d9e5a92d

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

При использовании в качестве сырья подакцизных товаров, кроме подакцизных видов минерального сырья, по которым уже был уплачен акциз, сумма акциза, подлежащая уплате по готовому подакцизному подакцизному товару, уменьшается на сумму акциза, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, использованному для его производства. Сумма акциза, подлежащая уплате по винам и напиткам, виноградным и плодовым, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства этих вин и напитков.

При этом отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, для производства других подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам к зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или возмещению из бюджета не подлежит, а относится на финансовые результаты.
Сумма акциза, уплаченная по товарам, кроме подакцизных видов минерального сырья, использованным в дальнейшем в качестве сырья для производства товаров, вывезенных за пределы территории РФ, за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства участники СНГ, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена, по спирту этиловому, вырабатываемому из всех видов сырья, за исключением пищевого, в дальнейшем использованному в качестве сырья для производства товаров, не облагаемых акцизами, на себестоимость этих товаров не относится, а засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов. При этом зачету или возмещению подлежит сумма акциза по этим товарам, стоимость которых фактически отнесена в отчетном периоде на себестоимость.
По подакцизным товаром, не реализуемым на сторону и используемым организациями для производства товаров, не облагаемых акцизами, начисление сумм акцизов производится в момент передачи в производство этих товаров для изготовления неподакцизных товаров с отнесением суммы акцизов на их себестоимость. По спирту этиловому, вырабатываемому из пищевого сырья, не реализуемому на сторону и используемому организацией для производства денатурированного спирта, не облагаемого акцизом, акцизы при передаче его в производство для изготовления денатурированного спирта не начисляются и не уплачиваются.
Сумма акциза, начисленная и уплаченная налогоплательщиками в бюджет по подакцизным товарам, в дальнейшем вывезенным за пределы территории РФ, кроме подакцизных товаров, вывезенных в государства участники СНГ, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена, после документального подтверждения в течение 90 дней с момента отгрузки факта вывоза таких товаров налоговому органу засчитывается этим налогоплательщикам в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов.
Организациям, производящим подакцизные товары, которые в дальнейшем вывезены за пределы РФ, кроме подакцизных товаров, вывезенных в государства участники СНГ, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена, налоговыми органами может быть предоставлена отсрочка по уплате акцизов по отгруженным подакцизным товарам при условии предоставления ими гарантий уполномоченных банков в том, что при непредставлении организацией в налоговые органы в течение 90 дней с момента отгрузки документов, подтверждающих факт вывоза таких товаров, с этих банков по истечении 90 дней в безакцептном порядке взыскивается застрахованная сумма акцизов.
По товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца, плательщики вносят авансовый платеж, сумма которого засчитывается при окончательном расчете суммы акциза, определяемого исходя из облагаемого оборота.
Плательщики представляют налоговым органам по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, налоговый расчет декларацию.
Моментом реализации подакцизных товаров, за исключением природного газа, является день отгрузки.
Акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения. .
К настоящему времени имеется достаточно полная отчетная информация по ставкам акцизов и доходам бюджета с 1997 по 2001 гг., сведенная в следующей таблице:


Таблица 3

Год 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
отчет отчет отчет отчет отчет прогноз прогноз прогноз
Доход в ДЦ, млрд.руб. 4,2 4,4 9,2 12,0 17,9 20,6 21,2 22,3
Ставка акциза* 45,0 50,0 60,0 84,0 88,2 98,8 114,0 125,4
Индекс цен по алкогольной продукции 100,0 150,8 143,2 125,0 122,0 120,0 127,9 124,5
Доход в СЦ, млрд.руб. 13,7 9,7 14,1 14,6 17,9 17,2 13,8 11,7
Ставка акциза*, в СЦ 148,2 109,2 91,5 102,5 88,2 82,3 74,3 65,6


ДЦ действующие цены, СЦ сопоставимые цены *ставка акциза на водку и ЛВИ указана в рублях за литр безводного спирта, содержащегося в подакцизных
товарах.
При сравнении данных за различные годы, в связи с наличием инфляции, в расчете используются приведенные к 2001 году данные, корректируемые с применением индекса цен по алкогольной продукции.
В расчетах используются показатели поступлений акцизов в федеральный бюджет по статье бюджетной классификации водка и ликероводочные изделия.
Изменение показателей поступления акцизов по водке и ЛВИ в федеральный бюджет и ставок акцизов по алкогольной продукции крепостью свыше 25 %. . Рассмотрим зависимость бюджетных доходов для значений ставок акцизов от 10 до 160 с интервалом в 10 рублей в следующей таблице:
Зависимость бюджетных доходов от ставок акциза Таблица 4

