d9e5a92d

ПООЩРЕНИЯ ЗА ТРУД И ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ

Также свободный от работы день предоставляется работнику-донору в случае сдачи крови в отпускной, выходной или праздничный день. Естественно, что за работником сохраняется его должность и заработная плата на протяжении всех связанных со сдачей крови и ее компонентов выходных.

Такой порядок сохраняется при каждой сдаче крови.
Для сотрудников, направляемых на повышение квалификации с отрывом от работы, ТК РФ предусматривается сохранение должности и заработной платы на весь срок обучения. При прохождении курсов повышения квалификации в другой местности работник получает льготы, предусмотренные для лиц, направляемых в служебные командировки.
По соглашению сторон трудового договора работодатель выплачивает компенсацию за использование и износ в рабочем процессе инструментов, личного транспорта, оборудования, а также других технических средств и материалов, принадлежащих работнику.

ПООЩРЕНИЯ ЗА ТРУД И ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ

Трудовой кодекс РФ предусматривает поощрение работников за труд, однако основания и виды этих поощрений законодатель оставил на усмотрение работодателей. Работникам, добросовестно исполняющим свои обязанности, может быть выдана премия, объявлена благодарность; их могут представить к званию лучшего по профессии или наградить почетной грамотой. Могут быть и другие способы поощрения, если они определены в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка, положениях и уставах о дисциплине.

Также граждане могут быть представлены к государственным наградам за особые заслуги перед обществом и государством в связи с выполнением своих трудовых обязанностей.
Работодатель, помимо поощрения, может применить и негативные меры воздействия на работников - дисциплинарные взыскания. Основанием для такого взыскания служит дисциплинарный проступок, под которым ТК РФ подразумевает неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на работника трудовых обязанностей, если это произошло или происходит по его вине. В таких случаях работодатель имеет право применить такие взыскания, как замечание, выговор или увольнение по соответствующим статьям ТК РФ.

По отношению к отдельным категориям работников могут применяться и другие виды, предусмотренные уставами и положениями о дисциплине или федеральными законами. При этом, налагая взыскание, работодатель должен брать во внимание тяжесть совершенного проступка и все обстоятельства, при которых он был совершен.
Прежде чем наложить дисциплинарное взыскание, работодатель требует письменное объяснение работника. В случае непредставления такого объяснения в течение двух рабочих дней составляется соответствующий акт, так как это не является препятствием для применения взыскания. Части 3 и 4 ст.

193 ТК РФ указывают следующие сроки: Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За один дисциплинарный проступок работодатель имеет право применить только одно взыскание. Для наложения дисциплинарного взыскания необходимо распоряжение или приказ работодателя, с которым работник должен быть ознакомлен в течение трех рабочих дней (не считая времени отсутствия его на работе). Сотрудник может не ставить свою подпись, однако это фиксируется соответствующим актом.

Кроме того, наложенное взыскание гражданин может обжаловать в государственной инспекции труда или органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Если в течение одного года работник не будет подвергнут другому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим взысканий. Однако дисциплинарное взыскание может быть снято работодателем и до истечения одного года по ходатайству работника, его непосредственного руководителя, представительного органа работников или по инициативе самого работодателя.

ОХРАНА ТРУДА

Статья 209 ТК РФ содержит основные понятия, связанные со сферой охраны труда. Так, само понятие охрана труда определяется как система мер сохранения жизни и здоровья работников при осуществлении ими трудовых обязанностей.

Эта система состоит из мер санитарно-гигиенических, правовых, социально-экономических, организационно-технических, реабилитационных, лечебно-профилактических и др.


