d9e5a92d

Контрабанда становится квалифицированной

Применительно к понятиям сухопутной, морской и воздушной государственной границ перемещение через них груза означает, что этот груз был перенесен человеком или перевезен на железнодорожном, автомобильном, водном или воздушном транспорте через линию границы, определяющую пределы сухопутной территории Российской Федерации, либо внешние пределы ее территориальных вод, либо воздушное пространство над территорией республики, с сокрытием от таможенного контроля .
Причем для оконченного состава контрабанды вовсе необязательно, чтобы контрабандный груз во всех случаях оказался на территории иностранного государства.
Так, при незаконном вывозе товаров за границу на морском судне контрабанда будет оконченной после пересечения линии государственной (таможенной) границы, хотя груз в этом случае не оказывается на территории иностранного государства, а торговые и пассажирские суда, находящиеся в открытом море под флагом той или иной страны, считаются территорией этого государства.
Это положение в свое время нашло отражение в постановлении Пленума Верховного суда СССР от 3 февраля 1978 года, в п. 4 которого указывается, что ... контрабанду следует считать оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения товаров через государственную границу СССР. Действия лица, пытавшегося вывезти товары или иные ценности контрабандным путем за пределы СССР, подлежит квалифицировать по ст.

15 и ст. 78 УК РСФСР и соответствующим статьям других союзных респуб-
лик...
Таким образом, для оконченного состава контрабанды необходимо установление двух моментов:
1) фактического перемещения грузов через линию таможенной границы помимо пунктов производства таможенного контроля (таможни, таможенные посты) либо через таковые, но вне установленного времени производства таможенного оформления;
2) сокрытия перемещаемых грузов через таможенную границу от таможенного контроля путем использования тайников или другими способами, затрудняющими обнаружение предметов, или придания одним предметам вида других, либо обманного использования документов или средств таможенной идентификации, либо недекларирования или недостоверного декларирования перемещаемых предметов.
При контрабандном перемещении помимо таможенных учреждений момент пересечения границы совпадает с моментом сокрытия товаров от таможенного контроля, так как в этом случае таможенные органы вообще лишаются возможности произвести досмотр.
Иное положение складывается при контрабандном провозе предметов с сокрытием от таможенного контроля. Здесь момент пересечения линии границы никогда не совпадает с моментом осуществления таможенного контроля, так как таможенные пункты находятся на определенном удалении от линии таможенной границы Российской Федерации. Поэтому при вывозе товаров сначала осуществляется таможенный контроль за перемещаемым грузом, а затем лицо, выезжающее за рубеж, перемещает его через линию таможенной (государственной) границы.

При ввозе, наоборот, сначала осуществляется перемещение груза через линию границы, после чего таможенные органы производят его досмотр.
Следовательно, с момента таможенного досмотра и до момента фактического перемещения предметов через линию границы при выезде из РФ и с момента фактического перемещения предметов через линию границы и до момента таможенного досмотра при въезде в РФ проходит определенный период времени, в который виновный имеет возможность добровольно отказаться от доведения преступления до конца, в связи с чем уголовная ответственность исключается. Если же его преступная деятельность будет пресечена другими лицами, то тогда совершенные им действия могут расцениваться лишь как покушение на контрабанду.
Предположим, что лицо, решившее ввезти в РФ предметы или ценности контрабандным путем, спрятало их от таможенного контроля в специально оборудованном тайнике. В таком случае момент окончания контрабанды зависит от ряда условий.
Например, лицо после отхода судна из иностранного порта, находясь в открытом море, по собственной инициативе выбрасывает спрятанные в специальном хранилище контрабандные товары за борт или передает их администрации судна. Подобные его действия должны расцениваться как добровольный отказ от доведения преступления до конца на стадии приготовления, поскольку отсутствуют оба необходимые для уголовной ответственности признака: перемещение товаров через линию таможенной границы Российской Федерации и сокрытие их от таможенного контроля.
Если же подобные действия то же лицо совершит после пересечения линии российской таможенной границы, но до таможенного досмотра добровольно заявит о наличии у него предметов контрабанды администрации судна или таможенным властям, деяние виновного следует расценивать как добровольный отказ от преступления на стадии покушения, поскольку его действия не были сопряжены с сокрытием предметов контрабанды от таможенного контроля.


