d9e5a92d

ИСПАНИЯ

Объект обложения денежная сумма, упомянутая в регистрируемом документе. Ставка от 0,5 до 8%. Государственные комиссионные сборы налагаются на определенные виды административных актов. Сюда относится выдача паспортов, выдача водительских удостоверений, выдача разрешений на владение холодильником и др. Сборы уплачиваются как в момент выдачи, так и в случае обновления документов.

Для взимания сбора обычно применяются специальные марки.
Местные лицензионные сборы обычно устанавливаются за право сезонной торговли в общественных местах, за получение разрешений на торговлю предметами антиквариата и т.д.
Налог на наследства и дарения состоит из двух самостоятельных частей, взыскиваемых одновременно. Первая часть зависит от стоимости переходящего к новому владельцу имущества. Необлагаемый минимум здесь составляет 120 млн. лир, после него действует прогрессивная шкала с минимальной ставкой 3% и максимальной 27%. Последняя применяется в том случае, если стоимость имущества превышает 3 млрд. лир.

Вторая часть налога зависит от степени родства. От нее освобождены супруги, дети и родители.
Существуют также целевые сборы. Например, школьный налоговый сбор, сбор за использование государственных земельных участков и др.
Способы взимания налогов на доход в Италии можно классифицировать следующим образом:
- прямое перечисление налогов в бюджет;
- удержание налогов при выплате сумм;
- взимание налогов посредством податного списка налогового реестра.
Первые два метода широко практикуются повсеместно. Остановимся на третьем.
Использование налогового реестра при взимании налогов в Италии имеет место в тех случаях, когда налогоплательщик не уплатил налог путем прямого его внесения или посредством удержания при выплате суммы. Тогда налоговые управления обеспечивают платеж путем регистрации в специальном реестре податном списке. Реестр составляется работниками местных налоговых бюро и затем зарегистрированные в нем сведения сообщаются окружным налоговым управлениям, которые следят за уведомлением налогоплательщиков и последующей уплатой налогов, сначала добровольной.

Путем внесения налогов в налоговый реестр взимаются также проценты, дополнительные сборы и денежные штрафы. Если добровольно платеж не поступает, то налогоплательщику направляется уведомление о просроченных платежах, после чего применяются меры по насильственному изъятию налогов и санкций за неуплату. В этих случаях налоговые органы могут наложить арест на имущество налогоплательщика.

Имущество, на которое наложен арест, может быть публично проLано на аукционе.
Кроме этого, итальянским законодательством введены особые правовые нормы уголовного характера по преследованию лиц, скрывающих доходы от налогообложения. Правонарушения налогового характера считаются особо тяжелыми в случаях:
- незаполнения декларации при доходах свыше 50 млн. лир;
- отсутствия порядка ведения бухгалтерских записей;
- выписки и использования счетов на фиктивные операции;
- сознательного занижения дохода.
Подобные факты являются основанием для передачи дела в суд.

Вопросы для самопроверки


1. Расскажите историю развития налогообложения в Италии.
2. Охарактеризуйте подоходный налог с граждан как основной источник дохода бюджета.
3. Назовите особенности использования косвенных налогов.
4. Дайте оценку роли муниципальных налогов.

ИСПАНИЯ


(Espana)
Современная налоговая система сложилась в результате проведения налоговых реформ 1977 и 19841985 годов. Преобразования имели цель:
- облегчить для налогоплательщика процедуру уплаты налогов;
- улучшить учет налогоплательщиков путем введения идентификационных номеров для юридических и физических лиц;
- установить более тесное сотрудничество с банковскими структурами для усиления контроля за уплатой налогов;
- создать специализированные налоговые управления.
Были введены налоговые этикетки, в которых содержатся основные данные о налогоплательщике, его идентификационный номер, виды налогов, которые он обязан платить. Юридическим лицам налоговые этикетки вручаются в момент регистрации, физическим лицам рассылаются по адресам проживания.

