d9e5a92d

Понятие и система доходов государства, их правовое регулирование

Решением органа Федерального казначейства Российской Федерации сумма израсходованных бюджетных средств была взыскана в бесспорном порядке, а финансирование из вышестоящего бюджета приостановлено. Оцените законность действий участников возникших правоотношений. Подскажите правильный выход из данной ситуации.
7. АО Феникс обратилось в арбитражный суд с иском о возврате из бюджета списанных в бесспорном порядке недоимок по НДС. Оспаривая действия налоговой инспекции, АО сослалось на то, что соответствующие суммы налоговых платежей уже были перечислены им самостоятельно в бюджет ранее.
Дайте юридическую оценку всех возможных вариантов разрешения указанной ситуации.
Нормативные правовые акты по теме:
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998.

31. Ст.

3823.
Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. 1734-1 Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР* (с изм. и доп.) // ВВС РФ. 1991.

46. Ст.

1543; 1992. 4. Ст.

136; 12. Ст.

605; СЗ РФ. 1994. 28. Ст.

2929; 1995. 31.

Ст. 2989; 1996. 29. Ст.

3454.
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. 154-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. 35.

Ст. 3506; 1996. 17.

Ст. 1917; 49. Ст. 5500; 1997.

12. Ст.

1378.
Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. 226 О мерах по укреплению финансовой дисциплины при исполнении федерального бюджета // СЗ РФ. 1995. 10.

Ст.861.
Указ Президента РФ от 12 мая 1997 г. 477 О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета // СЗ РФ. 1997.

20. Ст.

2235.
Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. 554 О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. 20. Ст.

2145.
Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. 97 О межведомственном совете по государственному финансовому контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет // СЗ РФ. 1996. 6. Ст.

586; 15. Ст. 1646; 44. Ст.

5027.
Постановление Правительства РФ от 27 августа 1997 г. 1082 О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета //
СЗРФ. 1997. 36.

Ст. 4170.
Постановление Правительства РФ от 28 августа 1997 г. 1082 О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета //
СЗ РФ. 1997. 36.

Ст. 4170; 44. Ст.

5076.
Постановление Правительства РФ от 12 мая 1998 г. 438 О мерах по укреплению финансовой дисциплины // СЗ РФ. 1998.

20. Ст.

2154.
Положение о Федеральном казначействе РФ. Утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 августа 1993 г. 864 // САПП РФ.

1993. 35.

Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. 8. Ст.

681; 1997. 5. Ст.

696.
Положение о Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики. Утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. 935 // СЗ РФ. 1998.

34. Ст. 4085; 1998. 48.

Ст. 5951; 1999.

7. Ст. 938.
График мероприятий по переходу на казначейское исполнение федерального бюджета. Утв. распоряжением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. 970-р// СЗ
РФ 1998. 34.

Ст. 4197; 41. Ст.

5069.
Письмо Минфина РФ и ЦБР от 5 мая 1997 г. 433а, 11 апреля 1997 г. 36н, О порядке расчетно-кассового обслуживания счетов органов федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства // БНА. 1997.

12. * С введением в действие БК РФ с 1 января 2000 г. данные законы утрачивают силу.
Учебная и монографическая литература: Основная:
Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учебник. М.,1995.
Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России.

М., 1997.
Кучеров И.И. Налоговые преступления.

М., ЮрИнфор: 1997.
Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой.

М.,1996.
Финансовое право: Учебник/ Отв. ред. Н.И. Химичева.

М., 1997.
Финансово-кредитный словарь. М., 1984-1987.

Т.1-3.
Юридический энциклопедический словарь, 2-е изд., доп. М., 1987.
Дополнительная:
Анисимов А., Крылов Т. Бюджетный закон - ось бюджетного процесса // Хозяйство и право. 1993. 6.
Артюхин Р. Целевой характер федеральных бюджетных средств // ФГ. 1996.

24.
Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская, Т.Е. Косарева, Л.А.

Юрипова. М.: Инфра-М, 1998.
Косырев Б.А. Государственные внебюджетные фонды.

