d9e5a92d

Телегина В. А. - Договорные отношения по перевозкам грузов

В учебном пособии рассматриваются вопросы правоотношений перевозчиков и грузовладельцев, а также перевозчиков между собой при выполнении смешанных перевозок грузов. Дается понятие о правовой основе транспортных отношений, видах и формах транспортных договоров.

Права, обязанности и ответственность сторон, а также порядок разрешения споров рассмотрены на примере железнодорожных перевозок грузов.
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей "Организация перевозок и управление на транспорте", "Коммерция на транспорте", "Экономика транспорта", изучающих дисциплину "Основы транспортного права", может быть использовано в практической деятельности работников железнодорожного транспорта.

ВВЕДЕНИЕ

Транспорт, предназначенный для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, является инфраструктурой, созданной для удовлетворения потребностей государства и населения в перевозках.
Система транспортных отношений включает:
- отношения по планированию перевозок (в той мере, в какой на различных видах транспорта сохранилась разработка планов перевозок);
- отношения по организации перевозок, предшествующие сдаче груза для перевозки и имеющие целью установить порядок подачи транспортных средств и предъявления грузов для перевозки;
- отношения непосредственно по транспортировке переданного перевозчику груза из пункта отправления в пункт назначения;
- отношения, связанные с оказанием клиенту различного рода транспортноэкспедиционных и иных, связанных с перевозками, операций и услуг;
- отношения между транспортными организациями разных видов транспорта при выполнении прямых смешанных перевозок.
Особое место во взаимодействии железнодорожного транспорта и предприятий занимают отношения, связанные с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей.
Как и любая другая сфера производственной деятельности, перевозки грузов и пассажиров регулируются правовыми нормами, определяющими правоотношения сторон - участников перевозочного процесса. От того, насколько хорошо участники перевозочного процесса знают свои права, обязанности и ответственность, зависит степень риска в транспортных отношениях, который присущ любой деятельности.

К примеру, для грузовладельцев - это риск потерять груз или получить его испорченным, или позднее установленных сроков; для перевозчиков - не получить провозную плату за выполненную перевозку или понести потери в виде выплаченных штрафов при нарушении условий перевозки.
Сложность и многообразие транспортных отношений выделяет их среди других хозяйственных отношений в раздел транспортного законодательства, рассмотрению основных вопросов которого и посвящена эта работа.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ТРАНСПОРТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нормы права, регламентирующие деятельность транспорта и содержащиеся в нормативных актах, составляют транспортное законодательство. Общие положения о перевозках включены в "Основы гражданского законодательства".

Перевозке посвящена глава 40 ст. 784-797 Гражданского кодекса (далее - ГК), а транспортной экспедиции - глава 41 ГК (ст.

801-806).
Кроме того, отдельные положения транспортного права регулируются главой 47. Хранение - главой 48. Страхование - главой 59.

Обязательства вследствие причинения вреда и др.
Таким образом, транспортное право как часть хозяйственного права в той мере, в какой содержит нормы гражданского права, входит составной частью в общую систему гражданского законодательства и не может противоречить ее основным положениям.
Однако правовое регулирование в ГК отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, значительно отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Так, положениям, регламентирующим столь сложные отношения как перевозки, в ГК отводится всего 14 статей, в то время как договору аренды, например, - 65, а договору купли-продажи - 113.

Объясняется это тем, что взаимоотношения грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно детально регулируются специальными законами - транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с Конституцией РФ и ГК все транспортные уставы и кодексы должны быть приняты на уровне федерального закона РФ (п. 2, ст.

784 ГК). В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие транспортные уставы и кодексы: Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г. (далее - КТМ); Воздушный кодекс РФ от 19.03.97 г. (далее - ВК);
Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСфСр от 8 января 1969 г. 12 (далее - УАТ); Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. (далее - УВВТ); Транспортный устав железных дорог - федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. (далее -ТУЖД). Следует назвать также и федеральный Закон о железнодорожном транспорте от 25 августа 1995 г.


