d9e5a92d

Жук М. Г. - Искусство судебной речи

Владение ораторским искусством имеет особо важное значение в деятельности юристов. Ораторское мастерство юристов, выступающих в судебных прениях, часто называют судебным красноречием.

Судебное красноречие, основное назначение которого - способствовать установлению истины по делу, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами Уголовно-процессуального кодекса и предполагает оценочноправовой характер речи.
Искусство судебного оратора проявляется в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать глубокий психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом суд и аудиторию.
Произнесение речей в судах - необходимая часть работы прокуроров и адвокатов; повышение их профессионального мастерства немыслимо без постоянной работы над повышением общей и юридической культуры судебных прений. Требования к языку судебной речи в определенные эпохи претерпевают изменения, однако говорить рекомендуется только языком закона. Ведь оратор не только человек, который произносит речь, он и занимается правовой пропагандой, проводит беседы, читает лекции и доклады.

Поэтому он должен обладать навыками работы над речью и общения с аудиторией, уметь убеждать, говорить доходчиво, выразительно, со знанием дела. Юристу необходимо быть хорошим оратором.

Это является одним из главных профессиональных качеств. Постоянно растущий культурный уровень населения так же обязывает юристов овладеть высокой речевой культурой.

Для того, чтобы поднять судебное ораторское искусство на должную высоту и возродить славу судебного красноречия, необходимо большая целенаправленная работа по подбору кадров работников прокуратуры и адвокатуры.
Красноречие как умение говорить красиво является составной частью судебного ораторского искусства - эффективным средством эмоционального воздействия. Чтобы стать хорошим судебным оратором, нужно овладеть логикой рассуждения и изложения, методами убеждения, ораторскими приемами, методикой подготовки и произнесения убедительной речи, особенно в условиях состязательности процесса.

Для этого необходимо изучать теорию красноречия, опыт известных судебных ораторов, учиться на образцах судебного ораторского мастерства.
Общение в правовой сфере должно отвечать требованиям правовой культуры, которая тесно связана с культурой речи.
Большинству юристов приходится читать лекции на правовые темы или выступать в суде в качестве обвинителя или защитника, представителя гражданского истца или ответчика, а для этого важно владеть навыками публичной речи А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, А.И.

Урусова, О.В. Дервиз, М.Ф.

Громницкого.


Умение говорить грамотно - обязанность судебного оратора. Речь должна быть коротка и содержательна, - указывал П.С. Пороховщиков.

Для того, чтобы говорить о судебном красноречии, необходимо изучить выступления лучших судебных ораторов прошлого, а именно: Горгия, Лисия, Исократа, Демосфена, Марка Туллия Цицерона и др.
Мало сказать: нужна ясность; на суде нужна необыкновенная, исключительная ясность. Слушатели должны понимать без усилий.

Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность (Сергеич П. Искусство речи на суде).

История ораторского искусства и определение понятий судебного красноречия

Судебное публичное говорение - один из древнейших видов ораторского искусства. Место рождения судебного красноречия - Древняя Греция.

Основные виды ораторского искусства в Сицилии: политическое и судебное и их практическое применение. Первые теоретики судебного красноречия - Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах и основные черты ораторской речи.

Знаменитый греческий оратор Демосфен и предмет его деятельности. Расцвет судебного красноречия в Древнем Риме и его представители - Марк Порций Катон Старший, Гай Папи-рий Карбон, Гай Скрибоний Курион-дед, Марк Антоний, Краса, Квинт Гортензий Тортал, Марк Туллий Цицерон, что нового они внесли в развитие судебного красноречия.
Искусство судебной речи в Древней Грузии и Армении и его представители - Фартадзе, Давид Анахт.
Французские судебные ораторы и их вклад в историю мирового судебного ораторского искусства - Жуль Фавр, Лашо, Беррье, братья Дюпен, Кремье, Морнар и др.
Русское судебное красноречие и его школа: А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, М.П. Карабчевский, К.К.

Арсеньев, А.И. Урусов, П.А.

Александров, С.А. Андреевский, В.И. Жуковский, Ф.Н. Плевако, М.Г.

Казаринов.
Искусство судебной речи советского судопроизводства и его представители: Н.В. Крыленко, В.А. Руденко, И.Д. Брауде, В.Л.

Роселье, Я.С. Киселев, И.М. Кисенишский, М.М. Кисе-нишский, Г.М.

Резник.
Значение слова красноречие по М.В. Ломоносову, М.М. Сперанскому, А.Ф.

Кони, словарю В.И. Даля, С.И.