М., 1997.
Лубяной А. И. Закон о субвенциях // Финансы. 1992.

10.
Матеюк В.И. Региональные бюджеты: Совершенствование процесса // Финансы. 1993.



12.
Пискотин К. И. Советское бюджетное право. М.: Юрид. лит., 1971.
У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина; Сост. А.А.

Ялбулганов. М.: Статут, 1998.
Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И.

Гончаренко и др.; Под. ред. В.М. Родионовой.

М.,1993.
Финансовая система СССР. Том 1. Бюджетное законодательство.

М.: Финансы, 1977.
Худяков А.И. Бюджетное право: предмет, методы и система // Известия АН Казахской ССР.

Сер. обществ. наук. 1989. 2.

Тема 10. Понятие и система доходов государства, их правовое регулирование


Понятие и система государственных доходов по российскому законодательству. Классификация государственных доходов.
Налоговые доходы государства: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, пени и штрафы. Неналоговые доходы государства: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от других уровней бюджетной системы РФ; средства государственного кредита и страхования; доходы государственных внебюджетных фондов и иные.

Отличия налоговых и неналоговых доходов.
Вопросы:
1. Что такое государственные доходы и какова их система?
2. Что составляет правовую основу государственных доходов в РФ?
3. По каким основаниям может быть осуществлена классификация государственных доходов?
4. Чем различаются между собой налоговые и неналоговые доходы государства?
5. Какие виды поступлений денежных средств зачисляются в состав государственных (муниципальных) доходов на добровольной основе?
6. Какие виды поступлений денежных средств в составе государственных (муниципальных) доходов являются обязательными платежами?
7. Что такое безвозмездные перечисления и регулирующие доходы?
8. Какие органы государственной власти формируют систему доходов государства?
9. Могут ли заемные средства формировать доходы государства?
Задания:
1. Перечислите доходы, поступающие от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Раскройте различия между этими видами доходов.
2. Назовите виды налоговых и неналоговых федеральных доходов, приведите примеры по каждому из видов.
3. Раскройте полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по формированию государственных доходов.
4. Объясните, что представляют собой доходы внебюджетных и целевых бюджетных фондов. Формируют ли они систему доходов государства?
5. Объясните, в каких случаях, в каких пределах и на какой срок могут передаваться федеральные доходы для формирования доходов других уровней.
6. Дайте правовую характеристику средств, полученных в результате применения мер административной и уголовной ответственности, а также порядок их зачисления в доходы различных уровней.
7. Укажите, по каким нормативам и в каком объеме формирует федеральные доходы ЦБ РФ (Банк России).
8. Существуют ли различия между штрафами, как составной частью налоговых доходов, и административными штрафами, как составляющей неналоговых доходов? Приведите примеры.
9. Дайте определения следующим понятиям: централизованные государственные доходы и децентрализованные государственные доходы. Раскройте их содержание.
Задачи:
1. Глава администрации Ивановской области издал распоряжение, где указал, что органы ГИБДД Ивановской области и их должностные лица, принявшие решение о наложении штрафа в качестве меры административной ответственности, должны 50% этих денежных средств зачислять в бюджет Ивановской области и 50% - в местные бюджеты, а суммы конфискаций полностью в бюджет области.
Дайте юридический анализ данного распоряжения.
2. В средней школе 2 г. Бугрова на базе учебно-производственного комбината было организовано производство по изготовлению мягкой игрушки, а в столярной мастерской - полумягких стульев. Доходы от продажи продукции поступали на расчетный счет, отчислений с них в местный бюджет не делалось.

В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности школы директору было указано на нарушение - сокрытие части дохода от предпринимательской деятельности, которая должна перечисляться в местный бюджет, а также наложен административный штраф.
Дайте анализ сложившейся ситуации. Оцените правомерность действий инспектировавшего органа местного самоуправления в отношении общеобразовательного муниципального учреждения.
3. Народное собрание г. Тихая Заводь приняло постановление о введении на территории города налога на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, персональных компьютеров и комплектующих к ним.
Правомерно ли решение местного органа власти? Если нет, то в какой части ?
4. Курганской областной Думой принят Закон О делегировании органам местного самоуправления полномочий на введение дополнительных льгот по уплате госпошлины, который подписан главой администрации Курганской области. Этим Законом предоставлено право органам местного самоуправления в установленном порядке принимать решения о введении дополнительных льгот по уплате государственной пошлины для отдельных плательщиков в части средств, поступающих в местные бюджеты.