Условия труда включают в себя все те факторы трудового процесса и производственной среды, которые так или иначе влияют на здоровье и работоспособность работника.
Под вредными производственными факторами понимаются те производственные факторы, которые при воздействии на работника могут привести к различного рода заболеваниям. Опасный производственный фактор, в отличие от вредного, может привести к травме.
Условия труда считаются безопасными, если воздействие вредных, опасных производственных факторов исключено или не превышает установленных нормативов.
Рабочим местом признается место, в которое работник должен прибыть для выполнения своей работы и в котором должен находиться. При этом рабочее место работника должно прямо или косвенно находиться под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, которые должны предотвращать или уменьшать воздействие вредных производственных воздействий, защищать от загрязнения.
Также трудовому законодательству известно понятие сертификата соответствия организации работ по охране труда - документа, который подтверждает соответствие работ у данного работодателя государственным нормативным требованиям по охране труда.
Производственная деятельность представляет собой совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст.

209 ТК РФ).
Требования охраны труда устанавливаются государством в виде правил и инструкций по охране труда.
Государственная экспертиза условий труда определяет соответствие объекта экспертизы требованиям охраны труда, закрепленным нормативно.
Под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимают оценку условий труда рабочих мест с целью выявления вредных или опасных условий труда, осуществления комплекса мер, необходимых для приведения условий в соответствие с государственными нормативными требованиями. Порядок проведения подобной аттестации устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Что касается государственной политики в сфере труда, то можно выделить следующие ее направления:
- приоритет жизни и здоровья работников;
- принятие и реализация федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, федеральных и территориальных целевых программ с целью улучшения охраны и условий труда;
- государственная экспертиза условий труда;
- государственное управление охраной труда;
- государственный контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда;
- определение порядка проведения аттестации рабочих мест, соответствия организации работ по охране труда нормативным государственным требованиям;
- профилактика несчастных случаев и ущерба здоровья работников;
- помощь в общественном контроле за соблюдением прав и законных интересов граждан в сфере охраны труда;
- учет и расследование профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;
- установление компенсаций за работу с вредными, опасными условиями труда, за тяжелую работу;
- защита прав и законных интересов работников, пострадавших от профессиональных заболеваний или в результате несчастных случаев на производстве, а также членов их семей в соответствии с нормами социального страхования;
- координация деятельности в сфере охраны труда, охраны окружающей среды и других видов социально-экономической деятельности;
- обеспечение государственной статистики об условиях труда, травматизме на производстве, профессиональной заболеваемости ;
- распространение позитивного отечественного и зарубежного опыта в целях обеспечения безопасности условий труда;
- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
- подготовка специалистов в области охраны труда и повышение их квалификации;
- организация единой информационной системы по охране труда;
- международное сотрудничество по охране труда;
- установление порядка предоставления работникам средств индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовых помещений, лечебно-профилактических средств, финансируемых работодателем;
- проведение эффективной налоговой политики, которая стимулировала бы обеспечение безопасных условий труда, разработку и внедрение новых, более безопасных средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Для реализации этих направлений необходимо согласованное взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, профессиональных союзов и иных объединений работников по вопросам охраны труда.
Государство, обеспечивая политику в области безопасных условий труда, должно устанавливать процедуры, правила и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников при осуществлении ими своей трудовой деятельности. Все эти меры закрепляются в законах и иных нормативно-правовых актах на федеральном и региональном уровнях.

Требования, установленные на государственном уровне, в обязательном порядке должны соблюдаться юридическими и физическими лицами, в особенности при проектировании, строительстве и реконструкции, эксплуатации объектов, при конструировании механизмов, машин и другого подобного оборудования, при разработке технологических процессов, обеспечении условий производства и труда.
Помните, что обязанности по обеспечению Вашей безопасности как работника возложены законом на работодателя. В связи с этим необходимо знать перечень этих обязанностей, закрепленный в ст.