Налоговые декларации предоставляются налогоплательщикам с этими налоговыми этикетками. Их введение позволило исключить дублирование и резко снизить количество ошибок.
Каждому налогоплательщику вручается налоговый вектор памятка о налогах, которые он должен уплатить в текущем году.
В 1992 г. на базе существовавшего в составе Министерства экономики и финансов налогового управления создано Налоговое агентство.
Основная функция Налогового агентства планировать деятельность налоговых органов и проводить общегосударственные мероприятия по контролю за налоговым законодательством, а также осуществлять административное управление и материально-техническое обеспечение региональных, провинциальных и муниципальных налоговых управлений.


Ежегодно Налоговое агентство принимает годовой план, который обязателен для всей налоговой службы. Региональные Правления могут вносить в него до 25% своих мероприятий.
В 1993 г. смета расходов агентства за год составила 108696 млн. песет; численность - 26253 человек: 61% инспекторов, 39% налоговых агентов; территориальное деление: 17 специалиOированных (региональных) подразделений, 56 отделений (провинциальных), 92 таможенных пункта, 206 административных (муниципальных) подразделений. Налоговые поступления (брутто) составили 12459 млн. песет.
Основная задача налогового агентства активно расширять систему государственных налогов и таможенных платежей и обеспечивать их сбор в соответствии с законами и договорами, заключенными с другими подразделениями, общественными субъектами и государствами членами Европейского Союза. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы налогоплательщики добровольно выполняли все налоговые обязательства.

В связи с этим возникают два основных направления деятельности: во-первых, облегчать налогоплательщикам уплату их налогов; во-вторых, усиливать борьбу с налоговыми преступлениями.
Среди прочих целей агентства можно выделить приоритетные (см. также табл. 8.1):
- сокращение косвенного налогового давления расширение объема информации и помощи налогоплательщику. С помощью метода информатики составлялись отдельные виды налоговых деклараций по просьбам налогоплательщиков, была введена в действие новая форма информационного обслуживания и налоговой помощи по телефону, создана программа помощи INFORMA, база данных которой насчитывает более шести тысяч вопросов и ответов, сокращены сроки принятия решений по обращениям и ходатайствам, наполовину уменьшен период продвижения по инстанциям ходатайств по отсрочкам и рассрочкам;
- укрепление режима объективной оценки модулями. Этот режим предназначен для работы с мелкими предпринимателями, которые выполняют серию процедур, сокращая свои формальные обязательства и улучшая эффективность налогообложения. Низкий уровень поступающих отказов подтверждает популярность данной формы моделирования налогов;
- проверка и контроль за выполнением налоговых обязательств и усиление борьбы с налоговыми преступлениями. Развивалось два направления: сплошной контроль на базе системы информации и деятельность инспекторов.

В сплошном контроле на базе системы информации необходимо выделить такие виды, как проверка годовых деклараций по подоходному налогу, оценочные расчеты НДС и проверка периодичных деклараций предпринимателей. По результатам документальных проверок инспекторами выявлена скрытая задолженность по налогам на сумму 403663 млн. песет;
эффективность взыскания налогов в исполнительном порядке. Налоговое агентство взыскивает задолженности, которые не были выполнены добровольно, и принимает меры, чтобы не допускать их;
сфера таможни и специальных налогов. Исчезновение налоговых границ между странами членами ЕС и образование общего внутреннего рынка привело к замене одних функций сферы таможни и специальных налогов и появлению других.

Это повлекло необходимость укрепить внешнюю границу и усилить борьбу с мошенничеством. Таблица 8.1. Основные результаты деятельностиНалогового агентства в 1993 г., млн. песет

Направление деятельности 1992г. 1993 г. %
1 2 3 4
Помощь плательщикам
количество деклараций по
подоходному налогу,
составленных
программой PADRE;
1428228 1968901 38
телефонная информация:
количество звонков по
телефону 902;
976695 -
программа INFORMA:
количество консультаций на
основе базы данных
6652 -
Укрепление режима объективной
оценки модулями
программа PADRE-Modulos:
выполненные декларации
по рассроченным платежам и
НДС;
18329 131572 618
1 2 3 4
отказы плательщиков секторов,
включенных в модули
7% 9%
. Контроль за выполнением налоговых
обязательств
сплошной контроль* -
параллельная выверка
подоходного налога:
количество 337333 472663 40
сумма 11863 22812 92
проверки предпринимателей:
количество 392701 350630 -11
сумма 27965 13957 -50
Документальные проверки**
поступления по сокрытым задолженностям
по налогам
356550 403663 13
Эффективность исполнительных
сборов
общие поступления: 99602
задолженность
Налогового агентства
82229
задолженность
прочих субъектов
17373
Сфера таможни и специальных
налогов
сумма долгов,
раскрытых инспекторами
130230 135226 4
количество актов, составленных
S.V.A. за контрабанду,
преступления и др. нарушения
6774 7568 12

