d9e5a92d

Наказания за преступления, совершаемые в сфере внешнеэкономической деятельности

в) неоднократно;
г) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - три тысячи минимальных размеров оплаты труда (в ред.

Федерального закона РФ от 25.06.98 г. 92 ФЗ).
Под непосредственным объектом рассматриваемого преступления следует понимать общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, регулирующие порядок формирования и поступления в бюджет государства денежных средств от таможенных платежей, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, и в других случаях, установленных таможенным законодательством.
Виды и порядок исчисления таможенных платежей устанавливаются Таможенным кодексом РФ. К таможенным платежам, согласно статье 110 Таможенного кодекса РФ, относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалистом по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, сборы за таможенное оформление, сборы за хранение и за таможенное сопровождение товаров, плата за информирование и консультирование по вопросам таможенного дела, плата за принятие таможенным органом предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах.
Термин уклонение означает отодвинуться, отклониться в сторону, чтобы избежать чего-нибудь, то есть действие.
В случаях уклонения от уплаты таможенной пошлины или сборов за таможенное оформление и т. д. такому уклонению предшествует представление в таможенный орган подложных документов, скрывающих или уменьшающих действительное количество и ассортимент перемещаемых товаров либо недостоверное декларирование и т. д..
Однако объективная сторона рассматриваемого преступления заключается как в совершении действий, направленных на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение, либо на необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей, либо обращение в таможенные органы о предоставлении отсрочки уплаты таможенных платежей без намерений исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам или заведомое представление ложных гарантий третьих лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей, так и в бездействии - неуплате таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их
уплаты .
Уклонение от уплаты таможенных платежей может быть совершено путем заявления в таможенной декларации недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости товаров; предоставления таможенным органам подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты; отзыва плательщиком платежных документов о перечислении банком денежных средств на счета таможенных органов и т.д. или неуплате таможенных платежей в установленный срок без уважительных причин.
Оконченным рассматриваемое преступление должно считаться с момента выполнения субъектом всех действий, необходимых для уклонения от уплаты таможенных платежей в зависимости от того, уплачиваются ли они до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.
Например, при перемещении товаров через таможенную границу РФ не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации. С этого момента будет считаться оконченным уклонение от уплаты таможенных платежей, если в таможенной декларации будут не указаны или недостоверно указаны (уменьшено количество, указан иной ассортимент или сорт) товары, действительно перемещаемые через таможенную границу.
В случае взыскания таможенными органами неуплаченных таможенных платежей с имущества неплательщика или ранее внесенного им залога, либо погашения такого долга гарантами - банками или иными кредитными учреждениями до возбуждения уголовного дела, ответственность по статье 194 УК должна быть исключена, так как таким образом ликвидируется неуплата и, следовательно, отсутствует состав преступления.
Уклонение от уплаты таможенных платежей может быть квалифицировано по части 1 статьи 194 УК только в том случае, если сумма неуплаченных платежей достигла крупного размера, то есть превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, так как крупный размер является необходимым признаком, характеризующим предмет и объективную сторону этого состава преступления. В случае уклонения, когда сумма неуплаченных таможенных платежей составит одну тысячу минимальных размеров оплаты труда или ниже, ответственность наступает по статьям 282-284 Таможенного кодекса Российской Федерации.


В процессе расследования уголовного дела по статье 194 УК РФ важно установить, что лицо, перемещающее товары и иные предметы через таможенную границу РФ, было обязано уплатить определенные таможенные платежи и имело возможность уплатить их в срок, установленный таможенным законодательством. И если материалами дела будет доказано, что неуплата таможенных платежей в установленный срок произошла по обстоятельствам, не зависящим от воли и желания плательщика, уголовная ответственность по статье 194 УК РФ исключается в связи с отсутствием в действиях этого лица состава преступления.
Субъектом преступления может быть как должностное, так и частное лицо, достигшее 16-летнего возраста, российский гражданин, иностранец или лицо без гражданства, занимающееся внешнеэкономической деятельностью, который обязан уплатить таможенные платежи. Им может быть декларант - собственник или владелец товара и любое иное лицо, заинтересованное уплатить таможенные платежи, если на это нет никаких ограничений, установленных Таможенным кодексом РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла и целью избежать уплаты таможенных платежей. Субъект сознает, что в установленный срок не уплачивает причитающиеся с него таможенные платежи в крупном размере, имея реальную возможность их уплатить, и, тем не менее, прилагает усилия к уклонению от их уплаты.
Квалифицирующими признаками преступления является уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или должностного лица (ст. 194 УК), а также за уклонение физического лица от уплаты налога и страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст.