212 ТК РФ. Так, работодатель должен обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, осуществлении технологических процессов, при использовании в процессе трудовой деятельности различных инструментов, сырья, материалов;
- необходимые для охраны труда условия на каждом рабочем месте;
- применение только тех средств индивидуальной и коллективной защиты работников, которые прошли обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством порядке;
- режим труда и отдыха, соответствующий нормам трудового права;
- приобретение за свой счет и выдачу средств специальной защиты, специальной обуви и иных средств индивидуальной защиты, обезвреживающих и смывающих средств, которые обязательно должны пройти сертификацию (касается работников, занятых на вредных или опасных производствах, на работах с особым температурным режимом или связанных с загрязнением);
- обучение наиболее безопасным приемам и методам работы, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
- проведение инструктажа, стажировки и проверки знаний по охране труда;
- недопущение лиц, не прошедших инструктаж, стажировку и проверку знаний по охране труда, к работе;
- обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за должным применением работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение аттестации по условиям труда рабочих мест и последующей сертификации организации работ по охране труда;
- организовывать в соответствии с требованиями законодательства прохождение работниками предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников на основании медицинских рекомендаций, сохраняя за ними место работы и средний заработок;
- недопущение работников к работе в случае непрохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, в случае медицинских противопоказаний;
- ставить сотрудников в известность об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске для здоровья, о полагающихся средствах индивидуальной защиты и компенсациях;
- предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам профсоюзного контроля в сфере охраны труда информации и документов, которые необходимы им для осуществления своей деятельности;
- учет и расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников в случае возникновения подобных ситуаций, меры по оказанию первой помощи пострадавшим;
- лечебно-профилактическое и санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями трудового законодательства;
- доставку заболевших на рабочем месте работников в медицинское учреждение, если им необходимо оказать неотложную медицинскую помощь;
- беспрепятственный допуск уполномоченных должностных лиц для проведения проверок условий и охраны труда, для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнение предписаний должностных лиц, уполномоченных на осуществление контроля и надзора, в установленные сроки;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда;
- обязательное социальное страхование работников от профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве;
- разработку и утверждение для работников инструкций и правил по охране труда с учетом мнения профсоюзного органа или иного органа, уполномоченного работниками;
- наличие комплекта нормативно-правовых актов с требованиями охраны труда, соответствующими специфике деятельности.
Перечень обязанностей работника в области охраны труда значительно короче. Работник обязан:
- соблюдать требования охраны труда;
- применять должным образом средства индивидуальной и коллективной защиты;
- обучаться безопасным приемам и методам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
- проходить инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья ставить в известность своего непосредственного или вышестоящего руководителя;
- при поступлении на работу и в течение трудовой деятельности проходить обязательные предварительные медицинские осмотры, проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
Если работа гражданина связана с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, с движением транспортных средств, то он должен проходить предварительные и периодические медицинские осмотры с целью определения пригодности и соответствия выполняемой работе, а также с целью предупреждения или раннего диагностирования профессиональных заболеваний.
Такие медицинские обследования для охраны здоровья населения, предотвращение возникновения и распространения заболеваний проходят работники организаций общественного питания, пищевой промышленности, торговли, водопроводных сооружений, детских и лечебно-профилактических учреждений.
Работы с вредными и (или) опасными производственными условиями, при выполнении которых необходимы обязательные медицинские обследования, определяются нормативными актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также дополнительные условия проведения обязательных медицинских обследований у отдельных работодателей могут вводиться по решению органов местного самоуправления, если существует такая необходимость.
Работники, трудовая деятельность которых связана с источниками повышенной опасности, не реже чем один раз в пять лет проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования устанавливается Правительством РФ.

Вышеперечисленные медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования проводятся за счет средств работодателя.
В соответствии со ст. 215 Трудового кодекса РФ Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.
Техническое переоснащение производственных объектов, внедрение новой техники, новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда запрещено. Для оценки соответствия проектов строительства, капитального ремонта, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется государственная экспертиза проектной документации. С этой же целью осуществляется на основании законодательства о градостроительной деятельности государственный строительный надзор.

Вновь созданные производственные объекты не могут быть допущены к эксплуатации без заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в установленной сфере деятельности.
Недопустимо применять на производствах вредные или опасные материалы, вещества, товары, для которых не проводилась санитарно-гигиеническая, токсикологическая, медико-биологическая оценка и не разработаны средства и методики метрологического контроля. Прежде чем использовать новые вредные или опасные вещества, работодатель обязан разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников, согласовать их с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Государственное управление охраны труда осуществляет Правительство РФ непосредственно или же по его поручению - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, которые так или иначе участвуют в управлении охраной труда, согласовывают принимаемые решения и координируют свою деятельность с другими властными органами.

