d9e5a92d

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Именно в конце XVIII в. в Западной Европе закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую политику. В этом направлении Великобритания опережала все страны. Современная налоговая система состоит из пяти основных крупных групп налогов:
- прямые налоги на доходы (подоходный налог, налог на капитал, налог на наследство);
- косвенные налоги (наиболее крупным источником дохода служит налог на добавленную стоимость);
- местные налоги (наиболее крупный из них налог на недвижимость);
- налоги на деловую активность;
- прочие налоги.
Интересно посмотреть соотношение между ними. В 1992 1993 финансовом году структура налоговых поступлений была такова: прямые налоги 45, 9% поступлений, косвенные 31,4%, местные 9,6%, налоги на деловую активность 7,4%, прочие 5,7%.
Один из основных прямых налогов подоходный. Впервые в Великобритании он был введен в 1799 г. как временная мера в целях финансирования войн против Фракции, а с 1842 г. окончательно утвердился в английской налоговой практике.
В Великобритании принята несколько отличная от других стран форма построения подоходного налога, которая предлагает деление дохода на части (шедулы, графики) в зависимости от источника дохода (жалование, дивиденды, рента и т.п.). Каждая шедула облагается особым порядком.

Такое раздельное обложение преследует цель настигнуть доход у источника.
Действуют 5 шедул (графиков), причем некоторые из них имеют еще и внутреннюю градацию:
- график А доходы от имущества, например, квартплата за сдаваемые в наем дома (квартиры);
- график С доходы, получаемые от дивидендов по государственным облигациям;
- график Д основной, очень много разных видов доходов, поэтому он разделен на 6 частей:
доходы, получаемые от торговли или деловых операций (бизнеса), например, прибыль владельца магазина;
доходы, полученные в результате предоставления профессиональных услуг, например, доходы врача или адвоката;
полученные проценты и алименты, подлежащие налогообложению;
доходы от ценных бумаг, находящихся за рубежом;
доходы от имущества, находящегося за рубежом;
все доходы, не включенные ни в одну из упомянутых частей (например, гонорар);
- график Е 3 широкие группы доходов:
из разных ведомств и разных должностей;
от пенсий, выплачиваемых компаниями;
от пособий, выплачиваемых Министерством социального страхования и подлежащих налогообложению;
- график F дивиденды и другие выплаты, осуществляемые компаниями Великобритании.
Подоходный налог удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот. При этом он подразделяется на заработанный и инвестиционный (незаработанный).
Подоходный налог с заработной платы удерживается у источника. При этом отпадает необходимость заполнять налоговую Декларацию лицом наемного труда, живущим на доход только от заработной платы.

В остальных случаях налогообложение доходов производится на основе декларации, предъявляемой в установленные законом сроки налогоплательщиками.
Современная организация британского подоходного налогообложения сложилась в решающей степени благодаря реформам 1965 г. и 1973 г. До 1965 г. подоходный налог платили как физические, так и юридические лица, в том числе корпорации. С введением отдельного налога на прибыль корпораций сфера его действия сузилась до личных доходов граждан, включая тех, кто занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью или выступает партнером делового товарищества. Еще более серьезные изменения в подоходное налогообложение были внесены реформой 1973 г., в результате которой заработанный и инвестиционный доходы стали облагаться по единой шкале ставок.

Это не только упростило технику взPмания налога, но и коренным образом изменило назначение шедул (графиков), которые в настоящее время служат для начисления скидок и льгот.
Наиболее универсальны и поэтому наиболее важны из льгот личная скидка, право на которую имеют все налогоплательщики, независимо от источника дохода, и дополнительная семейная скидка, засчитываемая, как правило, при обложении главы семьи. Размеры личной и семейной скидок автоматически пересматриваются каждый финансовый год с учетом роста индекса розничных цен (в то же время парламент по предложению правительства имеет право замораживать размеры скидок в связи с особыми экономическими обстоятельствами).

В настоящее время личная скидка в Великобритании определена в размере 3445 фунтов стерлингов.
Действуют три ставки подоходного налога (в зависимости от уровня годового дохода): 20, 25, 40%.


Ставка налога на прибыль корпораций за последние 10 лет постепенно снижалась: 52 35 33%.
Малые предприятия платят налог по ставке 25%.
При этом критерием выступает не численность работающих в компании, а полученная прибыль. К малым относится предприятие с размером прибыли до 250 тысяч фунтов стерлингов в год.
Все расходы на научные исследования полностью вычитаются из налогооблагаемой прибыли. В особую категорию выделены нефтедобывающие компании.