Ожегова и в словарях русского современного литературного языка.
Ораторское искусство как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи: умение подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения с целью оказания определенного воздействия на слушателей, умение доказывать и опровергать, умение убеждать, речевое мастерство.
Судебное ораторское искусство как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и применению судебной речи сообразно с требованиями УПК, как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, как умение воздействовать на правосознание людей.
Судебное ораторское искусство и его связь с требованием логичности, убедительности, доказательности.
Тема 2. Предмет судебной речи. Виды и цели судебных речей и их роль в осуществлении процессуальных функций
Судебная речь как публичная речь, обращенная к суду и всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела, произнесенная в судебном заседании, представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам. Монолог и диалог в судебной речи.
Предмет судебной речи и перечень вопросов, которые суд, исследуя конкретное преступление или правонарушение, разрешает при постановлении приговора, решения или определения и которые оказывают влияние на внутреннее убеждение судьи.
Предмет судебной речи по уголовным делам в суде I инстанции включает:
1) фактические обстоятельства дела, его общественно-политическую оценку;
2) анализ и оценку доказательств;
3) юридическую оценку установленных фактических обстоятельств - квалификацию преступления;
4) характеристику личности подсудимого или иных участников процесса;
5) вопросы, связанные с применением уголовного законодательства или освобождения от него;
6) вопросы, связанные с разрешением гражданского иска;
7) иные вопросы, требующие своего разрешения;
8) анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, и предложения о мерах по их устранению.
Предмет судебной речи по гражданским делам в суде I инстанции и перечень вопросов:
1) фактические обстоятельства, имеющие значение для дела;
2) оценка доказательств;
3) предложения о применении того или иного закона по данному делу;
4) предложения по разрешению дела;
5) предложение о вынесении частного определения при наличии на то оснований.
Предмет судебной речи, произнесенной в судебном заседании при рассмотрении дела в кассационной инстанции:
1) критика или отстаивание правильности решения или приговора;
2) отстаивание кассационной жалобы или протеста либо их критика;
3) анализ и оценка демонстрируемых материалов;
4) предложения о вынесении определенного решения.
Предмет судебной речи и ее содержание: юридическое и фактическое.
В судебном заседании по рассмотрению уголовных гражданских дел можно выделить следующие виды судебных речей:
1) речь прокурора по уголовным делам в суде первой инстанции (обвинительная речь и речь при отказе от обвинения);
2) речь адвоката по уголовным делам в суде первой инстанции (защитительная речь и речи адвокатов - представителей потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика);
3) речь подсудимого в свою защиту (самозащитительная речь);
4) речь потерпевшего и его представителя;
5) речи гражданского истца и гражданского ответчика или их представителей (в пределах гражданского иска по уголовным делам);
6) речи истца и ответчика и их представителей по гражданским делам;
7) речи прокурора и адвоката по гражданским делам в суде первой инстанции;
8) речи прокурора и адвоката по уголовным и гражданским делам в суде второй инстанции;
9) речи общественного обвинителя и общественного защитника по уголовным делам;
10) речи представителей общественных организаций и трудовых коллективов по гражданским делам;
11) реплика как особый вид речи.
Судебная ораторская речь как особая речевая деятельность и ее цели. Основные виды речевого воздействия: информирование, убеждение и внушение. Функция воздействия по А.Ф. Кони; функция воздействия по М.М.

Михайлову.
Судебная речь как правовой акт, посредством которого участники судебного разбирательства реализуют свои права и обязанности.
Судебная аудитория и общение с ней.
Судебная аудитория представляет собой определенное количество людей в зале судебного заседания, которые участвуют в рассмотрении дела или интересуются им.
Судебную аудиторию составляют следующие группы:
1) профессиональные участники процесса;
2) представители общественности;
3) иные участники процесса;
4) слушатели.
Внимание аудитории можно привлечь и удержать следующими приемами, которые одновременно могут являться средствами выразительности судебной речи, усиления ее эмоционального воздействия.
1. Прямое требование внимания от слушателей.
2. Пауза.
3. Голосовые приемы.
4. Обращение к слушателям с вопросом, связанным с содержанием речи. Такие вопросы обостряют и активизируют внимание аудитории.
5. Заранее знать о том, о чем предстоит говорить в последствии.
6. Неожиданный перерыв мысли.
7. Средства языковой выразительности (пословицы, поговорки, яркие образы, юмор).
8. Жест и движение.
Ораторское искусство как искусство убеждения. Технология убеждения. Элементы рациональные и эмоциональные в судебной речи.

Этика и психология в судебной речи.
Умение говорить публично, по А.Ф.Кони, достигается, выполнением трех требований: Нужно знать предмет, о котором говоришь; нужно знать свой родной языік и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразныіми оборотами; нужно не лгать, ложь отнимает у публичной речи ее силу и убедительность.

Подготовка судебной речи

Методика подготовки судебной речи. Изучение материалов дела.

Определение процессуальной позиции по делу. Разработка композиции и составление плана речи и ее литературное оформление.

