d9e5a92d

ЯПОНИЯ

Если прямой наследник старше 21 года, из налогооблагаемой базы вычитаются 2470 тыс. песет. Если прямой наследник моложе 21 года, то дополнительно вычитаются по 617 тыс. песет за каждый год, недостающий до 21 года (но общая сумма вычетов не должна превышать 7408 тыс. песет).
Наследники 2-й и 3-й степени имеют право на уменьшение налогооблагаемой суммы на 1235 тыс. песет. Наследникам более отдаленной степени родства вычеты не производятся.

Если наследник является инвалидом, то он имеет право на уменьшение налогооблагаемой суммы на 7408 тыс. песет.
Ставки налога от 7,65 до 34%.
2. Налог на передачу имущества и имущественных прав.
Плательщиками данного налога являются юридические лица. Объект налогообложения аренда и залог недвижимого имущества, сделки по купле-продаже имущества, подтвержденные нотариально оформленными документами.

Передача движимого имущества облагается по ставке 4%, недвижимого 6%.
3. Налог на страхование жизни. Налогооблагаемая база сумма страхования. Налог платится ежегодно по ставке 0,2%.

Если налогооблагаемая база превышает 17 млн. песет, то ставка составляет 0,5%.
4. Налог на имущество физических лиц.
До 1920-х годов это был чрезвычайный налог. Налогооблагаемой базой служит стоимость имущества, из которой вычитается величина уценки.

Не подлежат налогообложению культурные и исторические ценности.
Иностранные физические лица также декларируют свое имущество, если находятся в Испании более 183 дней.
Необлагаемый минимум 25875 тыс. песет. Свыше этой суммы ставка налога 0,2%.

Если стоимость имущества превышает 1656 тыс. песет, налоговая ставка 2,5%.
5. Налоги на игорный бизнес.
Налогообложению подлежат следующие виды игорного бизнеса:
казино;
бинго (типа лото), аттракционы, луна-парк и др.;
- игровые автоматы.
В налоговой системе Испании предусмотрены следующие виды деклараций:
- декларация для добровольного декларирования;
- информативная декларация (сообщается о долге);
- декларация по результатам.
Декларации подаются ежемесячно, ежеквартально, раз в год (о видах деятельности). Ежемесячно (до 20 числа) декларации предоставляются крупными налогоплательщиками, а также по акцизным сборам.

Большинство налогоплательщиков подают декларации ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Годовые декларации предоставляют физические лица (до 20 июня). В 1995 г. срок подачи деклараций по подоходному налогу продлен до 30 июня.

По желанию налогоплательщика налог платится по частям 60% и 40% до конца года.
Декларации физических лиц об имущественном положении, а также о деятельности компаний подаются до 25 января. Возможна отсрочка на 6 месяцев, а затем еще на 20 дней.
Сроки для специальных деклараций апрель, октябрь, декабрь (платеж 20%). Декларации бывают позитивные (дополнительная оплата налога) и негативные (возврат).

Возврат налога производится в течение 10 дней.
Информативные декларации это декларации по доходам свыше 0,5 млн. песет, а также по капитальным вложениям и выплате зарплаты.
Налоговая система и структура налоговых органов Испании вызывает определенный практический интерес. Прежде всего это касается контроля за налогообложением доходов нерезидентов у источника выплаты. До 1992 г. банк не принимал перевод процентов, дивидендов и других выплат в пользу иностранных юридических лиц без отметки налогового органа.

В 1992 г. этот порядок был отменен, но введены штрафные санкции за неудержание налога от 50 до 300%. В Российской Федерации подобный механизм полностью отсутствует, и нет абсолютно никакой ответственности источника выплаты за удержание налога.
Важное значение для налогообложения России имеет пример единого государственного плана документальных проверок, в котором предусмотрена периодичность и даты проверок. Ранее в Испании это решалось только на региональном уровне.

Ныне за Районами осталось право самостоятельно определять до 25% общего числа проверок, предусмотренных в государственном плане. В условиях рыночной экономики и неравномерного развития, когда одни предприятия и отрасли находятся в фазе подъема, другие депрессии, это позволяет оперативно сосредоточивать всю контрольную работу в первую очередь на тех отраслях, которые приносят большую массу налогов и где предвидится большая отдача от этих проверок.
Интересен опыт кадровой работы. Персонал налоговой службы делится на инспекторов и налоговых агентов. Налоговый агент должен иметь среднее специальное образование. Он выполняет менее квалифицированную работу, например, специальные задания по проверке какого-то факта, сбору информации, заполняет специальные бланки для получения сведения у налогоплательщика.



