d9e5a92d

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (АУДИТ)

Согласно ст. 858 ГК РФ ограничение прав клиента кредитного учреждения на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом. Согласно ст.

27 ФЗ О банках и банковской деятельности на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе, как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора. При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.

Взыскание на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством РФ. Кредитная организация, Банк России не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Конфискация арестованных денежных средств и других ценностей может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора суда. Согласно ст.

11 закона РФ О федеральных органах налоговой полиции федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставляется право налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет.
АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (АУДИТ) - по российскому законодательству предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. Правовую основу А. д. в РФ образует указ Президента РФ Об аудиторской деятельности в Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. Согласно утвержденным Указом Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, А. д. осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченными на то государственными органами. Основная цель А. д. - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

А. д. имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления А. д., и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься А. д. в составе аудиторской фирмы, заключив трудовое соглашение (контракт), либо самостоятельно, т.е. зарегистрировавшись в качестве предпринимателей.

Аудиторы и аудиторской фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней, деятельности. Аудиторы и аудиторской фирмы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования в целях предпринимательской деятельности.

Организация государственного регулирования А. д. в РФ осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. А. д. подлежит обязательному лицензированию.

Лицензии выдаются на осуществление: банковского аудита; аудита страховых организаций; аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общего аудита (аудита иных экономических субъектов).
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ официальный документ, являющийся неотъемлемой частью годовой финансовой отчетности; подписывается аудитором и содержит его заключение о соответствии отчетности требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета.


АУКЦИОН-1 Способ продажи отдельных видов товаров (имущества) в форме публичных торгов, проводимых в заранее установленном месте и в обозначенное время с правом предварительного осмотра покупателями (аукционерами) товаров, выставленных для публичной продажи. Товар на А. продается единичными экземплярами или партиями (лотами) тому участнику, который в процессе А. предложит за продаваемый товар наивысшую (как правило) цену по сравнению со стартовой ценой (английский аукцион). Однако А. может проводиться с установления в начале торгов наивысшей цены до того момента, пока не объявится покупатель, согласный приобрести вещь по объявленной цене (голландский аукцион). 2 Продажа с публичных торгов заложенного имущества, начальная продажная цена которого определяется решением суда в случаях обращения взыскания на имущество в судебном порядке либо соглашением залогодержателя с залогодателем в остальных случаях.

Заложенное имущество продается лицу, предложившему на торгах наивысшую цену (п. 3 ст.

350 ГК РФ). 3 Форма продажи с публичных торгов пакетов
акций, принадлежащих РФ, в уставном капитале акционерных обществ (акционированных государственных предприятий). Данные А. проводятся в соответствии с правилами, установленными федеральными законодательными и нормативными актами.

Средства, вырученные от продажи пакетов акций на данных А., направляются в доходы федерального бюджета.
Б
БАЗИСНЫЙ год - период, с которым производится сравнение текущего (отчетного) уровня определенного показателя. Величина показателя за базисный год служит основанием для сравнения, т.е. является базисным уровнем.
БАЛАНС - буквально означает равновесие. Б. баланс отражает равновесие или равенство актива и пассива, т.е. имущества, находящегося в распоряжении предприятия (актив) и источников денежных средств, за счет которых сформировано это имущество (пассив). В РФ принята следующая форма Б.
Актив
1 Внеоборотные активы
2 Оборотные активы
3 Убытки
Пассив
4 Капитал и резервы
5 Долгосрочные пассивы
6 Краткосрочные пассивы
Различают балансы: вступительный - на момент создания предприятия; текущий - на конец квартала или года; ликвидационный - при ликвидации предприятия; разделительный -на момент разделения предприятия на две или несколько частей; объединительный - при объединении двух или нескольких предприятий; заключительный годовой - на конец отчетного года, начальный - на начало года, промежуточный - внутри года. Заключительный Б. наиболее реален, т.к. он составляется на основе инвентаризации всех его статей и к нему прилагается большее число отчетных форм.
БАЛАНС БУХГАЛТЕРСКИЙ - документ бухгалтерского учета, который в обобщенном денежном выражении дает представление о финансовом состоянии дел фирмы на определенную дату. По своему строению Б. б. - двусторонняя таблица, где левая сторона (актив) отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая - (пассив) отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение.

В Б. б. должно быть соблюдено обязательное равенство актива и пассива.
БАЛАНС ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА - соотношение денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает дефицит государственного бюджета.
БАЛАНС ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ - один из разделов финансового плана, содержит в денежной форме результаты финансово-хозяйственной деятельности. Синтезирует и отражает итог всех разделов текущего плана организации.

