d9e5a92d

Особенности договорных отношений при перевозках грузов в прямых смешанных сообщениях

А именно вследствие:
- причин, зависящих от грузоотправителя или грузополучателя (например, связанных с погрузкой или выгрузкой груза средствами грузоотправителя или грузополучателя, несвоевременной явкой грузополучателя, неуказание грузоотправителем особых свойств груза);
- особых естественных свойств перевозимого груза (снижение массы животных при перевозке, подверженность груза коррозии и др.);
- недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза при его приеме к перевозке, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути;
- сдачи для перевозки груза, влажность которого превышает установленную норму.
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Дорога может обосновать свою невиновность в несохранной перевозке и другими обстоятельствами, которые она не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело.
Несмотря на то, что в ГК содержится положение о презумпции виновности перевозчика в несохранной перевозке, тем не менее в ст. 109 ТУЖД, закреплено правило, допускающее при определенных условиях предположение об отсутствии вины перевозчика, пока она не будет доказана грузоотправителем либо грузополучателем.
Вот исчерпывающий перечень обстоятельств, создающих предположение об отсутствии вины перевозчика:
- груз прибыл в исправном вагоне, контейнере с исправными запорнопломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо в исправном подвижном составе без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;
- недостача или повреждение груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;
- перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя;
- недостача груза не превышает норму естественной убыли груза и погрешности измерения массы нетто. Нормы естественной убыли отдельных грузов приводятся в Правилах перевозок грузов;
- утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате повреждений, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной.
Следует сказать, что для других видов транспорта причины освобождения перевозчика от ответственности аналогичны перечисленным (см. ст. 133 УАТ, ст.

193 УВВТ).
В названных случаях презюмируется невиновность железной дороги, но это не значит, что пострадавшая сторона не может доказывать и доказать вину перевозчика. Например, при сопровождении груза проводником грузовладельца несохранность груза может произойти по причинам, не зависящим от сопровождающего и при наличии доказательств принятия им всех необходимых мер по обеспечению сохранности груза в пути, а также вины перевозчика. факт сопровождения груза не может служить безусловным основанием для освобождения железной дороги от ответственности.
Размеры ответственности железной дороги за ущерб, причиненный при перевозке груза, приведены в статье 110 ТУЖД, причем предел ответственности перевозчика ограничен потерями, причиненными непосредственно грузу, а не грузовладельцу. Это положение транспортного законодательства характерно и для других видов транспорта.
Итак, железная дорога возмещает ущерб в следующих размерах:
- стоимости утраченного или недостающего груза при его утрате или недостаче;
- суммы, на которую понизилась стоимость груза, в случае его повреждения (порчи) или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз;
- объявленной стоимости груза или в размере доли его объявленной стоимости, соответствующей утраченной, недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, в случае утраты, недостачи или повреждения груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности.
ТУЖД по сравнению с ранее существовавшим УЖД увеличивает ответственность железной дороги за несохранные перевозки в случае невозможности восстановить груз и при перевозке грузов с объявлением ценности, но тем не менее ответственность перевозчика остается ограниченной и, как уже было сказано, пределом ее является ущерб, причиненный непосредственно грузу.
Стоимость же груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, либо (при отсутствии счета продавца или цены в договоре) исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.


Наряду с возмещением ущерба, причиненного грузу, железная дорога возвращает взысканную за такой груз провозную плату и иные причитающиеся дороге платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза, то есть если расчет между отправителем и получателем груза велся по цене франко-вагон - станция отправления.
В ст. 112 ТУЖД дается разъяснение, какой груз следует считать утраченным.

Если груз не выдан грузополучателю по его требованию по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки или после четырех месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении, то такой груз можно считать утраченным.
Если на станцию назначения прибыл считавшийся утраченным груз, то грузополучатель может отказаться от его принятия или получить его при условии возврата железной дороге суммы, полученной им за утраченный груз. На принятие решения о судьбе груза грузоотправителю дается четверо суток с момента уведомления его о прибытии груза.

