d9e5a92d

Возможность использования различных моделей расчетов.

Для обеспечения гибкости и адаптируемости к внешним условиям необходимо, чтобы инструментарий для анализа финансово-хозяйственной деятельности удовлетворял общим требованиям, которые применимы не только для выявления нарушений в налоговой сфере, но и для анализа деятельности коммерческих организаций для принятия управленческих решений:
1. Возможность изменения совокупности объектов анализа O (добавлять, изменять, удалять).
2. Описание пользователем справочника сроков для характеристики времени T.
3. Возможность изменять структуру исходных данных (входных форм) - P.
4. Доступность для пользователя описания модели расчетов - F. Одна из возможных моделей расчетов, и соответствующая ей методика финансового анализа, приведена ниже.
5. Возможность описания структуры выходных показателей - P*.
6. Возможность использования различных моделей расчетов.
7. Возможность ввода и/или закачки исходных данных из внешних источников, в том числе электронных таблиц и баз данных, на разные отчетные данные D.
8. Расчет показателей в соответствии с моделью расчетов - D ^ D*.
9. Представление результатов расчетов D* в удобном для пользователя виде - в разрезе предприятий (табл.3.4.1), дат (табл.3.4.2), показателей (табл.3.4.3).
10. Возможность использовать сторонние или иметь собственные средства визуализации результатов расчета.
11. Развитая запросная система для поиска объектов, удовлетворяющих сложным критериям.
12. Возможность объединения разных объектов в один.

Это позволит получать сводную исходную информацию и анализируемые показатели для изучения холдинговых структур и/или групп юридически независимых фирм, но экономически зависимых друг от друга и представляющих единое предприятие.
13. Возможность выгрузки результатов расчетов во внешние источники для последующего анализа или наличие встроенных возможностей обработки результатов.

Таблица 3.4.1
Предприятие 1
Дата 1 Дата 2 Дата N
Показатель 1
Показатель 2
Показатель М
Предприятие k
Дата 1 Дата 2 Дата N
Показатель 1
Показатель 2
Показатель M
Таблица 3.4.2
Дата 1
Предприятие 1 Предприятие 2 Предприятие
К
Показатель 1
Показатель 2
Показатель M
Дата j
Предприятие 1 Предприятие 2 Предприятие
К
Показатель 1
Показатель 2
Показатель M
Таблица 3.4.3
Показатель 1
Дата 1 Дата 2 Дата N
Предприятие 1
Предприятие 2
Предприятие К
Показатель i
Дата 1 Дата 2 Дата N
Предприятие 1
Предприятие 2
Предприятие К
Реализация подобной задачи в гибком программном продукте позволит на практике реализовать принцип избирательности налогового контроля и повысить эффективность выявления нарушений в налоговой сфере. Данный продукт целесообразно включить в информационную систему налоговых органов в виде модуля, обрабатывающего накопленную информацию о налогоплательщиках. Другим ценным результатом эксплуатации программного продукта может стать обезличенная статистика основных финансовых показателей групп предприятий, изучение которой может повысить качество управления коммерческими
организациями.

Заключение

В диссертации, на основе комплексного научного подхода, осуществлено изучение методологии и методики выявления нарушений в налоговой сфере. Построение работы, ее этапы, теоретические и практические исследования проведены исходя из логики тех целей и задач, которые ставил перед собой диссертант.