Может разрабатываться на год с разбивкой по месяцам, поэтому служит основой текущего финансового контроля.
Б. д. и р. о. показывает все доходы, с одной стороны, и затраты предприятия - с другой, в течение года. Он включает следующие позиции: выручка от реализации продукции; себестоимость реализуемой продукции; прибыль от реализации; прибыль от реализации имущества; прибыль от подсобных и обслуживающих хозяйств, не связанных непосредственно с основной производственной деятельностью организации; прибыль (убытки) от внереализационной деятельности; чистая прибыль.
БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ УПЛАТЫ НДС - в РФ к ним
относятся привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в т.ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам; кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий.
Освобождаются от уплаты НДС операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме использования в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и др.), кроме брокерских и других посреднических услуг. Исключение представляют операции по изготовлению и хранению указанных платежных средств и бумаг, по которым НДС взимается.
Льготы по уплате НДС не распространяются на: выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с юридическими и физическими лицами; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ; предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг.
БАРТЕР - натуральный товарообмен между хозяйствующими партнерами, обмен одного товара (вещи) на другой товар (вещь) без применения их денежной оплаты. Б., как правило, оформляется договором (контрактом), в котором производится стоимостная оценка обмениваемых в натуральном виде товаров (услуг), чтобы определить экономическую эквивалентность товарообмена и установить другие условия обмена.

Главная причина существования Б. - неплатежеспособность предприятий (организаций), несвоевременность расчетов за реализуемые товары.
Расчеты при совершении бартерных сделок, если между сторонами возникают взаимные претензии (штрафы, неустойки), осуществляются дополнительными поставками товаров или уменьшением поставок при соблюдении условий договора по качеству товаров. Бартерные сделки могут совершаться как с национальными хозяйствующими субъектами, так и с зарубежными поставщиками при нехватке конвертируемой иностранной валюты или низком уровне ее ликвидности.
БИРЖА - 1 особая организационная форма оптовой торговли, оптовый рынок однородных товаров. 2 Способ перемещения трудовых ресурсов.

Объектами оптовой торговли на Б. являются товары, ценные бумаги, валюта. На Б. труда предоставляются услуги по трудоустройству безработных.

Объекты биржевой торговли товары должны отвечать следующим требованиям: качественная однородность, количественная однородность по числу, размеру, весу, взаимозаменяемость.
Понятие Б. произошло от названия площади в г. Брюгге, на которой находился дом, где и появилась первая Б. Торговля деньгами и векселями является наиболее ранней формой биржевых операций. В 1556 в г. Антверпене появилась первая товарная Б.
В зависимости от вида продаваемых на Б. товаров они подразделяются на товарные, на которых совершаются операции по продаже товарно-материальных ценностей; фондовые -торгующие ценными бумагами; валютные - осуществляющие биржевые операции с валютой, универсальные - осуществляющие биржевые операции по продаже различных видов товаров. Б. труда организуют трудоустройство безработных и лиц, желающих сменить место работы.
БИРЖЕВАЯ ПРИБЫЛЬ - доход от торговли ценными бумагами на фондовой бирже. Выступает в виде: учредительской прибыли, т.е. разницы между суммой, полученной от продажи ценных бумаг по биржевому курсу, и стоимостью реального (учредительского) капитала, вложенного в акционерное общество; курсовой прибыли, т.е. разницы между курсом, по которому акция или облигация реализуются в данный момент (рыночная цена), и ценой, по которой они приобретены, или же разницы между курсами, зафиксированными при совершении и заключении сделки по купле-продаже ценных бумаг на срок.

Б. п. образуется также от торговли товаром на товарных биржах.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в т.ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
БУХГАЛТЕР (от нем. Buchhalter) - лицо, ответственное за финансовый учет и отчетность организации.
БУХГАЛТЕРИЯ (от нем. Buch - книга и halten - держать) - 1 ведение бухгалтерского учета; 2 структурное подразделение предприятий и организаций, осуществляющее бухгалтерский учет.
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ - система показателей, характеризующая состояние средств и хозяйственно-финансовую деятельность предприятия (организации, учреждения) за отчетный период (месяц, квартал, год); составляется по данным бухгалтерского учета.
В РФ Б. о. организаций составляется в соответствии с нормативными документами, утвержденными Министерством финансов РФ, а кредитных организаций (банков) - в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ. Б. о. составляется на основе данных синтетического и аналитического учета и включает: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к ним, предусмотренные нормативными актами; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность Б. о. организации, если она в соответствии с
федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительную записку. Формы отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ, а формы отчетности кредитных организаций - ЦБ РФ.
Годовая Б. о. представляется в обязательном порядке: учредителям, участникам юридического лица в соответствии с учредительными документами; государственной налоговой инспекции; органам государственной статистики. Годовая отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., они могут знакомиться с ней и получать ее копии.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Предметом бухгалтерского учета являются хозяйственные средства предприятия, выраженные в денежной форме, источники их образования и хозяйственные процессы. Б. у. осуществляет функции анализа, управления и контроля за хозяйственной деятельностью.

Элементами Б. у. являются: документация - письменные свидетельства о завершении хозяйственной операции; инвентаризация - проверка наличия материальных ценностей (основных средств; денежных средств, оборотных средств), позволяющая выявить их фактическое состояние и соответственные данные Б. у.; калькуляция (плановая и фактическая); счета бухгалтерского учета; двойная запись; баланс. Использование каждого из этих элементов регламентируется действующим законодательством.
Б. у. ведется в валюте РФ - в рублях, непрерывно с момента регистрации организации в качестве юридического лица до ее реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ, нормативными актами Министерства финансов РФ (для кредитных организаций - ЦБ РФ).
БЮДЖЕТ - основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда разного уровня, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом. Утверждаются Б. ежегодно и действуют с 1 января по 31 декабря.