198 УК) или за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации (ст. 199 УК); в) неоднократно; г) в особо крупном размере.
Группа лиц по предварительному сговору, предусмотренная п. а ч. 2 ст. 194 УК, не имеет каких-либо особенностей, и в нее могут войти любые лица, которые в той или иной степени приняли участие в уклонении от уплаты таможенных платежей.
Для квалификации преступления по п. б ч. 2 ст. 194 УК необходимо установить, что лицо ранее было осуждено по ч. 1 или 2 этой статьи либо по ст.

198 или 199 УК РФ и судимость не снята и не погашена.
Преступление считается совершенным неоднократно (п. в ч. 2 ст. 194 УК), когда субъект, ранее уклонившийся от уплаты таможенных платежей, не был за это осужден по двум или более эпизодам и каждый из этих эпизодов представляет собой отдельное преступление.
Особо крупным размером преступления, подпадающим под п. г ч. 2 ст. 194 УК, должно признаваться деяние, когда сумма неуплаченных таможенных платежей по одному эпизоду или по совокупности нескольких таких эпизодов превысила сумму 3000 рублей и виновный не был за них осужден.
В случаях уклонения от уплаты таможенных платежей совершенного путем перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенных учреждений или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов, либо сопряженного с недекларированием или недостоверным декларированием, ответственность должна наступать по совокупности ст. 194 и ст.

188 УК РФ, так как уклонение от уплаты таможенных платежей в таком случае не поглощается составом контрабанды.

Наказания за преступления, совершаемые в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации


Наказание по современному российскому уголовному праву представляет собой ответную форму воздействия государства на лицо, виновное в нарушении запрета, установленного уголовным законом в целях защиты общественных интересов, личных прав и свобод граждан от противоправных посягательств, признаваемых преступлениями.
Реагирование государства на совершенное субъектом преступление находит свое выражение в той или иной степени строгости наказания, назначаемого судом в зависимости от тяжести преступления.
Из числа преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности, только контрабанда в соответствии со статьей 15 УК РФ относится к категории тяжких преступлений (ч. 2 и ч. 3 ст. 188 УК), которая может перерасти в особо тяжкое преступление, если контрабанда была совершена организованной группой (ч. 4 ст.

188 УК).
Существенные различия в степени общественной опасности деяний, предусмотренных в диспозиции статьи 188 УК РФ 1996 года, привели законодателя к необходимости дифференциации и ее санкции.
За контрабанду товаров и предметов, находящихся в свободном гражданском обороте, совершенную в крупном размере, частью 1 статьи 188 УК установлено наказание в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до пяти лет.
То же деяние, совершенное в отношении предметов, специально перечисленных в части 2 этой же статьи, влечет за собой лишение свободы от трех до семи лет.
Контрабанда, совершенная неоднократно, либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет по части 3 статьи 188 УК РФ.
Если же деяние, предусмотренное частями 1, 2 или 3 статьи 188 УК совершено организованной группой, лишение свободы в соответствии с ч. 4 этой статьи может быть назначено судом на срок не менее семи, но не более двенадцати лет.
Кроме лишения свободы в качестве дополнительной меры наказания, предусмотрена конфискация имущества, которая по части 2 и части 3 статьи 188 УК применяется альтернативно, а по части 4 этой статьи является обязательной.
В случаях квалификации контрабанды, совершенной преступным сообществом (преступной организацией), по совокупности части 1 или 2 статьи 210 и части 1 статьи 188 УК РФ мера наказания в виде лишения свободы для членов преступного сообщества может быть назначена до 15 лет, а для организаторов и руководителей преступного контрабандистского сообщества (преступной организации) - до 20 лет с конфискацией имущества или без таковой. Если же эти деяния организаторами, руководителями или членами преступного сообщества (преступной организации) были совершены с использованием своего служебного положения, лишение свободы судом им может быть назначено до 25 лет с конфискацией имущества или без таковой.
При определении наказания по совокупности преступлений, подпадающих под признаки части 1 или 2 статьи 210 и части 2 статьи 188 УК РФ, мера наказания в виде лишения свободы может быть назначена судом путем полного или частичного сложения для организаторов или руководителей контрабандистского сообщества - до 20 лет, для его участников -не более 17 лет с конфискацией имущества или без таковой.
По совокупности части I или 2 статьи 210 и части 3 статьи 188 УК РФ лишение свободы для участников контрабандистского преступного сообщества не может превышать 20 лет. Организаторам и руководителям эта мера наказания может быть назначена сроком не свыше 25 лет.
Срок в 25 лет лишения свободы не может быть превышен при назначении наказания и по совокупности преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 210 и частью 3 статьи 188 УК РФ, на что прямо указывает часть 3 статьи 69 УК Российской Федерации.
При назначении наказания по совокупности приговоров по статье 210 и статье 188 УК РФ окончательное наказание в виде лишения свободы в соответствии с частью 3 статьи 70 УК РФ не может превышать 30 лет.
Лишение свободы и конфискация имущества предусмотрены в качестве мер наказания и по статье 190 УК РФ за невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей. Данная статья предусматривает за это преступление лишение свободы на срок от шести месяцев до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.
Санкции, предусмотренные статьей 189 УК (незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг) и статьей 194 УК (уклонение от уплаты таможенных платежей), имеют некоторые особенности, так как в этих статьях, наряду с лишением свободы, предусмотрены такие наказания, как штраф, обязательные работы, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, но не предусмотрена конфискация имущества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1998.
Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 1996.
Федеральный закон Российской Федерации О государственной границе Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. 4730-1 // Рос. газ. 1993.

