d9e5a92d

Прочие расходы

Однако Порядком предусмотрено, что стоимость используемых малоценных и быстроизнашивающихся предметов, приобретенных до 1 января 2002 г. и используемых для осуществления предпринимательской деятельности, и после 1 января 2002 г. продолжает амортизироваться процентным способом, при котором начисление амортизации осуществляется исходя из первоначальной стоимости предмета и ставки 50 процентов в начале его использования, а оставшиеся 50 процентов начисляются при выбытии предмета.
МБП списываются только вследствие их выбытия по причине непригодности для использования, что должно быть зафиксировано в акте о списании. Сроки списания находящихся на учете МБП не зависят от нормативного срока их использования (то есть, если такой срок использования МБП составил один год, одно это не является основанием для их фактического списания).
Согласно вышеизложенному принципу, предусмотренному абз. 4 ст. 39 Порядка учета доходов и расходов, расчет амортизации по МБП начиная с налогового периода 2002 г. производится в таблице N 3 разд.

III Книги учета. Он построен таким образом, что в новую Книгу учета предприниматель переписывает все МБП, которые у него остались несписанными на конец 2001 г. (графы 2, 3 и 4).

По мере же выбытия указанных МБП заполняются графы 5 и 6 таблицы N 3 Книги учета.

Прочие расходы

Учет прочих расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (то есть всех иных расходов, не указанных выше), согласно Порядку учета, ведется в разд. VI Книги. Пункт 47 Порядка приводит примерный перечень таких расходов.

Понятно, что данный перечень не может быть закрытым, поэтому здесь должны учитываться и другие расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и отвечающие всем необходимым для этого критериям.

Особенности учета расходов предпринимателейв свете положений главы 25 НК РФ


Как мы уже неоднократно отмечали, ст. 221 НК РФ предусматривает, что предприниматели при исчислении налоговой базы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл.

25 Налог на прибыль организаций НК РФ. В то же время налоговые органы в своей практической работе, контролируя правильность исчисления предпринимателями НДФЛ, обязаны руководствоваться рассмотренным нами выше Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем данный документ является только подзаконным нормативным актом, который по смыслу ст. 54 НК РФ должен определять только форму учета предпринимателями хозяйственных операций.

Следовательно, Порядок не должен рассматриваться как документ, ограничивающий возможность учета предпринимателями своих расходов в сравнении с порядком, прямо предусмотренным текстом самой гл. 25 НК РФ. Издаваемые в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях компетентными органами нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п.

1 ст. 4 НК РФ).

При нарушении же этого условия согласно п. 1 ст. 6 НК РФ такие нормативные правовые акты признаются не соответствующими НК РФ. А пп. 11 п. 1 ст.

21 НК РФ прямо предусматривает, что налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.
Наиболее существенным из таких расхождений можно назвать то, что в отношении амортизируемого имущества, приобретенного после 2002 г., Порядок предусматривает только один метод начисления амортизации - линейный. В то же время организации имеют право выбирать между линейным и нелинейным методами начисления амортизации.
В силу вышеизложенного для определения состава своих расходов и исчисления их размера предпринимателям нужно ориентироваться исключительно на нормы гл. 25 НК РФ в ее части, посвященной расходам, связанным с производством и реализацией.

Ниже мы изложим основные положения и правила, касающиеся порядка учета расходов по правилам гл. 25 НК РФ.
Главным из них является принцип открытости перечня расходов, принимаемых для целей налогообложения. При этом для признания расхода в указанных целях необходимо выполнение трех условий. Расходы должны быть:
- обоснованы и экономически оправданны;
- документально подтверждены; документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ;


- осуществлены в рамках деятельности, направленной на получение дохода.
Принципиально новым для такой категории налогоплательщиков, каковыми являются предприниматели без образования юридического лица, является, по существу, только первое условие.
Конечно, сами понятия экономической оправданности и обоснованности затрат являются оценочными категориями. Однако установление на законодательном уровне более четкого, но в то же время всеобъемлющего критерия вряд ли возможно. На практике это часто приводит к возникновению споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. Поэтому всем налогоплательщикам, применяющим нормы гл.

