d9e5a92d

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Ст. 5500. 1997. 12. Ст.

1378. Федеральный закон от 4 января 1999 г. 1-ФЗ О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год // СЗ РФ. 1999.

1. Ст. 3.
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. 83-ФЗ О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год//СЗ РФ. 1999. 18.

Ст. 2209.
Федеральный закон от 1 мая 1999 г. 86 ФЗ Об исполнении бюджета фонда социального страхования Российской Федерации за 1997 год // СЗ РФ. 1999. 18.

Ст. 2212.
Федеральный закон от 1 мая 1999 г. О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год//СЗ РФ. 1999. 18. Ст.

2216.
Федеральный закон от 1 мая 1999 г. О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год //СЗ РФ. 1999.

18. Ст.

2217.
Указ Президента РФ от 28 декабря 1998 г. 1647 О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации // СЗ РФ. 1999.

1. Ст. 166.
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). Утв.

Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. //ВВС РФ. 1992. 5. Ст. 180.

СЗ РФ. 1997. 19.

Ст. 2188.
Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации. Утв. Постановлением ВС РФ от 8 июня 1993 г. 5132-1 // ВВС РФ. 1993.

25. Ст.

911.
Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации. Утв.

Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. 101 // САПП РФ. 1994. 8. Ст. 599.

СЗ РФ. 1995. 31.

Ст. 3131. 1996.

9. Ст. 809.

16. Ст. 1908.

1997. 1. Ст. 174.

48. Ст.

5555.
Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. 857 // СЗ РФ. 1998.

32. Ст.

3902.
Письмо ПФР от 16 февраля 1999 г. ЕВ-16-27/1388 О применении Федерального закона от 4 января 1999 г 1 ФЗ // Финансовая Россия. 1999.

25 февраля -3 марта. 7.
Учебная и монографическая литература:
Государственные внебюджетные социальные фонды. М., БЮДЖЕТ, 1997.
Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учебник. М., 1995.
Грачева Е. Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России.

М., 1998.
Косырев Б.А. Государственные внебюджетные фонды.

М. 1997.
У истоков финансового права / Под ред. А. Н. Козырина. Сост.

А. А. Ялбулганов.
М., Статут. 1998.
Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой.

М., 1996.
Финансовое право: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева.

М., 1997.
Финансово-кредитный словарь. М., 1984-1987.

Т. 1-3.
Юридический энциклопедический словарь. 2-е изд. доп.

М., 1987.
Тема 8. Бюджетный процесс
Понятие и принципы бюджетного процесса. Стадии и общие положения бюджетного процесса.

Участники бюджетного процесса и их полномочия.
Бюджетные полномочия органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления. Полномочия Министерства финансов в бюджетном процессе.
Составление проектов бюджетов. Полномочия финансовых органов в процессе составления проектов бюджетов.

Порядок составления проекта федерального бюджета.
Основы рассмотрения и утверждения бюджетов. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете.
Порядок внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. Правовые основы исполнения бюджетов.

Казначейское исполнение бюджетов, общие правила. Исполнение федерального бюджета. Бюджетные права органов исполнительной власти по исполнению федерального бюджета.

Полномочия Министерства финансов и его подразделения - Федерального казначейства. Счета Федерального казначейства.

Распорядители и получатели бюджетных средств, их правовое положение. Порядок кассового исполнения бюджета (единство кассы). Завершение исполнения бюджета.

Отчетность об исполнении бюджетов, его методология. Механизм составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета.

Государственный и муниципальный контроль за исполнением бюджетов.
Вопросы:
1. Что такое бюджетный процесс и каковы его стадии?
2. Какой период времени охватывает каждая стадия бюджетного процесса?
3. Каких участников бюджетного процесса Вы знаете?
4. Каковы полномочия органов исполнительной власти в бюджетном процессе?
5. Какие сведения необходимы для составления проектов бюджетов?
6. Какие этапы включает в себя стадия составления федерального бюджета?
7. Каков порядок рассмотрения и утверждения Федерального закона О федеральном бюджете РФ?
8. В чем проявляется сущность казначейского исполнения бюджетов?


