d9e5a92d

Федеральная служба по сохранению культурных ценностей

Для правильного решения вопроса о том, входят ли эти товары в понятие предмета контрабанды, необходимо четко установить, что они относятся к стратегически важным сырьевым товарам.
Стратегия в переводе с греческого означает ведение войска, то есть наука о ведении войны и искусство ведения войны. Следовательно, под стратегически важными сырьевыми товарами в буквальном смысле этого словосочетания следует понимать сырьевые товары, имеющие чисто военное назначение.

Однако в современный период это понятие несколько трансформировалось и имеет более глубокий смысл, означая широкий ассортимент сырьевых товаров, имеющих не только военное, но и важное народнохозяйственное назначение. Это видно из содержания многочисленных перечней таких товаров, утверждаемых постановлениями Правительства Российской Федерации.

Такие перечни были утверждены постановлениями Правительства РФ от 26 июня 1992 года 434, от 2 ноября 1993 года 1102, от 1 июля 1994 года 758.
Указанными перечнями к стратегически важным товарам были отнесены: рыба живая, свежая, охлажденная, мороженая; продукты переработки тресковых, осетровых и лососевых пород; ракообразные; икра; дикие животные; дикорастущие растения; слоновая кость; рога; копыта; кораллы; лекарственное сырье растительного и животного происхождения; пшеница твердых и мягких сортов; семена сои и подсолнечника; электроэнергия; минеральные или химические азотные и фосфорные удобрения; деловая древесина и пиломатериалы хвойных пород; целлюлоза; драгоценные металлы, сплавы и изделия из них; металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; руды; концентраты; драгоценные и полудрагоценные природные камни; алмазы необработанные; жемчуг и изделия из него; янтарь и изделия из него; нефть и продукты ее переработки; газы нефтяные; газ природный; металлы цветные, щелочные, щелочно-земельные и редкоземельные, сырье для их производства и их сплавы; прокат цветных металлов и др.
Следует полагать, что не включенные в вышеуказанные перечни и списки материалы, оборудование и стратегически важные сырьевые товары в случае их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации могут считаться предметом контрабанды и влечь за собой ответственность только по части 1 статьи 188 УК РФ, если оно совершено в крупном размере.
Это обстоятельство очень важно для практических работников следственных органов, поскольку в зависимости от экономической и политической как внутренней, так и внешней конъюнктуры в России, вышепоименованные перечни часто изменяются и дополняются. Такие изменения и дополнения были внесены, например, постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1994 года 1472 О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Российской Федерации в области регулирования экспорта товаров и услуг - в постановление Правительства РФ от 6 ноября 1992 года 854 О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации; постановление Правительства РФ от 21 февраля 1995 года 177 О частичном изменении перечня стратегически важных сырьевых товаров, экспорт которых осуществляется с 1994 года предприятиями и организациями, зарегистрированными Министерством внешних экономических связей для этих целей.

Последним из указанных постановлений были исключены из списка стратегически важных сырьевых товаров: нефтяной кокс, битум и иные продукты переработки нефти; некоторые редкоземельные металлы (скандий, иттрий, лантан и лантоноиды), а также соединения редкоземельных металлов; трубы и трубки из меди; трубки и фитинги для труб; металлоконструкции и емкости из алюминия; изделия из никеля и др.
Поэтому при решении в процессе предварительного следствия вопроса о том, относятся ли те или иные товары, незаконно перемещенные через таможенную границу России, к предмету контрабанды, необходимо, как правило, участие специалиста в той или иной отрасли знаний, а в наиболее сложных ситуациях - и проведение соответствующих криминалистических и иных экспертиз.
К пятой группе вышеназванных материальных предметов относятся так называемые культурные ценности. Для решения вопроса об отношении культурных ценностей к предмету контрабанды необходимо руководствоваться положениями закона Российской Федерации О ввозе и вывозе культурных ценностей от 15 апреля 1993 года.

В его преамбуле указывается, что он призван не только способствовать развитию международного культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению народов Российской Федерации и других государств с культурными ценностями друг друга, но направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них.