Как видно, к настоящему времени только железнодорожный и воздушный транспорт имеют новые специальные законы, а все остальные сохраняют свое действие на территории России с учетом правил, предусмотренных статьей 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", впредь до принятия и введения в действие новых федеральных транспортных уставов и кодексов. Необходимость же в их разработке назрела в связи с переходом экономики страны к новым рыночным отношениям, а также в связи с введением в действие нового Гражданского кодекса.
Сложность и многообразие транспортных отношений обусловливают характерную особенность транспортного законодательства - его комплексный характер. Трудовое законодательство охватывает правовые нормы, регулирующие планирование, организацию перевозок, собственно транспортировку грузов, пассажиров и багажа, экспедиционное обслуживание и др., поэтому даже такие специфические нормативные акты, как транспортные уставы и кодексы не могут охватить всех особенностей правоотношений по перевозкам.

Этим вызвана необходимость издания подуставных документов, к которым относятся Правила перевозок грузов и пассажиров, Технические условия погрузки и крепления грузов, Правила перевозок экспортных и импортных грузов, Правила перевозок грузов в прямых смешанных сообщениях, Тарифные руководства и другие.
Указанные нормативно-правовые акты разрабатываются соответствующими транспортными министерствами и ведомствами и утверждаются Правительством Российской Федерации, а следовательно, обязательны для всех участников перевозочного процесса.

ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ ДОГОВОРОВ

Основной транспортный договор - договор перевозки груза, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в указанный отправителем пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Это определение договора перевозки дается в ст.

785 ГК.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить в пункт назначения багаж и выдать его получателю; пассажир же в свою очередь обязуется оплатить проезд, а при сдаче к перевозке багажа - и его провоз (ст. 786 ГК).
По договору чартера (фрахтования) одна сторона (фрахтовщик) обязуется за плату предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК).

Договор чартера чаще всего используется на водном и воздушном транспорте.
По договору буксировки перевозчик обязан за установленную плату буксировать плот или судно до определенного пункта или в течение определенного времени, или для выполнения определенного маневра.
В силу особенностей транспортного процесса бывает необходимо определить не только условия конкретной перевозки определенного груза, но и заранее согласовать порядок предъявления груза к перевозке, подачи транспортных средств и другие условия, касающиеся организации перевозок. Эту задачу выполняют заключаемые между грузоотправителем и перевозчиком особые долгосрочные договоры, основная цель которых -организация взаимоотношений сторон по подготовке предстоящей перевозки.
В законодательстве такие договоры именуются по-разному: договоры на перевозку грузов - на автомобильном транспорте (ст. 36 УАТ), навигационные - на речном транспорте (ст.

60 УВВТ), специальные - на воздушном транспорте (ст. 91 ВК), долгосрочные договоры на перевозку (специальные навигационные) - на морском транспорте (ст. 107 КТМ).

Новый Транспортный устав железных дорог (ст. 17 ТУЖД) ввел понятие о долгосрочном договоре на организацию перевозок между грузоотправителями и железными дорогами.

Раньше такого договора на железнодорожном транспорте не было.
Долгосрочные договоры заключаются при наличии между сторонами постоянных отношений, выражающихся в необходимости систематических перевозок. В долгосрочных договорах определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств.

Содержание долгосрочных договоров на различных видах транспорта может быть разное.
На морском и внутреннем водном транспорте долгосрочные (навигационные) договоры учитывают специфические для этих видов транспорта условия навигации, перевалки, выполнения погрузочноразгрузочных работ. Эти договоры определяют условия организации перевозок на предстоящий период (навигацию) в части, не урегулированной законодательством и связанной со специфическими особенностями перевозок в конкретных местных условиях.
В таких договорах оговариваются, в частности, общие объемы перевозок, порядок подачи тоннажа и предъявления грузов к перевозке, условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ, нормы одновременной обработки судов на причалах не общего пользования, способы определения массы груза, требования к таре и упаковке грузов, технические условия погрузки, размещение и закрепление груза на судне, порядок расчетов между сторонами по фрахту и дополнительным сборам и др.
Заключение долгосрочных (годовых) договоров на автомобильном транспорте - необходимый элемент организации транспортного процесса, без которого не могут выполняться автомобильные перевозки грузов. Законодательство об автомобильных перевозках предусматривает два вида договоров, направленных на организацию перевозочного процесса: годовые договоры на автомобильную перевозку грузов и разовые договоры (заказы).
По годовому договору на перевозку грузов автомобильным транспортом (ст. 36 УАТ) автотранспортное предприятие или организация обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В годовом договоре устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков.

