d9e5a92d

Ответственность сторон по договору перевозки

Кроме того, установлены нормы суточного пробега:
- для маршрутов (отправительских маршрутов) и контейнерных поездов независимо от расстояния - 550 км в сутки;
- животных, перевозимых маршрутами - 450 км в сутки;
- животных, перевозимых одиночными вагонами и группами вагонов - по нормам суточного пробега для повагонных отправок.
Сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются:
- на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза; при перегрузке грузов в вагоны с колесными парами другой ширины колеи; при расстоянии свыше 1000 км грузов для грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах;
- 2 суток - для каждой промежуточной железнодорожной станции, производящей погрузку (выгрузку) рефрижераторной секции, в случаях ее погрузки (выгрузки) на нескольких железнодорожных станциях;
- 1 сутки - при передаче на другой вид транспорта, приеме с другого вида транспорта грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении; операции, связанные с переадресовкой, осуществлением на пограничных пунктах пропуска пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля; в случае определения массы груза на вагонных весах близлежащей к станции отправления железнодорожной станции и в некоторых других случаях.
Исчисление срока доставки груза начинается с 24 часов дня приема груза к перевозке, указанного в накладной. Дата истечения срока доставки груза указывается железнодорожной станцией отправления в дорожной ведомости и в выдаваемой грузоотправителю квитанции о приеме груза.
Железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способы уведомления устанавливаются начальником станции по согласованию с грузополучателем.

Обязательно документальное фиксирование факта передачи сообщения для использования в качестве доказательного аргумента при возникновении споров.
Если железная дорога не уведомляет о прибытии грузов, то грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами и от сбора за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
В том случае, если вагоны или контейнеры подаются под выгрузку на подъездной путь или на места общего пользования для выгрузки средствами грузополучателя, то железная дорога должна уведомить его о подаче не позднее чем за 2 часа до неё. Эти уведомления должны регистрироваться так же, как и уведомления о прибытии грузов.
При подаче железной дорогой вагонов, контейнеров позднее, чем через 2 часа после уведомления или без такого уведомления, а также в случае отсутствия уведомления плата за пользование вагонами, контейнерами или сбор за хранение груза начисляются на грузополучателя по истечении двух часов после фактической подачи вагонов к месту выгрузки или к месту передачи на подъездной или выставочный путь.
Обязанностью грузополучателя является внесение им платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей (ст. 41 ТУЖД). Товарная контора станции назначения производит проверочную таксировку перевозки и с грузополучателем ведутся окончательные расчеты.

Сроком расчета является дата выдачи груза грузополучателю, указанная в накладной.
В практике работы железных дорог нередки случаи, когда грузополучатели отказываются вносить платежи за перевозку. В этом случае вступает в силу залоговое право перевозчика на переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке.

Поэтому в случае уклонения грузополучателя от внесения платы железная дорога вправе задерживать груз, уведомляя об этом в письменной форме грузополучателя, который обязан в течение четырех суток после получения уведомления распорядиться грузом. В противном случае железная дорога, если другое не предусмотрено договором с грузоотправителем (речь идет о долгосрочном договоре об организации перевозок), имеет право реализовать груз, за исключением:
- груза, изъятого из оборота и ограниченного в обороте в соответствии с федеральными законами;
- специального, в том числе воинского, груза, предназначенного для удовлетворения государственных и оборонных нужд;
- груза, плата за перевозку которого и иные причитающиеся железной дороге платежи вносятся грузоотправителем по согласованию, предусмотренному ст. 36 ТУЖД;
- грузов, представляющих для общества значительную художественную, историческую или иную культурную ценность.
В случае изъятия груза у железной дороги уполномоченными на то государственными органами, а также в случае отказа грузовладельца от груза в пользу государства, сумма платы за перевозку груза и иные причитающиеся железной дороге платежи перечисляются указанными органами дороге, на которой произведено изъятие груза или отказ от него, за счет средств, полученных от реализации груза.


В обязанности грузополучателя входит также принятие груза, прибывшего в его адрес (ст. 42 ТУЖД).