Прокурор Курганской области обратился в суд с заявлением об отмене Закона, принятого Курганской областной Думой, как противоречащего Конституции РФ и Федеральному закону от 31 декабря 1995 г. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О государственной пошлине.
Оцените юридическую основательность позиций каждой из сторон. Выскажите свою точку зрения по данному вопросу, основываясь на нормах финансового права.
5. Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания О внесении изменений и дополнений в постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания О проекте бюджета Государственного фонда занятости населения Алтайского края на 1998 год и ходе его исполнения за 1997 год п. 5 изложен в следующей редакции: Средства Государственного фонда занятости населения, формируемые в городах и районах края, централизуются в полном объеме на краевом уровне. Комитету занятости населения края обеспечить своевременное перераспределение централизуемых средств по районам и городам согласно гарантированным статьям утвержденного бюджета Государственного фонда занятости населения края на 1998 год.

Считая названное постановление противоречащим федеральному законодательству, глава администрации г. Барнаула Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.
Проведите юридическую экспертизу фрагмента постановления. Выскажите свое мнение о соответствии его положений финансово-правовым нормам.
6. Постановлением Ставропольского краевого Законодательного Собрания принят Закон Ставропольского края О налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края, в соответствии с которым на юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет и обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации уплачивать налог, установлен налог для финансовой поддержки агропромышленного комплекса (АПК) края в размере 1,5% от объема реализованной продукции, работ и услуг и 0,05% от объема розничного и оптового товарооборота предприятий потребительской кооперации, товарооборота предприятий с фиксированной торговой надбавкой. Акционерное общество (АО) Ставрополь-фрукт обратилось в суд с заявлением о признании недействительными названных постановления и Закона Ставропольского края, поскольку они приняты Законодательным Собранием края с превышением своих полномочий и в нарушение налогового законодательства РФ, предусматривающего исчерпывающий перечень налогов и сборов, устанавливаемых органами государственной власти краев и областей.
Каково Ваше мнение по данному вопросу? Аргументируйте позицию ссылками на источники налогового права.
7. Белгородская областная Дума приняла Закон О регулировании распространения и рекламе эротической продукции на территории Белгородской области, который был подписан главой администрации Белгородской области. Статьей 8 указанного Закона установлена административная ответственность юридических и физических лиц за несоблюдение предусмотренных данным актом положений в виде штрафа в размере от 50 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Прокурор области обратился в суд с заявлением о признании принятого нормативного акта незаконным.
В какой части указанный нормативный акт может быть признан незаконным ? Сошлитесь на норму административного права.
Нормативные правовые акты по теме:
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998.

31.
Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. 31.

Ст. 3824.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. 2118-1 Об основах налоговой системы в Российской Федерации // СЗ РФ. 1994. 10.

Ст. 1108; 35. Ст.

3655; 1997. 30. Ст. 3593; 31.

Ст. 3816; 1998. 31. Ст.

3825, 3827, 3828; 43. Ст.

5213; 47. Ст.

5705; 1999. 1. Ст.

1; 7. Ст. 879.
Федеральный закон от 24 февраля 1995 г. 31-ФЗ О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности // СЗ РФ. 1995.

11. Ст.

942.
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. 154-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // СЗ РФ. 1995.

35. Ст. 3506; 1996 17.

Ст. 1917, 49.

Ст. 5500; 1997. 12.

Ст. 1378.
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. 115-ФЗ О бюджетной классификации Российской Федерации (в ред. от 26.03.98 г.) // СЗ РФ. 1996. 34.

Ст. 4030, 1998. 10.

Ст. 1144; 13.

Ст. 1462.
Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. 126-ФЗ О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации // СЗ РФ. 1997.

39. Ст.