В договоре определяются также режим работы по приему и выдаче грузов, условия обеспечения сохранности грузов, подготовка грузов к перевозке, порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ, содержания подъездных путей и грузовых устройств и др.
Годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом заключаются автотранспортными предприятиями с теми грузоотправителями, отношения с которыми по поводу перевозок носят длительный характер. Однако многие предприятия и организации нуждаются в перевозках лишь эпизодически. В таких случаях отношения сторон оформляются заказом. Заказ является договором, направленным лишь на организацию предстоящей перевозки.

Транспортируется же груз, как и при наличии годового договора, на основании договора перевозки, оформляемого товарно-транспортной накладной.
На железнодорожном транспорте при наличии годовых и квартальных планов перевозок, содержащих подробные сведения о грузе и его перевозке, разработки долгосрочных планов не требовалось. С введением же в 1998 году нового Транспортного устава железных дорог, отменившего планы перевозок грузов, возникла необходимость заключения с постоянными грузоотправителями долгосрочных договоров об организации перевозок. В соответствии со ст.

17 ТУЖД железные дороги и грузоотправители при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. Заключением таких договоров с грузовладельцами занимается специальная служба - Центры фирменного транспортного обслуживания, созданные при управлениях железных дорог и имеющие филиалы на всех крупных станциях.
В долгосрочных договорах об организации перевозок определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В долгосрочном договоре соответствующими статьями ТУЖД (36, 39, 40, 45, 48) сторонам предоставлено право решать вопросы, связанные:
1. с изменением пункта внесения платежей по перевозке,
2. изменением сроков доставки грузов;
3. участием представителя железной дороги в выдаче грузов;
4. оповещением грузополучателя в порядке предварительной информации о подходе в его адрес грузов;
5. очисткой и промывкой вагонов после выгрузки.
По указанным договорам железные дороги обязуются в установленные сроки принимать грузы в установленном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозки. Ответственность сторон при неисполнении условий договора наступает лишь в том случае, когда эта ответственность в нем предусмотрена.
Долгосрочный договор об организации перевозок заключается в письменной форме на срок, согласованный сторонами. Он не освобождает грузоотправителя от представления заявки на перевозку грузов в порядке и сроки, предусмотренные ст. 18 ТУЖД.

Этот договор не заменяет и договор на перевозку конкретного груза, а также договоры, связанные с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договоры, связанные с подачей и уборкой вагонов. Поскольку заключение договора об организации перевозок не является обязательным, одна сторона не может требовать от другой стороны заключения такого договора даже через арбитражный суд.
В соответствии со ст. 799 ГК между организациями различных видов транспорта могут заключаться также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов, например такие, как узловые соглашения между железной дорогой и портом, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов автомобильным транспортом на железнодорожные станции, порты (пристани) и аэропорты.
Договор транспортной экспедиции впервые рассматривается Гражданским Кодексом в качестве самостоятельного гражданско-правового договора (гл. 41, ст. 801-806 ГК).

