d9e5a92d

Налоговые льготы для корпораций


* Ньюфаундленд снижает ставку для компаний, создающих более 10 рабочих мест с полной занятостью и инвестициями не менее $500000.
** С 1 июля 1993 г. снизилась ставка для корпораций, создающих рабочие места в фармацевтической, компьютерной, телекоммуникационной и аэрокосмической отраслях.
Пониженная ставка налога на прибыль применяется для дохода, полученного от производственной и технологической деятельности (табл. 2.4.). Таблица 2.4. Ставки налога на прибыль, полученнуюот производственной и технической деятельности

Провинция,
территория
Ставка, % Федерально-
провинциальная ставка, %
Ньюфаундленд
Новая Шотландия
о. Принца Эдуарда
5,0
16,0
7,5
27,12
38,12
29,62
Нью-Брансуик 17,0 39,12
Квебек 8,9 31,02
Онтарио 13,5 35,62
Манитоба 17,0 39,12
Саскачеван 17,0 39,12
Альберта 14,5 36,62
Брит. Колумбия 16,5 38,62
Юкон 15,0 37,12
Северозападные
территории
14,0 36,12

Основные налоговые льготы для корпораций включают:

  • инвестиционный налоговый кредит;
  • налоговый кредит на расходы НИОКР;
  • ускоренные нормы амортизации;
  • льготные условия налогообложения прироста рыночной стоимости активов;
  • скидки на истощение недр и др.


Постоянно увеличивающийся дефицит федерального бюджета привел к более рациональному использованию налоговых льгот, что прежде всего выразилось в сужении сфер их применения и в уменьшении размеров. В 1987 году были отменены инвестиционный налоговый кредит и скидка на корректировку товарно-материальных запасов. Снижены нормы амортизации для пассивной части основного капитала в горнодобывающей промышленности для бурового оборудования, рабочих частей машин, рекламного оборудования.
Сохранены льготы на стимулирование регионального развития НИОКР. Инвестиционный кредит для атлантических провинций составляет 15%, а для специально выделенной группы районов 10%.

Налоговый кредит на капиталовложения в НИОКР составляет 30% для всех компаний и 45% для компаний обрабатывающего сектора в отдельных районах.
Для стимулирования развития сельского хозяйства и рыболовства также предусмотрены меры налогового характера. Существуют три специальные льготы для компаний данных отраслей.
Цель одной из них привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве. После смерти родителей ферма, доля в семейной фермерской корпорации или семейном фермерском партнерстве переходит к детям без необходимости пожизненной уплаты налога на прирост рыночной стоимости активов.

Его оплата откладывается до того момента, когда дети будут располагать какой-либо другой собственностью помимо данной семейной.
Другая льгота состоит в праве усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров и рыбаков от резких колебаний доходов, свойственных данным отраслям.
Третья льгота связана с методом исчисления дохода для фермеров и рыбаков; дает возможность фермерам регулировать распределение доходов по годам, уменьшать или увеличивать сумму, оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.
Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. К малым относятся компании с годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл., с годовой прибылью меньше или равной 200 тыс. долл., в которых занято меньше или 100 лиц наемного труда.

Доля мелких фирм составляет 97% от числа всех компаний. Основные сферы их деятельности услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка 12%.

Правительство Канады возлагает большие надежды на малый бизнес как на возможность повысить уровень занятости в стране.
В налоговой системе преобладает прямое налогообложение, в котором основную долю занимает подоходный налог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль компаний.
Последние тенденции в развитии налоговой системы связаны с расширением базы налогообложения и снижением размеров ставок налогов и направлены на сокращение дефицита федерального бюджета при сохранении возможностей воздействовать на экономические процессы.
Налог с продаж по своей природе это более удобный механизм сбора доходов, чем подоходный налог. Действующий налог с продаж имеет две характерные черты:

  • распространяется только на потребление, освобождая от налогов сам производственный процесс и тем самым не угрожая внутреннему производству;
  • опирается на более широкую базу.


До 1991 г. федеральное правительство полагалось на единую ставку федерального налога с продаж 13,5%. Под этот налог попадали и производственные ресурсы. Эта ставка распространялась на производителей, и ее эффективное значение существенно изменялось от продукта к продукту, завися от системы их распределения. Налог облагал внутреннее производство больше, чем импортные товары, примерно на одну треть.



Половина доходов от этого налога полностью шла от налогообложения потребляемых в производстве ресурсов, увеличивая стоимость инвестиций в среднем на 4%. В небольшой открытой экономике, которая характерна для Канады, эти факторы стали основными препятствиями к росту. Федеральный налог с продаж, который был невидим для потребителя, взимался вместе с налогом с розничных продаж, собираемом в 9 из 10 канадских провинций. Сборы велись на уровне розничных продаж большинства товаров, за исключением еды, одежды, топлива. Ставки налога менялись по провинциям Канады, что зависело от фискальных требований индивидуальных областей. Самая низкая ставка была в Британской Колумбии и равнялась 6%, а самая высокая в Ньюфаундленде и составляла 12%.

