d9e5a92d

Исчисление и уплата страховых взносов предпринимателями-работодателями

Согласно другому Определению КС РФ от 12 мая 2005 г. N 182-О положения п. п. 1 - 3 ст. 28 Закона N 167-ФЗ не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Кроме того, согласно Определению КС РФ от 24 мая 2005 г. N 223-О положения п. п. 1 - 3 ст. 28 Закона N 167-ФЗ утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат.
Именно поэтому в п. п. 2 и 3 Правил установлено, что фиксированный платеж, направляемый на финансирование накопительной части трудовой пенсии, является обязательным для уплаты лицами 1967 года рождения и моложе. Фиксированный платеж не уплачивается вообще:
- страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей;
- страхователями за период, в течение которого ими не осуществлялась соответствующая деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Также в уточнение положений Закона N 167-ФЗ Правила предусматривают, что уплата фиксированного платежа может осуществляться единовременно за текущий календарный год в размере, равном годовому размеру платежа, или частями в течение года в размерах не менее месячного размера платежа, но в любом случае его полная годовая сумма должна быть уплачена не позднее 31 декабря текущего календарного года. В случае если страхователь начинает осуществлять деятельность в установленном порядке в текущем календарном году или прекращает деятельность до 31 декабря текущего года, фиксированный платеж, подлежащий уплате в этом году, уплачивается за фактический период деятельности (за неполный месяц - в размере, пропорциональном количеству оставшихся календарных дней этого месяца после даты начала деятельности или количеству календарных дней до даты прекращения деятельности).
В общем случае индивидуальные предприниматели в течение календарного года уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа самостоятельно отдельными платежными поручениями - на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, по соответствующим кодам Бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не связаны с доходом индивидуального предпринимателя, поэтому должны быть перечислены в бюджет независимо от размера полученного дохода от предпринимательской деятельности в данном налоговом периоде. Законом N 167-ФЗ также не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде минимального размера фиксированного платежа в случаях временного приостановления предпринимательской деятельности (без прекращения деятельности в установленном законом порядке) или отсутствия доходов от такой деятельности.
В случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и снятия с налогового учета в соответствии с действующим законодательством одновременно прекращается обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде минимального размера фиксированного платежа.
Предприниматели должны обратить внимание на тот факт, что Законом N 167-ФЗ никаких самостоятельных льгот по уплате страховых взносов (например, пенсионерами и (или) инвалидами) на обязательное пенсионное страхование, в том числе и в виде фиксированного платежа, не предусмотрено.
Как мы уже отмечали выше, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются и частью единого социального налога. Следовательно, на них не распространяются положения ст. 239 НК РФ, предусматривающей льготы по уплате ЕСН. Данная позиция подтверждена и судебными инстанциями (см.



Постановление Президиума ВАС РФ от 22 апреля 2003 г. N 12355/02). Таким образом, в течение расчетного периода, которым является календарный год, индивидуальные предприниматели - налогоплательщики, в том числе являющиеся инвалидами I, II или III групп, обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде минимального размера фиксированного платежа в сумме 150 руб. в месяц.
Фиксированный платеж является обязательным для уплаты всеми предпринимателями вне зависимости от того, какую систему налогообложения они применяют: традиционную, упрощенную или переведены на уплату единого налога на вмененный доход.
Также Закон N 167-ФЗ не предусматривает для индивидуальных предпринимателей обязанности представлять по итогам года декларацию об исчисленных и уплаченных суммах обязательного фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Правда, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования предусмотрено, что физические лица (в том числе и предприниматели), самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда РФ по месту своей регистрации в качестве страхователей. Однако после установления для предпринимателей фиксированных пенсионных платежей актуальность данного требования в контрольных целях практически свелась к нулю.

Кроме того, отсутствует и утвержденная форма представления таких сведений. В Постановлении Правления ПФР от 31 июля 2006 г. N 192п О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению подходящей формы нет.

В этих условиях предприниматели могут по окончании года представить такие сведения в произвольной форме или использовать в этих целях формы АДВ-11 из названного Постановления ПФР N 192п.

