d9e5a92d

Контрабанда

Ассортимент товаров и иных предметов, входящих в первую группу, определяется рядом факторов внутреннего и внешнего характера, а именно: уровнем промышленного производства России и тех государств, в которые ввозятся или из которых вывозятся те или иные товары и т.п.; разницей в ценах на внутреннем и внешнем рынках; спросом и предложением на отдельные виды товаров в Российской Федерации и за рубежом.
Общая характеристика материальных объектов, являющихся предметом преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 УК РФ, частично раскрывается в статье 18 Таможенного кодекса Российской Федерации, расшифровывающей понятие товары, которыми считается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности российского и иностранного происхождения, электрическая, тепловая и иные виды энергии, а также транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.
Дать полный перечень товаров или других ценностей, могущих быть предметом преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 УК РФ, невозможно, так как он непрерывно меняется в зависимости от конъюнктуры, сложившейся на внутреннем и внешнем рынках. Важно знать и помнить, что в этот перечень не должны входить предметы, перечисленные в части 2 статьи 188 УК РФ, включенные в специальные перечни и списки, за перемещение которых через таможенную границу Российской Федерации установлен особый либо специальный контроль.
Важнейшим признаком, характеризующим предмет исследуемого преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 УК РФ, является крупный размер незаконно перемещаемых через таможенную границу товаров и иных ценностей. Его характерной особенностью является то обстоятельство, что подобное перемещение только в крупном размере является основанием для возбуждения уголовного дела и привлечения виновного к уголовной ответственности, независимо от свойства предмета.
В примечании к этой статье указывается, что под крупным размером понимается сумма, превышающая пятьсот минимальных размеров оплаты труда, установленная действующим законодательством на момент совершения преступления.
При таком подходе изменение минимальной ставки зарплаты автоматически влечет за собой адекватное изменение суммы крупного размера исследуемого преступления и не требует дополнительных законодательных актов или разъяснений компетентных органов.
Что же касается материальных объектов второй группы, предусмотренных частью 2 статьи 188 УК Российской Федерации 1996 года, входящих в понятие предмет контрабанды, то их круг строго ограничен и они могут быть разделены на пять видов: 1) наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные и взрывчатые вещества; 2) вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы; 3) ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения; 4) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации; 5) стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.
В юридической литературе высказано мнение, что уяснение понятия предмета контрабанды особой трудности не вызывает, поскольку под его содержание подпадают материальные предметы, известные целому ряду преступлений, предусмотренные, в частности, статьями 220, 222, 228, 239 УК и нередко содержащиеся в соответствующих перечнях. В действительности этот вопрос далеко не так прост.

Почти все предметы, перечисленные в статье 188 УК РФ, далеко неоднозначно понимаются и толкуются в теории уголовного права, что вызывает коллизии в их применении в практической деятельности правоохранительных органов.
К наркотическим средствам относятся медицинские препараты, оказывающие болеутоляющее воздействие либо искусственно вызывающие глубокий сон с потерей сознания и болевой чувствительности. Применяются эти средства, как правило, при тяжелых заболеваниях, сопровождающихся сильными болями, либо при хирургических операциях путем воздействия на центральную нервную систему вдыханием, либо введением в организм человека внутривенно, внутримышечно и другими способами.
Общественную опасность представляет бесконтрольное немедицинское применение наркотических средств, которые в малых дозах приводят к так называемому наркотическому опьянению (эйфории), вызывающему физическое наслаждение, приподнятое настроение, довольство, беспечность и т.п., не соответствующие действительным условиям жизни, а в больших дозах вызывают физическое оглушение и наркотический сон. При систематическом употреблении наркотических средств последние вызывают у человека психически и физически непреодолимое желание вновь и вновь привести себя в состояние эйфории и потребность в увеличении доз.