9. Кто относится к распорядителям и получателям бюджетных средств?
10. Каковы сроки завершения исполнения федерального бюджета?
11. Какова компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ по осуществлению финансового контроля за использованием бюджетных ассигнований?
12. Как юридически оформляется и готовится отчет об исполнении федерального бюджета?
Задания:
1. Проанализируйте стадии бюджетного процесса и на этой основе укажите основные временные характеристики каждой стадии.
2. Схематично отобразите систему органов, обладающих бюджетными полномочиями.
3. Участниками бюджетного процесса являются главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств. Определите, кто относится к указанным участникам бюджетного процесса, а также раскройте их основные права и укажите различия, существующие между ними.
4. Раскройте, что включает в себя бюджетное послание Правительства РФ и бюджетное послание Президента РФ, элементами какой стадии бюджетного процесса они являются.
5. Существует определенный порядок составления проектов бюджетов. Определите, правильно ли названы некоторые параметры составления проекта федерального бюджета:
- составление начинается за 10 месяцев до начала очередного финансового года;
- порядок и сроки составления федерального бюджета определяет Государственная Дума;
- формирование федерального бюджета происходит на основе плана-прогноза, составляемого Правительством РФ;
- с 15.06 по 15.09 Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития страны на очередной финансовый год
6. Проект федерального закона РФ о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он представлен в Государственную Думу до 24 часов 15 августа текущего года.
Укажите, в скольких чтениях рассматривается проект федерального бюджета Государственной Думой, и назовите предмет и временные параметры каждого чтения.
7. Раскрывая этап бюджетного процесса исполнение бюджета дайте характеристику следующим понятиям:
сводная бюджетная роспись;
лицевые счета бюджетных средств;
смета доходов и расходов.
8. Перечислите состав органов законодательной и исполнительной власти, осуществляющих финансовый контроль за использованием бюджетных средств, раскройте полномочия Федерального казначейства РФ в этой области.
9. Опишите технологию составления городского бюджета. Составьте бюджет города.
Задачи:
1. Государственное предприятие Автошина, состоящее на сметно-бюджетном финансировании, в течение 2,5 месяцев не получало денежные средства из федерального бюджета. В связи с этим руководитель предприятия Храпов распорядился часть (1/3) оставшихся бюджетных средств разместить на депозите в Банке Слон, другую часть (1/3) отдать в доверительное управление ОАО Терек, рассчитывая, что из полученных доходов от использования бюджетных средств можно будет выплатить заработную плату сотрудникам предприятия.
Оцените правомерность действий руководителя предприятия.
2. Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации (ГУВБиФ) уведомило о выделенных бюджетных ассигнованиях соответствующим документом распорядителей бюджетных ассигнований и получателей по видам Вооруженных Сил в течение 30 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 1998 год. В ходе проверки, проводимой Федеральным казначейством Российской Федерации, на начальника ГУВБиФа был наложен штраф, вынесено предупреждение за нарушение бюджетного процесса.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Правомерны ли решения Федерального казначейства Российской Федерации?
3. Студент Баскаков в контрольной работе отметил, что работа над составлением проекта федерального бюджета организуется Министерством финансов Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации в начале апреля предшествующего года.
Найдите неточности. Дайте свой ответ со ссылкой на нормативные правовые акты.
4. Главы трех районных администраций Иркутской области выступили с предложением предусмотреть в областном бюджете области на предстоящий год создание фонда поддержки горнодобывающей отрасли. В целях аккумулирования денежных средств было предложено 10% дотаций и 12% субвенций из федерального бюджета направлять на формирование указанного фонда.
Проанализируйте это предложение. Укажите несоответствия бюджетному законодательству, содержащиеся в нем.
5. Законодательное Собрание Кемеровской области постановило: в связи с непринятием областного бюджета области на текущий год с 1.01.99 г. осуществлять финансирование по расходным статьям бюджета, исходя из фактических объемов финансирования в соответствующих месяцах 1998 года.
Оцените указанное постановление с юридической точки зрения. Обоснуйте свое мнение ссылками на бюджетное законодательство.
6. Студент Меркулов при ответе на вопрос преподавателя указал, что основными стадиями бюджетного процесса в Российской Федерации являются:
- составление бюджетного послания Президента;
- рассмотрение бюджета;
- утверждение бюджета;
- исполнение бюджета;
- заключение бюджета;
- составление отчета об исполнении бюджета.
Какие неточности и ошибки допустил при ответе Меркулов?
7. Студент Левин, раскрывая полномочия Федерального казначейства РФ, отметил, что, входя в систему федеральных органов исполнительной власти на правах министерства, Федеральное казначейство подчиняется Президенту РФ и выполняет задачи по исполнению доходной и расходной части федерального бюджета Российской Федерации исходя из принципа единства кассы.
Все ли правильно в ответе Левина? Выскажите свою точку зрения, сославшись при этом на нормативные источники.
8. На практическом занятии по финансовому праву студент Марков, раскрывая порядок рассмотрения и утверждения проекта закона о федеральном бюджете, сказал, что принятый Государственной Думой Федеральный закон в течение 10 дней со дня принятия передается в Совет Федерации, который, в свою очередь, рассматривает его в течение 15 дней. Совет Федерации в течение 5 дней со дня одобрения направляет его Президенту РФ для подписания.
Дайте анализ сказанному Марковым. Определите, с какого времени вступает в силу Закон о федеральном бюджете.
Нормативные правовые акты по теме:
Основные:
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998.

