d9e5a92d

Понятие несостоятельности кредитной организации

Не производится также помещение расчетных документов в картотеку к внебалансовому счету N 90904 Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации (при отсутствии денежных средств на счете банка-респондента или их недостаточности). Все поступающие от взыскателей в этот период расчетные документы, в том числе инкассовые поручения на взыскание денежных средств по исполнительным документам, подлежат возврату. Кредитная организация-корреспондент вправе совершать по счетам кредитной организации-респондента операции, предусмотренные пунктами 2.1, 5, 6 Положения Банка России от 2.04.96 N 264 Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации. В частности, операции, касающиеся получения дебиторской задолженности и доходов от ранее проведенных банковских операций, а также расходования денежных средств, связанных с продолжением функционирования кредитной организации.
Для более полного удовлетворения требований кредиторов и вкладчиков ликвидируемых кредитных организаций, сокращения времени ликвидационных процедур БР выпустил Письмо от 22 июня 1998 г. N 04-33-3/2442.
В этом письме он просил направить в адрес Департамента по организации банковского санирования информацию об активах кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, подлежащих продаже (реализации) в процессе ликвидации. Данная информация должна быть представлена конкурсными (арбитражными) управляющими с согласия комитета кредиторов.
Так же у кредитных организаций возникали вопросы по поводу порядка предоставления Банком России кредитов, банкам проводящим мероприятия по финансовому оздоровлению проблемной кредитной организации. Эти вопросы разъяснились с выпуском Положения ЦБР от 25 июня 1998 г. 38-П О порядке предоставления Центральным банком Российской Федерации кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации. Согласно ст.36 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) указанные кредиты могут предоставляться банкам-санаторам в пределах общего объема выдаваемых Банком России кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Кредиты предоставляются банку-санатору, который осуществляет мероприятия по финансовому оздоровлению (санации) проблемного банка, банкротство которого может угрожать стабильности банковской системы.

При этом банк санатор должен быть отнесен к категории финансово стабильных банков в соответствии с критериями, установленными письмом Банка России от 28.05.97 N 457 О критериях определения финансового состояния банков. Кредит предоставляется банку-санатору на покрытие недостатка его ликвидности, обусловленного осуществлением мероприятий по финансовому оздоровлению проблемного банка.

Этот кредит предоставляется в валюте Российской Федерации в размере не более 50% от объема финансовой помощи, которую планируется оказать проблемному банку, на срок до одного года по процентной ставке, устанавливаемой Советом директоров Банка России.
По состоянию на 1 октября 1998 года по 174 кредитным организациям арбитражными судами были приняты решения об их ликвидации в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако в 140 кредитных организациях судебные решения их учредителями (участниками) не выполнены. В ряде случаев созданные учредителями (участниками) банка ликвидационные комиссии так и не приступили к работе либо устранились от выполнения своих обязанностей. В соответствии с этим ЦБ РФ выпустил Письмо от 28 октября 1998 г. N 306-Т Об ускорении процесса ликвидации кредитных организаций, осуществляемой по решению арбитражного суда в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. В целях ускорения процесса ликвидации, а также защиты интересов кредиторов и вкладчиков рекомендуется территориальным учреждениям Банка России в случае наличия кредитных организаций, учредители (участники) которых не выполняют решения судов о ликвидации, обратиться в арбитражный суд, принявший решение о ликвидации, с заявлением в порядке статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об изменении способа исполнения решения суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора.

Указанный порядок территориальным учреждениям Банка России следует применять также в случаях, когда решением суда на учредителей (участников) не возложена обязанность по осуществлению ликвидации кредитной организации. Если ликвидационная комиссия (ликвидатор) в течение длительного срока не приступает к работе в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также в случае недостаточности имущества кредитной организации, территориальное учреждение Банка России должно рекомендовать ликвидационной комиссии (ликвидатору) обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве кредитной организации на основании статьи 174 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) (с учетом требований статьи 9 указанного Федерального закона).