По-иному должны решаться эти вопросы при вывозе контрабанды из Российской Федерации за границу.
Допустим, что при выезде из РФ лицо скрыло предметы контрабанды в тайнике. Но до начала таможенного досмотра или даже после таможенного досмотра, не сумевшего обнаружить предметы контрабанды, это лицо, раскаявшись в содеянном и решив не доводить своего преступного намерения до конца, добровольно заявило о наличии у него контрабанды таможенным работникам либо при следовании к сухопутной, морской или воздушной линии таможенной границы сообщило об этом иным должностным лицам (начальнику поезда, капитану судна, командиру самолета и т.п.).

В указанных случаях виновный не должен подлежать уголовной ответственности как добровольно отказавшийся от доведения преступления до конца на стадии покушения, поскольку в его действиях отсутствует необходимый для уголовно-наказуемой контрабанды признак - фактическое перемещение предметов через линию таможенной границы РФ без ведома соответствующих должностных лиц.
В случае обнаружения предметов контрабанды у лица, выезжающего из РФ, таможенными работниками или другими должностными лицами при досмотре ручной клади и багажа помимо его воли в действиях виновного налицо покушение на контрабанду. И только фактическое перемещение предметов контрабанды через линию границы РФ после таможенного досмотра, при наличии одного или нескольких признаков, предусмотренных статьей 188 УК РФ, приводит к оконченному составу этого преступления.
Особо следует обратить внимание на то обстоятельство, что о добровольном отказе речь может идти только в тех случаях, когда виновный добровольно и окончательно отказался от совершения контрабанды на стадии приготовления или неоконченного покушения, хотя имел все возможности для доведения преступления до конца, а не отложил свои преступные действия до более удобного случая или не совершил их в силу непреодолимых препятствий.
Субъект контрабанды характеризуется общими чертами, присущими большинству преступлений, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 10-13 и 19-23 УК РФ уголовной ответственности за незаконное перемещение товаров или других предметов через таможенную границу РФ подлежат физические вменяемые лица, как граждане Российской Федерации, так и иностранцы, а также лица, не имеющие гражданства или подданства. Субъектом рассматриваемого преступления может быть признано лишь физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Указанный возрастной ценз объясняется тем, что по достижении 16 лет психически здоровый человек способен полностью оценивать свое поведение и в том числе общественную опасность такого сложного преступления как контрабанда.
Однако как следственная, так и судебная практика за все время действия законов об уголовной ответственности за контрабанду практически не имеет прецедентов привлечения за нее граждан в возрасте от 16 до 18 лет. Причина такого положения, на наш взгляд, заключается в том, что количество несовершеннолетних, выезжающих за границу или въезжающих в РФ, по отношению к лицам более старшего возраста сравнительно невелико.

Кроме того, лица в возрасте от 16 до 18 лет обычно пересекают таможенную границу в сопровождении взрослых и сокрытие ими предметов от таможенного контроля либо иное соучастие в контрабанде совершается, как правило, под влиянием первых, что не может не учитываться органами следствия и судами при решении вопроса об ответственности несовершеннолетних за содеянное.
С переходом экономики Российской Федерации к рыночным отношениям контингент субъекта контрабанды претерпел значительные изменения. В качестве субъекта контрабанды стали выступать категории граждан, ранее не встречавшиеся в таможенной и следственной практике.