31. Ст.3823.
Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. 1734-1 Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР* (с изм. и доп.) // ВВС РФ. 1991. 46. Ст.

1543; 1992. 4. Ст. 136; 12.

Ст. 605; СЗ РФ. 1994.

28. Ст.

2929; 1995. 31. Ст. 2989, 1996.

29. Ст.

3454.
Закон РФ от 15 июля 1992 г. 3303-1 О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу* // ВВС РФ. 1992.

34. Ст.

1972.
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. 154-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. 35. Ст.

3506, 1996. 17.

Ст. 1917; 49. Ст.

5500, 1997. 12. Ст.

1378.
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. 115-ФЗ О бюджетной классификации Российской Федерации (в ред. от 26.03 98 г.) // СЗ РФ. 1996.

34. Ст. 4030, 1998.

10. Ст. 1144, 13.

Ст. 1462.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. 111-фЗ О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона О федеральном бюджете на 1998 год и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет // СЗ РФ. 1997. 30. Ст.

3583.
Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. 126-ФЗ О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации//СЗ РФ. 1997. 39.Ст.

4464.
Федеральный закон от 23 июля 1998 г. 121-ФЗ О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона О федеральном бюджете на 1999 год и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет // СЗ РФ. 1998. 30.

Ст. 3617.
Федеральный закон от 28 октября 1998 г. 163-ФЗ О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета // СЗ РФ. 1998. 44. Ст.

5393.
Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. 181-ФЗ О Бюджете развития Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. 48.

Ст. 5856.
Федеральный закон от 4 января 1999 г. 2-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1997 год // РГ. 1999.

6 января.
Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. 36-ФЗ О федеральном бюджете на 1999 год // СЗ РФ. 1999. 9. Ст.

1093.
Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. 769 Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов // СЗ РФ. 1996.

22. Ст.

2666.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 1999 г. 336 Об образовании комиссии Правительства Российской Федерации по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета//СЗ РФ. 1999. 16. Ст.

1991.
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. 378 Об оперативном управлении Бюджетом развития Российской Федерации // СЗ РФ. 1999. 15. Ст.

1826. * С введением в действие БК РФ с 1 января 2000 г данные законы утрачивают силу
Дополнительные: Постановление Правительства РФ от 15 марта 1999 г. 292 О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2000 год и проекта федерального закона О федеральном бюджете на 2000 год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2002 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2002 года // СЗ РФ. 1999.

