d9e5a92d

Субъектный состав отношений, возникающих при проведении процедур несостоятельности


2. Каковы основные черты и тенденции развития современного российского законодательства о несостоятельности (банкротстве)?
3. Обоснуйте положение, согласно которому институт несостоятельности (банкротства) является комплексным институтом права.
4. Каковы основные цели и задачи института несостоятельности (банкротства)?
5. Дайте определение несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ.
6. Каковы критерии и признаки несостоятельности (банкротства)?
7. Что такое денежное долговое обязательство?
8. Что такое обязательные платежи?
9. Какие обязательства не включаются в размер денежных обязательств?
10. На каком этапе определяются состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей?
11. Какие денежные обязательства считаются установленными?
12. Может ли быть произведена трансформация неденежного обязательства в денежное?

Субъектный состав отношений, возникающих при проведении процедур несостоятельности (банкротства)

Нормативные акты


Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1994.

N 32. Ст.

3301 (с послед. изм.). Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1996. N 5. Ст.

410 (с послед. изм.).
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 2002. N 30. Ст.

3012 (с послед. изм.).
Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 О несостоятельности (банкротстве) предприятий (утратил силу)//Ведомости СНД и ВС РФ. 1993.

N 1. Ст. 6.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ Об акционерных обществах (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1996. N 1. Ст.

1 (с послед. изм.).
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ О некоммерческих организациях (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1996. N 3. Ст.

145 (с послед. изм.).
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) (с изменениями и дополнениями, утратил силу)//СЗ РФ. 1998. N 2. Ст.

222 (с послед. изм.).
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1998. N 7. Ст.

785 (с послед. изм.).
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1999. N 9. Ст.

1097 (с послед. изм.).
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 2001. N 33 (ч.

1). Ст.

3440 (с послед. изм.).
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 2002. N 43.

Ст. 4190 (с послед. изм.).
Определение КС РФ от 5 ноября 1999 г. N 182-О По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона О банках и банковской деятельности//СЗ РФ. 1999.

N 52. Ст.

6460.
Постановление КС РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона О несостоятельности (банкротстве), касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц//СЗ РФ. 2001. N 12.

Ст. 1138.
Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 848 Вопросы Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (с изменениями и дополнениями)*(75)//СЗ РФ. 1997.

N 28. Ст.

3456 (с послед. изм.).
Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1998 г. N 202 О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (фактически утратило силу в связи с упразднением Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству)//СЗ РФ. 1998. N 8. Ст.

955.
Постановление Правительства РФ от 22 мая 1998 г. N 476 О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства (утратило силу)//СЗ РФ. 1998.

N 21. Ст.

2249.
Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 301 Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству (утратило силу)//СЗ РФ. 1998. N 23.

Ст. 2546.
Постановление Правительства РФ от 20 мая 2003 г. N 295 О представителях собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства (утратило силу)//СЗ РФ. 2003. N 21. Ст.



2012.
Постановление Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 308 Об утверждении Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 2003. N 22.

Ст. 2169 (с послед. изм.).
Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 365 Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом//СЗ РФ. 2003.

N 26. Ст.

2662.
Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 366 Об утверждении Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов//СЗ РФ. 2003. N 26. Ст.

2663.
Постановление Правительства РФ от 9 июля 2003 г. N 414 Об утверждении Правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 2003. N 28. Ст.

2939 (с послед. изм.).
Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации//СЗ РФ. 2003.

N 39. Ст.

3769.
Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих//СЗ РФ. 2005.

N 6. Ст. 464.
Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2264 О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий (с изменениями и дополнениями, утратил силу)//САПП РФ. 1993. N 52.

Ст. 5070 (с послед. изм.).
Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 О продаже государственных предприятий-должников (с изменениями и дополнениями, утратил силу)//СЗ РФ. 1994. N 6. Ст.

592 (с послед. изм.).
Приказ Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2004 г. N 202 Об утверждении Положения о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и формы выписки из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих//РГ. 2005.

4 февр.
Положение ЦБ РФ от 6 сентября 2001 г. N 2929 О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций//Вестник Банка России. 2001.