25 НК РФ, необходимо учитывать, что они должны быть готовы всегда четко и однозначно аргументировать и доказывать обоснованность своих расходов.
Особенно это касается тех расходов, которые способны вызвать пристальный интерес представителей налоговой службы. В основном речь идет о ситуациях, которые можно назвать необычными или нетипичными, когда та или иная операция не вписывается в обычные рамки хозяйственной деятельности данного вида или не согласуется с обычной, типичной практикой деятельности конкретного налогоплательщика. Как правило, сам налогоплательщик лучше других может выявить такие операции и предпринять соответствующие меры для их соответствующего экономического обоснования.

В первую очередь это касается видов затрат, не связанных напрямую с основной производственной деятельностью налогоплательщика.
Конкретных и четких критериев экономической обоснованности и экономической оправданности расходов для всех возможных хозяйственных ситуаций, безусловно, быть не может. Однако некоторые их аспекты можно сформулировать.

В первую очередь, можно выделить два основных таких аспекта: оправданность размера (абсолютной величины) расхода и принципиальную оправданность какого-либо из конкретных видов расхода. В последнем случае, проще говоря, речь идет о нужности или ненужности для налогоплательщика данной категории расходов.
Во-первых, обоснованность расходов должна подтверждаться позитивными последствиями для предпринимательской деятельности, которые возникают (могут возникнуть) благодаря этим расходам. Налогоплательщик должен будет доказать, что та или иная расходная операция была необходима и оправданна и способствует какому-либо позитивному изменению в коммерческой деятельности, то есть в конечном счете потенциальному росту доходов.
Если такие обстоятельства не будут однозначно доказаны предпринимателем, налоговым органам будет проще обосновать ненужность тех или иных затрат для него. Таким образом они смогут доказать экономическую необоснованность тех или иных расходов (одновременно исключив их из состава профессиональных налоговых вычетов и увеличив налоговую базу по НДФЛ).
Во-вторых, экономическая оправданность тех или иных расходов должна опираться на принцип их разумности. Хотя понятие разумности тоже является оценочной категорией, но данный термин уже нашел свое отражение в других отраслях права. В частности, о нем упоминается в п. 3 ст. 53, п. 2 ст.

72, п. 2 ст. 76, п. 2 ст. 314 ГК РФ. Причем гражданское право сам принцип защиты прав участников гражданского оборота ставит в прямую зависимость от разумного и добросовестного осуществления этих прав и отказывает в их защите в случае выявленного злоупотребления правом (ст.

10 ГК РФ).
В нашем же случае разумность и добросовестность действий налогоплательщика также имеет прямое отношение к обоснованности и оправданности расходов, которые он несет. Разумность расходов должна обозначать, в первую очередь, соразмерность затрат по их стоимостной оценке, а также по степени участия этих затрат в производственной деятельности.
В-третьих, как уже показала практика, типичным является возникновение конфликтных ситуаций с налоговыми органами в случае, когда налогоплательщик несет затраты по однородным договорам, то есть когда у организации есть несколько договоров со сторонними организациями по одному и тому же предмету. В других случаях налоговые органы могут оспорить обоснованность затрат по договорам со сторонними организациями тогда, когда у налогоплательщика есть аналогичные службы и подразделения.
В качестве характерного примера такой ситуации можно представить спор налогоплательщика с налоговой инспекцией (Постановление Президиума ВАС РФ от 17 ноября 1998 г. N 3501/98).
Налоговая инспекция отказала во включении в себестоимость затрат по оплате услуг охранного предприятия, ссылаясь на то, что у налогоплательщика есть собственная служба безопасности. Президиум же ВАС, установив, что охранное предприятие оказывало сторожевые услуги в отношении тех объектов, которые не подлежали охране соответствующей службой предприятия, признал такие расходы обоснованными, так как в налоговом законодательстве отсутствуют ограничения и дополнительные условия для включения в себестоимость услуг по обеспечению сторожевой охраны.
Вместе с тем в ситуациях заключения параллельных договоров или договоров, дублирующих деятельность штатных работников, предприниматели во избежание конфликта с налоговыми органами должны обосновать различие в предметах деятельности (или оказания услуг), чтобы подтвердить экономическую оправданность соответствующих расходов.
Еще одним вопросом, при котором применение предпринимателями прямых норм НК РФ может вызвать трудности, является нормирование отдельных видов расходов для целей налогообложения. Глава 25 НК РФ, как и действовавший ранее порядок, предусматривает нормирование целого ряда расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций. По некоторым видам расходов такие нормы установлены самим НК РФ.