Согласно статье 6 этого Закона под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, к которым относятся:
- культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, являющихся гражданами Российской Федерации;
- культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации, созданные на ее территории иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими на территории РФ;
- культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;
- культурные ценности, приобретенные археологическими, этнографическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
- культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
- культурные ценности, полученные в качестве дара или приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.
Под понятие культурные ценности подпадает весьма широкий и разнообразный перечень всевозможных предметов, круг которых очерчен статьей 7 названного Закона. В него, в частности, включены предметы, представляющие:
1) историческую ценность, то есть предметы, связанные с историческими событиями в жизни народов мира, развитием общества и государства, историей науки и техники, жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
2) археологическую ценность, то есть предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок, раскрывающие историю развития, культуру, образ жизни, быта и т.п. древних народов;
3) художественную ценность - картины, рисунки, оригинальные скульптурные произведения, художественные композиции, художественно оформленные предметы культового назначения, в частности, иконы, церковная утварь, одежда и т.п., составные части и фрагменты памятников, старинные книги, издания, представляющие особый интерес в коллекциях или отдельно, редкие рукописи и документальные памятники, архивы, редкие или уникальные музыкальные инструменты, почтовые марки, иные филателистические материалы (отдельно или в коллекциях), старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, редкие коллекции, образцы флоры и фауны и др.;
4) другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
Все это многообразие культурных ценностей указанным законом, в свою очередь, подразделено на три группы:
1) культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации или ввозу в Российскую Федерацию (ст. 9);
2) культурные ценности, перемещение которых через таможенную границу РФ (ввоз или вывоз) возможен, но с обязательством их обратного ввоза или вывоза в оговоренный срок (части 4, 5 ст. 5);
3) культурные ценности, перемещение которых через таможенную границу (вывоз или ввоз) разрешен без обязательства их обратного ввоза или вывоза (части 2, 3 ст. 5).
Временный вывоз культурных ценностей второй группы осуществляется лишь особо уполномоченными организациями и в строго определенных целях, а именно:
музеями, архивами, библиотеками и другими юридическими лицами, а также уполномоченными физическими лицами
- для организации выставок;
- для осуществления реставрационных работ и научных исследований;
- в связи с театральной, концертной или иной артистической деятельностью;
- в иных необходимых случаях по решению компетентных государственных органов (ст. 27).
Отдельное место занимают предметы культурного назначения: современные сувенирные изделия и другие подобные предметы серийного и массового производства, на которые не распространяется действие закона О вывозе и ввозе культурных ценностей, в связи с чем на их перемещение через таможенную границу не требуется специального разрешения (ст. 8).
Для государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей созданы специальные органы: 1) Федеральная служба по сохранению культурных ценностей и 2) Межведомственный совет по вопросам ввоза и вывоза культурных ценностей, состав которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Федеральная служба по сохранению культурных ценностей:
- составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие исследуемого закона;
- принимает решение о возможности вывоза либо временного вывоза культурных ценностей;
- обеспечивает экспертизу культурных ценностей, заявленных к вывозу, временному вывозу, а также по их возврату после временного вывоза;
- выдает свидетельства на право вывоза, временного вывоза культурных ценностей;
- осуществляет контроль за соблюдением правил внешнеэкономической деятельности, относящейся к культурным ценностям;
- осуществляет другие возложенные на нее законом обязанности.
Главной функцией Межведомственного совета по вопросам ввоза и вывоза культурных ценностей является разрешение спорных вопросов, возникающих при применении закона О вывозе и ввозе культурных ценностей.
Осуществление контроля за порядком вывоза и ввоза культурных ценностей в пунктах их перемещения на таможенной границе возложено на специальные службы Государственного Таможенного комитета Российской Федерации.
Таким образом, все культурные ценности, подпадающие под действие названного закона, подлежат обязательной экспертизе, на основании которой организация или физическое лицо получают свидетельство на перемещение через таможенную границу РФ предметов с обязательством или без обязательства их обратного возвращения в Российскую Федерацию.
Указанное свидетельство является основанием для пропуска указанных ценностей как через таможенную, так и государственную границу Российской Федерации.
Незаконное перемещение культурных ценностей в крупных размерах, подпадающих под признаки третьей группы, должно влечь ответственность по части 1 статьи 188 УК РФ.
Из анализа диспозиции статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации вытекает, что обязательными признаками объективной стороны контрабанды являются такие способы перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу РФ, которые отдельно или в совокупности и делают это перемещение незаконным. К таким способам относятся:
1) обход (помимо) таможенных учреждений или сокрытие от таможенного контроля;
2) обманное использование документов или средств таможенной идентификации;
3) недекларирование или недостоверное декларирование.
В связи с различным пониманием сущности названных
способов совершения контрабанды в теории и в практике отдельные из них нашли официальное толкование законодательных и судебных органов.
Например, толкование содержания понятий сокрытие предметов в специальных хранилищах, обманное использование таможенных и иных документов, незаконное перемещение и др., предусмотренных статьей 78 УК РСФСР в редакции 1962 года, было дано в постановлении Президиума Верховного Совета СССР от 30 августа 1978 года 831-IX Об изменении ст. 15 Закона СССР Об уголовной ответственности за государственные преступления и в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР 2 от 3 февраля 1978 года О судебной практике по делам о контрабанде, 7 от 5 сентября 1978 года и 7 от 6 декабря 1979 года О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда СССР 2 от 3 февраля 1978 года О судебной практике по делам о контрабанде.
Содержание всех способов незаконного перемещения предметов через таможенную границу РФ, предусмотренных статьей 188 УК РФ, раскрывается в статьях 276-279 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года.
Перемещение предметов через таможенную границу Российской Федерации согласно статье 276 Таможенного кодекса РФ считается совершенным помимо таможенного контроля, если оно осуществлено вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления. По существующему положению место и время таможенного оформления устанавливается Государственным Таможенным комитетом Российской Федерации в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение (ч.