Суть обязательства, возникающего из договора транспортной экспедиции, состоит в том, что одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение за счет другой стороны (клиента), в качестве которой выступает грузоотправитель или грузополучатель, выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В ГК нормы о договоре транспортной экспедиции сориентированы главным образом на обязательства с участием специализированной организации (экспедитора), не являющейся перевозчиком.
Основные обязанности экспедитора, составляющие содержание обязательства, возникающего из договора транспортной экспедиции, состоят в организации перевозки груза клиента тем видом транспорта и по тому маршруту, которые избраны клиентом или экспедитором, заключении для этого экспедитором от имени клиента или от своего имени договоров перевозки грузов с транспортными организациями, в обеспечении отправки и получении груза клиента.
К числу дополнительных услуг, оказываемых экспедитором клиенту, относятся:
- выполнение таможенных и иных формальностей;
- получение необходимых для экспорта и импорта документов;
- проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
- уплата тарифа, пошлин, сборов, возлагаемых на клиента;
- хранение груза;
- его получение в пункте назначения, а также иные операции и услуги, предусмотренные договором экспедиции.
Никаких особых требований к форме договора транспортной экспедиции ГК не содержит. Такой договор заключается в произвольной письменной форме (ст.

802 ГК).
Исполнение договора экспедитором, не являющимся перевозчиком груза, может быть произведено лишь путем привлечения третьих лиц (транспортных организаций). При этом ответственность перед клиентом за неисполнение договора несет экспедитор по общим правилам об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств (ст.

393-406 ГК). Вместе с тем, предусмотрено исключение для тех случаев, когда нарушение договора экспедитором вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки транспортной организацией.

При таких обстоятельствах ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же Правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

ПРАВООТНОШЕНИЯ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Характеристика договора перевозки грузов

Особое положение транспортное право в системе гражданского права занимает главным образом благодаря особенностям договора перевозки, значительно отличающегося от других хозяйственных договоров.
Договор перевозки можно представить как совокупность нескольких самостоятельных видов договоров. Во-первых, это договор подряда, так как исполнение его заключается в достижении известного результата, и до тех пор, пока этот результат не будет достигнут, договор считается неисполненным, каковы бы ни были отдельные услуги, оказанные заказчику подрядчиком. По договору подряда подрядчик обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию заказчика, а последний обязуется выдать вознаграждение за выполнение задания.

Точно так же и перевозчик выполняет перевозки на свой риск и своими средствами передвижения, за что и получает вознаграждение в виде провозной платы и дополнительных сборов.
Кроме этого, договор перевозки предполагает еще и ответственность перевозчика за перевозимые грузы, а это характерно для договора хранения. Обязанность же перевозчика передать доставленный в пункт назначения груз получателю характерна для договора поручения.
Еще одна существенная особенность договора перевозки состоит в том, что договор заключается грузоотправителем и перевозчиком в пользу грузополучателя. И хотя некоторые теоретики права утверждают, что грузополучатель не является стороной в договоре, тем не менее нельзя отрицать, что не только не участвуя в договоре, но иногда даже не зная о его заключении, грузополучатель по этому договору получает не только права и обязанности, но и ответственность, установленную законом.
И, пожалуй, самая существенная особенность договора перевозки - это его массовость. Так, например, на железнодорожном транспорте в 1998 году принималось к перевозке более сорока двух тысяч вагонов в сутки. Поэтому все основные условия перевозки строго регламентируются, а не определяются волей сторон.

Большинство норм права, регулирующих договор перевозки груза, императивные, т.е., предписывающие определенное поведение сторон, участвующих в договоре. Массовым характером договоров перевозки можно объяснить и особенности определения размеров и оснований ответственности, и особенности в порядке рассмотрения споров, о чем ниже будет сказано подробно.

Форма договоров перевозки грузов

Формой договора перевозки груза является соответствующий каждому виду транспорта документ: накладная - на железнодорожном и речном транспорте; грузовая накладная - на воздушном; товарно-транспортная накладная - на автомобильном. На морском транспорте перевозка груза в каботаже оформляется коносаментом, а в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении - накладной.

