d9e5a92d

Модель интернализации


2. Модель жизненного цикла продукта (цикла жизни продукта). Данная модель была разработана американцем Р. Верноном на базе теории роста фирмы. В соответствии с этой моделью новый продукт проходит четыре стадии цикла своей жизни (иногда их насчитывают пять): I внедрение на рынок; II рост продаж; III их зрелость (IV насыщение рынка); IV (V) спад продаж.
Международный цикл жизни продукта выглядит для фирмы, впервые наладившей его производство, несколько иначе: I монопольное производство и экспорт нового продукта; II появление у иностранных конкурентов аналогичного продукта и их внедрение на рынки (прежде всего на рынки своих стран); III выход конкурентов на рынки третьих стран и соответственно сокращение экспорта продукта из страны-пионера; (IV выход конкурентов на рынок страны-пионера как возможная стадия).
Конечно, передовая в технологическом отношении фирма к моменту возникновения конкуренции со стороны новых производителей продукта может начать внедрение другого продукта. Однако существует и иной выход при усилении угрозы экспорту наладить производство продукта за рубежом, что продлит его жизненный цикл. Тем более что на стадиях роста и зрелости издержки производства обычно снижаются, приводя к, снижению цены продукта и увеличению возможностей как для расширения экспорта, так и для налаживания зарубежного производства.

Но по сравнению с экспортом товара производство за рубежом часто выгоднее из-за более низких переменных расходов, возможностей обойти таможенные барьеры, усиления позиций в борьбе с иностранными монополиями и т.д.
3. Модель интернализации опирается на идею Р. Коуза о том, что внутри большой корпорации между ее подразделениями действует особый внутренний рынок, регулируемый руководителями корпорации и ее филиалов (подразделений). Создатели модели интернализации англичане П. Бакли, М. Кэссон, А. Рагмен, Дж. Даннинг и др. считают, что значительная часть формально международных операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями больших хозяйственных комплексов, называемых ТНК.
4. Марксистская модель. Как и вся теория вывоза капитала, эта модель базируется на постулате избыточного капитала. В XIX начале XX вв. этот избыток вывозился главенствовавшими тогда в хозяйственной жизни мелкими собственниками капитала удобным для них способом преимущественно в виде облигаций.

Во второй половине ХХ в. избыток капитала вывозят прежде всего крупные и крупнейшие его собственники (монополии) и в основном через прямые инвестиции. При этом монополии, ставшие международными через вывоз прямых инвестиций, обладают преимуществом перед местными конкурентами из-за своей производственной, финансовой и технологической мощи (включая монополию на новые продукты). ,
5. Эклектическая модель. Однобокость и узость моделей прямых инвестиций привели к появлению модели Дж. Даннинга.

Она вобрала в себя из других моделей то, что прошло проверку действительностью (особенно из модели монополистических преимуществ), почему ее и называют «эклектическая парадигма». По этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом (т.е. осуществляет прямые инвестиции) потому, что одновременно совпадают три предпосылки: 1) фирма обладает преимуществами по сравнению с другими фирмами в этой зарубежной стране (специфические преимущества собственника); 2) фирма может использовать за рубежом некоторые производственные ресурсы более эффективно, чем у себя дома, например, из-за дешевизны местных ресурсов, больших размеров местных рынков, превосходной местной инфраструктуры, в том числе сбытовой (преимущества места размещения прямых инвестиций); 3) фирме выгоднее использовать все эти преимущества самой на месте, а не реализовывать их там через экспорт товаров или экспорт знаний другим фирмам (преимущества интернационализации). В настоящее время эклектическая модель прямых инвестиций пользуется большой популярностью.

Теории портфельных инвестиций
Эти теории во многом определяются тем, что портфельных инвесторов интересуют за рубежом прежде всего четыре момента: а) уровень доходности иностранных ценных бумаг; б) степень риска по этим вложениям; в) уровень ликвидности этих бумаг; г) желание диверсифицировать свой портфель ценных бумаг за счет бумаг иностранного происхождения. Комбинация этих четырех моментов приводит к тому, что портфельные инвестиции особенно сильно подвержены колебаниям экономической и политической конъюнктуры.



