d9e5a92d

Социальная поддержка безработных

Участие в организациях как вид занятости было определено в законодательстве сравнительно недавно и вызывает некоторые сомнения и возражения. Это связано с противоречием двух различных конституционных прав граждан. Статья 35 Конституции Российской Федерации дает право каждому гражданину иметь в собственности имущество, в том числе и ценные бумаги. В то же время ст.

37 Основного Закона гарантирует гражданам защиту от безработицы. Наличие в собственности транспортных средств, недвижимости и иного имущества не отражается на конституционном праве защиты от безработицы, в то время как владелец акций не может быть признан безработным. Получается, что для реализация одного конституционного права невозможна без отказа от другого.

Гражданин не может быть защищен от безработицы и получить соответствующий комплекс мер социальной поддержки, пока является собственником ценных бумаг.
Данная классификация видов занятости соответствует в целом международной классификации, рекомендованной Резолюцией Международной конференции статистиков труда 1993 г. В международной статистике все население подразделяется на экономически активное (обеспечивает предложение труда на рынке товаров и услуг) и экономически неактивное. И безработные, и занятые относятся к экономически активному. Деление по таким категориям имеет практическое значение для учета уровня экономической активности и безработицы, количества занятых и безработных, оценки предложения труда и его динамики. Однако существует недостаток такой классификации - за ее пределами остается многочисленная, но оказывающая большое влияние на состояние социальной жизни общества группа.

Эти лица выполняют не относящуюся к видам занятости деятельность, но не менее социально важную, а именно ведут домашнее хозяйство, ухаживают за детьми и за нетрудоспособными родственниками, осуществляют иную неоплачиваемую деятельность. Учет их в официальной статистике способствовал бы более объективным и достоверным данным о состоянии рынка труда, совершенствованию государственной политики.
Правовой статус безработного
Для определения правового статуса безработного необходимо установить круг лиц, относящихся к этой категории граждан, их прав, обязанностей, гарантий соблюдения прав. Статья 3 Закона РФ О занятости населения в Российской Федерации называет признаки безработных граждан. Итак, безработными признаются граждане, которые:
- трудоспособны;
- не имеют работы;
- не имеют заработка или иного дохода;
- ищут работу;
- готовы к ней приступить немедленно;
- зарегистрированы в органах службы занятости с целью поиска подходящей работы.
При отсутствии хотя бы одного из этих признаков гражданин не может быть признан безработным.
Трудоспособность зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Что касается возраста, то безработными не признаются лица, не достигшие шестнадцати лет или те, кому на основании пенсионного законодательства РФ назначена пенсия за выслугу лет или по старости.
Нижний предел возраста для признания гражданина безработным не соответствует пределу для заключения трудового договора. Из этого можно сделать вывод о том, что на подростков в возрасте пятнадцати лет распространяются требование обязательного основного общего образования, но не распространяются меры государственной поддержки безработных.

При этом их конституционное право на труд не нарушается - существует возможность самостоятельного трудоустройства. Без финансовых средств подростки тоже не остаются - до достижения ими 16 лет родители получают ежемесячные пособия.

Однако в области содействия занятости их правовое положение не определено, хотя причины, побуждающие подростков оставить учебные заведения, явно связаны с необходимостью зарабатывать на жизнь.
Примечание. Что касается состояния здоровья, то инвалиды признаются безработными в особом порядке.

Для этого человек со стойким расстройством функций организма должен помимо необходимых документов предоставить индивидуальную программу реабилитации инвалида, на основании которой служба занятости будет подыскивать для него работу.
Отсутствие у гражданина работы и, соответственно, заработка свидетельствует о том, что он не принадлежит ни к одной из категорий занятых. Основанием для признания безработным не является временное отсутствие заработка при сохранении рабочего места; осуществление деятельности, не приносящей доход (прохождение военной службы по призыву или обучение в образовательных учреждениях). Кроме того, наличие дохода, не связанного с занятостью (получение наследства, процентов по банковским вкладам, продажа имущества) не мешает признанию человека безработным .