Провинция Альберта, получающая существенный доход от добычи нефти и газа, не использует этот налог. В среднем налог с продаж достигает 17% от общих доходов провинций.

В 1994 г. он обеспечил поступление 21274 млн. долл.
Столкнувшись с недостатками федерального налога с продаж, федеральное правительство в 1987 г. решило основные усилия направить на реформу местного налога с продаж. Этот шаг правительства породил предложение развивать и взимать национальный налог с продаж по европейской модели налога на добавленную стоимость.
В 1991 г. был принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога на добавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеет преимущество, которое выражается в Установленной единой ставке 7%.

В то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты и оборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения и образования.
Налог на товары и услуги приносит стране значительный доход. В 1994 г. он составил 21087 млн. долл., или 7,7% от общего поступления всех налогов.

Более широкая экономическая база и низкая ставка позволяют уменьшить искажающее воздействие на рынок и достигнуть наиболее эффективного распределения ресурсов.
Само по себе введение этого налога означало существенное улучшение налоговой системы Канады, однако оно привело и к дополнительным сложностям. Дело в том, что налог взимается одновременно с провинциальными налогами с розничных продаж.

Два налога существуют в сфере розничной торговли параллельно, принося массу неудобств продавцам, вынужденным калькулировать два налога с разными базами и приспосабливать к ним систему бухгалтерского учета. С другой стороны, это является стимулом к унификации системы провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным налогом.
За исключением провинции Альберта и двух территорий, все провинции взимают местные налоги с продаж.
С 1 апреля 1997 г. Нью Брансуик, Новая Шотландия Ньюфаундленд объединяют свои местные налоги с продаж с федеральным налогом на товары и услуги (GST). Комбинированная ставка равна 15% (7% федеральная ставка и 8% провинциальная).

Объединенный налог включается в розничные цены, но вся сумма уплаченного налога отражается в инвойсе или чеке.
С 1 сентября 1996 г. в регионах Канады действуют следующие ставки налогов с розничных продаж:

  • Ньюфаундленд 12%;
  • Новая Шотландия 11%;
  • о. Принца Эдуарда 10%;
  • Нью Брансуик 11%;
  • Квебек 6,5% (в Квебеке взимается объединенный налог: провинциальный и федеральный);
  • Онтарио 8%;
  • Манитоба 7%;
  • Саскачеван 9%;
  • Британская Колумбия 7%, называется налог на социальные услуги, им облагается потребление товаров и определенных видов услуг.

К определенным видам товаров и услуг могут применяться другие ставки данного налога. Например, в провинции Онтарио стандартная ставка налога 8%, но для алкогольных напитков, продаваемых в специализированных магазинах, ставка увеличена до 12%.
Налоговая система Канады оказывает серьезное воздействие на экономические процессы страны. В середине 1990-х годов налоговое регулирование было направлено на стимулирование совокупного спроса, но первостепенное внимание все же уделялось государственным расходам. В результате федеральное правительство и правительства провинций требовали причитающиеся части важнейших налогов. Доля подоходных налогов в 1994 г. составляла около 45% всех налоговых поступлений (37% приходится на подоходный налог с физических лиц, 8% на налог с корпораций); налоги на потребление примерно 30%.

Доля налогов, собранных в провинциях, относительно значительна (и в сборах подоходных налогов, и в налогах на потребление). Бюджет провинции пополняется более чем на 100 млрд. долл. ежегодно (из них 40% приходится на долю подоходных налогов и почти половина на налоги на потребление).
Канада децентрализованное государство, где, несмотря на сильное влияние федеральных органов власти, провинции имеют большое значение в ключевых областях национальной экономики и социального развития. Так, провинции обладают сферой полномочий в таких областях, как образование, здравоохранение, круг социальных программ по страхованию.
Имея столь широкий спектр ответственности, провинции играют фундаментальную роль в национальной экономике. На их долю приходится больше половины всех правительственных расходов Канады.

Роль провинций в экономике страны резко усилилась в последние годы: с 15% валового внутреннего продукта (ВВП) в начале 1960 г. до 26% в 1994 г. На долю федерального правительства приходится всего 22%.
Расширение роли провинций в национальной экономике требует координации политики между федеральным правительством и правительством провинций. Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов, провинциям необходима поддержка со стороны федерального правительства.

