d9e5a92d

Понижение налоговых ставок

  • взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов - интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке, средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3 процентов облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды - не более 5 процентов облагаемой налогом прибыли; взносов, направляемых в 1995 году на благотворительные цели в Фонд 50-летия Победы, - не более 10 процентов облагаемой налогом прибыли. (в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 2 от 12.02.96)

При этом общая сумма указанных выше взносов (за исключением взносов в Фонд 50-летия Победы) не может превышать пяти процентов облагаемой налогом прибыли. Сумма взносов в Фонд 50-летия Победы не может превышать 10 процентов.
Указанные в настоящем подпункте общественные организации, фонды, предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства по окончании отчетного года в сроки, установленные для сдачи годового бухгалтерского отчета, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании. В случае использования средств не по назначению в доход федерального бюджета в установленном порядке взыскивается сумма в размере этих средств;
Льгота по благотворительности при взносе не денежными средствами , а имуществом предоставляется организации, передавшей производимую ей продукцию или иное имущество при условии их отражения на счетах реализации 46,47,48. С погашением стоимости этого имущества за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

  • передаваемые в качестве добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в избирательные фонды избирательных объединений. При этом общая сумма не облагаемых налогом добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты и избирательных объединений не может превышать при выборах в федеральные органы государственной власти соответственно 100-кратного и 10000-кратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законом, а при выборах в представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления соответственно 50-кратного и 5000-кратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законом.

Настоящий подпункт применяется к отношениям, возникшим при проведении избирательных кампаний в Федеральное собрание Российской Федерации, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
При этом указанный порядок применяется только к отношениям, возникающим при проведении выборов по замещению вакантных депутатских мандатов в Совете Федерации первого созыва и в Государственной Думе первого созыва, а также при проведении выборов представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, впервые формируемых после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.
До 1996 года освобождались от налогообложения суммы, направленные в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, созданный в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 268 О Фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции.

Образование и наука


  • направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, образованными в соответствии с Законом Российской Федерации Об образовании и получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении;
  • направленные предприятиями на проведение НИОКР, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10 процентов в общей сложности от суммы налогооблагаемой прибыли;


  • направленные научными организациями, прошедшими государственную аккредитацию, непосредственно на проведение и развитие НИОКР в порядке и по перечню, которые устанавливаются Правительством РФ.

Внесена в соответствии с федеральным законом 10-ФЗ от 10.01.99 О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и законом от 31.03.99 62-ФЗ О внесении изменений и дополнений в закон Росийской Федерациио налоге на прибыль предприятий и организаций.
До 1996 года действовала льгота, по уменьшению налогооблагаемой прибыли на суммы дивидендов, выплачиваемых предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию и (или) расширение производства, включая затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры;

Искусство


  • направленные организациями кинематографии на финансирование строительства кинозалов ( в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Льгота введена в соответствии со ст. 2 ФЗ 10-ФЗ от 6 января 1999г.
  • Для предприятий, находящихся в собственности творческих союзов, зарегистрированных в установленном порядке, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности этих союзов.

Страхование


  • направленные страховщиками на пополнение страховых резервов по страхованию жизни в пределах процента, предусмотренного страховщиками в структуре тарифной ставки, согласованной с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью. Сумма, направляемая на пополнение указанного резерва, определяется на весь объем резерва по страхованию жизни, исчисленный страховщиком на отчетную дату.

Расчет страховых резервов по страхованию жизни производится в порядке, установленном Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью.

Содержание спецконтингента


  • затрат предприятий на развитие социальной и коммунально - бытовой сферы для содержания спецконтингента, питание и вещевое довольствие спецконтингента, развитие социальной сферы личного состава уголовно - исполнительной системы, обеспечение предусмотренных действующим законодательством гарантий и компенсаций персоналу уголовно - исполнительной системы, развитие производственной базы предприятий уголовно - исполнительной системы, укрепление базы производства сельскохозяйственной продукции для спецконтингента и личного состава.

Государственный кредит на пополнение оборотных средств

  • направленные государственными предприятиями на погашение государственного целевого кредита, полученного для пополнения оборотных средств, в пределах сроков его погашения.

Указанная льгота предоставляется государственным предприятиям, осуществляющим погашение кредита, полученного ими в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 25 мая 1992 г. N 2837-1 О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние.
Нормативно - технический порядок предоставления государственного кредита и отражения его в учете определен указаниями Минфина России от 3 июля 1992 г. N 2-9 и от 17 июля 1992 г. N 02-09-07;

Арендная плата


  • Для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль, исчисленная по установленным ставкам, уменьшается на сумму арендной платы (за вычетом амортизационных отчислений (износа), входящих в ее состав), подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет. Указанное уменьшение относится равными долями на суммы налога на прибыль, зачисляемые в бюджеты национально - государственных и административно - территориальных образований и республиканский бюджет Российской Федерации.

