d9e5a92d

Правовая регламентация уступки прав требования должника

Если этого невозможно достичь путем продажи предприятия, то следует применять иные меры по восстановлению платежеспособности должника. 19. Как следует из сути внешнего управления, это процедура несостоятельности (банкротства), состоящая в восстановлении платежеспособности должника с передачей полномочий по его управлению внешнему управляющему.
Судебно-арбитражная практика в настоящее время фактически исходит из того, что все требования к должнику, находящемуся во внешнем управлении, должны предъявляться только в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве 2002 г. (арбитражные суды отказывают в приеме заявлений, поданных в порядке искового производства, прекращают дела или оставляют иски без рассмотрения).
Так, Арбитражный суд Московской области отказал в принятии искового заявления ООО Финклинтекс, которое обратилось с иском к АО Клинволокно о возврате имущества из чужого незаконного владения.
Суд, отказывая в принятии искового заявления, указал, что спор не подведомствен арбитражному суду, так как в отношении ответчика возбуждено производство о несостоятельности и введено внешнее управление. При таких обстоятельствах суд посчитал, что кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в рамках процесса о банкротстве и обжаловать действия арбитражного управляющего в соответствии с положениями закона о несостоятельности.
При анализе данного судебного акта необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Основания для отказа в принятии искового заявления были исчерпывающе указаны в ст. 107 АПК РФ 1995 г., и такого основания, как неподведомственность спора арбитражному суду, в этой статье не было. Статья 22 АПК РФ 1995 г., определяющая подведомственность дел арбитражному суду, прямо указывала, что он, в частности, рассматривает споры об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

Именно такой иск и был заявлен в данном деле.
В том случае если бы дело было не подведомственно арбитражному суду, как это указано в судебном акте, оно подлежало прекращению на основании п. 1 ст. 87 АПК РФ 1995 г. (или ст.

150 АПК РФ 2002 г.). Однако суд вынес иное процессуальное решение: отказал в принятии искового заявления.
Более того, судя по характеру предъявленного к ответчику требования истец вообще не может являться кредитором должника, поскольку речь идет об истребовании имущества, которым он, по мнению истца, незаконно владеет и которое в случае признания такого обстоятельства решением суда не включается в конкурсную массу.
Предъявление подобных требований к должнику в рамках процесса о банкротстве не содержит тех процессуальных гарантий, которые присущи исковому производству.
20. Следует заметить, что ст.

109 Закона о банкротстве 2002 г. среди мер по восстановлению платежеспособности должника предусматривает перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств. Реализация таких мер неизбежно приводит к необходимости сокращать штаты, уменьшать численность работников. В этих случаях необходимо применять п. 2 ст.

81 ТК РФ. При этом следует обратить внимание на ряд важных моментов. Основание расторжения трудового договора, закрепленное в п. 2 ст.

81 ТК РФ, должно применяться с соблюдением определенных условий; основное условие - о предстоящем увольнении работники предупреждаются персонально под расписку не менее чем за два месяца. В случае отказа от расписки внешний управляющий письменно фиксирует такой отказ. Составленный в связи с этим акт должен быть подписан двумя лицами: представителем администрации и любым другим работником. Двухмесячный срок предупреждения работника о предстоящем увольнении не подлежит сокращению.

Напротив, допускается увеличение данного срока, однако при всех условиях внешний управляющий вправе расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения согласия соответствующего профсоюзного органа. Если срок предупреждения об увольнении не соблюден и работник обратился в суд, то при отказе восстановить на работе суд изменяет дату увольнения с таким расчетом, чтобы трудовой договор был прекращен по истечении установленного законом срока предупреждения.

Период, на который работнику продлен трудовой договор в связи с переносом даты увольнения, подлежит оплате.
В случае продажи предприятия все трудовые договоры, действующие на этот момент, сохраняют силу. Права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия. Стоит обратить внимание, что в Законе о банкротстве 2002 г. специально выделен вопрос о регулировании фондов потребления должника.

Кредиторы вправе ограничивать деятельность внешнего управляющего, связанную с расходованием денежных средств, исходя из основной цели внешнего управления. Это находит свое проявление в том, что решения, влекущие увеличение расходов должника на потребление, включая оплату труда работников должника, могут быть приняты внешним управляющим только с согласия собрания или комитета кредиторов.


21. В тексте Закона о банкротстве 1998 г. сам термин ускоренные процедуры банкротства не встречался.