4464.
Федеральный закон от 29 декабря 1998 г 192-ФЗ О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики // СЗ РФ. 1999.

1. Ст. 1.
Федеральный закон от 4 января 1999 г. 2-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1997 год // РГ. 1999.

6 января.
Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. 36-ФЗ О федеральном бюджете на 1999 год // СЗ РФ. 1999.

9. Ст. 1093.
Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. 554 О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации // СЗ РФ. 1998.

20. Ст.

2145.
Постановление Правительства РФ от 12 мая 1998 г. 438 О мерах по укреплению финансовой дисциплины // СЗ РФ. 1998. 20.

Ст. 2154.
Дополнительные:
Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г. // Документы ООН М ,1987. С. 237-289.
Учебная и монографическая литература:
У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина; Сост. А.А.

Ялбулганов. М. Статут, 1998.
Финансовое право: Учебник/Под ред. проф. О.Н Горбуновой.

М., 1996.
Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева.

М., 1997.
Финансы / В М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И Гончаренко и др.; Под ред.

В.М. Родионовой.

М.,1993.

Тема 11. Общие положения налогового права РФ


Налоги и сборы, понятие, роль в современных условиях. Принципы налогообложения. Система налогов и сборов в РФ.

Виды налогов и сборов, их общая характеристика и условия установления.
Понятие, предмет и источники налогового права. Специфика норм налогового права. Налоговые правоотношения, их классификация и особенности.

Участники налоговых правоотношений.
Понятие и правовое значение элементов налогообложения (закона о налоге): субъект налогообложения (плательщик); объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы.
Вопросы:
1. Что представляют собой налог и сбор, каковы юридические признаки, свойственные им?
2. Каковы принципы налогообложения?
3. Что понимается в Российском законодательстве под системой налогов и сборов в РФ?
4. Каким образом можно классифицировать налоги по различным основаниям?
5. Какие виды налогов и сборов Вы знаете?
6. Что понимается под налоговым правом?
7. В чем проявляется специфика норм налогового права?
8. Что входит в состав налоговых правоотношений, каковы их особенности?
9. Кто может выступать в качестве участников налоговых правоотношений?
10. Каковы основные элементы налогообложения (закона о налоге)?
Задания:
1. Понятия налог и сбор являются основополагающими понятиями законодательства о налогах и сборах. На основе анализа их признаков укажите их основные отличия, а также определите, на основании каких статей Конституции РФ строится их разграничение.
2. Есть ли, по Вашему мнению, разница между понятиями субъекты налоговых отношений и участники налоговых отношений? Дайте ответ, опираясь на статьи части первой Налогового кодекса РФ.
3. На основе действующего законодательства расскажите, какие изменения произошли в налоговой системе РФ, какие виды налогов установлены в РФ в последнее время. Как Вы считаете, могут ли субъекты РФ и органы местного самоуправления самостоятельно устанавливать налоги и сборы?

Если могут, то раскройте порядок установления.
4. Назовите элементы налоговых правоотношений, перечислите группы этих правоотношений, раскройте функции органов исполнительной власти по регулированию налоговых правоотношений.
5. Налоговые правоотношения могут возникать между:
- органом (должностным лицом) исполнительной власти и налогоплательщиком;
- органом законодательной власти и налогоплательщиком;
- между налогоплательщиками;
- между органом исполнительной власти субъекта РФ и органом исполнительной власти РФ;
- между физическим и юридическим лицом;
- между кредитным органом и налоговым органом. Укажите правильные ответы.
6. Перечислите источники, формирующие законодательство о налогах и сборах.
7. Рассмотрите элементы Закона РФ О подоходном налоге с физических лиц. Может ли поданному налогу устанавливаться индивидуальная льгота?
8. Налог или сбор могут считаться установленными с момента провозглашения. Согласны ли Вы с этим мнением?