4 мая.
Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О государственной границе Российской Федерации от 10 августа 1993 г. 4805-1 // Рос. газ. 1993.

15 мая.
Федеральный закон Российской Федерации Об оружии от 13 ноября 1996 г. 152-ФЗ // Рос. газ. 1996.

18 дек.
Федеральный закон Российской Федерации О государственном регулировании внешнеторговой деятельности от 13 октября 1995 г. // Рос. газ. 1995.

24 окт.
Федеральный закон Российской Федерации О вывозе и ввозе культурных ценностей от 15 апреля 1993 г. 4805 // Рос. газ. 1993.

15 мая.
Указ Президента Российской Федерации О мерах по созданию экспортного контроля в России от 11 апреля 1992 г. // Рос. газ. 1992.

16 апр.
Указ Президента Российской Федерации Об экспорте товаров и технологий двойного назначения от 26 августа 1996 г. 1268 // Рос. газ. 1996.

3 сент.
Постановление Пленума Верховного суда СССР от 3 февраля 1978 г. О судебной практике по делам о контрабанде // Бюллетень Верховного суда СССР. 1978. 2.
Постановление Пленума Верховного суда СССР от 5 сентября
1978 г. О внесении изменений в постановление Пленума Верховного суда СССР от 3 февраля 1978 г. О судебной практике по делам о контрабанде // Бюллетень Верховного суда СССР. 1978. 5.
Постановление Пленума Верховного суда СССР от 6 декабря
1979 г. О внесении изменений в постановление Пленума Верховного суда СССР от 3 февраля 1978 г. О судебной практике по делам о контрабанде // Бюллетень Верховного суда СССР. 1980. 1.
Постановление Пленума Верховного суда СССР от 16 января 1986 г. О внесении изменений в постановление Пленума Верховного суда СССР от 3 февраля 1978 г. О судебной практике по делам о контрабанде // Бюллетень Верховного суда СССР. 1986. 2.
Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. (Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР от 14 декабря 1964 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1970.
Конвенция о психотропных веществах от 24 февраля 1971 г. (Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 26 декабря 1978 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1981.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота нарко -тических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. (Ратифицирована Верховным Советом СССР 9 октября 1990 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990.

42.
Ожегов С.И. Словарь русского языка.

М., 1953.
Советский энциклопедический словарь. М., 1982.
Словарь иностранных слов. М., 1954.
Военный энциклопедический словарь. М., 1984.
Краткий внешне-экономический словарь. М., 1988.
Курс советского уголовного права / Под ред. А. А. Пионтков-ского, Н.С. Ромашина, В.М.

Чхиквадзе: В 6 т. М., 1970. Т. 4.
Курс советского уголовного права / Под ред. Н.А.

Беляева, М.Д. Шаргородского: В 5 т. 1973. Т. 3.
Советское уголовное право: Общая часть / Под ред. Г. А. Кригера, Н.Ф. Кузнецовой, Ю.М. Ткачевского.

М., 1988.
Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть / Отв. ред. Б.В.

Здравомыслов. М., 1996.
Российское уголовное право: Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В.

Наумова. М., 1997.
Новое уголовное право России: Особенная часть. М., 1996.
Уголовное право: Особенная часть: Учебник: В 2 ч. СПб., 1995.
Основы таможенного дела: Учебное пособие / Рук. авт. колл. А.С. Круглов. М., 1995.

Вып. 5.
Беляев Н. А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986.
Волженкин Б.В. Экономические преступления.

СПб., 1999.
Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих организациях.

Красноярск, 1998.
Илюхин В., Канков А. Вхождение преступности во власть // Рос. газ. 1995.

22 марта.
Коваленко Ю. Военные, брокеры, мафия // Известия. 1992.

4 марта.
Кузнецов В. Сколько стоит миллион // Рос. газ. 1993.

11 февр.
Никулин С. Уголовная ответственность за контрабанду // Законность. 1995. 1.
Сучков Ю.И. Значимость правильной оценки признаков объекта контрабанды при отправлении правосудия // Межвуз. темат. сб. науч. тр.

Калининград, 1989.
Сучков Ю.И. Ответственность за контрабанду по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 года // Юридич. практика: Инф. бюл. центра права спец. юрид. фак-та СПбГУ.

1996. 4 (7).
Шмаров И., Мельникова Ю., Устинова Т. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенного законодательства Российской Федерации // Российская юстиция. 1. 1995.



Содержание раздела