Регистрация в органах службы занятости происходит в соответствии с Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. Органы служб занятости регистрируют по месту жительства граждан в следующем порядке:
- первичная регистрация безработных граждан;
- регистрация с целью поиска подходящей работы;
- регистрация в качестве безработных;
- перерегистрация безработных граждан.
При первичной регистрации не требуется предъявление каких-либо документов. Она производится для учета общей численности безработных, чтобы получить необходимую информацию о потребностях в вакансиях.

Обратившись в органы службы занятости, гражданин получает необходимую ему информацию и оценивает возможности для своего трудоустройства.
При регистрации с целью поиска подходящей работы гражданин должен предъявить документы, на основании которых в службе занятости в течение десяти дней с момента регистрации должны предложить два варианта работы, подходящей обратившемуся. Если подходящая работа не может быть предложена вследствие недостаточной квалификации работника, то служба занятости может предложить ему направление на повышение квалификации, профессиональную подготовку или переподготовку. Для регистрации безработный должен представить:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку (иной документ, подтверждающий стаж);
- документы об образовании, профессиональной квалификации;
- документы о заработной плате по последнему месту работы за последние три месяца.
Для инвалидов необходимо предоставить также индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Если в течение 10 дней подходящая работа не найдена, то не позднее одиннадцатого дня гражданин регистрируется в качестве безработного. При обоснованном письменно отказе в регистрации гражданин спустя месяц имеет право обратиться повторно.
Перерегистрация безработных граждан осуществляется в сроки, установленные органами службы занятости. Гражданин снимается с регистрационного учета в случаях:
- признания занятым ;
- установления злоупотреблений со стороны гражданина;
- неявки в установленные для перерегистрации или предложения подходящей работы сроки;
- назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
- осуждения к наказанию в виде лишения свободы.
Для того чтобы быть признанным безработным у человека должен присутствовать субъективный критерий - желание найти работу. Однако это желание должно иметь какое-либо объективное выражение. В данном случае таким выражением является явка по приглашению службы занятости для знакомства с предлагаемой работой.

Именно по этой причине законодатель предусмотрел отказ в регистрации незанятых граждан, отказавшихся в течение десяти дней со дня регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы. Не регистрируются в качестве безработных и те, кто отказался от работы временного характера; впервые ищущие работу и не имеющие профессии или специальности, отказавшиеся при этом от двух предложений профессиональной подготовки.

Кроме того, в регистрации в качестве безработного будет отказано гражданину, без уважительных причин не явившемуся в органы службы занятости для поиска работы.
Безработный гражданин обязательно должен быть готов приступить к работе. На момент регистрации не должно существовать каких-либо препятствий, по причине которых человек смог бы приступить к работе, как только она будет для него найдена. Если такие препятствия нельзя устранить, то и признать безработным этого человека тоже нельзя.

Так, нельзя зарегистрировать в органах службы занятости человека, признанного виновным по приговору суда в совершении преступления и осужденного к лишению свободы.
Официально признанный безработным гражданин приобретает специальные права и обязанности, которые дадут ему возможность сменить статус безработного на статус занятого. Эти права и обязанности подразделяются на две группы: первые из них являются общими для всех безработных.

А вторые устанавливаются для определенных категорий.
К общему для всех безработных праву относится право на получение помощи государства в поиске работы и в трудоустройстве. Для того чтобы иметь возможность оказывать такого рода помощь, органы службы занятости создают банки вакансий на основании данных работодателей. Помимо этого основного права Закон РФ О занятости населения называет и другие права безработных:
1. Право на получение бесплатной информации от органов службы занятости. Служба занятости должна информировать граждан о состоянии рынка труда на определенной территории; об условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; о наличии вакантных мест, условиях труда на них и заработной плате; об условиях регистрации и перерегистрации в органах службы занятости; о правах и ответственности населения в сфере занятости населения и защиты от безработицы.
2. Право на бесплатную профессиональную ориентацию. Порядок оказания профориентационных услуг регламентируется Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации.