Если за это время он не ответит железной дороге или ответит отказом принять прибывший с опозданием груз, то железная дорога имеет право реализовать его.
Здесь следует сказать, что в ТУЖД никак не решен вопрос о возмещении морального вреда клиентам транспорта - частным лицам. Исходя из смысла ТУЖД, ответственность перевозчика ограничивается той ответственностью, которая предусматривается Уставом. Однако действующая в настоящее время статья 151 ГК РФ предусматривает, что моральный вред подлежит возмещению в том случае, когда он причинен действиями, нарушающими личные имущественные права (блага) гражданина.

Материальная компенсация за причинение морального вреда призвана вызвать положительные эмоции, которые могли бы максимально сгладить негативные последствия в психической сфере личности, вызванные перенесенными страданиями.
В настоящее время возмещение морального вреда, причиненного в связи с нарушением имущественных прав граждан, установлено Законом РФ "О защите прав потребителей", в силу которого моральный вред возмещается причинителем вреда при наличии его вины. Под действие этого закона подпадают и отношения по перевозкам.

Компенсация морального вреда при нарушении договоров перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам -явление достаточно новое для российского законодательства однако, суды рассматривают иски грузовладельцев и пассажиров к перевозчикам о взыскании морального вреда в связи с нарушением условий договоров.
Перевозчик несет ответственность не только за сохранность груза. но и за соблюдение установленных сроков доставки. Статья 111 ТУЖД гласит, что за просрочку доставки груза, а также порожних вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими, железная дорога назначения либо в прямом смешанном сообщении сторона, по вине которой допущена просрочка доставки груза, уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ст.

35 ТУЖД обстоятельств, устранения угрожающих жизни и здоровью людей неисправностей транспортных средств или иных не зависящих от железной дороги обстоятельств.
Основанием ответственности перевозчика за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая предполагается. Однако транспортное законодательство дает ему право доказывать свою невиновность. Для этого перевозчику необходимо доказать наличие одного из факторов, предусмотренных ст.

35 ТУЖД, а именно, следствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии и др.
Выплата железной дорогой или другим перевозчиком пени за просрочку доставки не освобождает от возмещения грузополучателю убытков, причиненных грузу в результате просрочки, например, суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за его порчи, связанной с задержкой груза в пути .
Этой же статьей предусматривается и выплата пени за просрочку доставки порожних вагонов, принадлежащих грузовладельцу. Сроки возврата владельцу вагонов и порядок их исчисления определяются Правилами исчисления сроков доставки и не отличаются от сроков доставки грузов (см. табл.

1).
Одной из обязанностей грузоотправителя, как уже было сказано, является обязанность его внести в накладную достоверные и полные сведения о грузе. За неправильное указание в накладной наименования груза, особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за отправление запрещенного для перевозки груза либо за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на все расстояние перевозки независимо от возмещения убытков железной дороге вызванных данным обстоятельством.

Перечень недостоверных, неточных, неполных сведений, за которые грузоотправитель выплачивает указанный штраф, является исчерпывающим.
Таким образом, ответственность, предусмотренная ст. 113 ТУЖД, наступает в двух формах: возмещение убытков и уплата штрафа.

Штраф подлежит взысканию за сам факт допущенных грузоотправителем нарушений, установленных железной дорогой как на станции назначения или в пути следования, так и на станции отправления после сдачи груза к перевозке, независимо от того, понесла ли железная дорога от этого какие-либо убытки. Однако штраф за отправление груза, запрещенного к перевозке, подлежит взысканию, если нарушение обнаружено железной дорогой после заключения договора перевозки (ст.

31 ТУЖД).
Как уже отмечалось в комментарии к ст. 29 и 44 ТУЖД, в целях сокращения затрат на перевозку грузоотправителям, грузополучателям и железной дороге необходимо рационально использовать вагоны как по степени их загрузки, так и по времени занятости под грузовые и вспомогательные операции.