Осуществление данных процедур было регламентировано постановлением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. N 476 О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства и принятыми в соответствии с этим постановлением Методическими рекомендациями по ускоренному порядку применения процедур банкротства от 27 августа 1998 г. N 16-р.
Введение ускоренных процедур банкротства стало возможно прежде всего за счет расширения полномочий временного управляющего, который помимо функций, предусмотренных Законом о банкротстве 1998 г., осуществлял в инициативном порядке разработку плана внешнего управления, а затем не позднее двух недель до даты проведения первого собрания кредиторов информировал кредиторов о возможности принятия решения о применении ускоренных процедур банкротства.
Если на первом собрании кредиторов принималось решение о введении внешнего управления, на этом же собрании кредиторам предлагалось утвердить план внешнего управления и один из двух вариантов проведения ускоренной процедуры банкротства.
Основным мероприятием, подлежащим осуществлению в рамках первого варианта, являлось создание на базе имущественного комплекса (предприятия) организации-должника открытого акционерного общества с замещением в составе активов должника этого имущественного комплекса на акции вновь образованного общества.
Второй вариант предусматривал продажу предприятия (бизнеса) должника в соответствии со ст. 86 Закона о банкротстве 1998 г.
Следует обратить внимание, что при реализации первого варианта в плане внешнего управления указывалась не конкретная величина уставного капитала вновь создаваемого акционерного общества, а порядок определения величины уставного капитала. Данная величина рассчитывалась на момент составления акта передачи имущественного комплекса как стоимость активов организации-должника без учета стоимости имущества, не подлежащего включению в конкурсную массу, и средств, необходимых для выполнения плана внешнего управления в соответствии с утвержденной сметой.

В случае если рассчитанная таким образом величина уставного капитала превышала 200 минимальных размеров оплаты труда, была необходима денежная оценка имущественного комплекса, вносимого в уставный капитал, осуществляемая независимым оценщиком.
При этом следует иметь в виду, что учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на базе имущества организации-должника, являлась сама организация-должник. Размещение акций осуществлялось при учреждении акционерного общества: акции размещались в собственность организации-должника.

Оплата акций общества производилась имуществом организации-должника, при этом к моменту регистрации общества оплачивалось 100% уставного капитала.
Продажа акций открытого акционерного общества, созданного на базе имущества организации-должника, а также предприятия (бизнеса) организации-должника должна была осуществляться с привлечением специализированной организации, выбор которой находился в компетенции внешнего управляющего. Кроме того, данная организация не должна была быть заинтересованным лицом в отношении должника и внешнего управляющего.
Средства, полученные от продажи акций открытого акционерного общества, созданного на базе имущества организации-должника, и предприятия (бизнеса) данной организации, направлялись на удовлетворение требований кредиторов.
Таким образом, приведенные варианты осуществления внешнего управления рассматривались в качестве мер по восстановлению платежеспособности должника. Кроме того, положения, касающиеся ускоренного порядка применения процедур банкротства, не противоречили соответствующим нормам Закона о банкротстве 1998 г., поскольку ст.

85 этого закона допускала применение способов восстановления платежеспособности, которые прямо указаны в законе, а также и тех, которые в нем не перечислены.
Вопрос о целесообразности применения ускоренного банкротства в настоящее время носит дискуссионный характер.
Так, по словам М.В. Телюкиной, если кредиторы согласятся на проведение этих мероприятий, далее от них практически ничего зависеть не будет. Внешний управляющий на базе освобожденных от долгов активов должника создаст акционерное общество, акции которого будут выброшены на рынок, а оставшееся имущество распродано*(296). В.В.

Витрянский видел в такой ситуации вторую волну приватизации, которая может принести только отрицательные последствия, так как лишь от чиновников ФСФО будет зависеть цена акций, определение покупателей пакетов акций и т.д..
22. Права требования, вытекающие из обязательства, входят в состав имущества должника. При банкротстве последнего данные права требования наряду с другими активами включаются в имущество, за счет которого могут удовлетворяться требования кредиторов.

Реализация прав требования может осуществляться посредством продажи этих прав в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.
Как показывает практика, чаще всего нарушения установленного порядка состоят в совершении управляющим при банкротстве сделок по уступке прав требования, минуя механизм открытых торгов, без согласия комитета или собрания кредиторов и при отсутствии соответствующих указаний в плане внешнего управления*(297).
В частности, по одному из дел между банком и заемщиком были заключены кредитные договоры. Решением суда банк был признан несостоятельным (банкротом).

На основании договора уступки права требования банк передал третьему лицу права требования уплаты задолженности по кредитным договорам.
Заемщик обратился в арбитражный суд с иском о признании данного договора ничтожным. Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска, указав при этом, что порядок реализации имущества банка, утвержденный комитетом кредиторов, не предусматривает права управляющего на заключение договоров реализации такого размера задолженности без разрешения комитета кредиторов.