Если прибыл груз, поставка которого не предусмотрена договором между грузоотправителем и грузополучателем, или груз, наименование которого не соответствует наименованию, указанному в накладной, то грузополучатель обязан принять груз на ответственное хранение для последующего урегулирования отношений с грузоотправителем, например, переадресовав груз по указанию грузоотправителя. При этом грузополучатель несет имущественную ответственность за порчу груза вследствие несвоевременного его приема.
Грузополучатель имеет право отказаться от принятия груза только в одном случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, насколько исключается возможность полного или частичного использования этого груза. Если испорчена часть груза, то грузополучатель не имеет права отказаться от принятия всей партии прибывшего в его адрес груза.

При этом за ним сохраняется право требовать возмещения стоимости испорченной или поврежденной части груза.
Ответственность должна наступать и в том случае, когда грузополучатель не принимал груз, ссылаясь на его прочу, хотя не исключалась возможность даже частичного его использования.
Железная дорога по договору перевозки обязана доставить груз по назначению и выдать его получателю. Хранение груза не является необходимым условием договора перевозки, поскольку груз должен быть вывезен грузополучателем в течение срока бесплатного хранения, который в соответствии со ст. 43 ТУЖД составляет 24 часа.

Указанный срок исчисляется с 24 часов дня выгрузки грузов, контейнеров железной дорогой или с 24 часов дня подачи железной дорогой вагонов, контейнеров с грузами к предусмотренному месту выгрузки для выгрузки их грузополучателем.
Хранение грузов в местах общего пользования станции сверх одних суток до их вывоза с территории станции оплачивается грузополучателем в размере сбора, указанного в Тарифном руководстве (табл. 2).

В том случае, если железная дорога не уведомит получателя о прибывшем в его адрес грузе, то он освобождается от уплаты сбора за хранение до получения уведомления.
Вполне понятно, что хранение груза на станции не может быть бесконечным. Это связано и с возможностями станции, и с обязанностью грузополучателя принять груз, и с обязанностью железной дороги выдать груз, тем самым завершив выполнение договора перевозки.

Кроме того, каждый груз имеет предельные сроки хранения его на станции, по истечении которых железная дорога должна реализовать невостребованный груз. Учитывая это, сбор за хранение груза начисляется только за время, установленное для хранения груза на станции.
Грузополучатель может вывозить грузы со склада станции частями, о чем делается отметка в накладной. В этом случае сбор за хранение рассчитывается с учетом времени нахождения на складе каждой партии груза.