Полученные выводы, предложения и методики позволяют судить о достижении поставленных целей. Завершенность работы и достигнутый результат можно рассматривать по следующим направлениям.
В работе раскрыта актуальность выявления нарушений в налоговой сфере на современном этапе развития российской экономики. Основными причинами проблемы являются латентность нарушений и усложнение способов их совершения, несовершенство налогового законодательства, недостаточная эффективность применяемых приемов и способов выявления нарушений.
Анализ изменений в организации контрольной работы налоговых органов показал постепенное разделение процессов выявления признаков подготавливаемого, совершаемого или уже совершенного нарушения в налоговой сфере от установления, фиксации нарушения и формирования доказательственной базы. В связи с этим выявление нарушений в налоговой сфере приобрело определенную самостоятельность, что потребовало дополнительных научных исследований.
В результате сравнения опыта зарубежных стран и России диссертантом сделаны следующие выводы:
1. В силу объективных причин, таких, как рост количества хозяйствующих субъектов и ограниченность кадровых и финансовых ресурсов налоговых органов, в практике работы налоговых органов закономерно произошел переход от осуществления сплошного контроля к избирательному. В этих условиях существенно повышается роль методологии и методик выявления нарушений в налоговой сфере.


2. Эволюция отечественных подходов к выявлению нарушений в налоговой сфере приближает их к подходам, используемым в большинстве зарубежных стран.
3. В России применяются в основном традиционные методы формирования перечня налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.
4. В отечественной практике не используются методы интеллектуального анализа данных, метод случайного выбора и не существует программы измерения законопослушности налогоплательщика. Следует признать, что исследования в данных направлениях ведутся, но в силу ряда причин они не нашли широкого применения на практике.
Одной из поставленных задач исследования стало уточнение понятийного аппарата, связанного с предметом исследования. Под нарушением в налоговой сфере предлагается понимать деяние (действие или бездействие) юридического или физического лица, ущемляющее право государства на часть денежных средств или имущества налогоплательщиков, изымаемую в форме налогов.

Последствием нарушений в налоговой сфере является недопоступление налогов в бюджет и, как следствие, ослабление финансового обеспечения выполнения государством своих задач и функций. Именно нарушения в налоговой сфере являются экономической причиной введения отдельных статей в соответствующие законы (Уголовный и Налоговый кодексы, Кодекс об административных правонарушениях), предусматривающих уголовную, налоговую и административную ответственность за их совершение.
Под выявлением нарушений в налоговой сфере предлагается понимать деятельность специально уполномоченных государственных органов по установлению признаков совершения отдельными лицами деяний, ущемляющих право государства на часть денежных средств или имущества налогоплательщиков, изымаемой в форме налогов.
Особого внимания заслуживает выявление тех нарушений, за совершение которых не предусмотрена юридическая ответственность. В случае выявления подобных нарушений результатом должно быть применение административных мер воздействия (мер косвенного принуждения к добросовестному поведению).

При наличии массовости и/или значительности экономического ущерба для государства необходим экономико-правовой анализ существующей нормативноправовой базы, направленный на уменьшение проявления и совершения ненаказуемых нарушений в налоговой сфере путем внесения соответствующих законодательных инициатив.
В работе сделан вывод о том, что методология и методика выявления нарушений в налоговой сфере являются инструментом реализации прав и законных интересов государства при налогообложении и составной частью процесса изобличения недобросовестного налогоплательщика. Определено место выявления нарушений в налоговой сфере в системе налоговых категорий и в деятельности государственных органов.
Для характеристики выявления нарушений в налоговой сфере диссертантом выделены и рассмотрены цели и задача, субъекты, объект и предмет, принципы, формы и методы, виды и этапы.
Целями выявления нарушений в налоговой сфере, как деятельности специально уполномоченных государственных органов, являются:
- выявление ущерба, понесенного государством от совершенного нарушения, для его возмещения;
- укрепление налоговой дисциплины через содействие в практической реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные нарушения и, как следствие, нанесение ущерба государству.
Поставленные цели определили и задачу - установление признаков подготавливаемого, совершаемого или уже совершенного нарушения в налоговой сфере и лиц, подозреваемых в этом.
Государство, как обязательный субъект налоговых отношений, опосредует свое участие в данных отношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами. В настоящее время субъектами выявления нарушений в налоговой сфере являются:
- налоговые органы;
- таможенные органы;
- органы внутренних дел.
Объектом выявления нарушений в налоговой сфере следует признать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов или иных лиц. Предметом - документальные, вещественные и цифровые носители информации о деятельности налогоплательщиков, налоговых агентов и других лиц.
В системе элементов рассмотрены социально-экономические,
организационные и юридические принципы выявления нарушений в налоговой сфере. Исходя из содержания, выделены такие формы выявления нарушений как анализ имеющейся информации о деятельности хозяйствующих субъектов, формы налогового контроля и оперативно-розыскные мероприятия.
В работе раскрыта сущность основных методов, к которым отнесены метод поиска несоответствий в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта, логический дедуктивный метод и финансово-аналитические методы. Несомненно, наибольший эффект возможен при совместном применении всех трех групп методов, их последовательности и сочетания.

