darkcatalog.ru информация от партнеров         d9e5a92d

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО прогнозирования


Программа работ по МОБ включает разработку комплекса таблиц, характеризующих сложившуюся систему производственных связей на отраслевом уровне. Все таблицы взаимосвязаны между собой.
Информационная основа составления МОБ – это данные обследования результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики и текущей статистики. Также для построения МОБ Госкомстат РФ проводит выборочные обследования состава затрат на производство и реализацию продукции и услуг. Отбор предприятий осуществляется дифференцировано по отраслям экономики с учетом их специфических особенностей.
Назначение МОБ:
1. Анализ МОБ дает комплексную характеристику процессов, происходящих в экономической системе в целом и ее отдельных частях.
2. МОБ позволяет определить возможные масштабы развития структуры экономики страны с целью выбора наиболее оптимальных вариантов
3. МОБ позволяет как бы проиграть возможные варианты правительственной политики в финансовой сфере, сфере потребления, в частности, цены на товар, услуги, пошлины, налоги, льготы, субсидии.
С помощью балансового метода формируются следующие пропорции:
а) внутриотраслевые (например, в металлургии – это соотношения добычи руды, выплавки стали, производства чугуна и т.д.);
б) межотраслевые (например, взаимосвязи между отраслями добывающими и обрабатывающими);
в) территориальные (устанавливаются взаимосвязи, возникающие внутри регионов и между ними);
г) общеэкономические (между производством и потреблением)

Контрольные вопросы

9. 1. Перечислите объекты отраслевого прогнозирования и раскройте сущность построения их прогнозов.


9.2. По каким признакам осуществляется классификация отраслевых прогнозов? Раскройте их сущность.
9.3. Перечислите основные принципы отраслевого прогнозирования, раскройте их содMржание.
9.4. В чем заключается процедура разработки отраслевых прогнозов? Каковы ее этапы?
9.5. Перечислите основные разделы отраслевого прогноза?
9.6. В чем заключается сущность методологии отраслевого прогнозирования?
9.7. Какую модель применяют в отраслевом прогнозировании и в чем ее сущность?
9.8. Дайте определение понятия межотраслевой баланс
9.9. Какое название имеет в зарубежной практике межотраслевой баланс и кто является автором этой модели?
9.10. В чем заключается назначение межотраслевого баланса?
9.11. Какие пропорции формируются с помощью балансового метода?
10. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Данная глава посвящена вопросам организации государственного прогнозирования социально-экономического развития России. В ней показаны сущность государственного прогнозирования, система государственных прогнозов, особенности разработки государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, организационная структура государственного прогнозирования, сложившаяся в РФ.

Ключевые слова: государственное прогнозирование социально-экономического развития страны, концепция социально-экономического развития страны, программа социально-экономического развития страны, федеральные целевые программы, региональные прогнозы, законодательные органы, исполнительные органы, организационная структура государственного прогнозирования.

10.1. Сущность государственного прогнозирования
социально-экономического развития страны

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации регламентируются Федеральным Законом от 23.06.95 г. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. Согласно этому документу государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - это система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Прогноз социально-экономического развития страны является основой для разработки макроэкономических программ.
Система государственных прогнозов, сложившаяся в Российской Федерации:
1) государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
2) концепция социально-экономического развития страны - это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлений и средств реализации указанных целей;
3) программа социально-экономического развития страны - это рабочий документ правительства, в котором указывается комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития страны, предлагаются конкретные мероприятия и средства их достижения;
4) федеральные целевые программы, направленные на преодоление отдельных острых проблем социально-экономического развития страны.
Разработке государственного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предшествует анализ, осуществляемый по следующим блокам: оценка демографической ситуации в стране; оценка накопленного национального богатства; анализ социальной структуры общества; оценка внешнеэкономической деятельности; оценка научно-технического потенциала; оценка состояния природных ресурсов.
Прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается в нескольких вариантах (сценариях). Он включает в себя комплекс количественных и качественных характеристик и состоит из следующих основных блоков(рис. 2).
Первый раздел государственного прогноза социально-экономического развития страны - макроэкономические показатели (сводный раздел). Здесь представлены прогнозные оценки ВНП, национального дохода, объема выпуска продукции, объема и динамики основных фондов, оборотных средств, темпов инфляции, трудовых ресурсов в целом по стране.
Второй раздел прогноза – отраслевые прогнозы. Показатели данного раздела раскрывают размер спроса на продукцию отрасли и отраслевые возможности по выпуску продукции.
Региональные прогнозы – следующий третий раздел. В нем приводятся основные характеристики развития регионов России, которые группируются в соответствии с достигнутым уровнем социально-экономического развития на проблемные, развивающиеся, развитые. В этой части прогноза определяются суммы, выделяемые на поддержку проблемных регионов страны.



















Рис. 2. Типовая структура прогноза социально- экономического
развития страны

Четвертый раздел государственного прогноза социально-экономического развития посвящен прогнозу социального развития и прогнозным оценкам уровня жизни населения. Здесь представлены показатели функционирования сферы обслуживания населения; показатели, характеризующие уровень доходов населения и распределение их по социальным группам.
Прогноз воспроизводства основных фондов и инвестиций – следующий раздел государственного прогноза. В нем приведены показатели ввода и выбытия основных фондов, степень изношенности основных фондов и эффективность их использования.
Прогноз трудовых ресурсов и занятости – обязательный элемент государственного прогноза, содержащий прогнозные оценки уровня безработицы, уровень квалификации трудовых ресурсов, уровня производительности труда (среднего по стране).
Прогноз социально-экономических предпосылок и последствий НТП представляет основные направления НТП, показатели, характеризующие степень влияния НТП на уровень жизни населения, на состояние окружающей среды.
Прогноз экономического использования природных ресурсов - предлагает показатели ввода, вовлечения в экономические процессы основных видов природных ресурсов и расчеты по затратам на восстановительные мероприятия.
Прогноз внешнеэкономических связей и условий – обязательный структурный элемент государственного прогноза, в котором приводятся показатели товарно-географической структуры экспорта и импорта страны, основные показатели платежного баланса страны, объема и структуры средств, полученных от продажи патентов и лицензий на право осуществления внешнеэкономической деятельности.

10.2. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации на
долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу

Прогноз социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития страны, пути и средства достижения указанных целей.
Порядок разработки прогноза социально-экономического развития страны и порядок разработки Концепции на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации. Данные прогноз и Концепция на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.
В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.



Содержание раздела