После неоднократного применения наркотических средств воздержание от них сопровождается абстинентным синдромом - крайне физически и психически мучительным состоянием организма, преодолеть которое человек, как правило, не в состоянии, если не будет введена новая доза наркотика.
В конечном счете злоупотребление применением наркотических средств приводит к тяжелому, в большинстве случаев неизлечимому заболеванию - наркомании, при которой поражаются внутренние органы, возникают неврологические и психические расстройства, развивается физическая и психическая деградация личности.
Наркотические средства при злоупотреблении ими не только причиняют вред здоровью граждан. Дело заключается еще и в том, что лица в состоянии сильного наркотического опьянения или голода не могут руководить своими действиями и нередко совершают тяжкие преступления.

В связи с этим изготовление наркотических средств в нашей стране по существующему законодательству должно осуществляться только по специальному разрешению государственных органов и исключительно для нужд здравоохранения, а их незаконное изготовление, перевозка, сбыт и хищение, а также склонение к их потреблению, организация или содержание притонов для потребления наркотиков влекут за собой уголовную ответственность.
Уголовно-правовая оценка контрабанды наркотических средств по действующему законодательству имеет свои особенности, незнание которых порождает ошибки в квалификации преступления, в связи с чем этот вопрос требует отдельного рассмотрения.
При расследовании дел о контрабанде названных предметов следственные органы в обязательном порядке должны устанавливать, относятся ли задержанные вещества по своим воздействующим на организм человека свойствам к наркотическим средствам. Здесь необходимо исходить из непреложного правила: наркотическими средствами могут считаться лишь такие растительные или синтетические вещества, которые в соответствии с международной Единой Конвенцией о наркотических средствах от 30 марта 1961 года (ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 декабря 1964 года), конвенцией ООН О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года (ратифицированной Верховным Советом СССР 9 октября 1990 года), официально включены в список наркотических средств, находящихся под международным контролем.

Только при этом условии такие средства могут быть признаны предметами контрабанды в случае незаконного их перемещения через таможенную границу.
В бывшем Союзе ССР список таких средств подготавливался Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР, утверждался и дополнялся приказами министра здравоохранения СССР. Последний такой список был составлен по состоянию на 1 июля 1990 года под названием: Список наркотических средств, наркотических веществ и наркотических лекарственных средств, в том числе синтетических и природных.
В настоящее время эти функции возложены на идентичный комитет при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, который в соответствии с федеральным законом от 8 января 1998 г. О наркотических средствах и психотропных веществах и составляет подобный список. Причем к наркотическим средствам по рекомендации Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ в установленном порядке приказами Минздрава РФ могут быть дополнительно отнесены наркосодержащие вещества и т.п. после издания списка.
Исходя из этого наркосодержащие растения запрещены к посеву и выращиванию, а наркотические вещества и препараты растительного и химического происхождения не подлежат производству, экспорту и импорту без особого на то разрешения Постоянного комитета по контролю наркотиков Минздрава Российской Федерации.
Близко к наркотическим средствам примыкают так называемые психотропные вещества (средства), которыми являются препараты, оказывающие преимущественно влияние на психические функции человека: антидепрессанты, нейролептические, психостимулирующие и седативные средства, транквилизаторы (барбамил, кетамин, хальцион, ципепрол и др.). При применении к психически здоровым людям в повышенных дозах эти средства могут привести к физической и социальной деградации личности.

Особую общественную опасность представляет применение психотропных веществ к здоровым людям по политическим мотивам, в чем в прошлом неоднократно обвинялись мировой общественностью ряд стран, в том числе и бывший Советский Союз.
Именно этими факторами обусловлено включение в Конвенции ООН 1971 и 1988 годов, которые ратифицировал и Советский Союз, наряду с наркотическими средствами и психотропных веществ.
Как видно из названия и содержания Конвенции ООН 1988 года, незаконный оборот психотропных веществ по степени общественной опасности приравнивается к такому же обороту наркотиков и наркотических средств. Поэтому лишь в исключительных случаях ввоз или вывоз этих предметов может быть осуществлен по особым распоряжениям Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве РФ.