Результаты их использования могут предопределить дальнейшие действия по восстановлению нарушенных интересов государства и наказанию виновных лиц.
Диссертантом предложена развернутая классификация выявления нарушений в налоговой сфере по таким критериям, как стадия совершения нарушения, вид обрабатываемой информации, субъект выявления, характеристика лица, совершившего нарушение.
Выявление нарушений в налоговой сфере имеет выраженный циклический характер. Важным для понимания выявления нарушений в налоговой сфере элементом являются его этапы, характеризующие процесс во времени.

В диссертации выделены и рассмотрены четыре этапа - подготовительный, основной, заключительный этапы и проверка выводов, каждый из которых имеет свое деятельное наполнение и промежуточную цель.
Несомненно, что наиболее полное представление о выявлении нарушений в налоговой сфере можно получить через рассмотрение элементов и аспектов в совокупности, с учетом дополнения и взаимного влияния друг на друга. Необходимо отметить, что рассмотренные элементы, возможно, претерпят изменения по мере дальнейшего развития данного научного направления, практической деятельности и изменения законодательства.
Практическим результатом методологии являются методики, способные с достаточной степенью достоверности определять хозяйствующих субъектов, в деятельности которых имеются признаки подготавливаемых, совершаемых или совершенных нарушений в налоговой сфере. В диссертации рассмотрены: общая методика выявления нарушений, методика финансового анализа и две частные методики, предложен алгоритм их построения.

Сделан вывод о том, что общая методика, при реализации ее в практической деятельности налоговых органов, может стать элементом обратной связи - оценки соответствия результатов усилий государства поставленным целям. Результатом будет получена ценнейшая информация об уровне налогового бремени конкретных предприятий, обобщенная в группы, что повысит эффективность проводимой налоговой политики за счет возможности своевременной корректировки ее направлений и содержания при несоответствии результатов поставленным целям.
В диссертации описаны три конкретных нарушения в налоговой сфере, предложены частные методики выявления двух из них на основе изучения динамики небольшого количества финансовых показателей. Также содержится практическое подтверждение предложенных методик на основе анализа деятельности трех схожих предприятий - ликеро-водочных заводов Рязанской области.

Финансовый анализ позволил не только оценить состояние предприятий. С его помощью были выявлены финансовые особенности данной группы предприятий.

Это позволило не только понять их объективные трудности, но и провести более результативную разъяснительную и профилактическую работу.
Общая и частные методики выявления нарушений в налоговой сфере основываются на анализе, прежде всего, количественной информации о деятельности налогоплательщиков. Диссертантом описан их информационноаналитический инструментарий, который может быть использован при постановке задачи написания или модификации программного продукта, позволяющего автоматизировать процесс выявления нарушений.
Несмотря на логическую завершенность диссертации и достижение поставленных целей, она имеет очевидные перспективы дальнейшего развития в различных направлениях. В частности, необходимо:
- исследование готовности современной налоговой системы к более эффективной реализации положений и результатов работы в разрезе фактическое состояние - желаемое состояние и разработка соответствующих рекомендаций;
- изучение конкретных способов совершения нарушений и конструирование частных методик их выявления;
- адаптация инструментария нейросетевых технологий и математического моделирования к задачам выявления нарушений в налоговой сфере и его практическая реализация его в гибком программном продукте;
- совершенствование налогового законодательства, направленное, прежде всего, на перекрытие каналов ухода от налогообложения без ущемления прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков.
Исходя из предложенного подхода к проблеме выявления нарушений в налоговой сфере, настоящее исследование может стать основой дальнейшего развития не только данного, но и смежных научных направлений. Здесь, на взгляд диссертанта, следует говорить о методологии и методике пресечения, доказывания и квалификации выявленных нарушений, а также методологии принуждения к добросовестному поведению, если за конкретный способ совершения нарушения не предусмотрена юридическая ответственность.