Они вносят в бюджет 50% дохода, остающегося после уплаты налога по обычной ставке. Несколькими годами ранее вносили 75%.
Налог на прирост капитала взимается при реализации определенных видов капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье, национальные сберегательные сертификаты и облигации и др.). Цель налога ограничить размеры и прибыльность спекулятивных сделок.

Доходы исчисляются как разница между рыночной ценой данного имущества и ценой его приобретения. Налог уплачивается по высшей из действующих ставок подоходного налога, если плательщиком выступает физическое лицо, по основной ставке налога на прибыль корпораций, если плательщик компания.
Налогом на наследство не облагаются первые 150 тысяч фунтов стерлингов стоимости передаваемого имущества. Затем применяется ставка 40%.

Действует система налоговых льгот и скидок, которые могут составлять от 20 до 80%.
К прямым налогам можно отнести взносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплату пенсий и пособий. Эти взносы уплачиваются по одному из четырех классов. К первому (основному) относятся лица наемного труда и их работодатели.

Ко второму классу принадлежат так называемые самозанятые (то есть лица, не состоящие в отношениях найма). По третьему классу взносы добровольно перечисляются неработающими гражданами или гражданами, которые не могут быть причислены к первым двум классам.

Наконец, четвертый класс составляют лица, уплачивающие взносы по второму классу (самозанятые), если их доход превышает определенную сумму.
Класс взносов дает право на соответствующие выплаты. Для лиц наемного труда и их работодателей размер взносов дифференцирован.

Зарабатывающие менее 54 ф. ст. в неделю полностью освобождены от уплаты налога. Если же заработанный доход превышает эту сумму, то размер взносов составляет 2% от первых 54 ф. ст. и 9% с оставшейся части, но не свыше 405 ф. ст. в неделю.

Взносы по второму и третьему классу уплачиваются по твердым ставкам, соответственно: 5,35 и 5,25 ф. ст. в неделю. По четвертому классу ставка взноса равна 6,3%.
Как уже упоминалось, главное место среди косвенных налогов занимает налог на добавленную стоимость. С точки зрения доходов он находится на втором месте после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны.
Базой обложения налога на добавленную стоимость выступает стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товаров и услуг (то есть разница между выручкой и стоимостью закупок у поставщиков).
Стандартная ставка НДС в Великобритании 17,5%. Но при этом не облагаются совсем следующие виды товаров и услуг: продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, оплата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и, финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.
Среди косвенных налогов второе место занимают акцизы. Подакцизными товарами являются алкогольные напитки, горючее, табачные изделия, транспортные средства. Акциз на спиртные напитки и горючее взимается в твердых суммах с единицы товара (с литра).

Акциз на табачные изделия устанавливается в виде процентной надбавки к цене товара. Ставка акцизных сборов колеблется обычно в пределах от 10 до 30%.
К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, гербовый сбор, налог с игорного бизнеса, сборы с бегов (конные скачки, собачьи бега).
Среди местных налогов основной налог на имущество. Он взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества.

В это понятие входит земля. К числу плательщиков данного налога относятся и лица, снимающие жилье и вносящие квартирную плату. Стоимость недвижимого имущества оценивается обычно раз в 10 лет и представляет собой предполагаемую сумму годового дохода от сдачи данного имущества в аренду.

Ставка налогообложения устанавливается муниципалитетом исходя из потребности в финансовых ресурсах. Поэтому ставка заметно колеблется по графствам и городам Великобритании.
В апреле 1990 г. в Англии и Уэльсе (а годом раньше в Шотландии) перешли к взиманию подушного налога, охватывающего практически всех граждан, достигших возраста 18 лет. Он устанавливался в твердой сумме самостоятельно местными органами власти и был напрямую связан с уровнем их расходов. Однако опыт оказался неудачным, и в апреле 1993 г. на смену подушному налогу пришел новый муниципальный налог.

Он поставлен в зависимость от рыночной стоимости имущества и числа взрослых членов каждой семьи с предоставлением скидок ряду категорий семей. Имущество классифицируется по одной из восьми оценочных категорий и облагается налогом по дифференцированным ставкам.
Муниципалитет может устанавливать и другие налоги на местные нужды. Перечень местных сборов в различных графствах весьма отличается друг от друга.
Основным источником доходной части бюджета служат федеральные налоги. В бюджетах графств и городов отчисления от федеральных налогов составляют от 70 до 90%.