Исчисление и уплата страховых взносовпредпринимателями-работодателями


В этом случае на основании ст. 10 Закона N 167-ФЗ объектом и базой для исчисления страховых взносов в ПФР являются объект и налоговая база по единому социальному налогу (ст. ст. 236 и 237 НК РФ) (О порядке определения объекта налогообложения и налоговой базы по ЕСН предпринимателями, осуществляющими выплаты физическим лицам, читайте в разд.

5.2.2 и 5.4.2 гл. 5.) Порядок исчисления и уплаты страховых взносов за наемных лиц также схож с порядком исчисления и уплаты ЕСН. Обращаем внимание, что так же, как и в случае уплаты страховых взносов за себя, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые платят предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам, не являются составной частью ЕСН. Следовательно, на них также не распространяются положения ст.

239 НК РФ, предусматривающие льготы по уплате ЕСН, и ст. 245 НК РФ.
Напомним, что при этом в соответствии с п. 2 ст. 243 НК РФ сумма начисленных страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование - налоговый вычет - уменьшает сумму единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
Суммы страховых взносов рассчитывают и уплачивают страхователи отдельно в отношении каждой части страхового взноса:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии;
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Так же как и при исчислении и уплате ЕСН, предприниматели обязаны вести учет сумм начисленных страховых взносов и выплат, составляющих базу для их начисления, отдельно по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись данные выплаты, с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Это также связано с тем, что Закон N 167-ФЗ предусматривает регрессивную шкалу тарифов страховых взносов. Однако конкретные регрессивные ставки зависят не только от абсолютной величины базы для исчисления страховых взносов, как это имеет место со ставками ЕСН, но и от пола и возраста каждого конкретного застрахованного лица.

Это предусмотрено пп. 1 п. 2 ст.

22 Закона N 167-ФЗ. В связи с этим для правильного применения тарифов необходимо разделить всех работников, по которым производится начисление страховых взносов, на две возрастные группы:
- лица 1966 года рождения и старше;
- лица 1967 года рождения и моложе.
Внутри каждой из этих групп предусмотрена регрессивная шкала тарифов, принцип построения которой аналогичен применяемой шкале ставок для ЕСН. В общем случае применяются следующие тарифы (см. таблицу ниже).

База для
начисления
страховых взносов
на каждого
отдельного
работника
нарастающим итогом
с начала года
Для лиц 1966 года
рождения и старше
Для лиц 1967 года рождения и моложе
на финансирование
страховой части
трудовой пенсии
на финансирование
страховой части
трудовой пенсии
на финансирование
накопительной части
трудовой пенсии
До 280 000 руб. 14% 8% 6%
От 280 001 руб.
до 600 000 руб.
39 200 руб. +
5,5% с суммы,
превышающей
280 000 руб.
22 400 руб. +
3,1% с суммы,
превышающей
280 000 руб.
16 800 руб. +
2,4% с суммы,
превышающей
280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 56 800 руб. 32 320 руб. 24 480 руб.

В течение 2005 - 2007 гг. предприниматели-страхователи, которые являются работодателями для лиц 1967 года рождения и моложе, в общем случае платят страховые взносы по временным страховым тарифам, предусмотренным в ст. 33 Переходные положения Закона N 167-ФЗ (см. таблицу ниже).

База для начисления
страховых взносов
на каждого отдельного
работника
нарастающим итогом
с начала года
2005 - 2007 годы
на финансирование
страховой части
трудовой пенсии
на финансирование
накопительной части
трудовой пенсии
До 280 000 руб. 10,0% 4,0%
От 280 001 руб.
до 600 000 руб.
28 000 руб. + 3,9%
с суммы,
превышающей
280 000 руб.
11 200 руб. + 1,6% с
суммы, превышающей
280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 40 480 руб. 16 320 руб.

Расчетным периодом по страховым взносам устанавливается календарный год (по аналогии с налоговым периодом по ЕСН, установленным ст. 240 НК РФ).