Однако в 1990-е гг. в РФ стало практиковаться составление как годовых, так и квартальных бюджетов. Такое положение вызвано инфляционными процессами и кризисными явлениями в экономике, затрудняющими обеспечение реальных поступлений в Б. в течение всего года. Законодательство предусматривает возможность введения на территории РФ чрезвычайного Б. и режима чрезвычайного расходования бюджетных средств.

Их особенности заключаются в следующем: они вводятся Федеральным Собранием РФ в порядке, предусмотренном специальным законом; для чрезвычайного Б. основание -введение чрезвычайного положения, а для режима чрезвычайного расходования бюджетных средств - увеличение дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг; бюджетное финансирование (выделение средств из бюджета) в рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования бюджетных средств осуществляется с использованием механизма секвестирования. Суть секвестирования (секвестра) заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 % и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового (бюджетного) года.

На территории РФ ежегодно составляются консолидированные бюджеты.
В соответствии с общепринятой в демократических государствах практикой утверждение Б. входит в компетенцию представительного органа соответствующего уровня, а составление проекта Б. - в компетенцию исполнительной власти. В РФ, согласно Конституции РФ 1993 г., федеральный Б. принимается в форме федерального закона Государственной Думой по представлению Правительства РФ и выносится после этого на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Исполнение федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ.
Процедура составления, рассмотрения, утверждения и исполнения Б. и отчетов об их исполнении именуется бюджетным процессом.
БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - одно из важнейших звеньев финансовой системы, основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной.
Совокупность всех видов Б. образует бюджетную систему государства. В РФ бюджетная система включает три звена: федеральный Б. РФ; Б. национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые Б. субъектов РФ или региональными Б. (республиканские Б. республик в составе РФ, краевые и областные Б., Б. автономных образований, а также городские Б. Москвы и Санкт-Петербурга); местные Б. (Б. муниципальных образований).
В соответствии с Законом РФ Об основах бюджетного процесса в РСФСР все названные Б. стали самостоятельными. Это означает, что Б. вышестоящих уровней управления перестали включать в себя, как это было раньше, доходы и расходы Б. нижестоящих уровней управления.

Для обеспечения самостоятельности Б. и автономного функционирования им установлены собственные источники доходов и предоставлено право определять направления их использования и расходования. Одновременно совершенствуется механизм бюджетных взаимоотношений между уровнями власти.
БЮДЖЕТ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ - сводный статистический Б., включающий федеральный Б. и консолидированные Б. субъектов РФ.
БЮДЖЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ - систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Функциональная структура Б. обусловливается основными направлениями государственной деятельности, при этом в зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (обеспечивающие текущие потребности) и капитальные (ориентированные на инвестиционные нужды и прирост запасов).
Б. к. позволяет также обеспечить адресное выделение ресурсов: кому, сколько и на какие цели предназначаются ресурсы из федерального Б. Кроме того, Б. к. обеспечивает возможность экономического анализа государственных расходов, поскольку выделяются такие их направления, как оплата труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды, субсидии и текущие трансферты, и т.д. Б. к. оформляется специальным юридическим актом. В РФ согласно закону Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ различают:
функциональную структуру расходов Б. РФ;
ведомственную структуру расходов федерального Б. РФ;
экономическую структуру расходов Б. РФ.
Б. к. включает и классификацию доходов Б. РФ.
Б. к. обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней; законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления при утверждении Б. к. соответствующих бюджетов могут производить дальнейшую детализацию объектов Б. к. РФ, не нарушая общих принципов ее построения и единства.
В настоящее время в процессе формирования и исполнения бюджетов произошли изменения: появились расходы, производимые на возвратной основе, предусмотрена консолидация в бюджете отдельных целевых и отраслевых внебюджетных фондов и т.д. Эти изменения не вписываются в старую Б. к. Поэтому приказом Минфина РФ 177 от 29 декабря 1994 г. с 1 января 1995 г. в РФ введена новая редакция Б. к., в которой учтены произошедшие изменения.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА - согласно закону РФ Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РФ (ст. 3). Б. с. представляет собой центральное звено финансовой системы РФ.

Исходя из особенностей государственного и административно-территориального устройства (деления) РФ, ее Б. с. представлена следующими видами бюджетов: 1) федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ); 2) бюджеты субъектов РФ, в том числе: республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев; областные бюджеты областей; городские бюджеты городов федерального подчинения; областной бюджет автономной области; окружные бюджеты автономных округов; 3) местные бюджеты, в том числе: районные бюджеты сельских районов; городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга); районные бюджеты районов в городах; поселковые бюджеты поселков; сельские бюджеты сел.
Таким образом, можно выделить три группы видов бюджетов, входящих в Б. с. РФ: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты административнотерриториальных образований РФ. Каждая группа включает в себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ в целом. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты.

В законодательстве они представлены по уровням их формирования.
Каждый субъект РФ и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства (деления) своей территории.



Содержание раздела