Понижение налоговых ставок

  • Ставки налога на прибыль предприятий понижаются на 50 процентов, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 процентов.

При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско - правового характера.

Налоговые изъятия


  • По предприятиям, получившим в предшествующем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие в течение последующих 5 лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов предприятия, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).

При определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные предприятием или организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг), а за 1998 год принимается также убыток по курсовым разницам, предусмотренным абзацами 19-21 п. 2.9. Инструкции 37.
Изменениями и дополнениями Госналогслужбы РФ N 3 от 18.03.97 разъяснено, что в расчете не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, убытки, понесенные до 1 января 1996 года в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, а также убытки, возникшие от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством Российской Федерации по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
Сумма убытка, на покрытие которого направляется прибыль, освобождаемая от налогообложения, распределяется равными долями на последующие пять лет.
Первичные участники рынка ценных бумаг, получившие убыток при реструктуризации (новации) ГКО и ОФЗ, а также при реализации государственных ценных бумаг, полученных в результате реструктуризации (новации), вправе направлять на погашение этого убытка доходы от реализации ценных бумаг. Как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.
До 01.01.96 в расчет убытков, полученных предприятием, не включались убытки, возникшие в результате необоснованно отнесенных на себестоимость затрат, повлекших сокрытие или занижение прибыли, а также превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормированной величиной. Таким образом, не учитывался убыток, возникший по причине предъявления к предприятию штрафных санкций за завышение себестоимости продукции, повлекшее занижение прибыли.
С 01.01.96 не учитываются убытки, возникшие в результате превышения установленных норм и нормативов по учету затрат, относимых на себестоимость.
Иначе говоря, если предприятие получило убыток в результате сверхнормативного списания на себестоимость продукции представительских расходов, командировочных, расходов на рекламу, то такой убыток ему не будет разрешено перенести на последующие 5 лет.
Разберем подробно основания и порядок применения данной льготы.
1). При определении убытка, который может быть учтен для пользования льготой, учитывается только убыток от реализации продукции (работ, услуг).

Этот убыток показывается в стр. 50 Отчета о прибылях и убытках (форма 2).
Исключением из общего правила является принятие за 1998 год убытка по курсовым разницам, под которым понимается превышение суммы отрицательных курсовых разниц над суммой положительных курсовых разниц, образовавшихся по валютным счетам и операциям в иностранной валюте за период с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года (п.14 ст.2 Закона о налоге на прибыль, введенный Федеральным законом от 03.03.99 45-ФЗ).
2). Убыток определяется по данным годового бухгалтерского расчета, т.е. при исчислении убытка применяется метод по отгрузке.
Льгота по налогу на прибыль на сумму убытка прошлых лет появилась еще в начальной редакции Закона о налоге на прибыль, когда бухгалтерский учет и налогообложение еще не были разделены. Тем самым реальный (бухгалтерский) убыток и убыток для целей налогообложения были тождественными понятиями.
Сейчас для тех организаций, которые исчисляют налоги по мере отгрузки и выставления счетов за продукцию, прибыль(убыток) от реализации для целей бухучета и для целей налогообложения совпадает.
Предприятиям, работающим по оплате следует быть особенно внимательными при применении льготы.
Но существует несколько серьезных аргументов в пользу того, что в Законе о налоге на прибыль имеется в виду реальный, бухгалтерский убыток.

  • в самом тексте пункта говориться об убытке по данным годового бухгалтерского отчета, что служит формальным доводом, но именно его, в первую очередь, будет приводить в качестве аргумента налоговый инспектор, если вдруг возникнет спор;
  • убыток должен покрыаться прибылью только в том случае, если он реальный и сформировался по результатам деятельности предприятия.

Именно бухгалтерский учет, основной задачей которого, в соответствии с п.3 ст.1 Закона РФ от 21.11.96 126-ФЗ О бухгалтерском учете, является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, отражает картину деятельности предприятия за текущий период, а не налоговый, выявленный в результате корректировок, сделанных исключительно для налогообложения.
- Одновременно с изменениями, позволяющими учесть убыток от курсовых разниц при применении данной льготы, Закон о налоге на прибыль был дополнен другой льготой: не включаются в налогооблагаемую прибыль средства, полученные российской организацией от акционеров (учредителей, участников) на погашение убытка, образовавшегося по данным бухгалтерского отчета за 1998 год, и направленные на указанные цели. И балансовая прибыль, и средства учредителей, направляемые на погашение убытка имеют один и тот же характер, поэтому в данном случае законодатель установил тождественные правила для схожих ситуаций.