Отчетными периодами также являются квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Ежемесячно страхователи рассчитывают суммы авансовых платежей по страховым взносам исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и соответствующего страхового тарифа. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Авансовые страховые платежи уплачиваются в ПФР в срок, установленный для получения денег в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления заработной платы со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж.
Расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, представляется страхователями в территориальные органы ФНС России поквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом по пенсионным платежам является квартал, то есть расчеты надо сдавать в налоговый орган не позднее 20 апреля (за I квартал текущего расчетного периода), 20 июля (за полугодие), 20 октября (за 9 месяцев).

Форма такого расчета и Порядок его заполнения утверждены Приказом Минфина России от 24 марта 2005 г. N 48н.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), должна быть перечислена в бюджет не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период. Переплату по страховым взносам засчитывают в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возвращают страхователю.
Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим годом, страхователи обязаны представить в налоговый орган декларацию по страховым взносам за данный расчетный период (п. 6 ст. 24 Закона N 167-ФЗ).

Форма такой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 27 февраля 2006 г. N 30н.
Пунктом 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что по окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику, то есть в территориальный орган ПФР, расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган. Однако налицо нестыковка терминов, используемых в Законе N 167-ФЗ. Ведь по итогам расчетного периода в налоговые органы представляется именно декларация, а расчеты представляются только по итогам отчетных периодов.

Поэтому подаваться должна именно декларация.
На основании п. 4 ст. 24 Закона N 167-ФЗ страхователи представляют в Пенсионный фонд также сведения об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.
О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и порядке их заполнения говорится в Постановлении Правления ПФР от 31 июля 2006 г. N 192п.

ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД


Специальный налоговый режим, предусматривающий уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), регулируется гл. 26.3 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 346.26 данной главы ЕНВД вводится в действие и становится обязательным к уплате на соответствующей территории только после принятия об этом нормативно-правового акта представительными органами муниципальных районов, городских округов, закона городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Таким образом, если такой документ не был принят соответствующим представительным органом до начала 2007 г., то на данной территории ЕНВД в 2007 г. не применяется.
ЕНВД применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. В случае совмещения налогоплательщиками деятельности, переведенной на ЕНВД, и иных видов предпринимательской деятельности они обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении таких видов предпринимательской деятельности.
Главной особенностью данного специального налогового режима является замена уплаты ряда наиболее существенных и сложных в исчислении налогов одним - единым налогом на вмененный доход.
Для индивидуальных предпринимателей уплата ЕНВД предусматривает замену следующих налогов:
- НДФЛ;
- налог на имущество физических лиц;
- ЕСН.
От указанных налогов ИП, уплачивающие ЕНВД, освобождаются только в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, имущества, используемого в такой деятельности, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ее ведением.
Также предприниматели, уплачивающие ЕНВД, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Естественно, что и данное правило действует только в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.

21 НК РФ, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД.
Существует еще ряд правил и особенностей, связанных с исчислением и уплатой НДС данной категорией налогоплательщиков. Они идентичны особенностям, возникающим у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Подробно данная тема освещается в разд. 8.1 настоящей книги.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не перечисленных выше, осуществляются предпринимателями, переведенными на уплату ЕНВД, в соответствии с общим режимом налогообложения. Кроме того, налогоплательщики ЕНВД продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ. Уплата данных страховых взносов производится как за себя лично (по фиксированным ставкам), так и с сумм оплаты труда наемных работников 1. При этом сумма таких взносов уменьшает сумму ЕНВД, то есть является вычетом по этому налогу.

Однако этот вычет не может снизить размер ЕНВД более чем на 50 процентов.
--------------------------------
1 Данный порядок аналогичен порядку при упрощенной системе налогообложения и рассмотрен более подробно в разд. 8.1 данной книги. Плательщики единого налога также должны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это предусмотрено Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Размер страхового тарифа определяется по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска. В ст. 346.26 НК РФ прямо не указано на то, что лица, переходящие на уплату единого налога, обязаны продолжать исполнять обязанности налогового агента, предусмотренные НК РФ.