N 57-58.
Положение ЦБ РФ от 14 декабря 2004 г. N 265-П Об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций//Вестник Банка России. 2005. N 7.
Официальное разъяснение ЦБ РФ от 11 марта 2001 г. N 11-ОР О некоторых вопросах применения Инструкции Банка России от 12.07.99 N 84-И О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций//Вестник Банка России. 2001.

N 18.
Указание ЦБ РФ от 24 марта 2003 г. N 1260-У О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций (с изменениями и дополнениями)//Вестник Банка России. 2003.

N 23 (с послед. изм.).
Указание ЦБ РФ от 11 августа 2004 г. N 1487-У Об опубликовании в Вестнике Банка России сообщения кредитной организации о принятом решении о реорганизации или об уменьшении уставного капитала//Вестник Банка России. 2004.

N 58.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43 Вопросы применения Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) в судебной практике (в настоящее время фактически не применяется в связи с принятием Закона о банкротстве 2002 г.)//Вестник ВАС РФ. 1999.

N 10.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июня 2001 г. N 64 О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) (в настоящее время фактически не применяется в связи с принятием Закона о банкротстве 2002 г.)//Вестник ВАС РФ. 2001. N 9.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. N 74 Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций//Вестник ВАС РФ. 2003.

N 10.
Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона О несостоятельности (банкротстве)//Вестник ВАС РФ. 2003. N 6.
Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 О некоторых вопросах практики применения Федерального закона О несостоятельности (банкротстве)//Вестник ВАС РФ. 2005.

N3.

Основные понятия


Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) - гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных действующим законодательством. Денежное обязательство - это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору, а также по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ (вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения и т.д.).
Дисквалификация - следствие систематических недобросовестных, некомпетентных или неэффективных действий арбитражного управляющего, приводящих к ущемлению прав и законных интересов должника и его кредиторов, а также государственных интересов, влекущее лишение арбитражного управляющего лицензии на осуществление данного вида деятельности.
Должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного действующим законодательством.
Комитет кредиторов - это специальный орган кредиторов, создаваемый с целью представления интересов конкурсных кредиторов, а также с целью осуществления контроля за действиями арбитражного управляющего.
Конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, морального вреда учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам.
Обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.
Предвидение банкротства - ситуация, когда срок исполнения обязательств еще не наступил, но имеются обстоятельства, свидетельствующие, что через некоторое время должник окажется неспособным рассчитываться по денежным обязательствам с кредиторами, а также вносить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Представитель работников должника - лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении процедур банкротства.
Представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия - лицо, уполномоченное собственником имущества должника - унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур банкротства.
Представитель комитета кредиторов - лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов.
Представитель собрания кредиторов - лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов.
Представитель учредителей (участников) должника - председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур банкротства.
Регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Руководитель должника - единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
Собрание кредиторов - это специальный орган, представляющий интересы кредиторов во взаимоотношениях с должником.
Уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

Состав лиц, участвующих в деле о банкротстве

Состав лиц, участвующих в деле о банкротстве, достаточно широк. К ним относятся: - должник-гражданин или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
- конкурсный кредитор;
- арбитражный управляющий (в зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) - временный, административный, внешний или конкурсный управляющий);
- уполномоченные органы по требованиям, вытекающим из обязательных платежей;
- иные лица, в частности органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т.д.
В настоящее время Законом о банкротстве 2002 г. предоставлена возможность участия в процессе по банкротству представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т.д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, Закон о банкротстве 2002 г. предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.
Правовой статус лиц, участвующих в конкурсном процессе, зависит от многих факторов: от характера правомочий, которыми наделяет законодатель данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т.д.

Правовой статус должника

Традиционно в гражданском праве термином должник обозначается сторона во всяком гражданско-правовом обязательстве, которая должна совершить определенные действия по требованию кредитора, как то: передать товар, выполнить работу, оказать услуги, уплатить денежную сумму (ст. 307 ГК РФ).