1 ст. 127 Таможенного кодекса РФ).

Оформление в иных местах или в другое время может быть произведено с разрешения таможенного органа по просьбе заинтересованного лица и за его счет (ч. 2 ст.

127). Государственный Таможенный комитет вправе устанавливать особый порядок оформления отдельных категорий товаров, согласно которому их таможенное оформление может производиться только определенными таможенными органами Российской Федерации (ч.

3 ст. 127).
Вторым признаком объективной стороны контрабанды является сокрытие от таможенного контроля товаров или иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Глагол сокрыть означает скрыть, утаить. В исследуемом аспекте его следует понимать как спрятать от таможенного контроля товары или иные предметы, перемещаемые через таможенную границу.
Исходя из приведенного толкования, сокрытием от таможенного контроля одинаково должно признаваться как тайное перемещение товаров или иных предметов лицом, следующим через таможенную границу, в специально изготовленных или приспособленных для этой цели тайниках - пространствах (емкостях) на средствах транспорта (в автомобилях, поездах, самолетах, на судах и др.), в багаже, ручной клади и т.п., а так же в карманах пиджака, пальто, другой одежды, в обуви и т. д. принадлежащих лицу, пересекающему таможенную границу РФ.
К другим способам сокрытия от таможенного контроля следует относить также сокрытие предметов контрабанды (главным образом наркотических средств, иногда валюты, золотых монет, изделий из драгоценных металлов и др.) в естественных полостях человеческого тела.
Обманное использование документов или средств таможенной идентификации законодатель счел необходимым отнести к числу уголовно-наказуемых в связи с тем, что такой способ позволяет выдать факт контрабандного провоза грузов перед таможенными властями за законное перемещение их через таможенную границу. Так, представление подложного документа о том, что перемещаемый груз якобы относится к числу не подлежащих досмотру, создает условия к провозу всевозможных предметов контрабанды, в том числе запрещенных к ввозу (например, оружия, наркотиков, ядовитых веществ и т.п.).
Для квалификации преступления не имеет значения, таможенные или иные подложные документы использовались при перемещении товаров через границу. Важно лишь установить, что эти документы были направлены на прикрытие незаконного провоза грузов и обман таможенных властей.
К таможенным документам относятся документы на товары и ценности, выдаваемые таможенными учреждениями или составляемые с участием таможенных учреждений: письменное показание капитана судна заграничного плавания, передаточная ведомость железной дороги по прибытию поезда на пограничную станцию, манифест автотранспортного управления на провозимые через границу грузы по шоссейным дорогам, генеральная декларация командира воздушного судна, осуществляющего заграничные рейсы, генеральный акт о результатах выгрузки грузов с транспортных средств и другие. Кроме того таможенными документами являются: регистрационное удостоверение на иностранную валюту и иные ценности, ввозимые в РФ; справка на российскую валюту, вывозимую из РФ с правом расходования ее за границей или без права расходования; ведомость на транзит иностранных товаров через территорию РФ и другие, которые дают право на беспрепятственное перемещение грузов через таможенную границу.
Под иными документами понимаются различные официальные документы, выдаваемые государственными учреждениями и организациями, удостоверяющие характер и объем (количество, вес) грузов и дающие право на перемещение их через таможенную границу.
Перечень иных документов более широк, так как таковыми могут быть любые документы, представляемые в таможню, в частности: грузовые накладные и относящиеся к ним фактуры; спецификации и счета; коносаменты, почтовые накладные и другие документы на провозимые грузы; опись продовольствия и предметов снабжения; перечень вещей, принадлежащих капитану и другим членам экипажа судна; сведения о количестве валюты и ценностей; вагонные листы, багажные списки и т.п.
В статье 278 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года разъясняется, что под обманным использованием документов или средств идентификации следует понимать действия лиц, связанные с представлением таможенному контролю в качестве оснований для перемещения товаров заведомо поддельных документов, недействительных документов или полученных незаконным путем, либо документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.
В теории и практике таким обманным использованием документов считается: представление таможенным властям полностью фальшивого документа или с внесенными в подлинный документ заведомо ложными сведениями, либо с подчисткой или исправлением имеющихся в нем записей, а также предъявление подложных документов, дающих право на без-досмотровый или льготный провоз грузов, либо не тем лицом, которому эти документы выданы; прикрытие товаров документами, относящимися к другому грузу; включение в документ предметов другого лица, провозимых под видом собственных и т. п.
К средствам таможенной идентификации относятся: пломбы, печати, цифровые и буквенные обозначения и иные маркировки, идентификационные знаки, штампы, пробы, образцы, описания товаров и транспортных средств, чертежи, масштабные обозначения, фотографии, товаросопроводительные документы.