По другим видам расходов в качестве государственного органа, компетентного устанавливать такие нормы, указано Правительство РФ.
Для предпринимателя, учитывая специфику состава его затрат, имеют значение нормы расходов, установленные непосредственно Налоговым кодексом РФ.
К числу нормируемых расходов относятся:
- расходы на рекламу;
- представительские расходы;
- проценты по полученным заемным средствам;
- страхование жизни, негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное медицинское страхование.
При определении величины нормируемых расходов у предпринимателей могут возникнуть вопросы, касающиеся базы для нормирования тех или иных расходов.
Четкое определение реализации для целей налогообложения дано в ст. 39 части первой НК РФ.

Согласно ей реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В соответствии с п. 3 ст. 11 НК РФ все специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.
Поэтому в тех случаях, когда соответствующие статьи НК РФ говорят о выручке от реализации как основе расчета ряда нормируемых статей расхода, предпринимателям, оценивая объем выручки, следует исходить из ее понятия, данного в ст. 39 НК РФ. Использование же для этих целей каких-либо других показателей недопустимо.

Поэтому применительно к предпринимателям это должен быть их доход, скорректированный согласно требованиям ст. 39 НК РФ, то есть не учитывающий доходы, которые не являются реализацией.

Такими доходами, в частности, могут быть: суммы полученных штрафных санкций, полученные авансы, суммы средств, полученных безвозмездно в денежной или натуральной форме, и т.п.
В тех же случаях, когда соответствующие статьи НК РФ в качестве базы для нормирования ряда расходов называют фонд оплаты труда, предпринимателям, оценивая его объем, следует исходить из фонда оплаты труда наемных работников. В него не включаются доходы самого предпринимателя и выплаты по договорам гражданско-правового характера за выполненные физическими лицами работы и услуги.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты по существу представляют собой особую разновидность налоговых льгот, предоставляемых путем вычета из налоговой базы определенных сумм, что тем самым увеличивает чистый доход налогоплательщика. Индивидуальные предприниматели при определении своей налоговой базы по налогу на доходы физических лиц вправе уменьшить ее на суммы всех предусмотренных гл.

23 НК РФ налоговых вычетов. Глава 23 НК РФ предусматривает четыре вида налоговых вычетов:
- стандартные (ст. 218 НК РФ);
- социальные (ст. 219 НК РФ);
- имущественные (ст. 220 НК РФ);
- профессиональные (ст. 221 НК РФ).
Все налоговые вычеты могут применяться только в отношении доходов, включаемых в налоговую базу, облагаемую по ставке 13 процентов.
Такие вычеты, как правило, предоставляются индивидуальным предпринимателям на основании письменных заявлений при подаче ими налоговой декларации о доходах в налоговый орган по окончании налогового периода.
Если предприниматель получает определенные виды доходов не в качестве ИП, а в качестве простого физического лица (то есть является наемным работником), то налоговые агенты (работодатели), выплачивающие такие доходы, имеют право предоставить ему соответствующие стандартные и профессиональные налоговые вычеты.
Сами индивидуальные предприниматели, выступая в качестве налоговых агентов, вправе предоставить стандартные налоговые вычеты физическим лицам, работающим у них по трудовым договорам (контрактам), и профессиональные налоговые вычеты физическим лицам, связанным с ними договорами гражданско-правового характера и авторскими договорами.
Налоговые органы вправе предоставлять налогоплательщикам все виды налоговых вычетов при соблюдении определенных условий.
Любой из видов налоговых вычетов вне зависимости от того, кто его предоставляет - налоговый агент или непосредственно налоговый орган, производится только на основании письменного заявления налогоплательщика.
Ниже будет рассмотрен подробнее самый распространенный их вид - стандартные налоговые вычеты. Данный вид вычетов, как и другие их виды (социальные, имущественные и профессиональные, но не связанные с предпринимательской деятельностью), на которые имеют право индивидуальные предприниматели, объединяет одно: они непосредственно не связаны с осуществлением ИП предпринимательской деятельности.