Вопросы для самопроверки


1. Укажите исторические этапы становления налоговой системы Великобритании.
2. Дайте классификацию налогов в Великобритании.
3. В чем особенности построения подоходного налога?
4. Охарактеризуйте косвенные налоги.
5. Укажите специфику местных налогов.

ГЕРМАНИЯ


Федеративная Республика Германия,ФРГ
(Deutschland, Bundesrepublik Deutschland)
Германия прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднимались из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное федеративное государство с развитой рыночной экономикой, ориентированной на приоритетное решение социальных проблем.
В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации и распределение финансовых источников для их осуществления.
При образовании в 1871 г. Германской империи установление всех основных прямых налогов оставалось прерогативой входящих в нее государств (нынешних земель). Империи было передано право устанавливать лишь таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы и потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль.
Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов положило начало созданию общего экономического пространства. Но для финансирования общих расходов этого не хватало. Источником средств явились доходы от почтового и телеграфного ведомства и матрикулярные взносы отдельных земель, имевшие характер подушного налога. Матрикулярные взносы взносы отдельных земель (бывших государств) на цели общеимперских расходов.

Для покрытия чрезвычайных потребностей предусматривалась возможность прибегнуть к займам.
Цели налоговой политики определил канцлер Германии Отто Бисмарк (18151898) при обсуждении вопросов о введении таможенных пошлин на сельскохозяйственные продукты. В своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г. он высказался следующим образом: Я бросаю упрек нынешнему состоянию в том, что оно чересчур много требует от прямых налогов и слишком мало от косвенных, и я добиваюсь того, чтобы отменить прямые налоги, а поступления от них заменить косвенными налогами...

Бремя прямых налогов в Пруссии с помощью различных надбавок для провинции, округа, общины достигло, по моему мнению, такого уровня, который не может более быть терпим5.
Регулярные матрикулярные взносы отдельных государств ставили империю в зависимость от них. Это и определило пути развития налоговой системы Германии. В 1890-е годы были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 г. налог с наследства, в 1913 г. налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества.

С 1916 г. Германия активно использовала возможности прямого Налогообложения. Развивалось и косвенное налогообложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на покрытие расходов, связанных с военным поражением.

В июле 1918 г. Германия ввела налог с оборота сначала по ставке 0,5% (он просуществовал до перехода к налогообложению добавленной или вновь созданной стоимости, что произошло только в 1960-е годы).
В декабре 1919 г. с утверждением Имперских правил налогообложения, разработанных министром финансов, началась крупнейшая налоговая реформа. Ее главное значение ликвидация финансового суверенитета земель.

Государство получило исключительное право взимания налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний.

Действовавшие 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60%.
Эти и другие меры позволили в 5 раз увеличить расходы государства на социальные нужды.
Огромные финансовые трудности, возникшие в результате экономических и социальных последствий первой мировой войны (19141918) привели к усилению централизации в области налогообложения. В итоге в Веймарской республике было создано единое финHнсовое управление, контролирующее поступление всех видов налогов, независимо от их последующего распределения. Оно функционировало вплоть до мая 1945 г.
Экономическое развитие Германии после второй мировой войны (19391945) связано с именем видного экономиста профессора Людвига Эрхарда, государственного деятеля, бывшего министра хозяйства, а затем Канцлера ФРГ.
Эрхард выступал поборником свободных рыночных отношений. Это требовало определенной и немалой самостоятельности хозяйствующих субъектов, общин, земель, что несовместимо с жесткой централизацией финансовых ресурсов.
В послевоенной Германии было законодательно установлено, что государственные заданы должны распределяться между федерацией и землями, входящими в ее состав. При этом федерация и земли раздельно несут расходы, возникающие при выполнении ими своих функций; федерация и земли самостоятельны в вопросах своего бюджетного устройства. Принципы независимого ведения бюджетного хозяйства действуют с учетом необходимости взаимоувязки общегосударственных и земельных интересов при решении конкретных задач и обеспечении финансирования.

Наряду с федеральным государством и землями носителями определенных общественно-социальных функций выступают общины, обладающие местными бюджетами.
Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формируют сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5% в бюджет соответствующей земли и 15% в местный бюджет.

Налог на корпорации делится в равной пропорции между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается половина, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам.

Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку Он служит регулирующим источником дохода.
Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, например, Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть финансовых ресурсов менее развитым землям, таким, как Саксония, Шлезвиг-Голштейн.