Список литературы

Нормативно-правовые акты и другие официальные документы

1. Конституция Российской Федерации (с изм. 25.03.2004) // Российская газета, 237, 25.12.1993.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 146-ФЗ (ред. от 23.12.2003) // Российская газета, 148-149, 06.08.1998.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 117-ФЗ (ред. от 05.04.2004) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, 32, ст.

3340.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 145-ФЗ (ред. от 23.12.2003 с изм. от 17.06.2004) // Российская газета, 153-154, 12.08.1998.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, 25, ст.2954.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 174-ФЗ (ред. от 22.04.2004) // Российская газета, 249, 22.12.2001.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 195-ФЗ (ред. от 09.05.2004) // Российская газета, 256, 31.12.2001.
8. Федеральный закон от 21.03.1991 943-1 О налоговых органах Российской Федерации (ред. от 22.05.2003) // Бюллетень нормативных актов, 1, 1992.
9. Федеральный закон от 21.11.1996 129-ФЗ О бухгалтерском учете (ред. от 30.06.2003) // Российская газета, 228, 28.11.1996.
10. Федеральный закон от 26.10.2002 127-ФЗ О несостоятельности
(банкротстве) // Российская газета, 209-210, 02.11.2002.
11. Федеральный закон от 12.08.1995 144-ФЗ Об оперативно-розыскной деятельности (ред. от 30.06.2003) // Российская газета, 160, 18.08.1995.
12. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 910-Р О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) (с изм. и доп. от 06.06.2002) // Собрание законодательства РФ, 30.07.2001, 31, ст.3295.
13. Постановление Правительства РФ от 21.12.2001 888 О федеральной целевой программе Развитие налоговых органов (2002-2004 годы).
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.1999 41/9 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации // Российская газета, 128, 06.07.1999.
15. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.04.2003 4 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) // Вестник ВАС РФ, 6, 2003.
16. Порядок назначения выездных налоговых проверок, утв. приказом МНС РФ от 08.10.1999 АП-3-16/318 в ред.

Дополнения 1, утв. приказом МНС РФ от 07.02.2000 АП-3-16/34 // Российская газета, 236-п, 29.11.1999.
17. Инструкция МНС РФ от 10.04.2000 60 О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, утв.

Приказом МНС РФ 10.04.2000 АП-3-16/138 // Российская газета, 205, 24.10.2000 (приказ).
18. Приказ МНС России от 02.04.2002 БГ-3-32/169 Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи // Российская газета, 89, 22.05.2002.

Книги

19. Авдийский В.И. Феномен власти: истоки ее силы и слабости // Опыт системного анализа - М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2002. - 240 с.
20. Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения: Учебно-практическое пособие. - М.: Ось-89, 2003. - 496 с.
21. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. / Науч. ред. перевода чл.-корр.

РАН И.И. Елисеева. Гл. ред. серии проф.

Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 624 с.
22. Бесекерский В.А.

Попов Е.П. Теория систем автоматического регулирования. - 3-е изд., испр. - М.: Наука, 1975. - 767 с.
23. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред.

С. А. Кузнецов. -СПб.: Норинт, 1998. - 1536с.
24. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Брызгалин В.В. Налоговая
оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика / Под ред. А.В. Брызгалина. - Екб.: Издательство Налоги и финансовое право,
2002. - 272 с.
25. Букаев Г.И., Бублик Н.Д., Горбатов С.А., Саттаров Р.Ф. Модернизация системы налогового контроля на основе нейросетевых информационных технологий / Отв. ред.