Все эти вычеты предоставляются им как простым физическим лицам, а не как индивидуальным предпринимателям.

Стандартные налоговые вычеты

Индивидуальные предприниматели при определении размера налоговой базы, подлежащей налогообложению по ставке 13 процентов, имеют право на получение стандартного вычета, предусмотренного ст. 218 НК РФ, за каждый месяц налогового периода. Если предприниматель сам не является наемным работником, получающим зарплату в какой-либо организации или от другого предпринимателя, такой вычет ему предоставляется на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, при подаче налоговой декларации о своих доходах, связанных с предпринимательской деятельностью, в налоговый орган по окончании налогового периода.
При получении дохода в виде заработной платы в качестве наемного работника предприниматель, как и любой другой гражданин, имеет право на стандартный налоговый вычет у источника выплаты, предоставляемый налоговым агентом (работодателем) на основании заявления о предоставлении такого вычета от самого работника. При подаче итоговой налоговой декларации предприниматель указывает в ней как доходы от своей предпринимательской деятельности, так и доходы, полученные в качестве наемного работника, и соответственно производится перерасчет стандартных налоговых вычетов.
На практике, ввиду часто встречающейся неравномерности получения предпринимателями доходов в течение календарного года, для предоставления стандартных налоговых вычетов при подаче налоговой декларации у них определяется среднемесячный доход. Однако данный порядок нормативно нигде не закреплен. Следовательно, если, по мнению предпринимателя, ему невыгодно применять метод определения среднемесячного дохода, он может его не применять.

Налоговые органы не смогут настаивать на его применении в обязательном порядке, поскольку для этого отсутствуют юридические основания.
Стандартные налоговые вычеты подразделяются на две группы: в первой объединены вычеты в размере 3000, 500 или 400 руб., предоставляемые определенным категориям граждан; вторая содержит вычеты на детей, которые находятся на обеспечении родителей, супругов родителей, опекунов или попечителей.
Налогоплательщикам, имеющим право на оба стандартных вычета в размере 3000 и 500 руб., предоставляется максимальный из них. Все физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, имеющие право на стандартные налоговые вычеты в размере 3000 или 500 руб. за каждый месяц налогового периода, производят уменьшение налоговой базы независимо от размера фактически полученного ими дохода.

Если размер налоговых вычетов превышает сумму самого дохода, то налоговая база за данный год признается равной нулю, а право на использование суммы вычетов, превысившей сумму фактического дохода, не переносится на следующий год(ы).
Стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в пп. 1, 2 п. 1 ст. 218 НК РФ (пп.

3 п. 1 ст. 218 НК РФ). Данный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход, облагаемый по ставке 13 процентов, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысил 20 000 руб.

Соответственно, начиная с месяца, в котором доход превысил 20 000 руб., налоговый вычет в размере 400 руб. не применяется. Пример 21. Доход предпринимателя за 2006 г. от осуществления предпринимательской деятельности составил 420 000 руб. В данном году период осуществления деятельности составил все 12 месяцев.

Следовательно, полученный доход распределяется равномерно на все месяцы. Чтобы воспользоваться правом на предоставление стандартных налоговых вычетов, индивидуальный предприниматель определяет среднемесячный доход. Он будет равен 35 000 руб. (420 000 руб. : 12 мес.).

Поскольку среднемесячный доход предпринимателя превысил 20 000 руб., стандартные налоговые вычеты ему не предоставляются.
Вторая категория стандартных вычетов - вычеты на ребенка (детей), предоставляемые всем вышеописанным категориям налогоплательщиков в одинаковом размере. Любой налогоплательщик, имеющий детей, то есть если он является родителем, супругом родителя, опекуном или попечителем ребенка, независимо от использования стандартного налогового вычета на себя лично в размере 3000, 500 или 400 руб. имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка, находящегося на обеспечении (пп.