ТУЖД предусматривает имущественную ответственность сторон за задержку вагонов и контейнеров в случаях, описанных в ст. 50, 84 и 114 ТУЖД.
Статья 50. В случае нарушения грузоотправителем требований, установленных в отношении грузов, направляемых на экспорт, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенными или иными органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль, вагонов, контейнеров с экспортными грузами на пограничных и припортовых железнодорожных станциях, и невозможность передачи таких грузов (вследствие указанных причин) на морской, речной транспорт или иностранным железным дорогам, то грузоотправитель уплачивает железной дороге штраф в размере 45 и 15 размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.
В случае непринятия грузоотправителем мер в отношении задержанных грузов в течение 10 суток, а в отношении скоропортящихся грузов - в течение 4 суток с момента получения от железной дороги извещения о задержке вагонов, контейнеров железная дорога имеет право возвратить грузы грузоотправителю за его счет или реализовать грузы. При этом грузоотправитель, виновный в простое вагонов, контейнеров на железнодорожной станции сверх указанных сроков, несет имущественную ответственность, предусмотренную ст.

115 и 117 ТУЖД.
Статья 84 ТУЖД. За задержку вагонов, контейнеров в пунктах перевалки по вине грузоотправителей с них взыскивается штраф в размерах, установленных ст.

115 и 117 ТУЖД.
Такой же штраф взыскивается с таможенных и пограничных органов, если они не докажут обоснованность задержки вагонов, контейнеров в пунктах досмотра экспортного и импортного груза.
Статья 114 ТУЖД. В случае самовольного использования грузоотправителем, грузополучателем, иными организациями вагонов, контейнеров, принадлежащих организациям железнодорожного транспорта, а также в случае самовольного использования железной дорогой вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным организациям или арендованных ими, виновная сторона уплачивает в десятикратном размере штрафы, установленные ст.

115 и 117 ТУЖД.
Доказательством самовольного использования предприятием подвижного состава железных дорог является акт общей формы, подписываемый представителями станции и грузоотправителем (грузополучателем или владельцем подъездного пути). Акт составляется по каждому случаю использования вагонов и контейнеров для внутренних перевозок.

В нем указывается время использования вагонов и контейнеров, за которое начисляется штраф, при этом неполные сутки считаются за полные.
Доказательством самовольного занятия железной дорогой подвижного состава предприятия (собственного или арендованного) могут служить: акт общей формы, в котором зафиксирован факт занятия дорогой таких вагонов и контейнеров; железнодорожная накладная, подтверждающая, что вагон и контейнер самовольно был занят дорогой для перевозок грузов других организаций; переписка предприятия с железной дорогой в связи с направлением ей заявления о розыске груза и др.
За задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 50, 84, 114 ТУЖД, с виновной стороны за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 20 % минимального размера оплаты труда. За задержку специализированных вагонов размер штрафа увеличивается в 2 раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в 3 раза. Задержка вагонов менее чем на 15 минут в расчет не принимается, задержка вагонов от 15 минут до одного часа принимается за полный час.

Взыскание платы за пользование вагонами сверх этого штрафа ТУЖД не предусмотрено.
Железная дорога обязана уплатить грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 20 % минимального размера оплаты труда при виновном нарушении ею предусмотренных договором на эксплуатацию подъездного пути или договором на подачу, уборку вагонов или иным договором сроков подачи вагонов под погрузку, выгрузку или сроков на уборку вагонов с грузовых фронтов, если подача, уборка вагонов производится локомотивом железной дороги. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения сроков подачи, уборки вагонов, предусмотренных указанными договорами.
За каждый час задержки универсального контейнера в случаях, предусмотренных ст. 50, 84, 114 ТУЖД, виновная сторона уплачивает штраф владельцу контейнера в размере:
- 1 % минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто менее пяти тонн;
- 4 % минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто от пяти до десяти тонн включительно;
- 10 % минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто свыше десяти тонн.
Статьей 119 ТУЖД устанавливается ответственность грузоотправителя, если по его вине задерживается подача порожних специализированных вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку. За все время задержки вагонов он вносит железной дороге плату за пользование этими вагонами вплоть до подачи вагонов или уведомления железной дороги об отказе использовать данные вагоны.
При отказе грузоотправителя от погрузки специализированных вагонов и при невозможности использовать их другими грузоотправителями на этой станции в течение суток железная дорога взимает с такого грузоотправителя плату за пробег данных вагонов, не превышающий 300 км, вызванный их доставкой на железнодорожную станцию отправления грузов.
Эта мера позволяет железной дороге компенсировать расходы по порожнему пробегу специализированных вагонов, а также заставить грузоотправителя более ответственно подходить к планированию перевозок.
Одной из обязанностей грузоотправителя является погрузка груза в вагоны и контейнеры в соответствии с установленными техническими нормами загрузки в пределах грузоподъемности подвижного состава (ст. 29 ТУЖД). Превышение грузоподъемности является грубым нарушением правил технической эксплуатации, которое может привести к аварийным ситуациям.