В Федеральном законе О несостоятельности (банкротстве) 6-ФЗ не был приведен список документов необходимых для аннулирования в Книге государственной регистрации кредитных организаций записи о регистрации кредитной организации. По этому 11 ноября 1998 года вышло Указание Банка России N 408-У О перечне документов, необходимых для рассмотрения вопроса об аннулировании в Книге государственной регистрации кредитных организаций записи о регистрации кредитной организации.
Этим Указанием Центральный банк Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых для этого.
При завершении ликвидации кредитной организации ликвидационная комиссия (ликвидатор, конкурсный управляющий) обязана представить территориальному учреждению Банка России по месту своего нахождения следующие документы:

  • окончательный ликвидационный баланс с приложениями, предусмотренными абзацами первым - пятым пункта 4.5 Указания Банка России от 19 декабря 1997 г. N 85-У О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и окончательного ликвидационного баланса кредитных организаций и порядке их согласования территориальными учреждениями Банка России;
  • информационное письмо налоговой инспекции о снятии кредитной организации с учета;
  • справку о взаиморасчетах кредитной организации с Пенсионным фондом Российской Федерации;
  • копию заявления в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации о снятии с учета;
  • копию уведомления, направленного в Фонд социального страхования, о принятом решении о ликвидации кредитной организации и снятии ее с учета;
  • копию уведомления, направленного в Государственный фонд занятости Российской Федерации, о ликвидации кредитной организации и снятии ее с учета в соответствии с действующим законодательством о занятости населения;
  • копию уведомления, направленного в Государственный комитет Российской Федерации по статистике, о ликвидации кредитной организации и снятии ее с учета в соответствии с действующим законодательством о статистической отчетности;
  • акт о передаче архива кредитной организации в учреждение Федеральной архивной службы Российской Федерации, или о размещении архива в ином месте (у учредителей, в территориальном учреждении Банка России и др.), либо об утрате (уничтожении) архива (части архива), если архив или часть его утрачены (уничтожены);
  • акт (акты) об уничтожении печатей кредитной организации и ликвидационной комиссии (ликвидатора, конкурсного управляющего);
  • документы, подтверждающие закрытие филиалов и представительств кредитной организации;
  • заявление о закрытии корреспондентского счета, открытого в территориальном учреждении Банка России.

В дополнение к этим документам ликвидационная комиссия (ликвидатор, конкурсный управляющий) в зависимости от вида ликвидации представляет следующие документы:

  • при ликвидации по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации:
  • копию публикации в средствах массовой информации о ликвидации кредитной организации и о порядке и сроке заявления требований ее кредиторов;
  • при добровольной ликвидации, осуществляемой учредителями (участниками):
  • решение (протокол собрания) учредителей (участников) об утверждении окончательного ликвидационного баланса, а в случае осуществления ликвидационных процедур ликвидатором, назначенным арбитражным судом, - отчет ликвидатора, утвержденный этим арбитражным судом;
  • при добровольном объявлении о банкротстве кредитной организации в соответствии со статьями 181-182 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) или по статье 51 Закона Российской Федерации О несостоятельности (банкротстве) предприятий (в случае, если ликвидационные процедуры начаты до введения в действие Федерального закона О несостоятельности (банкротстве)):


  • копии публикаций в Вестнике Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению объявления о банкротстве кредитной организации и ее ликвидации;
  • решение (протокол собрания) кредиторов с участием учредителей (участников) ликвидируемой кредитной организации об утверждении окончательного ликвидационного баланса;


  • при ликвидации кредитной организации в порядке конкурсного производства по решению арбитражного суда:
  • решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства;
  • определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Третий эта развития законодательства начался 25 февраля 1999 года с выходом Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" 40-ФЗ. Положения этого закона будут рассматриваться далее, так что здесь будут выделены основные моменты данного закона:

  1. Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признание арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
  2. В соответствии со статьей 3 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций существуют следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:
  • финансовое оздоровление кредитной организации;
  • назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее - временная администрация);
  • реорганизация кредитной организации.
  1. При банкротстве кредитной организации применяются процедуры наблюдения и конкурсное производство. При чем, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные законом "О несостоятельности (банкротстве)", не применяются.
  2. Руководитель временной администрации должен иметь аттестат руководителя временной администрации. Аттестат руководителя временной администрации выдается Банком России лицу, имеющему лицензию арбитражного управляющего и соответствующему квалификационным требованиям Банка России. Арбитражный управляющий при банкротстве кредитной организации должен иметь лицензию арбитражного управляющего, выданную государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь аттестат, выданный Банком России.

В этом законе не указаны квалификационные требования к руководителям временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации. В связи с этим было выпущено Положение ЦБР от 25 марта 1999 г. N 71-П О порядке выдачи и аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации.