Ведет техническую, курьерскую работу, работу по заданиям инспектора.
Специальный налоговый суд рассматривает все споры по налоговым вопросам. Нельзя, минуя налоговый суд, обращаться сразу в гражданский суд.
Налоговым инспекторам предоставлено право при вынесении решений по результатам документальной проверки снижать штрафные санкции с налогоплательщика до 50 пунктов за сотрудничество.
Расчет налога по модулю применим при контроле за многочисленными палатками и киосками. Налог берется заранее по специальной шкале, и нет необходимости контролировать объемы.

Вопросы для самопроверки


1. Какие вы знаете налоговые реформы в Испании в 1984-1985 годах?
2. Что такое налоговое агентство?
3. Из каких уровней состоит налоговая система Испании?
4. Что включается в налогооблагаемую базу подоходного налога с граждан?
5. Назовите особенности применения НДС.
6. Какова структура региональных налогов?

ЯПОНИЯ


(япон. Ниппон, Нихон) В Японии более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные за счет местных налогов. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты.

В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов это как бы зеркальное отражение их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных функций. Доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом Других стран довольно высока доля неналоговых поступлений.

Так, в государственном бюджете налоги составляют около 85% и неналоговые средства 15%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы.

В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.
НалоговHя система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом.

Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные устанавливает местный парламент.
В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:
- прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц;
- прямые налоги на имущество;
- потребительские налоги.
Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение.
Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли, и городской (поселковый, районный) подоходный налог 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица.

Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры.
Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40 и 50%. Кроме этого действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Сверх этого каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в 3200 иен в год.
Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует иметь в виду, что установлен довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает и семейное положение налогоплательщика. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.

Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные. Средний годовой доход жителя Токио составлял в первой половине 1990-х годов 71007500 тыс. иен.

В других префектурах Японии он обычно ниже. У среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.
Налоги на имущество юридические и физические лица вносят, в отличие от России, по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества. Переоценка производится один раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам.

Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, то есть при приобретении или продаже имущества. В эту же группу входят: налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.
Среди потребительских налогов Японии основную роль играет налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В настоящее время его ставка повышена до 5%.

Существенно пополняют бюджет налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, на табачные изделия, на нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги (проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т. д.). К этой же группе относятся и таможенные пошлины. Иногда налог возникает при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга.

Например, обед в ресторане не подлежит обложению его стоимости до 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется 3%-й налог.
Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т. д. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.
Как видим, местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов.

Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии и России, играют отчисления от общегосударственных налогов.
Достаточно интересна структура местных налогов. Из общей суммы местных налогов более половины приходится на подоходные налоги.

На втором месте имущественные налоги, только третье место занимают потребительские налоги.
Соотношение общегосударственных налогов несколько иное, хотя общие тенденции те же. Государственные подоходные налоги занимали в 1993 г. 56,5% (почти столько же, сколько среди местных налогов), имущественные 25% и потребительские 18,5%.

Это соотношение вполне естественно, если учесть, что значительная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.
Распределение различных групп налогов между государством и местными органами управления в Японии характеризуется следующими цифрами: примерно две трети всех доходов дают государственные налоги и лишь 1/3 местные. Напоминаем, что это касается доходов, а не расходов государства, поскольку в дальнейшем происходит перераспределение налоговых поступлений через государственный бюджет.

Вопросы для самопроверки


1. Какова структура доходной части бюджета Японии?
2. Назовите особенности налогообложения дохода юридических и физических лиц.
3. В чем состоит особенность местных налогов в Японии?
4. Охарактеризуйте налоги на имущество.
5. Какие особенности косвенных налогов?
1 В конце 1980-х годов 6,5% 2 Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1971. Т.2.

С.416. 3 Петти В. Трактат о налогах и сборах// В кн. А Петти. А. Смит, Д. Рикардо. Антология экономической классики.

М: Эконов-ключ, 1993. С. 7778. 4 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: СОЦЭК-ГИЗ, 1935.

Т. 3. -С. 185. 5 Витт П.К. Патриотический дар и Спекуляция на хлебе. Свод финансово-правовых постановлений и политическая система Германской империи (18711914)// В кн.: Все начиналось с десятины: Этот многоликий налоговый мир.

М.: Прогресс, 1992. - С. 291-292. 6 Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Начала-Пресс, 1991.

С.18.



Содержание раздела