Таблица 2
Сбор за хранение груза, (р./сутки)
Наименование груза Единица
измерения
Способ хранения
на открытых площадках на крытых
площадках
в крытых складах
Все грузы, кроме опасных 1 т 0,50 2,20 3,60
Опасные грузы 1 т 0,70 3,00 5,00
Животные шт. - 2,70 -
За хранение грузов в вагонах федерального железнодорожного транспорта -7 р. в сутки за вагон. Установлены также размеры сборов за хранение грузов в контейнерах, принадлежащих МПС и грузовладельцам.
Правилами перевозок грузов устанавливаются условия и предельные сроки хранения грузов на станции назначения. По истечении установленных сроков хранения груза железная дорога в целях предотвращения его порчи имеет право реализовать груз в порядке, предусмотренном ст. 52 ТУЖД. Сбор за хранение груза взыскивается с грузополучателя только за время, установленное для хранения груза на станции.
Выдача груза получателю приемосдатчиком станции с проверкой его состояния, массы и количества мест производится в случаях (ст. 45 ТУЖД):
- прибытия груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами (ЗПУ) или с ЗПУ попутных железнодорожных станций. При этом наличие ЗПУ таможенного органа не является основанием для проверки железной дорогой при выдаче груза его состояния, массы и количества мест;
- прибытия груза с признаками недостачи либо повреждения, или порчи при перевозках груза в открытом железнодорожном подвижном составе;
- прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном подвижном составе;
- прибытия груза, погруженного железной дорогой;
- выдачи груза, выгруженного железной дорогой в местах общего пользования.
Перечень случаев, при которых производится выдача груза железной дорогой с проверкой, является исчерпывающим, однако, по просьбе грузополучателя и за плату станция может принимать в соответствии с договором участие в проверке любых прибывших грузов.
При отсутствии у грузополучателя и на станции назначения вагонных весов грузы, перевозимые навалом и насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки их массы. Масса груза в процессе перевозки считается сохраненной, если разница в показаниях весов на станции отправления и станции назначения груза не превышает погрешности измерений массы нетто такого груза, а также норму естественной убыли его массы. Погрешность весовых приборов в зависимости от их типа и способа взвешивания грузов, а также Перечень действующих норм естественной убыли публикуются в Правилах перевозок грузов. Нормы естественной убыли устанавливаются в процентах от массы груза и для разных грузов могут зависеть от сезона перевозки, географической зоны перевозки, вида подвижного состава, способа погрузки и выгрузки.
При проверке массы прибывшего в адрес грузополучателя груза на весах железной дороги с грузополучателя взыскивается сбор в размере, указанном в Тарифном руководстве.
Если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза либо такие обстоятельства установлены составленным в пути следования коммерческим актом, железнодорожная станция назначения обязана определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт (ст. 46 ТУЖД).
Груз, прибывший с коммерческим актом попутной станции проверяется и если нет расхождения между данными акта и фактическим состоянием груза, то новый акт не составляется, а на акте попутной станции делается отметка об отсутствии расхождений.
Коммерческий акт выдается по требованию получателя в течение трех дней. Ему выдается также копия коммерческого акта попутной станции.
В случае отказа железнодорожной станции от составления коммерческого акта или в случае оформления его с нарушением установленных требований грузополучатель имеет право подать заявление в письменной форме об отказе или о нарушении в отделение (управление) железной дороги непосредственно или через начальника железнодорожной станции. Отделение (управление ) железной дороги должно дать мотивированный ответ на заявление в течение трех дней, а в отношении скоропортящихся грузов - одного дня со дня получения заявления. Если заявление будет признано обоснованным, то отделение (управление) железной дороги дает распоряжение начальнику станции о составлении коммерческого акта или замене неправильно оформленного. При этом сбор за хранение груза, багажа или грузобагажа за время задержки составления коммерческого акта с получателя не взыскивается.
При необходимости проведения экспертизы железная дорога по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов. Результаты экспертизы оформляются актом, который подписывает эксперт и все присутствующие при экспертизе лица. Расходы по проведению экспертизы оплачиваются стороной, по инициативе которой вызван эксперт. Затем эти расходы должны быть отнесены на сторону, не обеспечившую охранную перевозку.
Стремясь к снижению себестоимости перевозок, железнодорожники должны добиваться повышения производительности вагона, которая определяется количеством тонн груза, перевезенных за время оборота вагона. Простой же вагонов, контейнеров под грузовыми операциями или в ожидании подачи, либо приема по причинам, зависящим от грузовладельцев, является непроизводительным. Однако в связи с тем, что в ТУЖД закреплена норма об ограниченной ответственности сторон, то грузоотправители и грузополучатели, по чьей вине простаивают вагоны, выплачивают железной дороге не убытки, связанные с простоем, а почасовую плату за пользование вагонами, контейнерами (ст. 44 ТУЖД).