Оно регулировало вопросы по поводу объема квалификационных требований, порядка выдачи, продления и аннулирования аттестатов Банка России руководителям временных администраций по управлению кредитными организациями и арбитражным управляющим при банкротстве кредитных организаций.
Положением ЦБР от 21 июля 1999 г. 84-П это Положение отменено с 23 июля 1999 года. В настоящее время действует зарегистрированное в Минюсте РФ Положение ЦБР от 21 июля 1999 г. 83-П О порядке выдачи и аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации.
При процедуре банкротства возникали вопросы по поводу открытия и ведения корреспондентских счетов в ин. валюте конкурсных управляющих банками. Этот вопрос был решен с выходом Положения ЦБР от 26 апреля 1999 г. 75-П О порядке открытия и ведения корреспондентских счетов в иностранной валюте ликвидационных комиссий (конкурсных управляющих, ликвидаторов) кредитных организаций уполномоченными банками.

В этом письме говорится, что в целях аккумулирования денежных средств в иностранной валюте кредитная организация, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в том числе предусматривающая осуществление операций со средствами в иностранной валюте, вправе открыть в Сберегательном банке Российской Федерации либо Внешторгбанке России или по согласованию с Банком России в другом банке корреспондентский счет в иностранной валюте по необходимым видам иностранной валюты.
Так же в законе не был указан порядок публикации объявления о ликвидации кредитной организации Вестнике Банка России. ЦБ РФ урегулировал этот вопрос Указанием от 7 июля 1999 г. N 602-У О порядке публикации объявления о ликвидации кредитной организации в Вестнике Банка России.
В соответствии со статьей 26 ФЗ-40 "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" существует мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации, но механизм его применения до14 июля 1999 года не был прописан. Положение ЦБР от 14 июля 1999 г. 81-П О порядке рассмотрения Банком России ходатайства временной администрации по управлению кредитной организацией о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации описала этот механизм.
Так же в июле 1999г. вступила в силу Инструкция 84-И от 12 июля 1999г. "О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций". Эта инструкция устанавливает особенности порядка осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

В этой инструкции обобщена вся информация по требованиям Банка России к плану санации кредитной организации, а так же об отчете о выполнении плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
8 июля 1999 года вышел Федеральный закон 144-ФЗ О реструктуризации кредитных организаций. Этот Федеральный закон устанавливает порядок и условия осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций.

Под реструктуризацией кредитной организации понимается комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для осуществления этих мероприятий создается Агентство по реструктуризации кредитных организаций.
Агентство по реструктуризации кредитных организаций является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определены Федеральным законом О некоммерческих организациях и настоящим Федеральным законом. Получение прибыли не является целью деятельности Агентства.

Целью деятельности Агентства является реструктуризация кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства. Агентство осуществляет следующие функции:

  • принимает под свое управление кредитные организации;
  • участвует в формировании органов управления кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства;
  • осуществляет мероприятия по реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства;
  • привлекает необходимые финансовые средства для реализации мероприятий по реструктуризации кредитных организаций;
  • создает организации, в том числе кредитные, необходимые для осуществления задач и функций Агентства;
  • взаимодействует с Правительством Российской Федерации и Банком России при осуществлении мероприятий по реструктуризации кредитных организаций;
  • осуществляет иные функции, направленные на достижение поставленной перед Агентством цели.

Мероприятий по реструктуризации кредитных организаций проводятся, если в течение шести месяцев, предшествующих принятию решения о направлении Банком России предложения о передаче кредитной организации под управление Агентства в соответствии с настоящим Федеральным законом, кредитная организация:

  • имела долю вкладов граждан не менее 1 процента совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях Российской Федерации;
  • имела долю активов не менее 1 процента совокупной доли активов кредитных организаций Российской Федерации в виде предоставленных юридическим лицам кредитов (займов), за исключением кредитов (займов), предоставленных кредитным организациям;
  • имела долю вкладов граждан не менее 20 процентов совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
  • имела долю активов не менее 20 процентов совокупной доли активов кредитных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Кредитная организация может перейти под управление Агентства в случае, если достаточность ее капитала, не превышает 2 процентов и она не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации. Если вышеперечисленные условия выполняются то банк переходит под управление АРКО.