Ими становятся должностные лица государственных предприятий, коммерсанты, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, чиновники правительственного аппарата и администраций на местах, профессиональные преступники, действующие под прикрытием внешнеторговых организаций.
Субъективная сторона контрабанды представляет собой психическую оценку субъектом своей деятельности, направленной на незаконное перемещение грузов (товаров или иных предметов) через таможенную границу Российской Федерации.
По субъективной стороне при незаконном перемещении товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации происходит квалификация контрабанды, а в ряде случаев контрабанда отграничивается от нарушения таможенных правил. Кроме того субъективная сторона контрабанды определяет степень общественной опасности преступления и лиц его совершивших, что, в свою очередь, влияет на размер наказания, назначаемого судом.
По своей структуре этот элемент состава преступления состоит из трех самостоятельных, но взаимосвязанных и зависимых друг от друга признаков: мотива, цели и вины.
Диалектическая связь этих признаков заключается в том, что они возникают и получают развитие в определенной последовательности, в разные отрезки времени и, не теряя свойств самостоятельности, лишь в совокупности образуют субъективную сторону состава преступления. Первоначально в сознании субъекта возникает мотив, который определяет цель преступления, что и формирует вину. Причем, если вина является обязательным признаком всякого состава преступления, в том числе совершенного по неосторожности, то мотив и цель присущи только составам преступлений с умышленной формой вины.

Мотив и цель возникают до приготовления, направленного на совершение преступления, и, следовательно, предшествуют вине, которая формируется с начала приготовительных действий.
Контрабанда относится к преступлениям, при совершении которых мотив и цель не влияют на их квалификацию. Это обстоятельство, однако, не означает, что точное установление мотива и цели при расследовании контрабанды не играет существенной роли.

Следует учитывать, что контрабанда, как всякое умышленное преступление, в каждом конкретном случае обуславливается тем или иным конкретным мотивом и определенной целью, в связи с чем их выявление и оценка органами следствия и судом имеют важное значение в определении общественной опасности содеянного, личности преступника, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на вид и размер наказания.
Мотив и цель контрабанды должны обязательно устанавливаться и потому, что согласно статьям 61 и 63 УК РФ они могут служить основанием для признания совершения преступления при смягчающих или отягчающих вину обстоятельствах, а в отдельных случаях, в соответствии со статьей 64 УК РФ должны быть учтены для назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено в статье 188 УК РФ.
В связи с этим мотив и цель контрабанды подлежат обязательному доказыванию в процессе предварительного и судебного следствия, на что прямо указывают статьи 68, 205 и 314 УПК РСФСР. Несоблюдение этого требования может повлечь за собой возвращение дела на доследование либо оправдание подсудимого за недоказанностью или за отсутствием состава преступления.
Мотивом контрабанды являются психические побуждения, вызывающие у субъекта решимость совершить действия, направленные на незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу и направляющие его деятельность при осуществлении преступления.
Этими мотивами могут быть: корысть, ложно понятые служебные обязанности, карьеристские соображения, приятельские отношения и иные личные побуждения, не ограниченные какими-либо рамками.
Практика борьбы с контрабандой показывает, что более чем в 90% случаев это преступление совершается по корыстным мотивам. Нередко такими побудительными мотивами становится желание завладеть предметами, запрещенными к ввозу или вывозу, или иные личные выгоды.
Целью контрабанды является мыслительная деятельность, заключающаяся в представлении субъекта о желаемом результате - возможности распорядиться контрабандными товарами - который может быть достигнут лишь путем незаконного перемещения товаров или других предметов через таможенную границу.
При этом следует иметь в виду, что осуществление незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации еще не приводит к достижению конечного преступного результата, к которому стремится контрабандист. Для этого ему необходимо не только переместить предметы контрабанды через линию таможенной границы Российской Федерации, но еще и доставить их на территорию иностранного государства для реализации (продажи, дарения, использования для других нужд) либо ввезти с той же целью с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации.

Поэтому момент окончания преступления и момент достижения преступного результата никогда не совпадают.
Действия лица, незаконно перемещающего или переместившего предметы контрабанды через таможенную границу РФ, могут квалифицироваться по статье 188 УК РФ лишь в том случае, если будет неопровержимо доказано, что виновный при этом преследовал цель не только незаконного перемещения товаров через таможенную границу РФ, но и обязательного вывоза контрабандных товаров и т.п. на территорию иностранного государства или, наоборот, их ввоза на территорию Российской Федерации для реализации на внешнем или внутреннем рынке (продажи, передачи другим лицам или организациям безвозмездно и т.д.). При отсутствии такой цели как необходимого звена между моментом перемещения предметов через таможенную границу РФ и достижением конечного преступного результата названное деяние по степени своей общественной опасности не подпадает под признаки состава контрабанды и должно влечь за собой ответственность за нарушение таможенных правил по Таможенному кодексу Российской Федерации (ст.ст.