В соответствии с ним бесплатной профессиональной ориентацией безработных занимаются территориальные органы занятости населения и региональные центры профессиональной ориентации незанятого населения. Профессиональная ориентация включает в себя: ознакомление с современными видами производства, перспективами развития рынка профессий и специальностей, условиями и формами их освоения; требованиями, которые предъявляются к человеку при различных профессиях; возможностями профессионального роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности; оказание помощи в определении выбора профессии; рекомендации о возможных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с психологическими и физиологическими особенностями человека; определение степени профессиональной пригодности (профессиональный отбор).
3. Право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению службы занятости. Если невозможно подобрать подходящую работу вследствие отсутствия у лица необходимой профессиональной квалификации или сменить профессию по причине отсутствия вакансии, отвечающей профессиональным навыкам человека; или лицо не в состоянии выполнять трудовую функцию по прежней специальности (профессии), то органы службы занятости могут направить его на повышение квалификации, профессиональную подготовку или переподготовку. Подобные образовательные мероприятия осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах и иных учебных заведениях на основании договоров, заключенных между ними и органами службы занятости.

Хотя на основании положений Трудового кодекса РФ договор на профессиональное обучение потенциального сотрудника может заключить и работодатель.
4. Право на помощь организации собственного дела.
5. Право на обжалование решений, действий и бездействия органов службы занятости, их должностных лиц. Жалоба может быть направлена в вышестоящий орган занятости или в суд в установленном законодательством порядке.
6. Право на компенсацию материальных затрат, вызванных направлением на обучение или на работу по предложению службы занятости в другую местность.
7. Право на социальную поддержку, которая может выражаться в пособии по безработице (включая периоды временной нетрудоспособности), стипендии во время профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.
8. Право на бесплатное медицинское освидетельствование и медицинское обслуживание в случае приема на работу или направления на обучение.
9. Право на участие в общественных работах, которые оплачиваются.
10. Право на явку в органы службы занятости не чаще, чем один раз в две недели.

Исключением из этого правила является приглашение, связанное с предложением подходящей работы или участием в специальной программе содействия занятости.
11. Право на последующее повторное обращение спустя месяц в органы службы занятости в случае получения отказа в признании безработным.
Однако помимо прав, предоставляемых безработным, на них одновременно возлагаются определенные обязанности в соответствии с Порядком регистрации безработных граждан:
1) обязанность представить пакет документов для регистрации в качестве безработного;
2) представить необходимые документы при прохождении перерегистрации;
3) являться на перерегистрацию в установленные сроки;
4) соблюдать условия и порядок регистрации и перерегистрации;
5) активно содействовать своему трудоустройству;
6) являться на собеседование с работодателями по направлению службы занятости;
7) известить органы службы занятости о том, что лицо самостоятельно нашло работу и трудоустроилось, если это произойдет.
Некоторым категориям граждан, которые испытывают особенные трудности при поиске работы, предоставляются дополнительные права, что повышает их конкурентоспособность на рынке труда. Как правило, их преимущественно перед остальными безработными направляют на работу или обучение.

К таким категориям граждан относятся: лица, освобожденные из мест лишения свободы; инвалиды, несовершеннолетние; лица, которым осталось два года до наступления возраста, дающего право на получение пенсии по старости; беженцы и вынужденные переселенцы; одинокие и многодетные родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; уволенные с военной службы и члены их семей; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской или иных радиационных катастроф и аварий.
Организация трудоустройства в Российской Федерации
Трудоустройство представляет собой систему правовых, экономических, организационных мер по обеспечению трудовой занятости населения. Трудоустройство может пониматься в широком и в узком смыслах. В широком смысле это активная политика в сфере занятости населения, которая создает все необходимые условия для развития всех форм трудовой занятости и участия в ней граждан.