В среднем около 28% всех Доходов составляют трансферты средства, передаваемые центральным правительством провинциям в целях компенсации несоответствия между их потребностями в средствах и имеющимися в их распоряжении ресурсами. Например, в провинциях Онтарио, Альберта и Британская Колумбия эта доля достигает 20%, а в провинциях менее богатых более 40%.
Федеральные трансферты провинциям основаны на трех ключевых программах, имеющих разные цели и структуры. Первая из них Выравнивание предполагает создание оправданных и сравнимых общественных услуг путем регулирования уровня налогообложения. Таким образом, трансферты заполняют дыры в бюджетах менее богатых провинций.

Их суммы достигают 8 млрд. долл. в год. Вторая программа Установленное финансирование программ. Платежи по ней составляют более 20 млрд. долл. в год. Средства Канады в основном направляются в здравоохранение.

И последняя План помощи связана с вопросами социальной помощи и благосостояния. По этой программе федеральное правительство на 50% покрывает расходы провинций в данном направлении.

Расходы на программу составляют 6 млрд. долл., или почти 17% всех федеральных трансфертов.
Большую роль в экономическом регулировании играет координация налогов, которая призвана способствовать:

  • изменению роли провинций в федерации;
  • обеспечению политических компромиссов между уровнями правительства;
  • увеличению интереса всех правительств к системе налога на доход как к инструменту политики увеличения поступлений;
  • улучшению системы распределения дохода между индивидуалами с целью продвижения экономического и социального развития.

Первые усилия по координации налогов были предприняты с началом второй мировой войны. Условия экономического спада вынудили правительство больше опираться на подоходный налог и налог на прибыль как на источники финансовых поступлений.

С увеличением роли этих налогов в финансовой политике отсутствие скоординированности обострило трения между федеральными и провинциальными правительствами, привело к росту двойного налогообложения, произволу и несоответствию налогового бремени между отдельными лицами и отдельными регионами.
Реакцией на эти налоговые джунгли и необходимость правительственного финансирования военных нужд стала готовность провинций предоставить распоряжение налогами на доход федеральному правительству в обмен на контроль за рентными платежами.
Согласно этой системе соглашений о налоговых рентных отчислениях, только федеральное правительство взимало налоги на доход, обеспечивая тем самым единообразие налоговых систем. Провинции, получая свою долю дохода, не имели голоса в определении налоговой политики и ставок налогов.

Но, несмотря на преимущества и простоту данных соглашений, с точки зрения провинций, они значительно ограничивали их фискальную гибкость, что имело особенное значение с ростом благосостояния страны в послевоенные годы и увеличением конституциональной ответственности провинций.
Как следствие в 1947 г. две крупнейшие провинции Онтарио и Квебек выбыли из системы налоговых рентных соглашений. А в 1952 г. Квебек ввел в действие собственную систему налогов на доход для повышения ее гибкости.
Чтобы выйти из ограничений системы налоговых рентных отчислений, в 1962 г. был принят Договор о сборе налогов, в котором федеральные и провинциальные правительства установили новую, более децентрализованную форму координации налогов систему сбора налогов (Квебек в новые правительственные соглашения не вступил).
Договор о сборе налогов это институциональная структура, которая позволяет правительствам различных уровней реализовать свои права автономного доступа к налоговой сфере через единое административное агентство по сбору налогов.
В сущности, соглашение по сбору налогов представляет собой сочетание двух ключевых объектов: политической структуры, обеспечивающей достаточную степень гармонизации; единого административного процесса сбора этих налогов, основанного на этой политике согласованности.
В отличие от налоговой системы рентных соглашений, где провинции фактически не имели никакого контроля над системой подоходного налога и налога на прибыль, соглашение о сборе налогов предоставило провинциям возможность определять свои доходы самостоятельно с помощью определенной ставки как единого процента от основного федерального налога. Это так называемая структура налога на налог.

Она служит основанием соглашения о налоговых сборах, обеспечивает высокую степень согласованности между федеральной и провинциальной системами, более высокий уровень гибкости провинциальных налоговых систем.
Федеральное правительство продолжало определять источники дохода, подлежащие налогообложению, разрешаемые скидки и освобождения, предельные налоговые ставки и уровни Дохода, используемые для расчета налога. Провинции затем применяли свою налоговую ставку к этой сумме для исчисления провинциальной налоговой ответственности.
Сохраняя высокую степень согласованности между федеральными и провинциальными налоговыми системами, соглашения дали провинциям возможность контролировать свои налоговые поступления без формирования собственной дублирующей налоговой администрации. Налогоплательщики получили единую налоговую систему и единую форму налоговой декларации.
Внедрение соглашения о налоговых сборах в 1960-х годах совпало с началом периода строительства провинций. Начался процесс расширения провинциальными правительствами сфер своего влияния: от использования природных ресурсов до активного социального развития своих территорий.
Хотя соглашения о сборе налогов предоставили провинциям возможность финансовой поддержки их растущей активности, внедрение программ социального благосостояния наталкивалось на большие трудности, так как фактически вся прерогатива принятия решений в области налоговой политики пXинадлежала правительству.
Новые требования приводили к неоднократным изменениям соглашений о налоговых сборах. Эти изменения касались в основном двух ключевых направлений:

  • распределение дохода и социальное благосостояние. Для того чтобы провинции могли регулировать налоговое бремя, были введены налоговые скидки на минимальный доход и налоговые надбавки на высокий доход. В дополнение некоторые провинции установили специализированные восполнимые налоговые кредиты для частных хозяйств низкого и среднего дохода в целях балансирования неизбежной регрессивности их потребления и налогов на имущество.
  • экономическое развитие. Для повышения инвестиционной активности провинций были предоставлены специальные кредиты. Эти нововведения значительно повысили гибкость провинциальных налоговых систем.

Механизм координации налогов на доход сохраняет для провинций два важнейших ограничения.
Первое отсутствие структуры ставок. Налоговые надбавки и скидки по сути своей ограничены во влиянии на распределение дохода, так как они затрагивают лишь два полюса доходной шкалы, оставляя нетронутыми многочисленные промежуточные ставки.

Также провинции взимают и основной федеральный налог, что означает принятие федеральной налоговой структуры и последствий распределения дохода. Если бы провинции могли устанавливать отдельные налоговые ставки и доходные уровни, у них было бы гораздо больше средств достижения желаемой степени прогрессивности.

Однако это снижало бы согласованность и усложняло налоговую систему в целом.
Второе хотя изначально провинции имеют возможность увеличивать налоговые поступления, требование наложения провинциального налога на федеральный ограничивает маневренность провинций до сравнительно узкой базы, снижая тем самым ценность каждого налогового пункта и требуя очень высоких налоговых ставок.
Как мы видим, ограничения достаточно существенны. Тем не менее, в такой крупной стране, как Канада, децентрализация помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные для поддержания единых стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения.

Вопросы для самопроверки


1. Назовите особенности налогового регулирования в Канаде.
2. Каковы налоговые источники дохода провинций?
3. Назовите основные виды льгот по налогу на прибыль.
4. Охарактеризуйте особенности налога с продаж, используемого в Канаде.
5. Раскройте основные направления координации налогов.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ


(Great Britain)
Британия,Соединенное КоролевствоВеликобританиии Северной Ирландии
(United Kingdom of Great Britainand Northern Ireland)
Научная теория налогообложения возникла в Великобритании. Это вполне объяснимо ее значимостью в мировом промышленном развитии. Осмысление роли и места налогов в обществе началось еще в начале 17 столетия.

В 1625 г. в книге Опыты или наставления нравственные и политические английский философ Фрэнсис Бэкон (15611626), лорд-хранитель большой печати при короле Якове Стюарте, пишет: Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до известной степени в Англии. Заметьте, что речь у нас идет сейчас не о кошельке, а о сердце.

Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа2.
Несколько позже английский экономист Уильям Петти (16231687), известный как автор теории трудовой стоимости, обосновывал в своей работе Трактат о налогах и сборах преимущества косвенного налогообложения: Доводы в пользу акциза сводятся к следующему.
* Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.
* Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа, как это ясно видно на примере голландцев и евреев и всех других, наживших большие состояния.
* В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза.
Между тем мы часто наблюдаем, что в иных случаях уплачивают одновременно ренты со своих земель, со своих дымовых труб, со своих титулов, а также и пошлины (которые уплачиваются всеми людьми, хотя купцы более всего говорят о них). Они уплачивают также добровольные взносы и десятины.

При акцизе никто не должен, собственно говоря, платить еще и другим способом и больше чем один раз.
* В-четвертых, при этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент. В силу всех этих причин при акцизе требуются не отдельные соглашения с семьями и не сдача всего налога на откуп, а собирание его особыми чиновниками, которые, будучи полноYтью заняты, не потребуют и четвертой части расходов, каких требует взимание наших теперешних многочисленных и многообразных налогов3.
Наибольший вклад в теорию налогообложения внес шотландский экономист и философ Адам Смит (17231790). Кстати, он подчеркнул, что налоги для того, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы. В 1776 г. вышла книга А. Смита Исследование о природе и причинах богатства народов.

В ней автор писал: Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства4.
Основываясь на воззрениях Смита, можно вывести четыре основных принципа, которые не устарели и в наше время:
- принцип справедливости (утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам);
- принцип определенности (требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику);
- принцип удобства (предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика);
- принцип экономии (заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения).



Содержание раздела