276-279).
Степень общественной опасности субъекта контрабанды возрастает, если он своей целью ставит незаконное перемещение запрещенных к ввозу или вывозу предметов (оружия, наркотиков, отравляющих веществ и т.д.) и использование их для совершения иных преступлений, поскольку в подобных случаях он четко представляет неизбежность причинения ущерба нескольким объектам.
Мотив и цель любого состава преступления не исчерпывают содержания его субъективной стороны, если кроме этих элементов не будет установлена вина субъекта в совершенном преступном деянии, то есть психическое отношение лица к совершаемому им противоправному поведению.
Для состава контрабанды характерно наличие лишь умышленной вины в виде прямого умысла.
Прямой умысел включает в себя осознание субъектом общественно опасного характера своего деяния (действия или бездействия), предвидение его общественно опасных последствий и желание их наступления.
Применительно к контрабанде осознание общественно опасного характера совершаемого деяния означает понимание сущности общественных отношений, которые нарушаются преступным действием (то есть отношений, возникающих в связи с установленным порядком перемещения грузов через таможенную границу), содержания этого преступного действия (то есть перемещения грузов путем незаконного обхода таможенного контроля либо сокрытия от него перемещаемых товаров или иных предметов и т.д.) и одного или нескольких признаков, которые придают этому перемещению уголовноправовое содержание. При этом для субъекта не обязательно знание юридической сущности этих признаков, достаточно осознание их фактического наличия (например, что перемещение наркотиков, оружия и т.д. происходит в обход таможенного контроля).
Предвидение общественно опасных последствий заключается в представлении субъектом о тех конкретных фактических изменениях, которые должны произойти в результате его действий в объекте посягательства (то есть, что установленный порядок перемещения грузов через таможенную границу будет нарушен), в результате чего будет причинен или может быть причинен тот или иной вред внешнеэкономическим интересам государства либо экономический ущерб хозяйству, а при ввозе оружия, боеприпасов, взрывчатых, сильнодействующих веществ, наркотических средств и дополнительно и другим объектам - общественной безопасности, общественному порядку и здоровью населения.
Желание наступления общественно опасных последствий означает волевую направленность к их достижению, несмотря на осознание общественной вредности и наказуемости осуществляемых действий. Эта волевая направленность определяется целью контрабанды, которая разделяется на первичную и последующую.
Первичной целью субъекта при совершении этого преступления является незаконное перемещение товаров или других предметов через таможенную границу РФ, последующей доставление их на территорию иностранного государства либо с территории иностранного государства на территорию России для реализации на внешнем или внутреннем рынках. Без установления этих двух необходимых компонентов субъективной стороны ответственность за контрабанду по статье 188 УК РФ не может иметь места и должна наступать по статьям 276-279 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Для контрабанды, кроме общих признаков, характеризующих состав преступления, в некоторых случаях, предусмотренных законом, необходимо наличие особых свойств и качеств, которые придают этому преступлению наибольшую общественную опасность и поэтому являются его квалифицирующими признаками. Контрабанда становится квалифицированной, если она совершена:
1) неоднократно (п. а части 3 статьи 188 УК РФ);
2) должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. б части 3 статьи 188 УК РФ);
3) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. в части 3 статьи 188 УК РФ);
4) организованной группой (п. г части 3 статьи 188 УК
РФ).
В соответствии со статьей 16 и частью 3 статьи 188 УК РФ 1996 года контрабанда должна считаться совершенной неоднократно, если незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, предусмотренное частью 1 и частью 2 статьи 188 УК, было совершено более одного раза, независимо от того, было ли лицо ранее осуждено за это или нет.
При этом важно знать, что это преступление не может быть признано неоднократным, если за ранее совершенную контрабанду лицо было осуждено, но судимость была снята или погашена, либо лицо было освобождено от уголовной ответственности в установленном законом порядке (ст.ст. 8486 УК РФ).
Повышенная общественная опасность контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения, заключается в том, что, злоупотребляя таким положением, это лицо создает благоприятные условия для бесконтрольного незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу либо активно способствует этому. Анализ многих уголовных дел, рассмотренных судами за последние два десятилетия, показывает, что контрабанда в крупных и особо крупных размерах в подавляющем большинстве случаев не была бы совершена, если бы в числе контрабандистов не оказались должностные лица.
Но для наличия рассматриваемого признака недостаточно, чтобы субъект контрабанды обладал качествами, необходимыми для признания его должностным лицом. Кроме этого должностное лицо должно занимать особое служебное положение, использование которого в силу его специфичности и позволяет практически беспрепятственно перемещать через таможенную границу товары, ценности и иные предметы с нарушением установлений закона.
На этом основании должностным лицом, совершившим контрабанду с использованием своего служебного положения, в первую очередь следует считать государственных служащих, в должностные обязанности которых входит осуществление контрольных функций за перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу, то есть должностных лиц таможенных органов РФ и специалистов по таможенному оформлению федеральной государственной таможенной службы.
Кроме того к таким должностным лицам следует относить также должностных лиц пограничных контрольно-пропускных пунктов, пограничных застав и их вышестоящих начальников, а также других лиц, в силу своего служебного положения постоянно или временно осуществляющих пограничный контроль на таможенной и государственной границе Российской Федерации.
Подтверждением этому является содержание п. 9 статьи 30 закона О государственной границе Российской Федерации от 1 апреля 1993 года, возложившей на пограничные войска обязанность задерживать в отсутствие таможенных органов обнаруженные ими при пограничном контроле незаконно перемещаемые через государственную границу оружие, боеприпасы, наркотические средства, валюту, валютные ценности и другие товары. В таких случаях должностные лица пограничных войск выполняют функции таможенной службы и, следовательно, могут стать субъектами контрабанды по квалифицирующему признаку использование должностным лицом своего служебного положения, если свое служебное положение эти лица направляют на обеспечение незаконного перемещения товаров или иных предметов через государственную (таможенную) границу Российской Федерации.
Для наличия рассматриваемого состава преступления необязательно, чтобы должностное лицо, использующее служебное положение для контрабандного провоза товаров или иных предметов, само пересекало таможенную границу. Достаточно того, что оно по предварительной договоренности с соучастниками выполняло по службе действия, способствующие перемещению товаров через границу, либо умышленно не приняло мер к предотвращению незаконного ввоза или вывоза товаров. При этом не требуется, чтобы в числе предметов, незаконно перемещаемых через таможенную границу, находились вещи, лично принадлежащие должностному лицу.