Обоснуйте свою точку зрения.
Задачи:
1. АО Аргос не смогло выполнить обязательств перед предприятием Волговаз по перевозке комплектующих деталей для автомобилей и оказалось не в состоянии возместить убытки, понесенные предприятием Волговаз в связи со срывом поставок. Налоговая инспекция, убедившись в невозможности АО Аргос внести соответствующий налог, подала иск в суд с целью признания АО Аргос банкротом. Предприятие Волговаз также подало иск в суд с просьбой взыскать понесенные им убытки с АО Аргос в принудительном порядке.

Дирекция АО Аргос подала в налоговую инспекцию заявление с просьбой в качестве обеспечения уплаты налога принять в залог имеющиеся у АО товарно-материальные ценности.
Дайте юридическую оценку действиям всех субъектов налоговых правоотношений в данной ситуации. Интересы какой организации будут удовлетворены в первую очередь?
2. Полковнику Гурову по его заявлению органы местного самоуправления районного центра Митино за соответствующую плату передали в собственность земельный участок для ведения фермерскою хозяйства. Через 2 года, когда срок военной службы Гурова составил 20 лет, он по состоянию здоровья был уволен из рядов Вооруженных Сил.

Митинская районная налоговая инспекция включила в облагаемый налогом доход Гурова сумму земельного налога и налог на технику, которую последний использовал для обработки земли, объяснив это тем, что Гуров не исполняет более обязанности военной службы и, следовательно, льготами военнослужащего не обладает. Комитет защиты офицеров Митинского района подал жалобу на действия налоговой инспекции в отношении Гурова в районный суд.
Оцените с юридической точки зрения действия участников налоговых правоотношений.
3. Предприятие Уралнефтегаз по бартерной сделке в обмен на сырую нефть приобрело в Финляндии товары народного потребления. При этом в счете-фактуре цена полученного товара была указана в финских марках. Директор Уралнефтегаза издал распоряжение реализовать эти товары работникам своего предприятия в рублях по цене значительно ниже, чем она определялась в результате пересчета финских марок по курсу ЦБ РФ в рубли.

Однако налоговая инспекция взыскала с работников предприятия налог на разницу цены реализованного товара от его номинала.
Дайте юридическую оценку действиям налоговой инспекции.
4. Акционерное общество Грант получило от ЦБ РФ разрешение на эмиссию ценных бумаг, часть которых реализовало своим работникам по цене ниже их номинальной стоимости. Налоговая инспекция включила в совокупный доход работников АО сумму, равную номинальной стоимости ценных бумаг.
Есть ли нарушения в действиях налоговой инспекции?
5. АО Гигант-плюс приобрело партию бытовой техники. Вся партия, за исключением холодильника марки Иней, была реализована работникам этого же акционерного общества. Совет АО двумя годами позже принял решение подарить нереализованный холодильник, не бывший до этого в эксплуатации, закройщице Холодовой за отличные показатели в труде. С момента покупки цена холодильника Иней возросла в десять раз.

Налоговая инспекция включила в налогооблагаемый доход Холодовой сумму, равную разнице между последней и первоначальной стоимостью холодильника. Холодова обратилась за консультацией в адвокатскую контору, считая действия налоговой инспекции незаконными.
Возможно ли положительное решение вопроса в пользу Холодовой?
6. Инспектор налоговой инспекции г. Старогирьково Петровский дал гражданину Лопухину официальную письменную консультацию по уплате подоходного налога. В соответствии с консультацией Лопухин заполнил налоговую декларацию и уплатил налог. Впоследствии проверкой было установлено, что декларация заполнена неправильно и налог занижен.

Налоговая инспекция потребовала оплатить штраф и пеню, несмотря на то, что все было сделано в соответствии с консультацией.
Кто должен в этом случае нести ответственность ? Правомочно ли обращение гр. Лопухина в суд по этому поводу?
7. В 1998 г. у АО ВИКА образовалась переплата по налогу на прибыль (перечисленные в бюджет суммы авансовых взносов значительно превысили сумму фактически полученной прибыли). Несмотря на устные запросы, районная налоговая инспекция отказалась вернуть из бюджета излишне перечисленные суммы налога, хотя факт переплаты ею подтвержден.
Правомерен ли такой отказ? Каковы варианты разрешения сложившейся ситуации?



Содержание раздела