемые службами фондов, и др. Средства фондов направляются на строительство жилья, строительство и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, строительство объектов социальной инфраструктуры и т.д.

Деятельность фонда развития жилищного строительства регламентируется Положением о фонде, в котором определяется орган управления фондом, порядок формирования и расходования средств фонда.
По общему правилу образование внебюджетных фондов на региональных уровнях -право, а не обязанность соответствующих представительных органов. Однако в ряде случаев законодательство обязывает к созданию таких фондов. Так, в соответствии со ст.

21 закона Российской Федерации Об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. для решения неотложных природоохранительных задач создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. В соответствии с названным законом источниками образования этих фондов являются: плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений; суммы, полученные по искам о возмещении вреда и штрафы за экологические правонарушения; средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства; суммы, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам и т.д.; инвалютные поступления от иностранных юридических лиц и граждан.

Экологические фонды расходуются на: оздоровление окружающей природной среды, населения; проведение мер и программ по охране окружающей природной среды; воспроизводство природных ресурсов; научные исследования; внедрение экологически чистых технологий; строительство очистных сооружений; выплату компенсационных сумм гражданам, на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду, и др.



Содержание раздела