Статьей 120 ТУЖД устанавливается ответственность грузоотправителя за данное нарушение - штраф в размере пятикратной платы за перевозку данного груза. При этом штраф подлежит уплате независимо от того, имели ли место аварийные ситуации, а в случае возникновения аварийных ситуаций грузоотправитель, кроме уплаты штрафа, компенсирует в полном объеме причиненный железной дороге ущерб.
Здесь следует отметить, что нигде в уставе не регулируется вопрос о размерах штрафов при двойном нарушении условий перевозок, то есть каким образом определяется размер штрафа, например, при неправильном наименовании груза и одновременном превышении грузоподъемности вагона.
После прибытия груза на железнодорожную станцию назначения и уведомления станцией грузополучателя о прибытии груза в его адрес имущественная ответственность перед железной дорогой в отношении данной перевозки возлагается на грузополучателя (ст. 125 ТУЖД).

Устав возлагает на грузополучателя даже те обязанности грузоотправителя, которые им не были выполнены (например, компенсировать железной дороге недобор провозной платы, допущенный станцией отправления при расчете с грузоотправителем).
В случае, если груз прибыл на железнодорожную станцию назначения и грузополучатель отсутствует, а также отсутствует возможность уведомления его о прибытии груза, имущественную ответственность перед железной дорогой несет грузоотправитель после получения им соответствующего уведомления в письменной форме от железной дороги.
В соответствии с требованиями, определенными ст. 48 ТУЖД, вагоны после выгрузки должны быть очищены и в необходимых случаях промыты. Статьей 121 ТУЖД предусмотрена ответственность за нарушение положений ст. 48.

Так грузополучатель, не очистивший выгруженный подвижной состав, или железная дорога, подавшая под погрузку неочищенные вагоны и контейнеры без согласия грузоотправителя, выплачивают штраф в размере соответственно 45 и 15 минимальных размеров оплаты труда, если иное не предусмотрено договором. Таким образом, эта норма носит диспозитивный, а не императивный характер, то есть сторонам договора предоставлено право самим по-другому решать вопрос о размере штрафа.
Если грузоотправитель согласился принять от железной дороги неочищенный подвижной состав, то дорога должна возместить ему затраты на очистку, а также не взимать с него плату за пользование вагонами на время очистки, определенное соглашением сторон.
Как известно, подвижной состав, в котором выполняются перевозки грузов, может принадлежать железной дороге либо грузоотправителям, грузополучателям или быть арендованным ими у железной дороги. При повреждении или утрате вагонов, контейнеров виновная сторона обязана их отремонтировать либо уплатить владельцу подвижного состава штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров по их ценам на момент повреждения или утраты (ст. 122 ТУЖД).Здесь следует отметить, что в тексте устава, скорее всего, имеет место редакционная неточность.

Подразумевается пятикратная стоимость повреждения вагонов или контейнеров. Кроме того, виновная сторона возмещает владельцу подвижного состава убытки, понесенные им в результате повреждения или утраты вагонов, контейнеров, в части, не покрытой штрафом.