Базовые часовые ставки платы, приведенные в табл. 3, 4, дифференцированы по группам вагонов, контейнеров, интервалам времени пользования вагонами, контейнерами, размерам суточного вагонооборота, контейнерооборота.
Вагоны дифференцированы по следующим группам:
- группа 1 - крытые, платформы, полувагоны;
- группа 2 - окатышевозы, думпкары, вагоны для перевозки автомобилей;
- группа 3 - цистерны, вагоны-зерновозы, минераловозы, содовозы, фитинговые платформы;
- группа 4 - вагоны-цементовозы, контейнеровозы, транспортеры с числом осей до 12 вкл. и другие, не входящие в состав групп 1, 2, 3, 5, 6;
- группа 5 - рефрижераторные вагоны, транспортеры с числом осей 16 и более;
- группа 6 - вагоны-термосы.
Таблица 3
Базовые ставки платы за пользование грузовыми вагонами, р./час
Интервалы
времени
пользования, час
Группы грузовых вагонов
1 2 3 4 5 6
0-24 2,50 3,80 2,90 2,40 15,60 5,50
Свыше 24 4,50 6,80 5,20 4,30 28,10 9,90
Контейнеры дифференцируются по следующим группам:
группа 1 - массой брутто до 5 тонн; группа 2 - массой брутто от 10 до 24 тонн (вкл.); группа 3 - массой брутто свыше 24 тонн.
Таблица 4
Базовые ставки платы за пользование контейнерами, р./час
Интервалы
времени
пользования, час
Группы контейнеров
1 2 3
0-24 0,20 0,60 1,00
Свыше 24 0,35 1,10 1.80
При определении сборов за пользование вагонами и контейнерами необходимо учитывать размеры вагонооборота и контейнерооборота подъездных путей. Коэффициенты дифференциации плат от этих показателей приведены в табл. 5.
Таблица 5
Коэффициенты дифференциации ставок платы в зависимости от вагонооборота и контейнерооборота
Размеры суточного вагонооборота и контейнерооборота Коэффициенты
До 50 вагонов вкл. 1,0
От 51 до 100 вагонов 0,97
От 101 до 150 вагонов 0,94
Более 50 контейнеров 0,90
Оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами в случае обслуживания железнодорожного подъездного пути локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки или выгрузки грузов до момента получения железнодорожной станцией уведомления от грузоотправителей, грузополучателей о готовности вагонов к уборке.
Учет простоя вагонов производится в соответствии с Правилами эксплуатации железнодорожных подъездных путей и отражается в ведомостях номерного учета. Простой вагонов на путях станции в ожидании подачи на подъездной путь по вине грузополучателя или грузоотправителя оформляется актом общей формы, подписываемым начальником станции и представителем предприятия.
При обслуживании железнодорожных подъездных путей локомотивом, не принадлежащим МПС, оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами исчисляется с момента передачи вагонов грузоотправителям, грузополучателям или специализированным транспортным организациям на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на выставочные пути.
В случаях, когда по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) железная дорога не выполняет маневровую работу по расформированию и подборке групп вагонов по грузоотправителям, грузополучателям, (эта работа выполняется грузополучателями, грузоотправителями или специализированной транспортной организацией), то время на выполнение этой работы не включается в оплачиваемое время пользования. Продолжительность маневровой работы оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути.
При задержке приема грузополучателями, грузоотправителями принадлежащих им или арендованных ими вагонов, контейнеров железные дороги взимают плату за время нахождения таких вагонов, контейнеров на путях общего пользования в размере 50 % указанной в тарифном руководстве платы за пользование вагонами, контейнерами.
Еще одним нюансом в расчете плат за пользование вагонами является расчет плат за пользование вагонами рефрижераторных секций или поездов, который производится исходя из времени окончания грузовых операций с последним вагоном таких секций или поездов.
Несвоевременная выгрузка грузов и вывоз их с железнодорожных станций грузополучателями может привести к технологическим затруднениям в работе станций. Во избежание этого руководители железных дорог, если другое не предусмотрено договором, имеют право увеличивать:
- сбор за хранение выгруженных грузов, контейнеров - в 5 раз;
- плату за пользование вагонами, контейнерами, задержанными свыше 24 часов, - в 2 раза (ст. 47 ТУЖД).
Об увеличении сбора железная дорога должна письменно уведомить грузополучателя, грузоотправителя. Если грузоотправитель (грузополучатель) отрицает факт получения письменного уведомления, железная дорога обязана представить доказательства направления такого уведомления. Увеличение сбора, платы вводится по истечении 24 часов после уведомления.
ТУЖД не устанавливает предела срока, на который может проводиться повышение сбора за хранение груза и платы за пользование вагонами, контейнерами. Этот срок определяется руководителями железной дороги в зависимости от конкретной обстановкой на станции и при устранении технологических затруднений в ее работе, связанных с несвоевременной выгрузкой или вывозом груза. действие распоряжения об увеличении сбора, платы может быть прекращено досрочно.