Наркотические и психотропные средства могут перемещаться через таможенную границу Российской Федерации лишь на основе специального разрешения и регистрации контрактов об этом.
В предмет контрабанды диспозиция части 2 статьи 188 УК РФ также включает сильнодействующие, ядовитые, отравляющие и радиоактивные вещества. Перечень сильнодействующих и ядовитых веществ закреплен в Списке сильнодействующих веществ (таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года).
Сильнодействующими считаются вещества (различные едкие щелочи, кислоты и т.п.), предназначенные для технических целей, но способные по своим химическим свойствам вызывать ожоги и другие повреждения организма, а также различные лечебные средства (снотворные, обезболивающие и др.), которые при употреблении в больших дозах могут причинить серьезный вред здоровью человека или смерть.
К ядовитым относятся вещества (мышьяк, цианистый калий, стрихнин, сулема и др.), которые при попадании в организм человека даже в малых дозах способны вызвать отравление или смерть.
Учитывая большую общественную опасность неконтролируемого и неразрешенного обладания и распоряжения этими веществами, установлена уголовная ответственность за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ (ст. 234 УК РФ 1996 года).
Следует иметь в виду, что об ответственности за уголовно-наказуемую контрабанду сильнодействующих и ядовитых веществ по признаку общественной опасности самого предмета речь может идти только в тех случаях, когда через таможенную границу незаконно перемещаются сильнодействующие и ядовитые вещества, изъятые из гражданского оборота, то есть из свободной продажи в государственных торговых организациях и медицинских учреждениях.
В случае тайного перемещения через границу веществ, применяемых в быту и находящихся в свободной продаже (например, химикаты для борьбы с вредными грызунами, насекомыми и т.п. либо различные пищевые эссенции: уксусная и др.), уголовная ответственность может наступить только по части 1 статьи 188 УК РФ и лишь тогда, когда такое перемещение совершено в крупном размере.
Поскольку решение вопроса о том, относятся ли незаконно перемещенные через границу различные жидкости, порошки, эссенции и т.п. к сильнодействующим либо ядовитым веществам, требует специальных познаний в области фармакологии и химии, при производстве предварительного следствия по делам о контрабанде таких предметов обязательно проведение соответствующих судебных экспертиз.
Отравляющие вещества (хлор, фосген, иприт, люизит и др.) представляют собой высокотоксичные соединения, предназначенные для поражения живой силы противника во время военных действий.
К радиоактивным веществам относятся материалы, свойством которых является самопроизвольное разложение атомных ядер, сопровождающееся выделением ионизирующих излучений, оказывающих крайне губительное воздействие на живые организмы .
По этим же причинам ответственность по части 2 статьи 188 УК РФ должно влечь незаконное перемещение через таможенную границу любых радиоактивных материалов с содержанием радиоактивных изотопов выше норм радиоактивной безопасности. А о том, что опасность контрабанды радиоактивных материалов, в частности, их нелегального экспорта, вплоть до урана, реально существует, свидетельствуют подтвержденные доказательствами публикации в официальных изданиях .
К радиоактивным веществам должны быть отнесены и радиоактивные отходы, в том числе отработанное ядерное топливо, поскольку они являются источниками радиоактивного излучения и в связи с этими свойствами крайне опасны для живых организмов, а также растительного мира. Поэтому на них должны распространяться те же специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, которые распространяются на незаконное перемещение радиоактивных и ядовитых веществ, и подобные действия должны квалифицироваться как совершение контрабанды по части 2 статьи 188 УК.
Взрывчатыми веществами являются химические соединения или механические смеси веществ (порох, аммонал, динамит, нитроглицерин, тротил и т.п.), изготовленные фабричным или кустарным способом, которые в результате зажигания, удара или детонации вызывают взрыв, то есть химическую реакцию, выделяющую за короткий промежуток времени огромное количество энергии, и образование сильно нагретых газообразных продуктов с очень большим давлением, оказывающим разрушительное воздействие на окружающие тела.
Характерной особенностью взрывчатых веществ является возможность их использования не только в военных целях, то есть для поражения людей и разрушения материальных объектов, но и для различных строительных работ, разработки полезных ископаемых и т. п.