Ставка 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160
Доход 11,2 18,1 22,0 23,8 24,2 23,5 22,2 20,6 18,8 16,9 15,1 13,4 11,7 10,3 8,9 7,7

На графике (см.Приложение, график 1) дано графическое представление рассмотренной зависимости. Полученные данные свидетельствуют о том, что, во первых, данная модель достаточна близка к существующей ситуации, во вторых, установление оптимальной ставки на уровне 50 55 руб.за литр безводного спирта в подакцизной продукции позволит увеличить поступления федерального бюджета по акцизам на данный вид продукции до 25 30 млрд.руб. Определенная в качестве оптимальной ставка акциза на уровне 50 55 руб. является таковой для сопоставимых цен 2001 года. С учетом инфляции и размер оптимальной ставки должен быть увеличен.

Следует отметить, что ставка акциза на этом уровне была установлена до 2000 года, в котором наблюдался резкое увеличение ставок с одновременным падением доходов федерального бюджета. Кроме того, в этот период нелегальный оборот увеличился примерно с 40 до 60 %. Вместе с тем, негативное влияние завышенной в 2000 году ставки будет нивелироваться по мере инфляционных колебаний, в случае если темпы роста ставок будут ниже темпов роста инфляции.
Согласно проведенному исследованию дальнейшее увеличение ставок акцизов на алкогольную продукцию может привести к снижению бюджетных поступлений. В то же время, снижение уровня ставок до оптимального значения окажет положительное влияние на сокращение нелегального оборота. Более того, это приведет к уменьшению доли акциза в цене спиртных напитков, что снизит налоговое бремя на конечного потребителя указанной продукции. .

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

При пересечении таможенной границы взимаются разнообразные таможенные платежи:

  • таможенная пошлина;
  • НДС;
  • акцизы;
  • сбор за выдачу лицензий и возобновление их действий;
  • сбор за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление его действия;
  • таможенные сборы за таможенное оформление;
  • таможенные сборы за хранение товаров;
  • таможенные сборы за сопровождение товаров;
  • плата за информирование и консультирование по вопросам таможенного дела;
  • плата за принятие предварительного решения;
  • плата за участие в таможенных аукционах.

Таможенные пошлины это денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных органов с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. При пересылке товаров в международных почтовых отправлениях таможенные платежи, в том числе и таможенные пошлины, удерживаются государственным предприятием связи.
Таможенные пошлины относятся к числу налогов на потребление. В промышленно развитых странах основной их целью является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка.

В развивающихся странах таможенные пошлины используются в значительной мере как средство бюджетных поступлений. Для экономически развитых стран фискальное значение этих пошлин ничтожно и представляется историческим анахронизмом.
В налоговой и таможенной практике различают:

  • импортную таможенную пошлину сбор в связи с ввозом иностранного товара в страну. Применение этой пошлины способствуют повышению цен на импортные товары внутри страны и снижению их конкурентоспособности по сравнению с местными товарами;
  • экспортную таможенную пошлину сбор в связи с вывозом отечественного товара за границу. Применение этой пошлины обеспечивает увеличение доходов государственного бюджета за счет развития экспорта и стимулирование поставок товара на внутренний рынок за счет снижения прибыли при экспорте;
  • транзитную таможенную пошлину сбор при провозе иностранного товара через территорию страны. Международный транзит это перевозки иностранных грузов, при которых пункты отправления и назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок являются активной статьей в балансе услуг государства. Благодаря географическому положению важными странами транзита являются Германия, Швейцария, Россия и ряд других стран. Было время, когда транзитные пошлины были существенным источником дохода, но сейчас они почти повсеместно ликвидированы в соответствии с международными договорами.

По способу исчисления различают следующие виды таможенных пошлин:

  1. адвалорную пошлину, взимаемую с грузовладельца в процентах от таможенной стоимости облагаемого товара. В современной таможенной политике роль адвалорных пошлин растет, и к настоящему времени 70 80 % всех таможенных пошлин приходится на их долю. Адвалорные пошлины более приемлемы при импорте машинотехнических изделий, для которых характерна значительная дифференциация производимой продукции. Эта пошлина чутко реагирует на колебания цен, оставляя неизменным уровень защиты от попыток избежать налогообложения;
  2. специфическую пошлину, взимаемую по твердым ставкам в зависимости от физических характеристик товара (веса, количества, площади, объема и т.п.). Так, на основании веса устанавливаются пошлины на кофе, табак и др.; на основании длины в метрах на игровые фильмы; на основании количества в литрах на вино, коньяк и др. При применении специфических пошлин требуется более детальная разбивка товаров по позициям с тем, чтобы каждый товар имел свой фиксированный уровень налогообложения. Их практическое использование не связано с техническими сложностями. Специфическими являются по преимуществу экспортные таможенные пошлины на сырьевые товары, т.е. стандартные, большие по объему товарные массы;
  3. альтернативную или комбинированную, пошлину, взимаемую по ставкам, сочетающим оба вышеприведенные метода начисления. Такая пошлина устанавливается в зависимости от стоимости, но не менее фиксированной величины за единицу товара. Перспективным направлением развития импортных таможенных пошлин является расширение номенклатуры товаров, в отношении которых будут применяться комбинированные ставки. Применение комбинированных ставок препятствует потерям, которые возникают при занижении таможенной стоимости со стороны импортеров. В России комбинированными пошлинами с 1995 г. облагаются ввоз автомобилей, готовых мясных продуктов, чая в розничной упаковке, одежды, автомобильных шин, телевизоров и видеомагнитофонов, меховых изделий, мебели, часов. При этом уровень, адвалорных таможенных пошлин дифференцирован от 3 до 25 %, специфических от 1 до 64 000 ЭКЮ за 1 т ввозимого груза.