Причем штраф подлежит взысканию в безакцептном порядке, а убытки - путем обращения с иском в арбитражный суд.
Для удостоверения факта повреждения вагонов или контейнеров, повреждения или утраты съемных перевозочных приспособлений должны быть составлены акты общей формы, а также акты о повреждении вагона или контейнера формы ВУ - 25, ВУ - 25а или ВУ - 16к, подтверждающие характер повреждений, стоимость поврежденных частей, вид ремонта и общую стоимость восстановления.
За утраченные железной дорогой вагоны, контейнеры, принадлежащие грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям, железная дорога по их требованию обязана предоставить соответствующие вагоны, контейнеры во временное бесплатное пользование и, в случае невозвращения владельцам утраченных вагонов, контейнеров, по истечении трех месяцев передать временно переданные вагоны, контейнеры в собственность грузоотправителя, грузополучателя, других организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 123 ТУЖД).
Порядок замены поврежденных или утраченных железной дорогой вагонов, контейнеров, переданных железной дорогой в аренду, предусматривается договором аренды.
Взыскание штрафов, предусмотренных статьями 105, 113, 114, 115, 116, 117, 120, 121, 122 и 123 ТУЖД, осуществляются в безакцептном (бесспорном) порядке. Причем бесспорный порядок установлен для взыскания штрафов как с грузоотправителя, грузополучателя, так и с железной дороги.
Списанные в безакцептном порядке штрафы могут быть оспорены путем обращения в арбитражный суд о признании не подлежащим исполнению документа, по которому произведено взыскание (ст. 124 ТУЖД).

Особенности договорных отношений при перевозках грузов в прямых смешанных сообщениях

Признаком прямого смешанного сообщения является участие в перевозке двух и более видов транспорта, а также оформление единого перевозочного документа на весь путь следования. Этот документ - транспортная накладная, которая является товаро-сопроводительным документом и письменным доказательством как факта заключения договора перевозки в прямом смешанном сообщении, так и его содержания.

На морском транспорте основным документом, используемом в линейном судоходстве, является коносамент.
Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта.
Нормативной базой для заключения соглашений и регулирования договорных отношений по перевозкам грузов в прямых смешанных сообщениях в настоящее время являются транспортные уставы, действующие на разных видах транспорта. Так, в ТУЖД вопросам регулирования взаимоотношений по перевозкам грузов в прямом смешанном сообщении посвящена глава 4 (ст.

68 - 85), в Уставе автомобильного транспорта РСФСР - раздел 7, в Уставе внутреннего водного транспорта СССР - раздел 8. В Воздушном кодексе Российской Федерации, а также в Кодексе торгового мореплавания СССР раздела о перевозках грузов в прямых смешанных сообщениях нет.
В связи с тем, что статья 788 ГК предусматривает принятие федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, перечисленные выше разделы транспортных уставов и правил перевозок должны утратить силу с момента принятия этого закона.
Следует отметить, что нормы транспортных уставов и кодексов, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, в основном идентичны, но они не касаются целого ряда вопросов организации перевозок в прямом смешанном сообщении, таких, как организация перевалки грузов в транспортных узлах, особенности перевозки массовых, тарно-штучных грузов и др.
Поэтому, кроме перечисленных выше специальных законов, вопросы смешанных перевозок регламентируют и некоторые подуставные документы. Так, например, существует Сборник правил перевозок и тарифов 20 "Правила перевозок грузов в прямых смешанных железнодорожно-водных сообщениях", прямым смешанным перевозкам посвящен раздел 5 "Общие правила морской перевозки грузов, пассажиров и багажа".

Указанные Правила действуют в настоящее время в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации, до разработки и утверждения новых правил перевозок.
Рассмотрим, какие же вопросы взаимодействия разных видов транспорта должны регламентироваться в транспортном законодательстве на примере главы 4 ТуЖД.
Содержание этой главы можно условно разделить на три вопроса: организация перевозок и работа пунктов перевалки, условия перевозок, ответственность по перевозкам грузов в прямых смешанных сообщениях.



Содержание раздела