Если грузополучатели, грузоотправители считают действия руководителей железной дороги по повышению сбора, платы незаконными, то они вправе обжаловать их в МПС или в прокуратуре.
После выгрузки грузов вагоны и контейнеры должны быть подготовлены к предстоящей погрузке в соответствии с требованиями Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров. Обязанность по очистке вагонов и контейнеров лежит на том, кто произвел выгрузку. При отсутствии у грузополучателя возможности промыть вагоны это может быть сделано железной дорогой в соответствии с договором за счет грузополучателя (ст.48 ТУЖД).
При нарушении требований к очистке, промывке вагонов и контейнеров железные дороги имеют право не принимать от грузополучателей подвижной состав после выгрузки или слива впредь до выполнения требований ст. 48. С грузополучателя в таких случаях взимается плата за пользование вагонами, контейнерами за все время их задержки.
Если вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств возникли препятствия для осуществления дальнейшей перевозки грузов, лишившие железную дорогу возможности доставить груз по назначению или выдать надлежащему грузополучателю, а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, железная дорога запрашивает получателя и отправителя грузов об их дальнейшей судьбе (ст. 49 ТУЖД).
В случае непредставления грузополучателем и грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение четырех суток после получения запроса железная дорога может возвратить такие грузы отправителю или реализовать их при невозможности возврата по указанным причинам.
Железная дорога может реализовать груз и в других случаях. Так, по ст. 50 ТУЖД груз может быть реализован, если грузоотправитель в течение 10 суток (а в отношении скоропортящихся грузов в течение 4 суток) с момента получения от железной дороги извещения не принимает мер в отношении грузов, отправляемых на экспорт и по его вине задержанных на пограничных или припортовых станциях. В этом случае железная дорога имеет право возвратить грузы грузоотправителю за его счет или, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать грузы.
Реализация грузов перевозчиком - это вынужденная мера, которую он использует для возмещения своих расходов, связанных с нахождением в его распоряжении невостребованных грузов. Существует два основания для реализации груза. Первое -это решение руководителя МПС в отношении грузов, которые невозможно доставить по назначению в связи с обстоятельствами, предусмотренными ст. 49 ТУЖД. Второе основание - это решение начальника железной дороги по тем отправкам, которыми грузоотправитель не распорядился в случаях и сроки, установленные ТУЖД, и которые при отсутствии других возможностей подлежат реализации.
Реализация железной дорогой грузов, в случаях, предусмотренных ТУЖД, осуществляется в соответствии с договором купли-продажи, исходя из цены грузов, подтвержденной документами об оплате или соответствующим договором при отсутствии таких документов, или договором, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Порядок учета реализуемых грузов и расчетов за них устанавливается МПС.
Сумма, полученная железной дорогой за реализованные грузы, за вычетом причитающихся железной дороге платежей и затрат на реализацию, подлежит, за исключением случаев, предусмотренных статьями 99 и 112 ТУЖД, перечислению, указанному в перевозочных документах грузополучателю в случае оплаты им стоимости грузов или их грузоотправителю во всех остальных случаях.
При невозможности перечислить указанную сумму грузополучателю, грузоотправителю по причинам, независящим от железной дороги, указанная сумма по истечении срока исковой давности подлежит перечислению в доход федерального бюджета.
Сумма, полученная железной дорогой за реализованные грузы, в случае, если на них отсутствуют документы, перечисляется на депозитный счет МПС для возмещения выплаченных железной дорогой сумм за грузы, не прибывшие по назначению. В случае не востребования грузоотправителем или грузополучателем указанной суммы, она по истечении срока исковой давности подлежит перечислению в доход федерального бюджета.

Ответственность сторон по договору перевозки

Одна из важнейших обязанностей перевозчика - доставить груз в целости и сохранности, а при несохранной перевозке - возместить владельцу ущерб в случаях и размерах, установленных ТУЖД. Понятие "несохранность" в ГК трактуется как утрата, недостача, порча (повреждение) груза.

Под „утраченным" понимается груз, не прибывший в пункт назначения по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки либо 4 месяцев - со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении (ст. 112 ТУЖД).

Недостача груза означает разницу между количеством (массой) груза, указанным в перевозочном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим на станцию назначения. Повреждение (порча) груза - результат такого воздействия на груз, которое привело к ухудшению его качества и снижению стоимости.
Железная дорога несет имущественную ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств (перечисленных ниже), которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело (ст. 108 ТУЖД).



Содержание раздела