Однако предпринимателям следует знать, что, даже перейдя на специальный режим, основанный на уплате ЕНВД, они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.
Такие обязанности установлены, в частности, в ст. 161 гл.

21 Налог на добавленную стоимость, ст. 226 гл. 23 Налог на доходы физических лиц, ст.

310 гл. 25 Налог на прибыль организаций НК РФ. Являясь налоговым агентом в отношении этих налогов, налогоплательщики, уплачивающие ЕНВД, исполняют возложенные на них НК РФ обязательства на общих основаниях.

Вопросы уплаты вышеперечисленных налогов предпринимателями в роли налоговых агентов более подробно рассмотрены в соответствующих разделах книги.
Кто же является плательщиками единого налога? Ими признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в строго определенных сферах.

Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ к видам деятельности, которые облагаются ЕНВД, относятся:
1) оказание бытовых услуг;
2) оказание ветеринарных услуг;
3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
5) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов лицами, имеющими на праве собственности или ином праве не более 20 предназначенных для этого транспортных средств;
6) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому такому объекту;
7) розничная торговля, осуществляемая через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
8-9) оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому такому объекту или не имеющие зала обслуживания посетителей;
10) распространение и (или) размещение наружной рекламы;
11) распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;
12) оказание услуг по временному размещению и проживанию лицами, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 кв. м;
13) оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
ЕНВД не применяется в отношении:
- всех указанных выше видов предпринимательской деятельности в случае осуществления их в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);
- видов предпринимательской деятельности, указанных в п. п. 6 - 9, в случае если они осуществляются лицами, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, и данные лица реализуют через свои объекты организации торговли и (или) общественного питания произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства.
Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются:
1) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, в пределах приведенного выше перечня. При этом в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога;
2) значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ.
При этом не допускается расширительное толкование определений видов деятельности, содержащихся в данном перечне. Поэтому в случае нарушения региональными актами о введении ЕНВД на конкретной территории норм НК РФ налогоплательщики могут не платить данный налог, а продолжать использовать обычную систему налогообложения или УСН.
Особо следует обратить внимание на тот факт, что при анализе норм законодательства по единому налогу следует четко придерживаться буквальных толкований видов деятельности, приведенных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Так, например, в числе видов деятельности, приведенных в ней, указан и вид деятельности по оказанию бытовых услуг физическим лицам. Следовательно, если предприниматель оказывает бытовые услуги (например, ремонт и обслуживание компьютеров и оргтехники или изготовление и ремонт мебели) юридическим лицам, то данный его вид деятельности не попадает в перечень, предусмотренный п. 2 ст.

346.26 НК РФ. Поэтому налогообложение предпринимателя в рамках такой его деятельности должно производиться в общеустановленном порядке, то есть по обычной или упрощенной системе налогообложения по выбору налогоплательщика.
В ст. 346.27 даны четкие определения всех базовых понятий и терминологии, используемых в гл. 26.3 НК РФ. При этом следует отметить, что даже при таких условиях все равно возникает немало спорных вопросов по их применению.

Ряд таких проблем разрешается с течением времени на законодательном уровне путем внесения в гл. 26.3 НК РФ соответствующих изменений, а ряд находит решение с помощью судебной системы.
Если индивидуальный предприниматель не состоит на учете в налоговой инспекции по месту ведения деятельности, переведенной на ЕНВД, то он обязан встать на налоговый учет в данном налоговом органе и производить уплату ЕНВД. Срок постановки на учет - пять рабочих дней с начала осуществления указанной деятельности.
При нарушении предпринимателями срока постановки на учет налоговая инспекция может его оштрафовать. Размер штрафа составит 10% от доходов, полученных за время работы без постановки на учет, но не менее 20 000 руб. (п. 1 ст.

117 НК РФ). Если же период работы без постановки на учет составит более трех месяцев, то величина штрафа будет рассчитываться следующим образом: 10% доходов, но не менее 20 000 руб. - за первые три месяца работы, плюс 20% доходов - за последующее время.



Содержание раздела