В узком смысле, который и будет рассматриваться далее, трудоустройство ограничивается только специальными мероприятиями, целью которых является содействие гражданам в поиске работы с заключением трудового договора.
Субъекты трудоустройства могут быть различны. Прежде всего это, конечно, работодатели. За ними закреплено безусловное право принимать на работу граждан, которые обратились к ним непосредственно. Трудоустройство таким образом осуществляется без участия посреднических органов или организаций.

В некоторых случаях работодатели должны принимать меры для последующего трудоустройства работников, которых ожидает увольнение из организации. Например, при увольнении вследствие сокращения численности (штатов) на работодателе лежит обязанность сообщить заранее о предстоящем увольнении и предложить сотруднику другую работу в той же организации.
Посредниками при трудоустройстве могут быть государственные органы и негосударственные организации. Государственный орган представляет Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы, на которые возложены обязанности по содействию трудоустройству граждан. Негосударственную помощь могут оказывать любые юридические лица.

Для коммерческой деятельности, связанной с трудоустройством российских граждан за границей, установлен особый порядок лицензирования с целью максимального обеспечения безопасности наших соотечественников. Они оказывают услуги по содействию в поиске работы не только безработным, но и занятым гражданам, которые желают сменить работу.
Государство гарантирует бесплатную помощь в трудоустройстве незанятым гражданам при поддержке органов службы занятости, а негосударственные юридические лица оказывают подобные услуги за определенное денежное вознаграждение на основании заключенного с физическим лицом договора.
Процесс трудоустройства включает в себя две стадии. Первая заключается в обращении лица в службу занятости. Возникает правоотношение между органом, содействующим трудоустройству, и гражданином, обращающимся за помощью в поисках подходящей работы.

Российская Федерация гарантирует своим гражданам право на получение такого содействия, в связи с чем соответствующие органы обязаны принять заявление и приступить к поиску работы для заявителя.
Разумно встает вопрос о понятии подходящей работы. Как же определить, какая работа является подходящей для работника, а какая - нет? Статья 4 Закона РФ О занятости населения в Российской Федерации подходящей работой называет ту, которая соответствует:
- профессии работника и уровню его профессиональной подготовки (на основании квалификации, образования, опыта работы по специальности);
- условиям последнего места работы (учитывается размер заработка, режим работы, нормы и правила по охране труда и др.);
- состоянию здоровья гражданина;
- транспортной доступности потенциального места работы.
Подходящей считается работа для ряда категорий граждан, если она соответствует нормам и требованиям трудового законодательства. К таким гражданам относятся:
1) ранее не работавшие и не имеющие профессии, специальности;
2) уволенные более одного раза в течение одного года, который предшествовал времени безработицы, по причине нарушения трудовой дисциплины или других виновных действий на основании законодательства РФ;
3) стремящиеся возобновить трудовую деятельность по прошествии длительного перерыва (более одного года);
4) направленные службой занятости на обучение и отчисленные по виновным основаниям;
5) прекратившие деятельность индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
6) отказавшиеся повысить квалификацию, получить дополнительную профессию или пройти переподготовку по окончании первого периода выплаты пособия по безработице;
7) обратившиеся после окончания сезонных работ;
8) состоящие на учете в органах службы занятости более восемнадцати месяцев;
9) не работающие более трех лет.
Работа не будет считаться подходящей, если она:
- связана с переменой места жительства без согласия безработного;
- условия труда не соответствуют нормам и правилам по охране труда;
- предлагаемая заработная плата ниже, чем средний заработок по предыдущему месту работы за последние три месяца. Исключение составляет среднемесячный заработок, который превышал прожиточный минимум по субъекту Российской Федерации.

В этом случае заработок по предлагаемой работе не должен быть ниже величины прожиточного минимума.
Второй стадией трудоустройства является направление на учебу органами службы занятости или же заключение трудового договора с работодателем. От предложенной работы человек может отказаться, но если отказ безработного от подходящей работы является повторным, то ему приостанавливается выплата пособия по безработице.