На региональном уровне охраной труда занимаются федеральные органы исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Правительство Российской Федерации и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, участвуя в управлении охраны труда:
1) разрабатывают целевые программы для улучшения охраны и условий труда, контролируют их выполнение;
2) разрабатывают нормативные правовые акты, которые определяют основы управления охраной труда на государственном уровне;
3) определяют порядок проведения обучения по охране труда работников, проверки знания требований охраны труда работодателями, порядок проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве, инструктажа и стажировки на рабочем месте в связи с охраной труда;
4) устанавливают правила проведения государственной экспертизы условий труда, аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия осуществления работ государственным требованиям охраны труда;
5) обеспечивают взаимодействие федеральных органов, органов власти субъектов РФ, объединение работодателей, профессиональных союзов в реализации государственной политики по охране труда;
6) разрабатывают способы экономического стимулирования работодателей для обеспечения ими безопасных условий труда работников;
7) координируют в установленной области научно-исследовательские работы и способствуют распространению позитивного зарубежного и отечественного опыта по улучшению охраны и условий труда;
8) способствуют международному сотрудничеству в данной области, а также исполняют иные полномочия в соответствии с законодательством о труде Российской Федерации.
Что касается полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ, то к ним можно отнести следующие:
1) реализация на территории субъекта РФ государственной политики и федеральных целевых программ по охране условий труда;
2) разработка и утверждение аналогичных территориальных целевых программ;
3) организация проведения в субъекте обучения по охране труда работников, обучения оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, проверки знаний работодателями требований охраны труда, организация инструктажа и стажировки на рабочем месте по охране труда;
4) осуществление государственной экспертизы условий труда в пределах территории субъекта Российской Федерации;
5) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждение соответствия государственным нормативным требованиям организации работ по охране труда;
6) организация сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, которые осуществляют свою деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации, и иные полномочия, дозволенные законодательством РФ и субъектов РФ.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти производится государственная экспертиза условий труда с целью оценки проверки предоставления компенсаций работникам за тяжелую работу, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, соответствия требованиям охраны труда проектов строительства, реконструкции зданий, производства и внедрения новой техники. Кроме того, государственной экспертизой проверяются фактические условия труда работников, в особенности за период, непосредственно предшествующий несчастному случаю на производстве.
На основании ст. 216.1 Трудового кодекса РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Те лица, которые наделены правом осуществлять государственную экспертизу условий труда, управомочены:
- посещать любых работодателей для проведения экспертизы, если имеют соответствующее удостоверение установленного образца;
- запрашивать и получать безвозмездно все необходимые документы и другие материалы;
- проводить необходимые измерения, наблюдения, расчеты совместно с исследовательскими лабораториями, если есть такая необходимость.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, должны обеспечивать сохранность полученных документов, материалов, конфиденциальность их сведений, обоснованность и объективность выводов. По окончании государственной экспертизы составляются заключения о соответствии условий труда нормативным требованиям, которые направляются в суд, органы исполнительной власти, работникам, работодателям, их объединениям и представителям.
Если у работодателя общее количество сотрудников превышает 50 человек, а деятельность связана с производством, то организовывается служба охраны труда, должность специалиста по охране труда, которые должны обеспечить соблюдение требований охраны труда и контролировать их выполнение. Если численность работников менее 50, то работодатель также может создать подобную службу и (или) должность, учитывая специфику своей производственной деятельности.
При отсутствии штатного специалиста службы охраны труда его полномочия выполняет сам работодатель или другой работник, наделенный таким правомочием. Кроме того, работодателем для этих целей могут привлекаться специалист или организация, услуги которых получают юридическое закрепление в гражданско-правовом договоре.

Организации, деятельность которых связана с услугами по охране труда, подлежат обязательной аккредитации.
Структура и количество работников службы по охране труда устанавливаются работодателем с учетом мнения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере трудовых отношений.



Содержание раздела