4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Данный вычет действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13 процентов, не превысил 40 000 руб.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 руб., налоговый вычет не применяется. Если индивидуальные предприниматели сами являются работодателями, на них возлагаются функции налоговых агентов в отношении НДФЛ. Право на стандартный налоговый вычет предоставляется, если предприниматель является источником выплаты дохода только по отношению к физическим лицам, связанным с ним трудовыми договорами, то есть когда ИП выступает в качестве работодателя.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся источником выплаты дохода физическим лицам по договорам гражданско-правового характера (договор подряда и (или) оказания услуг), стандартные налоговые вычеты предоставлять не вправе.
Выступая в качестве налоговых агентов, индивидуальные предприниматели имеют право предоставить физическим лицам все вышеперечисленные стандартные налоговые вычеты в размере 3000, 500 или 400 руб. и на содержание ребенка (детей).
На основании п. 3 ст. 218 НК РФ установленные данной статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику только одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода.

Выбор налогового агента, предоставляющего такие вычеты, производится самим налогоплательщиком на основании его письменного заявления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие право на такие налоговые вычеты.
Если в следующем налоговом периоде работник письменно не уведомляет индивидуального предпринимателя о прекращении предоставления стандартных вычетов, такие вычеты продолжают предоставляться по этому месту работы в установленном порядке.
Если сотрудник приступил к работе не с первого месяца налогового периода, стандартные налоговые вычеты в размере 400 и 600 руб. предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного им с начала налогового периода по другому месту работы, в котором ему предоставлялись налоговые вычеты (п. 3 ст.

218 НК РФ). Сумма полученного дохода подтверждается Справкой о полученных доходах, выданной налоговым агентом по форме N 2-НДФЛ Справка о доходах физического лица (утв.

Приказом Федеральной налоговой службы от 13 октября 2006 г. N САЭ-3-04/706). Другие показатели, приведенные в Справке, выданной физическому лицу по прежнему месту работы, по новому месту работы не учитываются.
В соответствии с п. 4 ст. 218 НК РФ, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей и заявленных налогоплательщиком в поданной им декларации.

Налоговые ставки

По разным видам доходов гл. 23 НК РФ предусматривает разные налоговые ставки. Для удобства восприятия представим данные о порядке применения налоговых ставок НДФЛ, установленных ст. 224 НК РФ, в виде табл.

3.1. Таблица 3.1

Виды доходов Налоговые
ставки
(в %)
1 Стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в
проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в
целях рекламы товаров, работ и услуг, в части
превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК
РФ (то есть доходы, не превышающие 4000 руб.)
35
2 Страховые выплаты по договорам добровольного
страхования в части превышения размеров, указанных
в п. 2 ст. 213 НК РФ
3 Процентные доходы по вкладам в банках в части
превышения суммы, рассчитанной исходя из
действующей ставки рефинансирования Центрального
банка РФ, в течение периода, за который начислены
проценты, по рублевым вкладам (за исключением
срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не
менее шести месяцев), и 9% годовых по вкладам в
иностранной валюте
4 Суммы экономии на процентах при получении
налогоплательщиками заемных средств в части
превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ
(то есть по заемным средствам, выраженным в
рублях, - свыше 3/4 действующей ставки
рефинансирования, установленной Центральным банком
РФ на дату получения таких средств, а по выраженным
в иностранной валюте - выше 9 процентов годовых),
за исключением доходов в виде материальной выгоды,
полученной от экономии на процентах за пользование
налогоплательщиками целевыми займами (кредитами),
полученными от кредитных и иных организаций РФ и
фактически израсходованными ими на новое
строительство либо приобретение на территории РФ
жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на
основании документов, подтверждающих целевое
использование таких средств
5 Все доходы, получаемые физическими лицами, не
являющимися налоговыми резидентами Российской
Федерации
30
6 Доходы от долевого участия в деятельности
организаций, полученные в виде дивидендов
9
7 Доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным
покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а
также по доходам учредителей доверительного
управления ипотечным покрытием, полученным на
основании приобретения ипотечных сертификатов
участия, выданных управляющим ипотечным покрытием
до 1 января 2007 г.
8 По всем иным видам доходов, не перечисленным выше,
то есть в п. п. 1 - 7 данной таблицы
13


Содержание раздела