При этом осуществляются мероприятия по реструктуризации кредитной организации в условиях, позволяющих Агентству определять решения кредитной организации по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания учредителей (участников) данной кредитной организации, в том числе по вопросам ее реорганизации или ликвидации.
В соответствии с этим законом применяются следующие процедуры:

  • обследование кредитной организации;
  • реструктуризация кредитной организации.

Обследование кредитной организации применяется в целях определения возможности Агентства принять кредитную организацию под свое управление. Оно начинается с получения Агентством предложения Банка России о переходе кредитной организации под управление Агентства и завершается моментом перехода кредитной организации под управление Агентства или отказом Агентства от перехода кредитной организации под его управление и не должно превышать 90 дней.
При реструктуризации Агентство вправе в отношении кредитной организации, находящейся под его управлением:

  • принимать решения об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, предусмотренных Федеральным законом О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций;
  • увеличивать и уменьшать уставный капитал кредитной организации;
  • принимать решения о реорганизации кредитной организации;
  • продавать или иным образом передавать права на акции (доли) кредитной организации, принадлежащие Агентству, третьим лицам;
  • в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона обращаться в суд с требованием о признании сделок, совершенных кредитной организацией в течение трех лет до момента перехода кредитной организации под управление Агентства, недействительными;
  • предоставлять займы, размещать депозиты, предоставлять обеспечение, оказывать иные виды финансового содействия кредитной организации;
  • осуществлять иные меры и мероприятия в целях восстановления финансового положения кредитной организации;
  • осуществлять процедуры ликвидации кредитной организации.

Агентство реализует эти меры через органы управления кредитной организации. При осуществлении мероприятий по реструктуризации кредитной организации Агентство удовлетворяет требования кредиторов в порядке и очередности, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации.

Понятие несостоятельности кредитной организации и факторы, влияние которых может привести к банкротству кредитной организации.


В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признание арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Под неспособностью кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам данный закон понимает неисполнение кредитной организацией соответствующих обязанностей и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течении одного месяца с момента наступления даты их исполнения. Под этим понимается неисполнение кредитной организацией своих обязательств перед клиентами, партнерами, бюджетом, органами государственного управления и так далее.
Существует множество факторов, влияние которых приводит кредитные организации к несостоятельности (банкротству). Эти факторы можно условно разделить на две большие группы:

  1. внешние;
  2. внутренние.

Внешние факторы. К ним можно отнести политическую и общеэкономическую ситуацию в стране, состояние финансового рынка, надежность банков- партнеров, надежность клиентов. На эти факторы в большинстве случаев кредитная организация повлиять не может.

Но, как известно, банк сам может выбирать своих партнеров и клиентов и тем самым он может ограничить влияние этих факторов. Но отдельный банк (если он не является системообразующим) не может повлиять на общеэкономическую, политическую ситуацию в стране, а также на состояние финансового рынка.
Внутренние факторы. В эту группу факторов входят: стратегия банка, обеспеченность собственным капиталом, уровнем квалификации кадров и уровнем менеджмента, внутренней политикой банка. На эту группу факторов банк имеет непосредственное влияние.

Любой банк вырабатывает свою собственную стратегию поведения на рынке. При приеме сотрудников на работу, банковский менеджер может достичь нужного ему уровня квалификации сотрудников.

Как известно, чем выше уровень квалификации, тем меньше вероятность возникновения проблем у банка из-за некомпетентности его сотрудников. Уровень менеджмента также напрямую зависит от квалификации менеджера и здесь немаловажную роль играет опыт работы в данной области.

Внешние факторы.


Одним из наиболее важных внешних факторов является политическая ситуация в стране. Она определяется идеологией партии, находящейся у власти, и высшего руководства страны.

Так как политическая стабильность - важнейшее условие успешного развития рынка банковских услуг, аналитический отдел банка должен отслеживать социально-политическую ситуацию в стране с корректировкой на неизбежную оппозицию со стороны других партий с тем, чтобы прогнозировать возможные варианты развития событий. При этом банки с агрессивной политикой прилагают значительные усилия для формирования необходимой им (или устранения нежелательной) экономической политики.
Банки с консервативной политикой отслеживают и прогнозируют возможное развитие социально-политической ситуации для выработки различных вариантов стратегии банка, которые могут применяться в различных социально-политических и экономических условиях.



Содержание раздела