Размер отклонения, при превышении которого необходимо включать хозяйствующий субъект в список повышенного внимания, определяется статистически с учетом возможностей контролирующих и правоохранительных органов. Перспективным следует признать учет и структуры налоговых платежей.
Отклонение суммы отдельного налога, уплаченного хозяйствующим субъектом, от суммы того же налога, уплаченного однородным налогоплательщиком, может стать поводом назначения проверки по конкретному налогу.
Важнейшим инструментом государства для реализации своих функций и задач является налоговая политика. Выявление нарушений в налоговой сфере можно рассматривать в качестве метода налоговой тактики, направленного на достижение своих специфичных целей, посредством своевременного точечного реагирования на нарушения в налоговой сфере.
Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремиться достичь государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменения сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций введение дифференцированных налоговых ставок [56, с.122].
Общая методика, при реализации ее в практической деятельности налоговых органов, может стать как действенным инструментом налоговой политики, так и обеспечением обратной связи - оценки соответствия результатов усилий государства поставленным целям. Результатом будет повышение эффективности проводимой налоговой политики за счет возможности своевременной корректировки ее направлений и содержания при несоответствии результатов поставленным целям.
Накопление информации о налоговом бремени конкретных предприятий и их групп позволит:
- делать выводы о распределении налогового бремени по отраслям и территориям, соответствии его изменения направлению экономической политики в целом;
- оперативно вносить корректировки, в том числе и налоговое законодательство.
Тем самым будет создан дополнительный механизм выравнивания налогового бремени и гармонизации налоговых отношений (системы). Важность и необходимость выравнивания отмечается многими исследователями, в частности специалистами Отдела налогов Научно-исследовательского финансового института [46, с.189-190]. В развитие уместно процитировать профессора В.Г.
Панскова, который пишет: Налоговая политика... на длительную перспективу должна ориентировать налоговую систему на оптимальную налоговую нагрузку. При проведении этой политики должны использоваться такие важнейшие принципы налогообложения, как принцип равенства и справедливости, принцип всеобщности и принцип нейтральности.
Именно эти принципы являются основой обеспечения долговременного налогового равновесия, т.е. достижения устойчивого баланса между фискальными интересами государства, с одной стороны, и оптимальной величиной налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с другой.
При этом особенно важно, чтобы была реально оценена налоговая нагрузка как на экономику в целом, так и на каждого налогоплательщика в отдельности [56, с.229-231].
В своем выступлении на расширенном заседании совместной коллегии Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития и торговли
РФ, состоявшегося 19 марта 2004 года Президент России В. В. Путин отметил, что ... условия налогообложения должны быть равными для всех предприятий, работающих в одной сфере. А налоговая система в целом должна быть необременительной для бизнеса [159, с.4]. Министр финансов А.Л.
Кудрин на расширенном заседании коллегии Министерства финансов РФ к приоритетам налоговой реформы в 2004-2005 годах наряду с созданием налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности, а также создания благоприятных инвестиционных условий, отнес выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики и хозяйствующими субъектами [133, с.5].
Подвести итог можно словами профессора В.М. Пушкаревой: Практическим результатом исследований в области определения тяжести налогообложения явилась возможность статистического определения меры прогрессивности или регрессивности национальной налоговой системы. Это был ориентир для расчета эффективности осуществляемых налоговых реформ в рамках господствующей модели экономики в целях построения оптимальной налоговой системы, способной выполнять в равной мере фискальную и стимулирующую функции [57, с.251].
Таким образом, методология выявления нарушений в налоговой сфере в общем и общая методика в частности, помимо решения своей непосредственной задачи, может служить инструментом реализации налоговой политики и обеспечения налоговой реформы. При ее эффективном использовании будет получена ценнейшая информация об уровне налогового бремени конкретных предприятий, обобщенная в группы, что скажется на качестве и скорости принятия управленческих решений в налоговой сфере субъектами государственного
регулирования экономики на макро- и микроуровне.
Финансовый анализ позволяет на основе изучения небольшого количества основных финансовых показателей составить представление о финансовохозяйственной деятельности предприятия, особенностях его бизнеса. Проведение такого анализа необходимо для индивидуальной работы с хозяйствующим субъектом в случае установления признаков, говорящих о подготовке и совершении нарушений в налоговой сфере.
В этом отчасти реализуются принципы достоверности и объективности, системности.
Предлагаемая методика содержит не только совокупность анализируемых показателей, но и способ их расчета. Предлагаемый вариант не единственный, поскольку особенностью нерегламентированных методик является неоднозначность расчета того или иного показателя, зависящая от точки зрения аналитика и доступа к прочей информации. Методика базируется на исследованиях ведущих ученых в сфере финансового анализа А.Д. Шеремета [73], [74], В.В.
Ковалева [36], Л. А. Бернстайн [21] и др.
Анализ производится в разрезе:
- имущественного положения;
- ликвидности;
- финансовой устойчивости;
- деловой активности;
- эффективности деятельности.
Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (пассивами или обязательствами). Эти сведения представлены в бухгалтерском балансе. В экономической литературе рекомендуют исследовать имущественное состояние
предприятия при помощи аналитического баланса, где сведены воедино и систематизированы все основные имущественные показатели. Однако для анализа большого количества предприятий за ряд отчетных периодов удобно воспользоваться небольшим количеством основных имущественных показателей:
1. Активы
2. Чистые активы = (Активы) - (Обязательства)
3. Собственные средства
4. Оборотные средства
5. Собственные оборотные средства
6. Доля основных средств в активах = (Основные средства)/(Активы)
Изменение показателей за ряд отчетных периодов дает достаточно полную картину динамики имущественного положения.