Именно в силу этих специфических свойств, независимо от своего прямого назначения, взрывчатые вещества являются предметом уголовно-наказуемой контрабанды во всех случаях их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации.
Второй и третий виды материальных объектов, входящих в понятие предмет контрабанды, составляют: ... вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы, а также ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения...
Особая опасность контрабанды этих предметов заключается в том, что, обладая разрушительными свойствами, они при неумелом, а тем более преступном использовании создают угрозу для жизни и здоровья людей, наносят серьезный ущерб безопасности и другим интересам общества не только России, но и зарубежных стран.
Вооружение представляет собой комплекс всевозможных видов оружия и средств, обеспечивающих его применение, и включает в себя: всякого рода оружие военных образцов (обычное, в частности, огнестрельное и холодное, массового поражения - ядерное, химическое, бактериологическое и др.), боеприпасы.
Термин вооружение в диспозиции статьи 78 УК РСФСР впервые появился лишь в 1994 году, в то время как оружие в качестве предмета контрабанды известно российскому уголовному законодательству весьма длительный период.
В настоящее время при решении вопросов по квалификации незаконного перемещения оружия через таможенную границу следует руководствоваться положениями Федерального закона Российской Федерации Об оружии 150-ФЗ от 13 декабря 1996 года и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 1996 года О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
В законе Об оружии даются формулировки понятий оружие и его видов (огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое, сигнальное), подробно регулируется оборот оружия, в том числе его экспорт и импорт, а также его перемещение через границу РФ в единичных экземплярах. Но этот закон касается оборота лишь ручного огнестрельного оружия и не регламентирует тот же аспект в отношении других видов оружия (ракетное, минное, торпедное и т.д.) и оружия массового поражения (ядерное, химическое, биологическое и др.), которое также может быть предметом контрабанды.
К боеприпасам относятся: патроны стрелкового оружия, гранаты, артиллерийские и реактивные снаряды; ядерные, химические, биологические боеголовки; авиационные бомбы, наземные и морские мины, фугасы, боевые части ракет и торпед и другие подобные устройства, начиненные порохом или любыми другими взрывчатыми веществами, предназначенные для производства выстрела или взрыва с применением огнестрельного оружия, пусковых установок или самостоятельно.
В статью 188 УК РФ в качестве предмета преступления впервые введены взрывные устройства, которые в диспозиции этой нормы указаны впереди боеприпасов.
Взрывные устройства в военном деле представляют собой механизмы для взрыва (срабатывания) боеприпасов путем электрического, теплового или механического воздействия на разрывной заряд боеприпаса (мины, бомбы, гранаты и др.) . Самостоятельно взрывные устройства ничего разрушить или уничтожить не могут. К ним относятся: электрические, тепловые и механические детонаторы, запалы, капсюли и т.п. Поэтому в перечне товаров, требующих особого порядка экспор-
та, они именуются как средства взрывания .
Таким образом, взрывные устройства являются составной и неотъемлемой частью инженерных боеприпасов и в этом контексте самостоятельными средствами разрушения считаться не должны.
Весьма важным представляется решение вопроса о том, относится ли к предмету контрабанды воинское снаряжение, поскольку таковым оно было предусмотрено лишь статьей 78 УК РСФСР в редакции 1960 года, но затем исключено из диспозиции этой статьи.
Воинское снаряжение составляет комплект предметов, необходимых военнослужащим для ношения и сохранения от повреждений личного оружия, боеприпасов и предметов воинского обихода (поясные и плечевые ремни, чехлы, сумки и т.п.), а также индивидуальные средства противохимической, противобактериологической и противоядерной защиты.
В части 2 статьи 188 УК РФ 1996 года воинское снаряжение в качестве предмета контрабанды не указывается. Анализ практики правоохранительных органов по борьбе с контрабандой показывает, что незаконное перемещение через таможенную границу воинского снаряжения в чистом виде, то есть без оружия и боеприпасов, практически почти не встречается и само по себе значительной общественной опасности не представляет.