---------- * Не сопоставимо с предыдущим годом, так как изменились критерии оценки.
** Включает помимо результатов деятельности инспекторов долги по операции с контрабандой. В составе Налогового агентства созданы подразделения по борьбе с налоговым мошенничеством. С января 1995 г. они действуют на национальном и региональном уровнях. Все налогоплательщики разделены на 4 группы, которые контролируются налоговыми управлениями.
Государственное налоговое агентство проверяет крупных налогоплательщиков (банки, автозаводы) по специальному перечню. Региональные управления контролируют налогоплательщиков на территории данного региона, годовой оборот которых или суммарный акционерный капитал свыше 1 млрд. песет, а также конкретные предприятия по специальному перечню. Провинциальные управления занимаются всеми остальными налогоплательщиками.

Кроме того, действуют специальные подразделения для налогообложения мелких предприятий.
В структуре Налогового агентства создан обширный банк данных о налогоплательщиках. Информация собирается, как правило, за 6 лет (срок исковой давности в Испании 5 лет). В этом банке данных в Информационном департаменте сосредоточивается информация о выплате и получении зарплаты, данные о деятельности лиц свободной профессии, о недвижимости
и операциях с ней, о финансовых операциях (акции, проценты и т. д.), купле-продаже за рубежом, валютных операциях, поступлениях от туризма, сведения об учредителях акционерных обществ, в том числе физических лицах, результаты проверок за предыдущие 6 лет, а также сведения, поступающие от третьих лиц, сведения о долгах. Для получения информации этим департаментом рамок секретности не существует. Для обращения за информацией в этот департамент необходимо обоснование. Предавать огласке лиц, обратившихся за информацией, запрещено.

Существуют также региональные банки данных, но с меньшим объемом информации.
Налоговая система Испании состоит из трех уровней: государственного, регионального и местного (муниципального).
Государственный бюджет формируется на основе нескольких источников.
Прямые налоги составляют 47,2% поступлений в государственную казну, в том числе: подоходный налог 38%, налог с компаний 8%, налог на имущество физических лиц (решается вопрос о передаче его на региональный уровень, кроме нерезидентов).
Косвенные налоги дают 40,3% поступлений в государственную казну, в том числе: НДС - 25%, специальные налоги (акцизы с винно-водочных изделий и табака, отдельные виды транспорта и т. д.), таможенные пошлины.
Играют роль и другие доходы, в том числе пени за просрочку платежей.
Крупными считаются плательщики, доход которых составляет более 1 млрд. песет. Налогоплательщики, экспорт которых превышает 20 млн. песет, входят в государственный реестр экспортеров.

Их списки имеются в каждом налоговом управлении.
Региональные органы власти при введении налогов ограничены законами (например, они имеют право увеличить на 15% ставки налогов с физических лиц).
Налоги на недвижимость, на экономическую деятельность, транспортный, на землю, на строения, на проведение строительных работ, налог на осуществление административной деятельности устанавливаются муниципалитетами. Местные органы определяют специальные налоги на различные общественные работы, реконструкцию.
В Испании около 13 млн. человек платят подоходный налог. Закон о подоходном налоге принят 6 июня 1991 г. и действует с поправками, внесенными в него в 1992 г.
В налогооблагаемую базу включаются:
- заработная плата, пенсии, пособия по безработице, натуральные доходы;
- доходы от капитала;
- доходы от предпринимательской и профессиональной деятельности;
- прирост имущества.
И не включаются:
- пособия по болезни, выходные пособия;
- выигрыши и премии (государственные и региональные);
- лотереи, организованные Красным Крестом;
- государственные стипендии.
Из налогооблагаемой базы исключаются отчисления на социальное страхование, профсоюзные взносы, но не более 5% от налогооблагаемой базы и не более 250 тыс. песет в абсолютной сумме. Также вычитаются расходы в размере 20 тыс. песет в год на каждого ребенка и иждивенца старше 65 лет, если они проживают в семье налогоплательщика.
Кроме того, налогооблагаемая база уменьшается на величину взносов на благотворительные цели и в фонды инвалидов, размер вложений в предпринимательскую деятельность, на 15% расходов на лекарства, если есть оправдательные документы.
Чистый доход от использования движимого и недвижимого капитала (участие в прибылях, дивиденды, проценты, рента, доходы от сдачи в аренду) определяется в трех режимах:
- прямая оценка (доход минус расход) наиболее распространенная;
- оценка по коэффициентам. Чистый доход определяется исходя из общего дохода, за вычетом сумм, определенных по законодательно установленным коэффициентам расходов.