Таблица 3.2.1 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 3.2.2 | ||||||||||
|
Финансовая устойчивость предприятия определяет долгосрочную (в отличие от ликвидности) стабильность. Она характеризует финансовое положение с точки зрения достаточности и эффективности использования собственного капитала. Показатели устойчивости дополняют показатели ликвидности.
Если ликвидность недостаточна, но финансовая устойчивость не потеряна, то предприятие имеет шанс уйти от банкротства. Если потеряна и она, то предприятие - прямой кандидат в банкроты.
Любое негативное явление, совокупность обстоятельств может привести к его краху.
Наиболее информативен расчет показателей финансовой устойчивости по источникам покрытия потребностей предприятия в запасах и затратах.
Запасы и затраты (ЗЗ) рассчитываются по формуле
ЗЗ=Ф.1(стр.210-стр.216+стр.220) (3.2.4)
В источники обеспечения входят:
источники собственных средств (ИСОС), рассчитываемые по формуле
ИСОС=Ф.1(стр.490-стр.190); (3.2.5)
кредиты банка и займы, используемые для финансирования запасов и затрат (КБЗ)
КБЗ=Ф.1(стр.510+стр.610); (3.2.6)
кредиторская задолженность, используемая для формирования запасов, которая рассчитывается по формуле
КЗ=Ф.1(стр.621+стр.622+стр.627). (3.2.7)
Абсолютная финансовая устойчивость предприятия характеризуется соотношением
ИСОС ЗЗ. (3.2.8)
При этом предприятие не зависит от внешних кредиторов, запасы и затраты полностью покрываются собственными ресурсами.
Предприятие имеет нормальную финансовую устойчивость, если
ИСОС ЗЗ ИСОС + КБЗ + КЗ. (3.2.9)
Это соотношение показывает, что предприятие использует все источники финансовых ресурсов и полностью покрывает запасы и затраты.
Если
ЗЗ ИСОС + КБЗ + КЗ, (3.2.10)
то финансовое состояние неустойчиво. Для покрытия запасов и затрат предприятие вынуждено привлекать дополнительные источники, выходящие за пределы нормальных (просроченную задолженность, часть внеоборотных
активов и т.д.).
Анализ финансовой устойчивости удобно дополнить анализом показателей, представленных в табл.3.2.3.
Таблица 3.2.3 | ||||||||||||
|
Таблица 3.2.4 | |||||||||||||||||||||
|
7. Фондоотдача основных средств и внеоборотных активов Фотд | (Выручка от реализации продукции, работ, услуг) / (Средняя величина внеоборотных активов) | Показывает отдачу (в денежном исчислении) внеоборотных активов, т.е. сколько продукции в руб. приходится на 1 руб. внеоборотных активов за период |
8. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала КСК | (Выручка от реализации продукции, работ, услуг) / (Средняя величина собственных средств) | Отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) собственного капитала предприятия |
Оценить деловую активность можно при помощи анализа показателей оборачиваемости, представленных в табл.3.2.4. Средняя величина коэффициентов определяется как среденехронологическая за определенный период (по количеству имеющихся данных).
В простейшем случае ее можно определить как полусумму показателей на начало и конец отчетного периода.
Оценку эффективности деятельности можно провести с помощью анализа коэффициентов рентабельности, представленных в табл.3.2.5.
Таблица 3.2.5 | |||||||||||||||
|
Таблица 3.2.6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В силу определенных обстоятельств предприятия становятся убыточными. Подобная тенденция в долговременном периоде угрожает существованию предприятия. В таких ситуациях требуются решительные традиционные, а иногда и нетрадиционные методы выхода из сложившегося положения.
Некоторое время предприятие еще может существовать по старому. Продолжительность этого периода напрямую зависит от финансового и имущественного положения - своего рода запаса живучести.
Со временем долги растут, причем как контрагентам и собственным работникам, так и бюджету. Постепенно в сознании собственников и высшего руководства возникает, а затем и превращается в основную, идея реформирования предприятия.
Как правило, этому предшествует смена собственников и/или топ-менеджеров.
Реформирование предприятия может осуществляться различными способами. В целом можно выделить ряд составляющих, прежде всего это:
- реструктуризация имущественного комплекса - приведение в соответствие активов предприятия его производственной программе (реальной и перспективной);
- изменение организационной структуры предприятия с использованием современных научных достижений - через описание существующих бизнес-процессов и их реструктуризацию;
- выделение в самостоятельные предприятия отдельных самодостаточных вспомогательных производств, дозагрузка их сторонними заказами;
- реструктуризация обязательств предприятия - изменение сроков и условий их исполнения по согласованию с другой стороной.
В принципе, основными целями проводимого реформирования должны являться, прежде всего, повышение эффективности деятельности предприятия или группы предприятий, созданных на основе прежнего имущественного комплекса, а также повышение их совокупной рыночной стоимости.
Проблема антикризисного управления крупными промышленными предприятиями, особенно градообразующими в силу их социальной важности, не сумевшими по различным причинам эффективно работать в рыночных условиях, имеет общегосударственное значение.