Понятие должник, употребляемое в Законе о банкротстве 2002 г., существенно отличается от традиционно принятого: под должником понимается обязанная сторона лишь в денежном обязательстве, которая должна уплатить кредитору денежную сумму в течение срока, установленного этим законом. Закон о банкротстве 2002 г. распространяется не на всех субъектов имущественного оборота. Несостоятельными (банкротами) могут быть признаны:
- все юридические лица (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций);
- граждане:
а) зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя;
б) не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя (поскольку приведенная норма противоречит ГК РФ, то она будет введена в действие только с момента вступления в силу соответствующих изменений в ГК РФ);
в) главы крестьянских (фермерских) хозяйств (с 1 января 1995 г. глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем вследствие самого факта государственной регистрации фермерского хозяйства).
Правила, регулирующие банкротство гражданина (гл. IX Закона о банкротстве 2002 г.), применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства, с учетом особенностей последних.

Право должника на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве

Правом на обращение в арбитражный суд, как и по ранее действовавшему Закону о банкротстве 1998 г., с заявлением о признании должника банкротом наделяются должник, конкурсные кредиторы (т.е. кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия) и иные уполномоченные органы. В качестве кредиторов по денежным обязательствам могут выступать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, ликвидационная комиссия (ликвидатор).

Таким образом, Законом о банкротстве 2002 г. значительно расширен круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Основанием для возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве является заявление о признании должника банкротом (ст. 37 Закона о банкротстве 2002 г.), оформленное в соответствии с требованиями АПК РФ.
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника - юридического лица и по месту жительства должника-гражданина. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, а местом жительства гражданина согласно п. 1 ст.

20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, т.е. населенный пункт, где гражданин зарегистрирован по месту проживания.
В случае наличия у кредитора требований в меньшем размере, чем установлено законом, он имеет возможность договориться об объединении своих требований с требованиями других кредиторов для обращения в арбитражный суд с общим заявлением (ст. 39 Закона о банкротстве 2002 г.).
Закон о банкротстве 2002 г. закрепляет за должником не только право, но и обязанность подачи заявления в арбитражный суд о признании его несостоятельным (банкротом).
При каких же условиях должник может реализовать свое право на обращение в арбитражный суд? В первую очередь необходимо отметить, что заявление о признании несостоятельным (банкротом) должно быть подписано руководителем юридического лица, однако принятие решения о ликвидации юридического лица не входит в его компетенцию (так, в производственном кооперативе решение такого вопроса относится исключительной к компетенции общего собрания; государственные или муниципальные унитарные предприятия могут быть ликвидированы по решению собственника их имущества и т.д.). Обращению должника в арбитражный суд должно предшествовать решение органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами на принятие решения о его ликвидации, либо решение органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, поэтому к заявлению должника необходимо приложить решение соответствующего органа и выписку из учредительного или иного документа, подтверждающую полномочия этого органа на принятие указанного решения.

Исключение из общего правила составляют лишь случаи, когда обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника - юридического лица является обязанностью руководителя юридического лица.
Законом о банкротстве 2002 г. подробно сформулированы требования к форме, содержанию, реквизитам заявления должника.
В частности, в заявлении должны быть указаны:
- наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
- размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пени);
- обязательство должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения;
- сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности, и т.д.
Кроме того, в заявлении должны быть указаны наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего, однако перечень требований к кандидатуре временного управляющего при этом не указывается.
Вместе с тем при необходимости в заявлении должник вправе указать иные сведения, которые могут повлиять на решение по делу о банкротстве. В частности, должник вправе изложить в заявлении имеющиеся у него ходатайства о представлении необходимых документов кем-либо из кредиторов, о назначении экспертизы, о вызове свидетелей и т.д.
Таким образом, прилагаемые к заявлению документы можно подразделить на две группы:
- документы, предусмотренные АПК РФ (документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, направление копии заявления должнику и др.);
- документы, предусмотренные Законом о банкротстве 2002 г., в частности:
а) учредительные документы должника - юридического лица, свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
б) документы, подтверждающие обязательства должника перед кредиторами, наличие задолженности по указанным обязательствам (решения судов о взыскании с должника денежных средств, договоры, платежные документы, счета, акты сверки с кредиторами, справки налоговых и иных уполномоченных органов, отчет о финансовом состоянии должника);



Содержание раздела