Однако, поскольку на заседании комитета кредиторов, проведенном заочно, большинством голосов действия управляющего были одобрены, основания для признания сделки недействительной суд посчитал отсутствующими, а сделку - одобренной.
Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены данного решения, указав при этом, что собрание (комитет) кредиторов должно лишь одобрить порядок и сроки продажи имущества должника. Такое одобрение состоялось*(298).
23. Достаточно часто выводы внешнего управляющего о финансовом положении должника и перспективах его дальнейшего функционирования, содержащиеся в отчете, оспариваются в судебном порядке.
Показателен следующий пример.
В отчете внешнего управляющего ООО Гастроном Тульско-Даниловский было установлено, что план внешнего управления выполнен, платежеспособность предприятия восстановлена, предприятие может осуществлять свою хозяйственную деятельность.
В последующем в кассационной жалобе ЗАО Колбасный завод Коломенский просило отменить определение суда в части утверждения отчета внешнего управляющего и прекращения производства по делу о банкротстве, ссылаясь на необоснованность вывода суда о восстановлении платежеспособности должника, поскольку денежные средства были получены не от должника, а от третьего лица. В связи с этим заявитель считал задолженность должника непогашенной.
Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Если собрание кредиторов приняло решение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника, отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом, за исключением тех случаев, когда арбитражным судом будут установлены обоснованность жалоб кредиторов или отсутствие признаков восстановления платежеспособности должника.
Довод заявителя жалобы о том, что денежные средства получены не от должника, а от третьего истца, был признан несостоятельным, поскольку закон допускает возможность погашения обязательств должника перед кредиторами третьими лицами. В этой ситуации утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего в качестве основания прекращения производства по делу о банкротстве является обоснованным*(299).
24. Согласно п. 6 ст.

119 Закона о банкротстве 2002 г. арбитражный суд может прекратить производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в случае заключения должником мирового соглашения с кредиторами в период проведения внешнего управления. Данное положение содержалось в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 7 августа 1997 г. N 20 Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) (применительно к ст.

93 Закона о банкротстве 1998 г.).
Так, по одному из дел арбитражный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о досрочном завершении внешнего управления имуществом должника с связи с достижением цели внешнего управления.
Из представленных в суд документов следовало, что за период внешнего управления финансовое положение должника существенно изменилось. Он расплатился с кредиторами первой - третьей очередей, установленных ст. 64 ГК РФ, а также получил отсрочку по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в установленном законодательством порядке.

С остальными кредиторами должник заключил мировое соглашение.
В данной ситуации арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о достижении цели внешнего управления и вынес определение о завершении внешнего управления и прекращении производства по делу*(300).
25. Особенности продажи отдельных видов имущества должника установлены ст. 111 Закона о банкротстве 2002 г. После проведения инвентаризации и оценки имущества внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества на открытых торгах, если это предусмотрено планом внешнего управления и иное не установлено Законом о банкротстве 2002 г.
Общее правило реализации имущества - открытый аукцион; однако, к примеру, при необходимости реализации ограниченно оборотоспособного имущества возможно проведение закрытых торгов. Следует отметить, что без проведения торгов может быть продано имущество стоимостью менее 100 тыс. руб.

Продажа такого имущества осуществляется в соответствии с планом внешнего управления. При этом начальная цена устанавливается собранием (комитетом) кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной независимым оценщиком.

Если продается имущество должника - унитарного предприятия либо АО, более 25% голосующих акций которого находятся в публичной собственности, то оценка производится независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке.

Определенные особенности имеет правовая регламентация уступки прав требования должника.


Прежде всего, необходимо отметить, что уступка прав требования должника осуществляется внешним управляющим с согласия собрания (комитета) кредиторов. Начальная цена прав определяется так же, как начальная цена имущества, - собранием (комитетом) кредиторов в соответствии с отчетом независимого оценщика, но без учета мнения органов управления должника.
Уступка прав осуществляется внешним управляющим на основании договора купли-продажи. Причем в данном договоре должно быть предусмотрено получение денежных средств за проданное право не позднее чем через 15 дней с даты заключения договора и то, что переход права осуществляется только после полной его оплаты.
26. Следует обратить особое внимание, что внешний управляющий принимает на себя функции руководителя и органов управления должника. Закон говорит о праве внешнего управляющего самостоятельно распоряжаться имуществом должника - с ограничениями, установленными законом.

