d9e5a92d

Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности

Кроме того, в соответствии с п. 9 статьи 30 закона О государственной границе Российской Федерации от 1 апреля 1993 года, насилие над военнослужащими пограничных войск, осуществлявшими наряду с пограничным и таможенный контроль, следует также рассматривать как квалифицированную контрабанду, подпадающую под п. в части 3 статьи 188 УК РФ.
Не менее важно для решения вопроса о наличии или отсутствии рассматриваемого признака контрабанды правильное толкование термина насилие над лицом, осуществляющим таможенный контроль в момент незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.
Под таким насилием следует понимать применение физического воздействия к таможенному работнику или к военнослужащему пограничных войск, осуществляющим таможенный контроль, которое может найти выражение как в насильственных действиях, не вызывающих кратковременного расстройства здоровья, так и в причинении телесных повреждений различной тяжести и даже смерти. Причем в случаях умышленного причинения лицам, осуществляющим таможенный контроль, побоев (ст.

116), легкого вреда здоровью (ст. 115) либо вреда средней тяжести (ст.

112) не требуется квалификации по совокупности по этим статьям и п. в части 3 статьи 188 УК РФ.
Такой вывод вытекает из содержания п. в части 3 статьи 188 УК РФ, которое никак не ограничивает понятие применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, а санкция этой нормы предусматривает более строгое наказание, чем санкции статей 112, 115, 116 УК РФ. И только в случаях, если при незаконном перемещении товаров или иных предметов через таможенную границу будет применено насилие к лицам, осуществляющим таможенный контроль, сопряженное с умышленным причинением потерпевшим тяжкого вреда здоровью или смерти при обстоятельствах, указанных в статье 111, либо статье 105 УК РФ, ответственность должна наступать по совокупности вышеуказанных норм и пункту в части 3 статьи 188 УК РФ 1996 года.
Незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу, совершенное организованной группой, является квалифицирующим признаком, характеризующим субъект и объективную сторону этого преступления.
Повышенная общественная опасность такой контрабанды состоит в том, что совместные усилия нескольких лиц, объединенных в организованную группу, направленные на незаконное перемещение товаров и ценностей через таможенную границу, не только облегчают исполнение самого преступления, но и способствуют тщательному сокрытию его следов.
Следует иметь в виду, что большая или меньшая степень общественной опасности всякой организованной преступной группы и контрабандистской, в частности, в конечном счете зависит не столько от количества намеченных и осуществленных преступлений, сколько от сложности тех препятствий, которые необходимо преодолеть на пути к достижению поставленной цели. Именно эта сложность и определяет количество членов группы, степень их сплоченности, организационную структуру, роль каждого из участников в подготовке и совершении преступных действий, длительность существования группы и т. д.
Пособничество в контрабанде, совершенной организованной группой, может быть лишь в тех случаях, когда лицо не является членом такой группы и не принимает непосредственного участия в незаконном перемещении товаров через таможенную границу, но содействует контрабандистам, например, путем заранее обещанного укрывательства или реализации контрабандных товаров после совершения преступления.
Подобный вывод следует из указания Пленума Верховного суда СССР о том, что лица, содействовавшие совершению контрабанды, подлежат уголовной ответственности за соучастие в данном преступлении, если их действия подпадают хотя бы под один из признаков, указанных в законе .
Статья 188 УК Российской Федерации не предусматривает ответственности за совершение контрабанды преступным сообществом (преступной организацией). Поэтому при установлении такого обстоятельства в ходе предварительного или судебного следствия действия виновных должны квалифицироваться по ч. 1, 2 или 3 статьи 210 и ч. 1, 2 или 3 статьи 188 УК РФ, то есть за создание преступного сообщества (преступной организации) или руководство таким сообществом, либо за создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей, организованных групп, а также участие в них, и совершивших однократное или многократное контрабандное перемещение товаров свободного торгового обращения, а также иных предметов, изъятых из свободного обращения или ограниченных к такому обращению.


Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
Указанный состав преступления предусмотрен статьей 189 Уголовного кодекса РФ, которая установила:
Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут бытъ использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контролъ, -
наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от трех до семи лет (в ред. Федерального закона РФ от 25.06.98 г. 92 ФЗ).
Термин экспорт в переводе с латинского и английского означает вывоз, а в международной торговле - вывоз товаров, капиталов, услуг и т.д. за границу для реализации на внешних рынках. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции и без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности, в случаях закупки лицом товара у российского лица и передачи его другому российскому лицу для переработки при условии последующего вывоза переработанного товара за границу.
Следовательно, непосредственный объект исследуемого преступления можно связывать только с действиями, нарушающими установленный порядок экспорта перечисленных в законе товаров и услуг, который составляет лишь определенную часть внешнеэкономической деятельности.
Такой вывод прямо вытекает из содержания диспозиции статьи 189 УК, из которой усматривается, что для квалификации деяния по названной статье необходимо установить наличие трех обязательных обстоятельств:
1) специфических свойств экспортируемых предметов, перечисленных в диспозиции этой статьи, сущность которых заключается в возможности их двойного применения, то есть, с одной стороны, предназначение для производства продукции только мирного гражданского характера и, с другой - одновременная пригодность для создания и производства вооружения и военной техники и, в частности, оружия массового поражения или средств его доставки;
2) специального экспортного контроля за вывозом товаров и услуг двойного назначения на внешние рынки для реализации (передачи, обмена); 3) незаконности такового вывоза за пределы Российской Федерации, то есть в нарушение или в обход специального экспортного контроля.
Для предотвращения незаконного экспорта (вывоза) вышеназванных товаров и услуг из России, а также их возможного использования за рубежом для производства вооружения, военной техники и оружия массового поражения Президентом и Правительством РФ издан ряд указов и постановлений. Основными из этих нормативных актов являются: распоряжение Президента от 11 февраля 1994 г. 74-рп О контроле за экспортом из Российской Федерации отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. 1172 Об утверждении Положения о порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется.
Названия товаров и услуг двойного назначения, незаконный экспорт которых влечет за собой уголовную ответственность, включены в специальный список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется, утвержденный указом Президента РФ от 26 августа 1996 года 1268. Список состоит из двух частей: 1) сырье, материалы и оборудование; 2) технология и научно-техническая информация и включает в себя десятки разделов и сотни наименований, которые могут изменяться, дополняться и исключаться из этого списка.
В соответствии с положением О порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 года, этот порядок складывается из: 1) подготовки и выдачи заключений о возможности экспорта товаров и услуг двойного назначения за пределы Российской Федерации; 2) выдачи лицензий заявителю на экспорт этих товаров и услуг; 3) таможенного оформления экспорта товаров и услуг двойного назначения.
Практически экспорт товаров и услуг двойного назначения, включенных в перечень, осуществляется только по разовым лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей России на основании заключения Комиссии по экспортному контролю при Правительстве Российской Федерации о возможности экспорта по каждой конкретной сделке со страной-импортером на поставку каждого предмета экспорта. Причем экспортируемые товары двойного назначения подлежат обязательному таможенному оформлению в установленном порядке.
В связи с вышеизложенным непосредственным объектом состава преступления, предусмотренного статьей 189 УК РФ, следует считать общественные отношения, регулирующие специально контролируемый порядок экспорта, то есть вывоза за границу для реализации на внешних рынках технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы за рубежом при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.
Предметом незаконного экспорта являются: технологии, научно-техническая информация, сырье, материалы и оборудование двойного назначения, а также услуги такого же свойства.
Термин технология происходит от греческого techne - искусство, мастерство, умение - и означает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства продукции.
Информация - от латинского informatio, то есть разъяснение, изложение - представляет собой первоначально сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.)
Услуги - действие, приносящее помощь другому.
Из содержания этих терминов видно, что их нельзя относить к понятию предмет контрабанды, пока они не найдут соответствующего овеществления.
Для технологий и научно-технической информации это овеществление находит свое первоначальное воплощение в документальном оформлении (текстах, схемах, математических формулах, условных знаках и т.п.). Кроме того технологии и научно-техническая информация могут быть переданы представителю иностранного государства на территории России устно или путем ознакомления с соответствующей документацией, то есть не прибегая к их незаконному перемещению через линию таможенной границы.
Что же касается понятия услуги, то их оказание также может быть осуществлено на территории России, то есть без непосредственного выезда за границу, а также на территории иностранного государства, например, после легального выезда за границу с какой-либо иной целью.
К предмету преступления статья 189 УК РФ относит также сырье и материалы, которые по своему содержанию во многом сходны, а также оборудование.
Сырье расшифровывается как сырые материалы, предметы, подвергавшиеся ранее воздействию труда и подлежащие дальнейшей переработке (например, добытая руда).
Материалы, в свою очередь, означают предметы, вещества, а также сырье, идущее на изготовление других пред-метов.
Под оборудованием, как и при контрабанде, следует понимать совокупность приборов, машин, механизмов и других устройств, которые могут быть использованы для изготовления оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
Объективная сторона этого преступления заключается в незаконном экспорте, то есть в вывозе вышеперечисленных предметов за границу в обход специального экспортного контроля, установленного Положением о порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется.
Обход специального таможенного контроля, в свою очередь, выражается в вывозе указанных предметов за границу без разрешения на то уполномоченных государственных органов - Комиссии по экспортному контролю при Правительстве Российской Федерации и, как следствие этого, Министерства внешних экономических связей Российской Федерации и без соответствующей разовой лицензии.
Если экспортер представляет таможенным органам вышеуказанную лицензию, то она служит основанием беспрепятственного пропуска через таможенную границу за пределы Российской Федерации технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования двойного назначения.
Следовательно, экспорт товаров и услуг двойного назначения может быть признан незаконным только в случае отсутствия у экспортера соответствующей лицензии, либо вывоза их за границу ненадлежащим субъектом внешнеэкономической деятельности, либо в страну, не включенную в список государств, в которые разрешена передача такой продук-ции. Если он все же осуществит экспорт вышеозначенных предметов без лицензии помимо таможенных учреждений, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо с недекларированием или недостоверным декларированием, то такие действия должны влечь за собой ответственность по ч. 2 ст.