В зависимости от способа установления различают:

    • конвенционные пошлины, устанавливаемые в соответствии с международным соглашением. Как правило, эти пошлины взимаются по пониженным ставкам и не могут изменяться в течение срока действия соглашения, без обоюдного согласия сторон;
    • автономные пошлины, устанавливаемые страной самостоятельно независимо от каких-либо международных документов. По этим пошлинам устанавливаются, как правило, повышенные ставки.

Взимание таможенных пошлин производится в соответствии с таможенным тарифом систематизированным по группам товаров перечнем пошлин, взимаемых в данной стране с ввозимых или вывозимых товаров. Таможенный тариф содержит код товара, наименование товара, единицу налогообложения и ставку пошлины.

Он является основой всей системы регулирования внешней торговли.
Порядок формирования и применения таможенного тарифа в РФ, а также правила обложения перемещаемых товаров пошлинами установлены Законом РФ от 21 мая 1993 г. О таможенном тарифе, действующим на единой таможенной территории РФ. Государственным таможенным комитетом РФ 8 июня 1995 г. утверждена Временная инструкция о взимании таможенных платежей. Таможенный тариф РФ применяется к товарам, систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД), и устанавливает:

  • ставки таможенных пошлин и их виды;
  • характер и порядок (механизм) применения сезонных и особых пошлин;
  • систему и методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения;
  • принципы определения страны происхождения товара;
  • тарифные льготы и преференции.

Основными целями таможенного тарифа, выступающего инструментом торговой политики и
государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с мировым рынком, являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров РФ;
    защита экономики РФ от неблагоприятных воздействий иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции РФ и мировую экономику.

Для большинства таможенных тарифов характерен более низкий уровень ставок пошлин (или отсутствие пошлин) на промышленное сырье и более высокий на изделия обрабатывающей промышленности (в особенности на относительно простые и трудоемкие текстильной, швейной, обувной и других отраслей легкой промышленности). Высокие ставки установлены на многие виды продукции сельского хозяйства, в том числе продукты пищевой промышленности.

Это обусловлено спецификой торговой и аграрной политики и развитых государств.
Помимо пошлин таможенный тариф содержит таможенные сборы дополнительные сборы, взимаемые сверх таможенных пошлин при перемещении через таможенную границу. К таможенным сборам относятся, в частности, статистический, марочный, лицензионный, бандерольный таможенные сборы, сборы за пломбирование, штемпелирование, складирование и сохранность и др.

В таможенные сборы включается также стоимость таможенных процедур, которая взимается при совершении таможенными органами операций по разрешению перемещения товара через границу.
Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При перемещении товаров через таможенную границу РФ не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.
Существует три основных типа таможенного тарифа:

  1. двойной таможенный тариф тариф с максимальными и минимальными ставками таможенной пошлины по каждой товарной позиции. Выбор ставки зависит от торгово-политических отношений с конкретной страной;
  2. запретительный тариф высокий таможенный тариф (например, свыше 20 %), призванный оградить внутренний рынок от ввоза или вывоза определенного товара;
  3. дифференцированный таможенный тариф, который позволяет отдавать предпочтение определенным товарам или не пропускать их в зависимости от того, в какой стране они изготовлены. Таможенный тариф обычно имеет несколько ставок пошлин на один и тот же товар (их называют соответственно двухколонными, трехколонными и т.д.), поскольку многие страны применяют дифференцированные ставки на товары, импортируемые из государств участников региональных экономических объединений, развивающихся государств, на которые распространяется и не распространяется режим наибольшего благоприятствования.