Управляющий не обязан руководствоваться ограничениями, установленными для руководителя юридического лица учредительными документами. Это положение было уточнено судебной практикой, а именно: в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 7 августа 1997 г. N 20 Обзор практики применения судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) говорилось, что полномочия арбитражного управляющего по распоряжению имуществом должника не ограничены рамками полномочий, установленных для руководителя организации-должника.
Вместе с тем Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает определенные ограничения для внешнего управляющего, которые выражаются в том, что для осуществления определенных сделок и принятия решений управляющий обязан получить согласие собрания (комитета) кредиторов. Речь идет о следующих видах сделок:
- крупные сделки;
- сделки, в совершении которых имеется заинтересованность;
- сделки, влекущие получение или выдачу займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку прав требования, перевод долга, отчуждение либо приобретение акций, долей хозяйственных обществ и товариществ, учреждение доверительного управления имуществом должника;
- сделки, влекущие возникновение новых денежных обязательств должника в ситуации, когда размер денежных обязательств, возникших после введения внешнего управления, превысил определенный уровень;
- сделки, влекущие увеличение расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников должника.
Помимо этого, выделяется особая категория сделок, нуждающихся в предварительном согласовании. Речь идет о сделках с предметом залога: внешний управляющий имеет право продавать предмет залога только с согласия залогодержателя.
27. На практике определенный интерес представляют рекомендации по составлению примерного плана мероприятий по продаже предприятия в период проведения внешнего управления.
К таким мероприятиям относятся:
- разработка плана внешнего управления, включающего, во-первых, указание на продажу предприятия как на избранную меру восстановления платежеспособности должника, во-вторых, делегирование комитету кредиторов права установления начальной цены продажи, одобрения условий конкурса по продаже в случае поступления соответствующего ходатайства от органов исполнительной власти субъекта РФ или муниципального органа власти, определения формы торгов и круга участников;
- утверждение плана внешнего управления;
- проведение инвентаризации имущества;
- сбор информации о земельных участках, принадлежащих организации-должнику, об имуществе, относящемся к ограниченно оборотоспособному, и т.д.;
- получение паспортов объектов недвижимости в БТИ;
- регистрация права собственности на принадлежащее должнику имущество;
- заключение договора с независимым аудитором и подготовка им заключения о составе и стоимости предприятия;
- составление перечня обязательств, входящих в состав предприятия;
- принятие комитетом кредиторов решения о форме проведения торгов и круге участников;
- принятие комитетом кредиторов решения об установлении начальной цены продажи предприятия;
- принятие комитетом кредиторов решения об одобрении крупной сделки (продажи предприятия должника);
- принятие комитетом кредиторов решения об одобрении условий конкурса в случае поступления ходатайства о проведении конкурса от органов власти субъекта РФ или муниципального образования;
- подготовка положения о проведении торгов;
- утверждение положения о проведении торгов комитетом кредиторов;
- публикация извещения о проведении торгов;
- направление кредиторам по текущим обязательствам уведомления о продаже предприятия;
- проведение торгов по продаже предприятия;
- составление передаточного акта;
- оформление перехода права собственности;
- государственная регистрация перехода права собственности.
28. По общему правилу конкурсное производство может окончиться ликвидацией юридического лица после полной реализации его имущества.

Однако в некоторых случаях возникает необходимость продления срока конкурсного производства на срок, превышающий установленный законом. Логично возникает вопрос, каков порядок действий в подобной ситуации? Буквальное толкование п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве 2002 г. приводит к выводу о том, что конкурсное производство должно быть прекращено, а оставшееся имущество распределено в соответствии с положениями ст.

148 Закона о банкротстве 2002 г. В этой ситуации представляется целесообразным предусмотреть в исключительных случаях возможность продления конкурсного производства. Та же позиция нашла отражение в Постановлении Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона О несостоятельности (банкротстве), в котором говорится, что по смыслу п. 2 ст.

124 Закона о банкротстве по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего (п. 16).
29. Осуществляя анализ финансового состояния должника в период конкурсного производства, управляющий должен сделать следующее:
- своевременно принять меры к закрытию счетов должника. Это означает, что все средства должны быть перечислены на один счет, являющийся основным счетом должника. Данное положение не распространяется на счета, открытые для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, и специальные брокерские счета профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую деятельность (важной новеллой Закона о банкротстве 2002 г. является положение, согласно которому при наличии у третьих лиц валютной задолженности перед должником конкурсный управляющий имеет право использовать либо открыть счет в иностранной валюте при соблюдении требований валютного законодательства);
- решить вопрос о возможности и целесообразности продажи бизнеса должника;
- решить вопрос о целесообразности заключения мирового соглашения и т.д.
30. На практике не исключена ситуация, когда в отношении должника уже вынесено решение о признании его банкротом, однако выясняется, что должник еще обладает неким потенциалом. Судебно-арбитражная практика в этом случае исходит из того, что установление в ходе конкурсного производства способности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей может свидетельствовать о необоснованности вывода арбитражного суда о несостоятельности должника и не является основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения суда о признании должника банкротом. В указанном случае решение суда может быть пересмотрено в порядке надзора.

Если выявляются обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю, должнику и арбитражному суду, решение может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, например в случае отмены решения суда об удовлетворении требований по иску основного (единственного) кредитора.
31. Следует учесть, что при разработке условий, связанных с обменом требований кредиторов на доли участия в предприятии-должнике, законодательство РФ ограничивает количество участников таких юридических лиц, как закрытое акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, 50 членами.



Содержание раздела