188 УК РФ, то есть за контрабанду.
Субъектом этого преступления могут быть как должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, в компетенцию которых входит решение вопроса об экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования двойного назначения, так и представители государственной и негосударственной формы собственности, уполномоченные на осуществление такого экспорта, но нарушающие его порядок.
Субъективная сторона преступления заключается в прямом умысле виновного, который должен охватывать его осознанием не только факт незаконного экспорта за пределы Российской Федерации предметов, перечисленных в статье 189 УК Российской Федерации, но также осознанием того, что эти предметы относятся к товарам и услугам двойного назначения, которые за границей могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения или военной техники. Причем при незаконном экспорте товаров и услуг двойного назначения умысел виновного направлен не только на их незаконный вывоз за пределы Российской Федерации, но, в конечном итоге, и на их продажу, передачу, обмен на внешнем рынке для производства гражданской продукции, не преследуя при этом цели использования этих товаров и услуг для создания оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
Если такая цель будет установлена в ходе предварительного или судебного следствия (например, были незаконно экспортированы технология либо научно-техническая информация специально для создания вооружения и военной техники, либо с целью оказания иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации), то такие действия подпадают не только под признаки статьи 189 но и статьи 275 УК РФ (государственная измена), поскольку в таком случае ущерб наносится как установленному порядку экспорта товаров и услуг двойного назначения, так и внешней государственной безопасности Российской Федерации, а также установленному порядку экспорта товаров и услуг двойного назначения.

Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности, посягающие на установленный порядок, регулирующий международное культурное сотрудничество и поступление в бюджет государства таможенных платежей


Эта группа включает в себя невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей, являющихся национальным достоянием (ст. 190), и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.

