d9e5a92d

Временная администрация

  • размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;
  • предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
  • предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;
  • перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
  • отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
  • дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;
  • прощения долга кредитной организации;
  • новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

При рассмотрении плана санации, в Банке России анализируется финансовое состояние (в первую очередь платежеспособность) учредителей (участников), желающих оказать финансовую помощь, для определения реальности того или иного мероприятия.
Для улучшения финансового состояния банка его руководство может так же прибегнуть к изменению структуры активов и структуры пассивов кредитной организации.
Изменение структуры активов кредитной организации может предусматривать:
1) улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами;
2) приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;
3) сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление;
4) продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией;
5) иные меры по изменению структуры ее активов.
Когда банк испытывает трудности, в большинстве случаев это сказывается на стоимости его активов в виде выданных ссуд. Существуют два варианта решения: исключение сомнительных активов из баланса или сохранение их на балансе.
Сохранение. Если предполагается сохранить активы на балансе банка, есть две возможности улучшить состояние его активной части.

Первая возможность - повысить вероятность выплаты основной суммы долга и процентов до такой степени, что это уже не будет вызывать никаких сомнений. Другой возможностью, которая также позволит оставить активы в бухгалтерских книгах банка, может быть изыскание банком дополнительных или лучших источников дохода, которые компенсировали бы убытки полностью или частично.
Повышение вероятности получения платежей. Для повышения вероятности получения платежей можно действовать по трем основным направлениям.

  • Во-первых, приложить дополнительные усилия к возвращению ссуды, что может улучшить ситуацию с выполнением платежей, возможно в ущерб другим кредиторам.
  • Во-вторых, укрепить внутренний потенциал должников по осуществлению платежей, например посредством реструктуризации их долга или с помощью государственных субсидий или субсидий центрального банка. Реструктуризация долга может быть произведена только в отношении конкретного банка, либо во взаимодействии с другими кредиторами, в число которых входят как банки, так и небанковские предприятия. При подобной реструктуризации может предусматриваться содействие правительства или центрального банка.
  • В-третьих, усилить обеспечение выданной ссуды путем использования альтернативной формы обеспечения, например, заменив ипотеку залогом товарно-инвентарных запасов. Помимо поиска альтернативной формы можно предусмотреть и альтернативный источник обеспечения, например, в виде гарантии или другой формы обеспечения, предоставляемой третьей стороной, которой выгодно помогать банку.

Увеличение дохода. Можно добиться компенсации убытков за счет увеличения дохода следующими двумя способами:

  • Во-первых, можно рассмотреть возможность продажи определенной части фамильных драгоценностей, например, высококачественных ссуд или прибыльных подразделений банка. В кризисной ситуации можно прибегнуть и к этому.
  • Во-вторых, были случаи в мировой практике, когда правительство или центральный банк предлагали банкам финансирование по низким ставкам, за счет которого банки могли приобрести высокоприбыльные активы. Данный метод равнозначен субсидированию доходов банка.

Недостатком сохранения низкодоходных активов на балансе банка является то, что это нисколько не улучшает общее состояние баланса. Если стоит задача восстановления прибыльности активов в целом, прибыль, получаемая за счет дополнительных или улучшенных источников дохода, должна быть выше обычного уровня, учитывая возрастающие накладные расходы на управление.



В этой связи полезно напомнить, что в условиях современной банковской деятельности даже самая незначительная проблема в функционировании ссуды, требующая дополнительного внимания персонала банка, очень быстро может сделать эту ссуду неприбыльной.
Одним из способов улучшение структуры активов может быть также получение новой гарантии, например, от одного из основных акционеров предприятия-должника. Качество этой гарантии должно быть очень высоким, учитывая большую вероятность того, что она будет использована.

Договорная документация должна быть составлена самым тщательным образом, а финансовые возможности гаранта и его готовность выполнить свои гарантийные обязательства не должны вызывать ни малейших сомнений. Но здесь надо белее осторожней относится к гарантиям органов государственной власти, как показывает практика от них трудно получить реальные деньги.
Одним из возможных методов обеспечения полной выплаты кредитору предоставленной им ссуды является требование к гаранту внести депозит на условный счет в банке-кредиторе или в другом банке в размере требования к сомнительному должнику. Банк-кредитор может получить прямой доступ к данному депозиту только в случае невыполнения должником своих обязательств.
Можно предусмотреть и другие виды предоставляемого третьей стороной обеспечения, такие как закладная на ее имущество, залог в виде принадлежащих ей определенных активов и т. п. В таких случаях необходимо очень осторожно подходить к оценке стоимости предлагаемого обеспечения. Если потребуется воспользоваться гарантией или произвести отчуждение залогового обеспечения, гарант или цедент пожелают принять участие в реализации прав банка в отношении должника.