В рамках регулирования таможенными пошлинами ценовых пропорций конкретная страна может устанавливать:

    • специальные пошлины пошлины, применяемых как защитная мера, если товары ввозятся на территорию данной страны в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные ущемляющие интересы лиц-резидентов действия других государств или их союзов;
    • антимедемпинговые пошлины дополнительные пошлины на импорт, которыми облагаются товары, импортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен страны, в которую эти товары импортируются. Антидемпиновые пошлины применяются, если ввоз таких товаров наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза отдельных товаров применяются сезонные таможенные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не используются.

В РФ сезонные пошлины устанавливаются федеральным правительством, причем срок их действия не может превышать шести месяцев в году.
Экономическая интеграция приводит к образованию таможенных межгосударственных союзов, т.е. к появлению общей таможенной территории двух или более стран с единым таможенным тарифом в отношении третьих стран и полной отменой пошлины во взаимных отношениях. Например, государства Западной Европы, которые входят в Европейский Союз (до 1 ноября 1993 г. Европейское экономическое сообщество): ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция (1995) имеют единый таможенный тариф для третьих стран. Договоры об ассоциации с Европейским Союзом заключили Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Турция, Чехия.

Если товар ввезен на территорию любой страны участницы Союза, то, пройдя все таможенные формальности, он может быть беспошлинно поставлен в другие страны этой группировки.
Порядок взимания таможенных импортных пошлин и их размеры установлены Законом РФ О таможенном тарифе и Указом Президента РФ от 15 марта 1993 г 340 Об импортном таможенном тарифе Российской Федерации. Импортные таможенные пошлины устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товаров и оплачиваются в рублях или в валюте.

При этом таможенная стоимость товара указывается в грузовой таможенной декларации, а также в прилагаемой к ней декларации таможенной стоимости.
Импортным таможенным пошлинам принадлежит особая роль в системе таможенных платежей. Эти пошлины выполняют не только фискальную, но и регулирующую функцию.

Импортная таможенная пошлина является косвенным налогом, поскольку уплачивается авансом до реализации товара, а затем включается в цену реализуемого товара и оплачивается конечным потребителем.
В России с 1994 г. применяются следующие методы определения таможенной стоимости импортируемых товаров:
Метод 1 по цене сделки с ввозимыми товарами;
Метод 2 по цене сделки с идентичными товарами;
Метод 3 по цене сделки с однородными товарами;
Метод 4 метод вычитания стоимости;
Метод 5 метод сложения стоимости;
Метод 6 резервный метод.
При этом основным является метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами. Когда основной метод не может быть использован, применяют один из других методов, причем берется каждый следующий метод, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

Только методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в обратной последовательности по усмотрению декларанта.
Метод 1. Базой для определения таможенной стоимости первым методом принимается цена сделки непосредственно с теми товарами, которые подлежат оценке. Цена сделки это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары.
Таможенную стоимость по этому методу определяют в соответствии со следующей формулой: Т = + , где Т таможенная стоимость товара;
- цена сделки по ввозимому товару;
- накладные расходы (расходы на поставку товара до места ввоза, расходы на упаковку и др.). При использовании цены сделки для определения таможенной стоимости в нее включаются следующие расходы, если они ранее в нее не входили:

  1. расходы на транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления, в том числе расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и складированию товаров;
  2. расходы на страхование;
  3. расходы по выплате комиссионных и иных посреднических вознаграждений;
  4. стоимость контейнеров в случаях, если в соответствии с ТН ВЭД они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
  5. стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по ней;
  6. соответствующая часть стоимости следующих товаров (работ и услуг), которые прямо или косвенно были предоставлены импортером бесплатно или по сниженной цене в целях использования для производства или продажи (отчуждения) на экспорт оцениваемых товаров:

а) сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектирующие изделия, являющиеся составной частью оцениваемых товаров;
б) инструменты, штампы, формы и другое подобное оборудование, использованное при производстве оцениваемых товаров;
в) вспомогательные материалы, израсходованные при производстве оцениваемых товаров (смазочные материалы, топливо и т.д.);
г) инженерная и опытно конструкторская проработка, дизайн, эскизы, чертежи, выполненные вне территории РФ, непосредственно необходимые для производства оцениваемых товаров;
д) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые импортер прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия продажи (отчуждения) оцениваемых товаров;
е) часть дохода импортера от любой последующей продажи (отчуждения) или использования оцениваемых товаров, которые подлежат возврату экспортеру.
Метод 2. Базой для определения таможенной стоимости методом оценки по цене сделки с идентичными товарами является цена сделки с идентичными товарами. Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим параметрам:

  • назначение и характеристика;
  • качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
  • страна происхождения, производитель.

Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении
товаров как идентичных. Товары, произведенные разными лицами, могут считаться идентичными только в том случае, если у декларанта и таможенных органов не имеется сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оцениваемые товары.



Содержание раздела