194).
Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран
Статья 190 УК РФ предусматривает:
Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, -
наказывается лишением свободы на срок до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.
Непосредственным объектом исследуемого преступления следует считать общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, регулирующие установленный порядок возвращения культурных ценностей на территорию Российской Федерации, ранее вывезенных за границу и подлежащих обязательному возвращению в установленный срок в соответствии с действующим российским законодательством и международными соглашениями.
Предметом преступления могут быть не всякие культурные ценности, а лишь те движимые предметы, которые подпадают под действие статей 6, 7 и 9 Федерального закона О вывозе и ввозе культурных ценностей от 15 апреля 1993 года, принадлежат к особо ценным объектам культурного наследия Российской Федерации и взяты под особую охрану государством как национальное достояние России и зарубежных стран. Поскольку слово достояние означает безраздельную принадлежность тех или иных объектов материального мира кому-нибудь, следует полагать, что предметом исследуемого преступления следует считать вещь, изделие, произведение и т.п., которые не подлежат вывозу из Российской Федерации или ввозу в нее без обязательства их обратного возвращения собственнику или владельцу.
Эти предметы не могут быть проданы, переданы в дар, и если перемещаются в другую страну, то только временно и в строго определенных законом целях: 1) для реставрационных или научных исследований; 2) в связи с разнообразной артистической деятельностью; 3) в иных необходимых для Российской Федерации случаях; 4) на оговоренный сторонами срок, по истечении которого они должны быть возвращены его собственнику, если установленный срок не будет продлен в соответствующем договоре или ином соглашении.
Объективная сторона преступления заключается в пассивном поведении субъекта по отношению к взятой на себя обязанности - возвратить в установленный в соглашении срок на территорию Российской Федерации предметы художественного, исторического и археологического достояния, ранее вывезенные за пределы ее территории на выставки, реставрацию, для использования в концертной деятельности и т.п.
При этом необходимо учитывать, что уголовная ответственность за невозвращение культурных ценностей из-за границы может наступить лишь в случаях, когда такое невозвращение стало результатом неуважительных причин.
Под уважительными причинами, исключающими уголовную ответственность, следует понимать объективные обстоятельства, лишившие лицо, вопреки его воле, возвратить из-за границы в Российскую Федерацию временно вывезенные с ее территории культурные ценности с обязательством их обратного ввоза в срок, установленный договором или иным международным соглашением.
Такими причинами могут быть: 1) стихийные бедствия, военные действия, межнациональные конфликты и т.п., в результате которых культурные ценности, временно вывезенные за границу, были уничтожены либо создались условия, сделавшие невозможным их возвращение в установленный срок; 2) похищение за границей культурных ценностей, лишившее лицо, принявшее на себя письменное обязательство об их возвращении на территорию Российской Федерации, выполнить эту обязанность; 3) болезнь или иные помехи, принудившие лицо нарушить установленный срок возвращения в Российскую Федерацию культурных ценностей, временно вывезенных с территории России за границу, с обязательством их обратного ввоза.
Субъектом преступления является должностное или иное лицо, на которое законом или другим нормативным актом возложена обязанность возвратить в установленный срок на территорию Российской Федерации ранее вывезенные за ее пределы культурные ценности.
К таким лицам относятся должностные лица органов власти и управления, а также должностные лица и иные служащие государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек и иных хранилищ культурных ценностей.
Субъектом преступления могут быть и физические лица, в частности, владельцы предметов и коллекций культурных ценностей, имеющих особое культурное или иное значение, если до временного законного вывоза их за границу, физические лица заключили об этом договор с Министерством культуры Российской Федерации.
Субъективная сторона преступления, исходя из содержания диспозиции статьи 190 УК РФ, характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Мотивы и цель невозвращения для квалификации деяния значения не имеют.
Для правильной квалификации деяния по статье 190 УК РФ очень важное значение имеет установление в процессе предварительного следствия момента возникновения у субъекта намерения о невозвращении в Российскую Федерацию культурных ценностей, временно вывезенных с ее территории с обязательством их обратного ввоза. Деяние подпадает под признаки статьи 190 УК РФ независимо от того, когда возник умысел на невозвращение культурных ценностей в Российскую Федерацию - до или после их законного вывоза с территории РФ на территорию иностранного государства.
Некоторые ученые и практики полагают, что, если лицо в момент вывоза культурных ценностей уже имело умысел оставить их за рубежом, а обязательство об обратном ввозе этих предметов на территорию России представило в таможенные органы без намерения его исполнить, такие противоправные действия подлежит квалифицировать как контрабанду по признаку перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием докумен-
тов .
Представляется, что и в указанном случае действия субъекта не подпадают под признак обманное использование документов, который, согласно статье 278 Таможенного кодекса РФ, обязательно предполагает предъявление таможенным органам с целью незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации поддельных, недействительных документов, либо полученных незаконным путем, либо документов, относящихся к другим товарам.
Только одно намерение в будущем не возвращать на территорию России вывозимые из нее культурные ценности с предъявлением таможенным органам подлинных документов на их вывоз не дает оснований считать перемещение этих предметов через таможенную границу РФ незаконным и квалифицировать как контрабанду.
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
1. Статья 194 УК РФ устанавливает:
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 189 или 199 настоящего Кодекса;



Содержание раздела