13.
Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 1997 г. 1082 Об утверждении графика мероприятий по переходу на казначейское исполнение федерального бюджета//СЗ РФ. 1998.

34. 4197.
Письмо Минфина РФ от 2 декабря 1997 г. 3-10-7/39 О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 28 августа 1997 г. 1082 О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1998. 8.
Письмо Минфина РФ, Госналогслужбы РФ и ЦБ РФ от 29 января 1998 г. О порядке заполнения платежных поручений на перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет по видам платежей//Вестник Банка России. 1998. 7.
Телеграмма ЦБР от 30 сентября 1997 г. 82-97 О реализации постановления Правительства РФ от 28 августа 1997 г. 1082 О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета // Вестник Банка России. 1997.

64.
Учебная и монографическая литература:
Основная:
Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова и др.

М.; Перспектива, 1998.
Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учебник. М., 1995.
Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России.

М., 1997.
Финансовое право: Учебник/ Под ред. проф. О.Н.

Горбуновой. М.,1996.
Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И.

Химичева. М., 1997.
Финансово-кредитный словарь. М., 1984-1987.

Т. 1-3.
Юридический энциклопедический словарь, 2-е изд., доп. М., 1987.
Дополнительная:
Анисимов А., Крылов Т. Бюджетный закон - ось бюджетного процесса // Хозяйство и право.1993. 6.
Анисимов А., Крылов Т. Основные принципы бюджетного процесса // Хозяйство и право, 1993. 12.
Артюхин Р. Целевой характер федеральных бюджетных средств // ФГ. 1996.

24.
Артюхин Р. Бюджетная классификация Российской Федерации // ФГ. Региональный выпуск. 1996.

39.
Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская, Т.Е.

Косарева, Л.А. Юрипова.

М.: Инфра-М, 1998.
Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы, комментарии.

М.: Новый Юрист, 1999.
Косырев Б.А. Государственные внебюджетные фонды.

М., 1997.
Лубяной А. И. Закон о субвенциях // Финансы. 1992.

10.
Матеюк В.И. Региональные бюджеты: Совершенствование процесса // Финансы. 1993.

12.
Павлов В.А. Бюджетный процесс - явление финансовое или политическое// Экономика и жизнь.

1994. 5.
Пискотин К. И. Советское бюджетное право. М.: Юрид. лит., 1971.
У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина; Сост.

А.А. Ялбулганов.

М.: Статут, 1998.
Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред.

В.М. Родионовой.

М.,1993.
Финансовая система СССР. Том 1. Бюджетное законодательство.

М.: Финансы, 1977.

Тема 9. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства


Основания ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Понятие нарушения бюджетного законодательства.
Виды нарушений и виды ответственности за них.
Принуждение в сфере бюджетного законодательства. Меры принуждения и основания их применения. Полномочия органов Федерального казначейства в области применения мер принуждения.