  • Учитывается убыток, на покрытие которого не хватило средств резервного и иных аналогичных по назначению фондов. При этом из этих фондов может покрываться только убыток, отраженный в годовом бухгалтерском отчете. В первоначальной редакции Закона о налоге на прибыль существовала также льгота в отношении прибыли, направляемой на образование резервного фонда. Функция этого фонда покрытие балансовых убытков общества. Поэтому и сохранился в Законе пункт, согласно которому должны быть полностью использованы на покрытие убытка средства резервного фонда, чтобы одни и те же средства не выводились из-под налогообложения дважды. Таким образом, в п.5 ст. 6 Закона о налоге на прибыль речь идет о непокрытом убытке прошлых лет, отраженном в бухгалтерском балансе за отчетный год.

3). Решение о покрытии убытка и источниках для такого покрытия принимается общим собранием общества. Варианты решений:
- покрыть убыток специальными фондами, т.е. резервным или аналогичными по назначению;

  • покрыть убыток прибылью текущего года до его полного погашения;
  • оставить непокрытый убыток.

Таким образом, только после проведения годового общего собрания прибыль может направляться на погашение убытка и возникает право на пользование льготой у организации.
Ни бухгалтер, ни даже директор общества не вправе решать самостоятельно вопрос о распределении прибыли / покрытии убытка. Следовательно, в учете не может быть сделано соответствующих записей.

До решения этого вопроса общество не вправе использовать эту льготу.
4). Для определения суммы убытка за 1998 год может быть использована формула:
[Сумма убытка, подлежащая вычету]=[убытки от реализации продукции(стр60 формы 2)]+[убытки по курсовым разницам]-[Превышение фактических затрат, включенных в себестоимость, над установленными лимитами(стр.4.1. Справки к расчету по налогу на прибыль)]-[Резервный фонд]*
*!В данной формуле складываются именно убытки, т.е. отрицательный финансовый результат от реализации продукции по курсовым разницам. Если по одному из этих показателей у предприятия имеется прибыль, то он в расчете не участвует, поскольку из положения п.5 ст.6 Закона о налоге на прибыль не следует обязанность уменьшать льготируемый убыток на эту прибыль.

Налоговые каникулы

  • В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, соответствующие критериям, изложенным в подпункте 1.1.6 Инструкции 37, осуществляющие производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.

В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
С 18.03.97 необходимым условием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является соблюдение критериев, установленных статьей 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ по предприятию - юридическому лицу. Для предоставления льгот по налогу на прибыль филиалам и другим обособленным подразделениям субъектов малого предпринимательства необходимо, чтобы эти подразделения представляли в налоговую инспекцию ежеквартально нарастающим итогом с начала года одновременно с налоговыми расчетами сведения, подтверждающие право предприятия - юридического лица на получение льгот в соответствии с действующим законодательством.

Эти сведения должны быть заверены налоговыми органами по месту нахождения предприятия - юридического лица.
При отнесении промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления следует руководствоваться Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления, утвержденными Минэкономики России и Госкомстатом России от 27 июля 1993 г. N МЮ-636/14-151; N 10-0-1/246.
По предприятиям, осуществляющим торговую деятельность наряду с указанными выше видами деятельности, при определении удельного веса выручки от реализации товаров в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывается выручка от продажи товаров, т.е. товарооборот. При этом учитывается выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов.
В общую сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг) не включается выручка по видам деятельности, доходы от которых облагаются в соответствии с положениями, предусмотренными в разделе 6 настоящей Инструкции, а также выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества.
При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
По малым предприятиям, имевшим льготы по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, действовавшим до 1 января 1996 года, сохраняются эти льготы на период до истечения четырехлетнего срока со дня их государственной регистрации при соблюдении установленных ранее условий. (п. 4.4 в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 2 от 12.02.96) (см. текст в предыдущей редакции)
До 12.02.96 при определении права на получение льгот, указанных в пунктах 4.2 и 4.4 настоящей Инструкции, в среднесписочную численность включались состоящие в штате работники предприятия, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате предприятия, выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Освобождение от налога отдельных категорий плательщиков

Не подлежит налогообложению прибыль:
Религиозные объединения

  • религиозных объединений, предприятий, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных объединений, от культовой деятельности, производства и реализации предметов культа и предметов религиозного назначения, а также иная прибыль указанных предприятий и хозяйственных обществ в части, используемой на осуществление этими объединениями религиозной деятельности. При этом предприятия должны вести раздельный учет прибыли, полученной от указанных видов деятельности. Льгота, предусмотренная настоящим абзацем, не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации (как собственного производства, так и приобретенных) подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных объединений (действует с 21 января 1997 г.).

Организации здравоохранения, инвалидов

  • общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов. Льгота, предусмотренная настоящим абзацем, не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации (как собственного производства, так и приобретенных) подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов (действует с 21 января 1997 г.);
  • специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  • от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов согласно перечню, приведенному в Приложении N 5 к Инструкции 37;
  • предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов.


Содержание раздела