При этом общий объем оборота не должен превышать 5 млн. песет при наличии не более 12 наемных рабочих. Необходимо также согласие налогоплательщика на этот вид оценки;
- оценка по индексам и модулям. Оценка производится исходя из числа наемных рабочих, количества потребляемой электроэнергии, количества и мощности автотранспорта, количества посадочных мест и т. д. Объем не должен превышать уровня, установленного государством.

Необходимо согласие налогоплательщика на применение данного вида оценки.
Увеличение стоимости имущества налогоплательщика учитывается как разница между стоимостью приобретенного и реализованного имущества. Принимается во внимание период, в течение которого происходит изменение стоимости.
Исключаются доходы от имущества, если оно не было использовано в профессиональной деятельности физических лиц, при наличии документа, подтверждающего право собственника.
Налогообложению подлежат резиденты (пребывание свыше 183 дней), а также нерезиденты, имеющие экономические интересы в Испании по всем доходам.
Нерезиденты облагаются у источника выплаты по ставке 25%. Подаются два вида деклараций: индивидуальные и семейные.
Закон, введенный в действие в 1978 г., предусматривал подачу только семейных деклараций. В 1989 г. Конституционный суд внес поправку обложению подлежит индивидуум, а не группа индивидуумов. С этого периода предоставлено право выбора, какую декларацию подавать: индивидуальную или семейную. Декларация подается до 20 июня следующего года.

Оплата может быть произведена в 2 этапа: первоначально 60% налога, а остальные 40% до 5 ноября (может быть предоставлена отсрочка при определенных условиях до 5 лет). Ставка налога при доходах свыше 9550 тыс. песет по индивидуальной декларации и при доходах 11 млн. песет по семейной.
Налог на добавленную стоимость введен с 1986 г. в связи с вхождением Испании в Европейское Экономическое Сообщество (ныне ЕС). В 1987 г. юридически оформлен.

В 1993 г. в Закон о налоге на добавленную стоимость внесены изменения.
НДС облагается внутренний оборот. Объект обложения вся предпринимательская и профессиональная деятельность юридических и физических лиц.
В 1995 г. ставки составляли 4%, 7%, 16%. Они изменяются ежегодно в зависимости от экономической конъюнктуры. НДС при экспорте возвращается, с акциза не берется.

Ставка 4% охватывает продукцию первой необходимости (хлеб, зерно, молоко, яйца, фрукты, овощи, книги, газеты, лекарства, муниципальное жилье, машины для инвалидов и т. д.); 7% продукты питания, кроме 1-й группы, домашние животные (для питания), жилье для малоимущих, некоторые услуги (гостиничные, транспортные), переводческие, театр, цирки, кино, музеи, выставки, спортивные мероприятия и т. д.; 16% все остальное.
Освобождаются от НДС: образование, экспорт, медицинские услуги в больницах, финансовые и банковские операции, страховое дело, некоторые операции с недвижимостью (аренда жилья, например). Если товар или услуги приобретаются без НДС, то и продаются без НДС (т.н. техническое освобождение от НДС).
Проверяются все счета по приобретению для зачета (должны подтверждаться бухгалтерскими документами). НДС выделяется на платежных документах.

При зачете более 5 млн. песет осуществляется документальная проверка.
Декларации по НДС предоставляются ежеквартально в течение следующего за кварталом месяца. За нарушение сроков - штраф 50 тыс. песет.