Работодатель также не обязан безусловно выполнять направление службы занятости - он может отказать гражданину в приеме на работу, но отказ должен быть мотивированным.
Для некоторых граждан, которые испытывают особые трудности в трудоустройстве, предусмотрены дополнительные меры поддержки. Это и обучение по специальным программам, и создание дополнительных рабочих мест и организаций, и установление квоты для приема на работу.
Примечание. Квота - это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан, которых работодатель обязан трудоустроить.
Так, государство оказывает помощь в трудоустройстве молодежи. Органы образования по запросу службы занятости обязаны предоставлять информацию о квалификационной, профессиональной структуре выпуска и о количестве выпускников, которым понадобится помощь в трудоустройстве. Органы службы занятости призваны оказать молодым людям помощь в трудоустройстве, однако выпускники вправе воспользоваться услугами и негосударственных служб занятости.

Если гражданин обучался на основании договора, который был заключен между ним и работодателем, то последующее трудоустройство обеспечивает работодатель.
Трудоустройство инвалидов - это элемент их профессиональной реабилитации, целью которой является как можно более полная компенсация ограничения жизнедеятельности в связи с нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Государство устанавливает квотирование рабочих мест для инвалидов; резервирование рабочих мест, наиболее для них подходящих; стимулирование предприятий к тому, чтобы они создавали для инвалидов дополнительные рабочие места.
Если инвалид должен быть принят на работу в пределах установленной квоты, но ему отказано, то работодатель несет административную ответственность за административное правонарушение.
Для трудоустройства людей с ограниченными способностями создаются такие условия труда, которые отвечают особенностям трудоспособности работников. В месте работы должно быть адаптированное основное и вспомогательное оборудование и дополнительное оснащение специальными техническими приспособлениями.
Для определения подходящей для инвалида работы учитывается индивидуальная программа реабилитации инвалида. Работа не должна быть сопряжена с большими физическими усилиями, требовать дополнительной профессиональной подготовки в течение длительного периода времени и должна быть приемлема с учетом медицинских противопоказаний и показаний.

Социальная поддержка безработных


Социальная поддержка безработных включает в себя систему мер, которые принимаются государством для оказания помощи безработным гражданам в преодолении трудной жизненной ситуации в связи с отсутствием работы. Эти меры подразделяются на два вида:
1. Направленные на предоставление работы (содействие в трудоустройстве, организация общественных работ, содействие в организации собственного дела, обучение).
2. Направленные на предоставление денежных средств для существования безработного и находящихся на его иждивении членов семьи (материальная помощь безработным, пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости).
В случае отсутствия подходящей работы законодательство о занятости предусматривает организацию исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления общественных работ в качестве временной меры. В соответствии с п. 1 ст.

24 Закона РФ О занятости населения в Российской Федерации общественные работы представляют собой трудовую деятельность, которая имеет социально полезную направленность и организуется как дополнительная социальная поддержка ищущих работу граждан. Организация общественных работ преследует три цели:
1) оказание гражданам временной материальной поддержки в виде заработка;
2) удовлетворение экономических потребностей территорий субъектов РФ, муниципальных образований, организаций в выполнении временных и сезонных работ, работ по осуществлению федеральных и региональных целевых программ социально-экономического характера;
3) сохранение мотивации к труду у не работающих продолжительное время граждан.
На основании этих целей определяются и принципы общественных работ:
1) они должны быть экономически целесообразны, т.е. должны быть действительно необходимы организующим их субъектам;
2) не должны требовать от участников каких-либо специальных профессиональных навыков и умений, то есть должны быть доступными всем;
3) в расходах на эти работы должны преобладать расходы на оплату труда, а сами работы должны приносить социальный эффект;
4) привлечение к этим работам возможно только с согласия безработного.
Положение об организации общественных работ называет их примерный перечень: заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, дорожное строительство; ирригационные и мелиоративные работы; жилищное строительство; эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства; обслуживание организации связи и пассажирского транспорта;



Содержание раздела