Т.Ф. Юткина, Б.Е. Одинцов. - М.: Наука, 2001. - 341 с.
26. Введение в экономико-математические модели налогообложения. Учебное
пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика,
2000. - 256 с.
27. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Сов. радио, 1968. - 326 с.
28. Выявление налоговых нарушений. - М.: Книга-Сервис, 2003. - 80 с.
29. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного
финансового контроля. - М.: Юриспруденция, 2000. - 192 с.
30. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. - М.: МЦФЭР, 2002. - 282 с.
31. Дуканич Л.В.

Налоги и налогообложение. Серия Учебники и учебные пособия. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 416 с.
32. Злобина Л.А., Стажкова М.М. Оптимизация налогообложения
экономического субъекта: Учеб. пособие. - М.: Академический проект,
2003. - 240 с.
33. Иванова Н.Г., Вайс Е.А., Кацюба, И. А., Петухова Р.А. Налоги и
налогообложение. Схемы и таблицы. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
34. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование
налогообложения в России. - М.: ООО Вершина, 2004. - 224 с.
35. Кнорринг В.И.

Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности Менеджмент. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 528 с.
36. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 560 с.
37. Комаров С.А.

Общая теория государства и права. Курс лекций.

Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Монускрипт, 1996. - 314 с.
38. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. - М.: Учебно
консультационный центр ЮрИнфоР, 2001. - 360 с.
39. Кучеров И.И., Судаков О.Ю., Орешкин И.А.

Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах / Под ред. И.И. Кучерова. - М.: Учебно-консультационный центр ЮрИнфоР, 2001. -
40. Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Налоговые преступления. - М.: Экзамен, 2001. -306 с.
41. Ларичев В.Д., Решетняк Н.С.

Налоговые преступления и правонарушения. Кто и как их выявляет и предупреждает / Под ред.

В.Д. Ларичева- М.: УКЦ ЮрИнфоР, 1998. - 202 с.
42. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред.

А.В. Брызгалина. -М.: Аналитика - Пресс, 1997. - 600 с.
43. Налоги и налогообложение. / Под ред.

М. Романовского, О. Врублевской. 3-е изд. перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 576 с.
44. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов / Под ред.

Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 399 с.
45. Налоги: Учебное пособие / Под ред.

Д.Г. Черника. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 544 с.
46. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред.

И.В. Горского. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 288 с.
47. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред.

Ю.А. Крохина. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 656 с.
48. Налоговое право: Учебник / Под ред.

С.Г. Пепеляева. - М.: Юристъ,
2004. - 591 с.
49. Налоговое расследование.

Экспериментальный учебник для юридических и экономических вузов и факультетов / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. - М.: Юристъ, 2000. - 1094 с.
50. Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений.

Учебно-практическое пособие / Под ред. Ю.Ф. Кваши. - М.: Юристъ, 2001. - 540 с.
51. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. - СПб.: Питер,
2002. - 160 с.
52. Ожегов С.И.

Словарь русского языка: около 57000 слов / Под ред. Н.Ю.

Шведовой. 20-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1989. - 750 с.
53. Основы экономической психологии.

Учебное пособие / Под ред. В.М. Соколинского. - М.: Финансовая академия, 1999. - 132 с.
54. Павлова Л.П., Удовенко Г.В. Организация и проведение налоговых проверок.

Учебное пособие. Ч. 1. - М.: Финансовая академия, 2000. - 116 с.
55. Пансков В.Г.

Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 6-е изд. перераб. и доп. - М.: МЦФЭР, 2004. - 576 с.
56. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. -М.: МЦФЭР, 2003. - 336 с.
57. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 256 с.
58. Родионова В.М., Вавилов Ю.Я., Гончаренко Л.И. и др. Финансы / Под ред. В.М.

Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 400с.
59. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2002. - 320 с.



Содержание раздела