В связи с этим обстоятельством незаконное перемещение воинского снаряжения через таможенную границу Российской Федерации может повлечь уголовную ответственность только по части 1 статьи 188 УК, если такое перемещение было совершено в крупном размере.
Предметом контрабанды в соответствии с диспозицией части 2 статьи 188 УК РФ является ядерное, химическое, биологическое и другие виды подобного оружия, объединенные общим названием оружие массового поражения, особенностью которого по сравнению с обычным оружием военных образцов является огромная поражающая способность, предназначенная для нанесения противнику массовых потерь в живой силе и уничтожения его военной техники, укреплений и других сооружений, заражения окружающей природной среды (воды, воздуха, животного и растительного мира). Это оружие может представлять собой специфические заряды, помещенные в авиационные бомбы, боевые головки артиллерийских снарядов, мин, торпед или ракет, содержащие ядерное вещество, обеспечивающие мгновенное освобождение энергии, вызывающее ядерный взрыв, либо химические боевые отравляющие вещества или различные возбудители массовых заболеваний человека, животных и растений (микроорганизмы, вирусы или другие биологические агенты), а также вырабатываемые ими или полученные методом генной инженерии любые вещества, способные вызвать массовую гибель, заболевания или неполноценное функционирование людей и животных.
Под другими видами оружия массового поражения, кроме названных в исследуемой норме, подразумевается любое иное оружие массового поражения, произведенное в той или иной стране, которое потенциально может быть использовано в военном конфликте и в отношении которого была предпринята попытка незаконно переместить через таможенную границу Российской Федерации.
К предмету контрабанды ч. 2 ст. 188 УК РФ относит материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, а также стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, входящие в четвертую и пятую группы.
Для правильного применения части 2 статьи 188 УК РФ необходимо четкое понимание сущности терминов материалы и оборудование, а также понятия стратегически важные сырьевые товары.', так как в противном случае неизбежны ошибки при квалификации незаконного перемещения ряда материальных объектов как предмета контрабанды.
Под материалами подразумеваются вещества, предметы, идущие для изготовления чего-нибудь, сырье.
Оборудованием считается совокупность механизмов, машин, приборов, устройств и т.п., применяемых для изготовления чего-нибудь.
Таким образом, под материалами и оборудованием в исследуемом направлении должны пониматься овеществленные объекты материального мира. Они могут быть как военного, так и мирного назначения, но обязательно должны обладать свойствами, позволяющими использовать их при создании того или иного вида оружия массового поражения (ядерного, химического, биологического, токсического и др.).

С учетом особых свойств названных материалов и оборудования их перемещение через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии со специальными правилами, требующими обязательной регистрации контракта на экспорт или импорт вышепоименованных материалов и оборудования, получения лицензии в соответствующих российских государственных органах на перемещение этих материалов и оборудования через таможенную границу РФ и прохождения соответствующего таможенного контроля. Кроме того эти материалы и оборудование должны быть включены в специальные перечни и списки, которые утверждаются соответствующими распоряжениями Президента Российской Федерации.
Так, распоряжением Президента РФ от 11 февраля 1994 года 74-рп был утвержден Перечень отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, в том числе и оружия массового поражения.
Наряду с этим, распоряжениями от 16 сентября 1992 года 508-рп, от 28 декабря 1992 года 827-рп, от 19 ноября 1993 года 744-рп и от 14 июня 1994 года 298-рп Президент РФ утвердил списки материалов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ядерного, химического и других видов оружия массового поражения.
Часть 2 статьи 188 УК РФ 1996 года предусматривает стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, входящие в пятую группу материальных ценностей, подпадающих под понятие предмет контрабанды.



Содержание раздела