Это потребует дополнительной юридической документации. Если существуют какие-либо сомнения в финансовой устойчивости гаранта или стороны, предлагающей обеспечение, необходимо позаботиться о выборе такой правовой формы обеспечения, которая позволяла бы избежать непосредственной вовлеченности в еще одно банкротство, при том что само требование по гарантии или обеспечению будет удовлетворено лишь на пропорциональной основе вместе с требованиями других кредиторов гаранта, если вообще будет удовлетворено.
Исключение. Полное исключение сомнительных активов из баланса требует их непосредственного и полного списания или продажи третьей стороне. По возможности, следует избегать списания. Это означает потерю капитала в размере 100 процентов этих активов, уменьшает баланс и фактически сокращает размеры банка, что, как правило, не улучшает положение банка на рынке.

Если же рассматривается возможность списания данных активов, желательно компенсировать эту потерю другими доходами.
Продажа активов. При ней возникает вопрос, кому продать по номиналу актив, стоимость которого фактически снизилась? Чем меньше средств было отчислено в резерв, тем выше должна быть цена, чтобы покрыть разницу, образовавшуюся в результате снижения стоимости актива.

И наоборот, если уже созданы достаточные резервы, продажная цена может быть в соответствующей пропорции снижена. Существует несколько вариантов продажи активов:
(а) Крупный держатель акций предприятия-должника или банка может проявить готовность приобрести определенные активы, но контролирующим органам может понадобиться убедить его в этом.
(б) Еще одним вариантом продажи активов со сниженной стоимостью является создание отдельной корпорации доверительного управления, которая может приобрести данные активы. Такая специализированная корпорация, возможно управляемая (новым) руководством банка, позволяет реализовать эти активы не торопясь и тем самым по более выгодной цене.

Кроме того, она дает возможность подождать и посмотреть, не улучшится ли со временем положение должника, что увеличивает вероятность получения причитающихся с него платежей.
Изменение структуры пассивов кредитной организации может предусматривать:
1) увеличение собственных средств (капитала);
2) снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
3) увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
4) иные меры по изменению структуры ее пассивов.
Надо отметить, что кредитная организация обязана в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации уменьшить свой уставный капитал до размера чистых активов (собственных средств), если размер чистых активов (собственных средств) окажется меньше уставного капитала кредитной организации.
Наиболее эффективным способом улучшения состояния пассивов является увеличение собственного капитала. Это улучшит состояние денежных потоков банка, поскольку обязательства по выплате процентов заменяются обязательствами по выплате дивидендов, что будет иметь практическое значение только тогда, когда банк восстановит свою прибыльность.

Это также служит более надежной защитой от факторов риска, относящихся к активной стороне баланса.
Здесь, как и в случае с некоторыми методами улучшения состояния активов баланса, возникает вопрос о том, где найти субординированные займы, мелких вкладчиков и дополнительный акционерный капитал. Не рассматривая в данный момент вариант с мелкими вкладами ввиду присущего им очевидного риска, ответ на поставленный вопрос следует искать у держателей акций, других заинтересованных банков, а возможно и правительства. Дополнительные средства, необходимые для улучшения состояния как активов, так и пассивов баланса, могут быть получены практически из одних и тех же источников, независимо от того, на какой стороне баланса отражается их использование.

Степень неустойчивости пассивов, особенно вкладов частных лиц, можно уменьшить, если прибегнуть к страхованию депозитов. Однако это имеет и свои недостатки.
Изменение организационной структуры кредитной организации. Оно может осуществляться:

  • изменением состава и численности сотрудников кредитной организации;
  • изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации, а также иными способами, способствующими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

    Временная администрация

    .

Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России. Она действует в соответствии Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", иными федеральными законами и нормативными актами Банка России.
На время действия временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены (на основании акта ЦБ РФ). Банк России вправе назначить временную администрацию, если:
1) кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;
4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;
5) в соответствии с Федеральным законом О банках и банковской деятельности имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Акт Банка России о назначении временной администрации публикуется Банком России в Вестнике Банка России в течение 15 дней с момента его принятия.
Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев, но срок может быть продлен после отзыва лицензии на осуществление банковских операций на срок более шести месяцев до момента формирования органов, осуществляющих реорганизацию или ликвидацию кредитной организации, либо до момента назначения арбитражного управляющего. Общий срок действия временной администрации не может превышать 18 месяцев.
Временная администрация возглавляется руководителем временной администрации, имеющим аттестат руководителя временной администрации. Он формирует состав временной администрации и несет ответственность за ее деятельность.

Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации осуществляет деятельность от имени кредитной организации без доверенности. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем временной администрации своих обязанностей Банк России имеет право:

  • отстранить его от исполнения обязанностей руководителя временной администрации;
  • запретить ему исполнение обязанностей руководителя временной администрации на срок до одного года;
  • аннулировать выданный ему аттестат руководителя временной администрации.

При ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:

  • участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует их реализацию;
  • контролирует распоряжение имуществом кредитной организации в пределах, установленных настоящей статьей;
  • иные функции в соответствии с федеральными законами.

При осуществлении своих функций временная администрация получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации; дает согласие на совершение органами управления кредитной организации сделок, указанных ниже; обращается в Банк России с ходатайством о приостановлении полномочий органов управления кредитной организации, если они противодействуют осуществлению функций временной администрации либо если это необходимо для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации.
Органы управления кредитной организации вправе только с согласия временной администрации совершать сделки:

  • связанные с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;
  • связанные с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 1 процента балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;
  • с заинтересованными лицами в отношении кредитной организации, определяемыми в соответствии с Федеральным законом О несостоятельности (банкротстве).

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:

  • реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;
  • разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;
  • принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;
  • устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;
  • принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;
  • обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации;
  • иные функции в соответствии с федеральными законами.

При осуществлении своих функций временная администрация:

  • получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;
  • предъявляет от имени кредитной организации иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды;
  • назначает представителей временной администрации в филиалы кредитной организации, а также в органы управления ее дочерних организаций;
  • согласовывает решения совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников), за исключением решений о совершении сделок;
  • вправе отстранить членов исполнительных органов кредитной организации от работы (освободить от занимаемой должности) и приостановить выплату им заработной платы.

Временная администрация вправе только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников) в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и учредительными документами кредитной организации, совершать сделки, связанные:

  • с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;
  • с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления.

Полномочия временной администрации могут быть расширены решением Совета директоров (наблюдательным советом) банка.
В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации:

  • исполнительные органы кредитной организации не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами кредитной организации;
  • решения иных органов управления кредитной организации вступают в силу после их согласования с временной администрацией.

В случае установления оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона О банках и банковской деятельности, руководитель временной администрации обязан направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии.
При приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации (далее - мораторий) на срок не более трех месяцев. При этом в течение срока действия моратория:

  • не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты;
  • не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основе решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента назначения временной администрации;
  • запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) кредитной организации о выделе ему доли (вклада) в уставном капитале кредитной организации в связи с его выходом из состава ее учредителей (участников).

На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в размере, установленном на момент введения моратория, без учета начисленных процентов, а также примененных неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций начисляются проценты по ставке рефинансирования Банка России.
Действие моратория не распространяется:

  • на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  • на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной организации.

Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации с момента назначения временной администрации может отказаться от исполнения договора кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом О несостоятельности (банкротстве).
В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации сделка, совершенная кредитной организацией, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации.
Расходы временной администрации, включая расходы на оплату труда членов временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации. Смета расходов временной администрации утверждается Банком России.

Временная администрация отчитывается перед Банком России в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:

  • в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;
  • при передаче дел арбитражному управляющему;
  • по другим основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России.

Полномочия руководителей кредитной организации, отстраненных на период деятельности временной администрации от исполнения своих обязанностей, восстанавливаются после прекращения деятельности временной администрации, если руководители кредитной организации не освобождены от них в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Если виновными действиями временной администрации причинен вред кредитной организации, то учредители (участники) кредитной организации, владеющие в совокупности не менее чем 1 процентом уставного капитала кредитной организации, вправе обратиться в арбитражный суд с иском к руководителю временной администрации о возмещении кредитной организации реального ущерба. Учредители (участники) кредитной организации, владеющие в совокупности не менее чем 1 процентом уставного капитала кредитной организации, вправе обратиться в арбитражный суд с иском к Банку России о возмещении кредитной организации реального ущерба, если он нанесен в результате необоснованного назначения временной администрации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем временной администрации своих обязанностей, которое повлекло убытки для кредитной организации, может являться основанием для отзыва лицензии арбитражного управляющего. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем временной администрации своих обязанностей Банк России вправе обратиться в государственный орган Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению с ходатайством об отзыве у него лицензии арбитражного управляющего.



Содержание раздела