Списания бюджетных средств: с лицевых счетов получателей бюджетных средств; со счетов бюджетов субъектов РФ и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов; с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения.
Особенности списания бюджетных средств со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения.
Порядок обжалования неправомерных действий органов и должностных лиц Федерального казначейства.
Вопросы:
1. Что понимается под нарушением бюджетного законодательства?
2. Какие виды нарушений бюджетного законодательства Вы знаете?
3. Какие нормативные правовые акты регулируют ответственность участников бюджетных отношений?
4. Какие меры принуждения применяются к нарушителям бюджетного законодательства?
5. По каким основаниям применяются меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства?
6. Какими полномочиями обладают органы Федерального казначейства РФ в области применения мер принуждения?
7. Какие виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства Вы знаете, в чем заключается их особенность?
8. Может ли одновременно одно деяние быть бюджетным и административным правонарушением?
9. Какие суммы штрафов установлены и налагаются на нарушителей бюджетного законодательства?
Задания:
1. Проанализируйте, в чем состоит отличие мер предупреждения и пресечения от мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Приведите примеры.
2. Найдите по два состава нарушений бюджетного законодательства, за которые предусмотрена финансовая, административная и уголовная ответственность. Определите, в чем заключается разница в мере ответственности на примере приведенных Вами составов правонарушений?
3. В каких случаях и в каких размерах происходит списание бюджетных средств:
- со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения;
- со счетов бюджетов субъектов РФ и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов;
- с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжений.
4. Проанализируйте существующие проблемы квалификации преступлений в сфере бюджетного законодательства.
5. Определите, по каким основаниям может нести дисциплинарную ответственность участник бюджетных правоотношений за нарушение бюджетного законодательства.
6. На основании действующего бюджетного законодательства определите, с кого и в каких суммах взыскивается штраф и пени, что является основанием применения данных мер ответственности за бюджетные правонарушения.
7. Руководитель бюджетного учреждения решил обжаловать неправомерные действия должностного лица территориального управления Федерального казначейства по факту приостановления операций по счетам учреждения. Объясните, в каком порядке должен обжаловать действия должностного лица руководитель учреждения?
Задачи:
1. Филиал АКБ Сбербанк несвоевременно, с превышением срока на 10 дней, исполнил платежные документы бюджетного учреждения ЗАО Ветер о перечислении на его текущий счет бюджетных средств на выплату зарплаты. За это руководителем органа Федерального казначейства с управляющего филиалом был взыскан административный штраф, а с кредитной организации взыскана пеня в размере одной четырехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
Дайте анализ правомерности действии органа Федерального казначейства в отношении филиала АКБ Сбербанк и его управляющего. Определите сумму штрафа, который согласно КоАП РСФСР может быть наложен на управляющего Сбербанком.
2. В ч. 4 гл. 28 Бюджетного кодекса РФ указываются составы нарушений бюджетного законодательства и практически за каждое нарушение предусмотрена административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП РСФСР.
Попробуйте определить, в какой сумме и кем будет наложен штраф за
нарушение бюджетного законодательства.
3. При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия Нижнетагильский автозавод органом Федерального казначейства Российской Федерации было вскрыто нецелевое использование предприятием средств федерального бюджета, предоставленных на приобретение новой технологической линии, но израсходованных на приобретение квартир работникам автозавода. К предприятию были применены финансово-правовые санкции взыскан штраф в размере тройной действующей учетной ставки ЦБ РФ.
Соответствует ли действующему бюджетному законодательству наложенное взыскание? Предложите свой вариант разрешения ситуации.
4. Генеральный директор Верхне-Ямского азотно-тукового завода приказал 28.03.99 г. выплатить работникам предприятия заработную плату в размере 25% от начисленной за январь 1999 г., использовав для этого средства, выделенные из федерального бюджета для модернизации производства. 20.04.99 г., по получении средств на заработную плату, сумма ранее отвлеченных целевых бюджетных средств была возвращена и полностью использована по целевому назначению.

Контролирующий орган тем не менее взыскал с предприятия сумму нецелевого использования, а также наложил штраф в размере двойной действующей в период совершения нарушения учетной ставки ЦБ РФ.
Правомерны ли действия контролирующего органа? Должно ли вообще быть наложено взыскание?

Если да, то какое?
5. Директор Образовательного муниципального учреждения Подлипковский лицей принял решение о приобретении акций кафе-столовой АО Солнышко с тем, чтобы иметь возможность обеспечивать обучающихся питанием по льготным расценкам. Для осуществления этой операции он намеревался использовать средства, получаемые из местного бюджета.
Оцените с правовой точки зрения последствия, которые могут наступить при осуществлении указанного решения. Имеется ли у директора ОМУ возможность приобрести акции АО?

Дайте квалифицированный ответ.
6. Глава администрации г. Восточный распорядился о выплате из средств, полученных из вышестоящего бюджета на нужды образования, материальной помощи 52 семьям, проживавшим в обрушившемся в результате паводка доме и оставшимся без крова.



Содержание раздела