Теория бегства капитала
Данная теория разработана слабо. Это видно хотя бы из того, что сам термин «бегство капитала» трактуется по-разному. А это сказывается на результатах оценки масштабов этого явления. Так, Д. Каддингтон сводит бегство капитала к нелегальному ввозу и вывозу краткосрочного капитала.

Однако большинство исследователей вслед за Ч.П. Киндлебергером полагают, что бегство капитала это такое движение капитала из страны, которое противоречит ее национальным интересам и происходит из-за неблагоприятного для многих отечественных владельцев капитала инвестиционного климата в стране. Некоторые добавляют, что капитал «бежит» еще и потому, что часто он имеет незаконное происхождение.

3. Механизм прямых инвестиций
Мотивы предпринимательства за рубежом
Чем конкретно руководствуются фирмы, осуществляя прямые инвестиции за рубежом?
Первым и основным мотивом является стремление к наиболее выгодному вложению капитала, что достигается производством товаров и услуг на месте. На это и направлена большая часть прямых инвестиций.
Второй мотив технико-экономический. Часть прямых инвестиций нацелена на создание за рубежом собственной инфраструктуры внешнеэкономических связей (складов, баз подработки, транспортных предприятий, банков, страховых компаний, торговых компаний и т.д.), иначе говоря, товаре- и услугопроводящей сети для обеспечения сбыта (реже снабжения).
Третья группа мотивов экономическая и политическая нестабильность, высокие налоги, «отмывание» незаконных средств и т.п., поэтому происходит так называемое бегство капитала; особенно активно такой капитал поступает в страны и территории с чрезвычайно льготным налогообложением тех компаний, которые там регистрируются, но совершают свои операции за рубежами этих стран и территорий (так называемые оффшорные компании).
Для российских компаний характерны скорее вторая и особенно третья группы мотивов. Так, значительная часть зарегистрированных за рубежом фирм с российским капиталом занимается снабженческо-сбытовой деятельностью, транспортно-экспедиторскими, агентскими, туристическими, финансовыми, страховыми и другими услугами.
Третья группа мотивов преобладает в предпринимательской деятельности российского капитала за рубежом. Инфляция, неуверенность в экономическом и политическом будущем, высокий уровень налогообложения, отсутствие развитой системы поддержки частного бизнеса, бюрократические ограничения, а также желание «отмыть» за рубежом незаконно нажитые средства все это приводит к огромному бегству капитала из России и других бывших советских республик. Причем капитал «убегает» преимущественно незаконными способами, нарушая отечественное валютное и внешнеторговое законодательство.

Механизм подготовки и осуществления прямых инвестиций Подготовка и осуществление прямых инвестиций базируются на проектном анализе. Поэтому остановимся лишь на некоторых особенностях, присущих проекту осуществления прямых инвестиций в снабженческо-сбытовую деятельность.
В большинстве случаев создание за рубежом фирм с российским капиталом являлось логическим шагом в освоении зарубежных рынков, потребляющих российскую продукцию и/или поставляющих свою продукцию в Россию. Учредители указанных фирм предпринимали этот шаг, убедившись, что применяемые ими организационные формы экспорта и импорта товаров и услуг не позволяют использовать все потенциальные возможности для работы на зарубежных рынках.
Подготовка проекта осуществления прямых инвестиций включает ряд этапов. Она начинается с изучения рынка зарубежной страны, в том числе с анализа номенклатуры отечественных товаров и услуг, перспективных для сбыта, и определения емкости зарубежного рынка по этой номенклатуре. Если фирма планирует заниматься также сбытом местных товаров в Россию, то аналогичный анализ проводится по России.

На этой базе делается прогноз объема реализации товаров и услуг через учреждаемую фирму.
Затем определяется способ закупок товаров и услуг у российских поставщиков и/или продаж их российским покупателям (с ними заключаются контракты, даже если они являются учредителями фирмы) за наличный расчет, в кредит, на консигнационный склад. Оговаривается способ оформления поставок: в виде договоров купли-продажи (типично для готовых изделий) или договоров комиссии (характерно для сырья).
На этой основе оценивается объем инвестиций в основные и оборотные фонды: затраты на размещение офиса, транспорт и склады, расходы на заработную плату, закупку и хранение товаров, таможенную очистку, транспортировку, страхование и т.п. Расчет делается в рублях и иностранной валюте и охватывает несколько лет.



Содержание раздела