Это достижение многолетнего развития налоговой системы.
Л. Эрхард признавал весьма справедливыми пожеланиями всех граждан и хозяйственных кругов снижать налоговое бремя. Но при этом важны средства достижения цели: если стабилизация расходов и развитие производительности будет расти теми же темпами, легко себе представить и вычислить, какое снижение налогов окажется возможным.

Только таким путем можно добиться настоящего и реалистичного решения угнетающей всех нас налоговой проблемы6.
Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:
- налоги по возможности минимальны;
- минимальны, или, точнее, минимально необходимы, и затраты на их взимание;
- налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;
- налоги соответствуют структурной политике;
- налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;
- максимальное уважение к частной жизни человека;
- в связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому дать каких-либо сведений о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано;
- налоговая система исключает двойное налогообложение;
- величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.
Основные виды налогов в Германии: подоходный налог (на Физических лиц), налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка, страховые взносы, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, налог на содержание пожарной охраны, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории страны. Рассмотрим наиболее важные из них.
Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% второе место после подоходного налога. Общая ставка налога в настоящее время составляет 15%.

Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по сниженной ставке 7%. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и ресторанов.
НДС в Германии имеет некоторые особенности. Так, предприниматели, у которых оборот за предыдущий календарный год не превысил 20 тыс. марок, а в текущем году не превысит 100 тыс. марок, освобождаются от его уплаты. Но при этом они лишаются и права возмещения сумм налога в выставленных на него счетах.

Данный предприниматель является плательщиком подоходного налога, а не НДС. Он имеет право отказаться от положенного ему освобождения от НДС и вести налоговые расчеты на общих основаниях.
Если предприниматель получает в календарном году доход не выше 60 тыс. марок, то он имеет право на регрессивное налогообложение и вносит в бюджет лишь 80% от расчетной суммы НДС.
Предприятия сельского и лесного хозяйства освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Освобождены также и товары, идущие на экспорт.
В Германии установлены две основные ставки корпорацион-ного налога на прибыль. Если прибыль не распределяется, то ставка налога 50%, до 1990 г. была 56%. На распределяемую в виде дивидендов прибыль ставки существенно ниже 36% (с учетом того, что дивиденды включаются в личные доходы акционеров, подлежащие обложению подоходным налогом). В среднем с учетом налоговых льгот ставка не превышает 42%.

Широко используется ускоренная амортизация. Например, в сельском хозяйстве разрешается уже в первый год списать до 50% стоимости оборудования, в первые три года до 80%.

Не облагаются налогом проценты по ссудам.
Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет (кроме акциза на пиво, идущего в бюджеты земель). В 1994 г. наибольшие доходы казне обеспечивали акцизы: на минеральное топливо 31,8 млрд. марок, табачный 15,5 млрд. марок, кофейный около 2 млрд. марок.
Ставки федеральных акцизов следующие:

  • бензин 0,981,08 марки на 1 литр в зависимости от содержания в нем свинца;
  • мазут для отопления 9,4 пфеннига на 1 кг;

- табачные изделия 13 пфеннигов в расчете на 1 сигарету;
- поджаренный кофе 4,3 марки на 1 кг;
- крепкие спиртные напитки 2550 марок на 100 литров;
- шампанское 2 марки на 0,75 литра;
- на страховые сделки 12 % со страхового полиса.
Промысловым налогом это один из основных местных налогов облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления налога служат прибыль от занятия промыслом и капитал компании. Налоговая ставка определяется муниципальными органами. Вот характерный пример: ставка 5% от прибыли и 0,2% от стоимости основных фондов.

При этом необлагаемый минимум составляет 36 тыс. марок дохода и 120 тыс. марок капитала. Кстати, вопрос о взимании промыслового налога дискутируется в Германии уже в течение многих лет.
Критике подвергается прежде всего то обстоятельство, что обложению подлежит имущественная часть предприятия. Это частPчно ставит налогообложение вне зависимости от получаемой прибыли и ведет к тому, что предприятие, которое несет убытки, должно отчислять налоги в местный бюджет.

Для общины промысловый налог имеет тот недостаток, что налицо большая зависимость от конъюнктуры. Поступления в местный бюджет от промыслового налога существенно зависят от уровня доходов местных предприятий и посему могут быть весьма нестабильными.

Это усложняет общинам задачи долгосрочного планирования и инвестирования.
Поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки компаний и физических лиц. Обычно ставка 1,2%
Освобождены от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения. При переходе участка земли от одного владельца к другому уплачивается взнос в размере 2% от покупной цены.
Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, разграничивают земли, отведенные под сельскохозяйственные угодья, подлесные хозяйства и прочие земельные участки.



Содержание раздела