При отнесении рассматриваемого признака к уголовно-наказуемой контрабанде обязательно следует устанавливать, чтобы груз, на который имеется документ на его перемещение через таможенную границу, например, без таможенного досмотра, не соответствовал реквизитам этого документа.
Недекларирование или недостоверное декларирование товаров или иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в статье 279 Таможенного кодекса РФ расшифровывается как незаявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Наиболее распространенной формой такого нарушения является заведомо неправильное заполнение таможенной декларации. Оно может найти свое выражение как в полном отсутствии всяких записей в таможенной декларации о ввозимых товарах, так и в недостоверном их перечислении (уменьшение количества предметов, изменение их наименования, указание других предметов и т.п.).
Поскольку таможенная декларация заполняется непосредственно лицами, перемещающими товары через таможенную границу РФ, или лицами, уполномоченными на это, то эта декларация не является таможенным документом, пока она не подписана представителем таможни.
Следовательно, неправильное заполнение декларации является лишь попыткой скрыть от таможенного контроля провозимые товары и влечет за собой ответственность по признаку недостоверное декларирование. Если же таможенная декларация после ее заполнения была подписана таможенным работником, она становится документом, исходящим от таможенного учреждения, и внесение в нее каких-либо дополнений после этого и использование для перемещения предметов через таможенную границу должно рассматриваться как обманное использование таможенных документов.
Процесс совершения контрабанды до своего полного завершения, как у большинства умышленных материальных преступлений, проходит все три стадии преступной деятельности: 1) приготовление, 2) покушение и 3) оконченное преступление.
Характерной особенностью первых двух стадий контрабанды является то обстоятельство, что в результате действий виновных конкретный преступный результат - незаконное перемещение грузов через таможенную границу - не наступает в силу того, что преступники не по своей воле сумели выполнить только те умышленные действия, которые лишь создали условия для совершения этого преступления (приготовление) либо сделали все, что считали необходимым для достижения преступного результата, но он не наступил по причинам, не зависящим от воли виновных (покушение).
Приготовление к совершению контрабанды заключается в совершении действий, направленных на обеспечение возможности незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации способами, перечисленными в статье 188 УК РФ.
Приготовление к контрабанде может выразиться в приискании или приспособлении средств преступления (например, приобретение товаров для незаконного перемещения через границу, оборудование с этой целью тайников на транспортных средствах, в багаже, ручной клади, в обуви, одежде и закладка в них предметов контрабанды); в изготовлении поддельных таможенных и иных документов или средств таможенной идентификации; в недекларировании или недостоверном декларировании в таможенной декларации перемещаемых предметов; в создании условий, способствующих или облегчающих совершение преступления (например, подговор другого лица на участие в контрабанде, разработка плана незаконного перемещения товаров или иных ценностей через границу, распределение ролей между соучастниками в выполнении контрабанды, подбор источников приобретения и мест сбыта контрабандных товаров и т.п.).
Покушением на контрабанду должны признаваться действия, направленные на незаконное перемещение грузов (товаров и иных предметов) через таможенную границу РФ, когда создается непосредственная угроза нарушения установленного порядка перемещения грузов через границу, но этот порядок не был нарушен, так как незаконного перемещения не произошло по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного.
Так, покушением на контрабанду должны признаваться: предъявление ручной клади и багажа со скрытыми в тайниках товарами и ценностями таможенному контролю перед непосредственным выездом (вылетом) за границу, а также иные действия, направленные на перемещение предметов с сокрытием их от таможенного контроля (например, предъявление таможенной декларации с неуказанием в ней предметов, подлежащих декларированию, предъявление таможенных и иных документов с внесенными в них заведомо ложными сведениями о количестве и характере перемещаемых грузов и т.п.).
Следует иметь в виду, что о приготовлении или покушении на контрабанду речь может идти лишь в тех случаях, когда неудавшаяся попытка незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу сопровождалась наличием хотя бы одного из признаков такого перемещения, перечисленных в диспозиции статьи 188 УК РФ, которые охватывались умыслом виновных.
Одним из важных условий, от которого зависит правильная квалификация контрабанды, является определение момента, с которого незаконное перемещение товаров и других предметов через таможенную границу следует считать оконченным преступлением.
Перемещение в русском языке означает - передвинувшись, занять другое место, расположиться в другом месте.
А поскольку в статье 188 УК РФ указывается на перемещение через таможенную границу, то есть с одной стороны границы на другую сторону, пересечение грузом линии таможенной (государственной) границы является обязательным условием для признания контрабанды оконченным преступлением.



Содержание раздела