Если задержка 3 месяца 10% от величины налога; до 6 месяцев 50%; свыше 6 месяцев 100%. При изменении величины налога в большую сторону, при подаче исправленной декларации, санкции те же.
Оплата производится 1 раз в квартал до 20 числа месяца, следующего за кварталом.
Возврат НДС производится по последней годовой декларации в течение 6 месяцев. Все споры рассматривает сначала налоговый суд (носит административный характер), затем обычный.
Наиболее распространенные типы мошенничества с НДС:
- фальшивые счета отсутствие реального факта купли-продажи;
- скрытые продажи (наличный расчет);
- техническое сокрытие;
- фальсификация бухгалтерских документов.
Предусмотрены уголовная ответственность максимум 6 лет, а также 600% штрафных санкций.
При взимании налога на корпорации в налогооблагаемую базу включают: прибыль от реализации товаров (услуг), прирост (уменьшение) имущества.
Средняя ставка налога 35%, кооперативы облагаются по ставке 26%. Существует двойное обложение дивидендов.
Предоставляется скидка на инвестиции: в основной капитал 5%, в кинопромышленность 25%, 10% в культуру, образование, профессиональную подготовку, за создание рабочих мест (1 рабочее место 15 тыс. песет).
Декларации подаются к 1 июля года, следующего за отчетным.
Испанией заключено 52 соглашения об устранении двойного налогообложения.
Новые налоги устанавливаются только на государственном уровне. Региональные власти обладают правом регулировать налоги, изменять размеры ставки, вводить новые местные налоги.

Налоги, поступающие в местный бюджет:

- налог на недвижимость (земельные участки и строения в пределах муниципального округа). Оценка имущества осуществляется Кадастровым управлением, ставки дифференцированные.

Кадастровое управление это государственная структура, которая занимается переписью, оценкой и переоценкой имущества. Ставки регулирует муниципалитет;
налог с экономической деятельности. Ранее требовалась специальная лицензия, где давалась характеристика разрешенной деятельности, и была установлена ежегодная плата за лицензию.

Было необходимо вести объемную документацию. Для упрощения был введен специальный расчетный модуль.

Оплата осталась ежегодной, но вести бухгалтерию для составления отчетов не надо. Объектом обложения выступают юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Размер налога зависит от: конкретного вида деятельности; муниципального коэффициента муниципального ситуационного индекса (то есть мест нахождения предприятия);
- налог на возрастающую стоимость земельных участков. Применяется в случае передачи земельного участка другому владельцу. Налогооблагаемой базой служит изменение кадастровой стоимости земельного участка за период от приобретения до продажи другому владельцу;
- налог на механические автотранспортные средства. Объект обладание данным средством. Ставка зависит от типа и мощности средства;
- налог на предоставление услуг, которые не носят индивидуальный характер. Например, на вывоз мусора, строительство зданий общественной значимости. Обложение производится на основе каталога, который ежегодно издается министерством;
- специальные налоги. С их помощью компенсируется стоимость услуг, носящих индивидуальный характер. Например, стоимость работ по асфальтированию тротуара делится на жителей близлежащих домов;
- сборы и контрибуции. Устанавливаются муниципалитетом как компенсация за услуги, в результате которых налогоплательщик получает дополнительные доходы.

Списки этих сборов и контрибуций публикуются ежегодно. Испания состоит из семнадцати региональных структур и двух территорий с особым статусом. В определении налоговых прав они подразделяются на три группы:
- страны Басков и Наварра обладают самыми широкими правами в вопросах налогообложения. Они имеют право самостоятельно устанавливать различные виды налогов, которые должны поступать не только в региональный, но и в местный бюджет;
группа регионов (в том числе Каталония), имеющая право регулировать ставки налогов;
без каких-либо прав.
Закон, регламентирующий деятельность по налогообложению, принят в 1983 г.
В качестве примера рассмотрим поступления в региональный бюджет Каталонии.
1. Налог на имущество, переходящее по наследству и дарению. Налог взимается как с резидентов, так и с нерезидентов, если имущество находится в Испании. Налогом облагаются:
- имущество, передаваемое по наследству или путем дарения;
- страховые суммы, полученные наследником.
Налогооблагаемой базой служит стоимость имущества и страховые суммы, из которых производятся вычеты, предусмотренные законом.



Содержание раздела