Действия последнего квалифицируются по части 3 п. б статьи 188 УК РФ, независимо от того, кто является собственником контрабандных товаров или иных предметов.
Исходя из вышеизложенного следует считать, что действия должностных лиц центральных и региональных органов власти и управления России, умышленно направленные на перемещение предметов, указанных в статье 188 УК РФ, через таможенную границу Российской Федерации вопреки действующему уголовному законодательству Российской Федерации, не подпадают под квалифицирующий признак контрабанды использование должностным лицом своего служебного положения и в установленных законом случаях должны квалифицироваться по совокупности как злоупотребление должностными полномочиями или превышение должностных полномочий и соучастие в контрабанде.
Правильная юридическая оценка органами следствия и судами квалифицирующего признака контрабанды - применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль - напрямую зависит от того, насколько четко очерчен круг лиц, в служебные функции которых входит осуществление таможенного контроля, и какие принудительные действия в отношении этих лиц следует считать насилием над ними.
К таким лицам относятся работники таможенных органов (начальники таможен, их заместители, таможенные инспектора), в служебные обязанности которых входит осуществление досмотра товаров или иных предметов, перемещаемых через таможенную границу, и решение вопроса об их пропуске или задержании в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо должностные лица вышестоящих таможенных органов, если в момент применения насилия к ним они осуществляли таможенное оформление или производили таможенный досмотр.



Содержание раздела