Коносаменты в зависимости от способа организации судоходства подразделяются на линейные и чартерные.
На автомобильном транспорте товарно-транспортная накладная является не только документом, регулирующим отношения автотранспортного предприятия и грузоотправителя, но одновременно служит документом учета товарных ценностей.
Коносамент имеет еще более специфические функции. Он является одновременно формой договора перевозки, распиской, удостоверяющей факт принятия груза перевозчиком, и товарораспорядительным документом, то есть документом, распоряжение которым означает и распоряжение самим грузом.
Форма договора перевозки может зависеть не только от вида транспорта, но и от вида отправки и вида сообщения. Так, на железнодорожном транспорте существуют формы накладных: ГУ-29о - накладная на перевозку повагонной отправки, ГУ-29к - накладная на перевозку контейнерной отправки, ГУ-29е -накладная на перевозку маршрутной отправки, ГУ-28 - накладная на перевозку груза в прямых смешанных железнодорожно-водных сообщениях, ГУ-28а - накладная на перевозку груза в прямых смешанных железнодорожно-автомобильных сообщениях.
Если рассматривать перевозку груза по железным дорогам, то накладная, представленная грузоотправителем на груз и сопровождающая этот груз на всем пути следования, - не только единственная, но и обязательная форма договора, являющаяся доказательством заключения договора перевозки. Для грузополучателя накладная - это легитимирующий документ, представление которого дает ему право выступать в качестве владельца груза.
Грузоотправителю в удостоверение приема груза к перевозке выдается грузовая квитанция, она дает ее владельцу право распоряжаться грузом до его выдачи получателю. Договорные отношения между перевозчиком и грузоотправителем этим документом не создаются, а только удостоверяются, поэтому в случае разногласий в содержании накладной и грузовой квитанции решающее значение принадлежит накладной.
Дорожная ведомость, которая вместе с накладной следует с грузом до станции назначения, имеет многоцелевое назначение: она служит для контроля за правильностью начисления провозных платежей; порядка проследования грузом пунктов перехода с дороги на дорогу для определения дорог, виновных в просрочке доставки груза; для расчетов железных дорог -участников перевозки между собой; для статистических целей, а при международных перевозках грузов - для целей таможенного контроля и пропуска груза через таможенную границу. Такое же назначение имеет и дорожная ведомость внутреннего водного сообщения.

Кроме того, именно в дорожной ведомости грузополучатель ставит отметку о получении груза. Таким образом, дорожная ведомость с распиской получателя является юридическим документом, подтверждающим факт выполнения договора перевозки.
На морском и авиационном транспорте документом, аналогичным дорожной ведомости, является грузовой манифест - транспортный документ, содержащий сведения о грузе, записанные по каждому порту отдельно и перечни коносаментов по каждому грузу и по порту назначения в целом. Манифест вручается представителям судовой администрации и таможенным органам, рассылается агентам и стивидорам в портах выгрузки, судовладельцу.
На воздушном транспорте в соответствии с резолюцией международной ассоциации воздушного транспорта установлены образец авианакладной и правила ее заполнения, а также назначение каждого экземпляра. Так "оригинал 1" (зеленого цвета) остается у перевозчика, выдающего авиагрузовую накладную для учета и как документальное подтверждение заключения договора на авиаперевозку между перевозчиком и грузоотправителем; "оригинал 2" (розового цвета) сопровождает партию груза до конечного места назначения и выдается грузополучателю после доставки; "оригинал 3" (голубого цвета) выдается грузоотправителю и, помимо подтверждения договора авиаперевозки, является доказательством приема груза к перевозке.

Копии: 4-я (желтого цвета) - следует с грузом, подписывается грузополучателем и остается у последнего перевозчика в качестве расписки в получении груза и подтверждения договора на перевозку; копии 5, 6, 7 (белого цвета) - используются для служебных целей, в том числе для таможенной очистки товара и страхования груза, 8-я (белого цвета) - остается у экспедитора - грузового агента, оформлявшего накладную.

Права и обязанности сторон по договору перевозки груза

В связи с тем, что в настоящее время из массовых перевозчиков грузов только железнодорожный транспорт имеет новый устав, то рассмотрение правоотношений по договору перевозки будет базироваться на примере железнодорожного транспорта, а также других видах транспорта в той мере, в которой их уставы и кодексы не противоречат нормам, содержащимся в гл. 40 ГК.



Содержание раздела