Группировка различных источников доказательств: по достоверности, сомнительности, противоречивости. Порядок изучения обвинительного заключения или искового заявления.

Процессуальная позиция по делу: предварительная и окончательная. Композиция судебной речи как логика развития позиции судебного оратора с учетом особенности аудитории и обстановки с целью убеждения судей в правильности своих выводов.
План судебной речи. Три вида вступления: искусственное, естественное и внезапное.

Систематический способ изложения обстоятельств.
Главная часть судебной речи и ее элементы. Методы изложения главной части: дедуктивный, индуктивный, метод аналогии, концентрический, ступенчатый, исторический (хронологический), пространственный метод.
Заключение в судебной речи.
Убедительность судебной речи.
Речевые средства логичности и законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
Доказательность. Взаимосвязанные элементы доказательства: тезис, аргументы и демонстрация. Прямое доказательство тезиса.

Косвенное обоснование истины. Опровержение.
Доказывание в судебной речи и его способы: анализ и оценка доказательств, приведение логических доводов, обоснование каждого тезиса судебной речи и ее конечные выводы. Логические ошибки в речи: потеря тезиса, подмена тезиса, основное заблуждение, мнимое следование, употребление слов без учета их значения, расширение или сужение понятия, несоответствие посылки и следствия.
Работа над языком и стилем: функция общения, функция сообщения, функция воздействия. Речевой стиль и речевые типы: рационально-логический, эмоционально-интуитивный, философский, лирический.

Произнесение судебной речи

Кульминация ораторского искусства - произнесение судебной речи. Импровизация как своеобразная рефлексологическая деятельность памяти. Система, содержание и общее построение речи. Форма судебной речи как способ выражения ее содержания.

Логические и чувственные моменты в судебной речи. Советы П. Сергеича по речевой культуре юриста.

Культура речи юриста - умение использовать в конкретной ситуации такие языковые средства, которые позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении коммуникативных задач. Основные критерии культуры речи: нормативность, речевое мастерство.
Язык и право как явления культуры. Образцы ораторского искусства: А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.А.

Александров, В.Д. Спасович, В.И. Жуковский, С.А.

Андреевский, А.И. Урусов, М.Г.

Казаринов.
Понятие культуры речи юриста: письменная и устная форма. Культура публичной речи - мотивированное использование языкового материала, которое является оптимальным для данной ситуации и содержания речи.

Качество воздействий речи: художественные и эстетические элементы языка, логические и психологические паузы; ясность; точность; логичность; уместность; правильность, языковые нормы; лаконичность; индивидуальность (самобытность).

Речь прокурора по уголовным делам в суде I инстанции

Место прокурора в системе правосудия. Активизация правозащитной функции прокурора.

Состязательность процесса и его особенности.
Обязательные элементы обвинительной речи:
- вступление:
а) общественная опасность преступления;
б) указание на характерные особенности совершенного преступления;
в) программа выступления;
- изложение фактических обстоятельств дела;
- анализ и оценка собранных по делу и исследуемых в суде доказательств;
- обоснование квалификации преступления;
- характеристика личности обвиняемого и потерпевшего;
- предложения о мере наказания и возмещения материального и морального вреда;
- заключение.
Этические требования к обвинительной речи. Правильность позиции прокурора по существу; строгое соответствие выводов закону, объективность, справедливость. Способы изложения фактических обстоятельств дела: систематический, хронологический, смешанный. Значение анализа и оценки доказательств по делам с косвенными доказательствами.

Особенности анализа и оценки доказательств при привлечении к уголовной ответственности несовершеннолетних подсудимых. Характеристика личности подсудимого в речи прокурора. Назначение наказания: законность, конкретность, индивидуализация наказания.

Законность и справедливость всех утверждений и требований государственного обвинителя. Отношение государственного обвинителя к подсудимому, защитнику и другим участникам процесса.
Особенности речи прокурора при отказе от обвинения. Мнения по этому поводу И.Д.

Перлова, В.И. Баскова, В.М.

Савицкого.
Право на реплику прокурора и случаи ее использования.

Речь адвоката по уголовным делам в суде I инстанции

Понятие и этический аспект защитительной речи. Психологические трудности защиты.

Сочетание защитой законных интересов подсудимого с интересами общества и государства. Нравственная основа выступлений.

Особенности процессуального положения адвоката-защитника. Коллизии между подсудимыми и участие адвоката. Убеждающий характер защитительной речи. Полемика с прокурором и нравственные требования.

Внутренние убеждения адвоката. Структурные элементы защитительной речи.

Общественно-политическая оценка рассматриваемого дела. Конституционные принципы защиты - презумпция невиновности, обеспечение подозреваемому (обвиняемому) права на защиту, уважение чести и достоинства личности, неприкосновенность личности: всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела, осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон.
Альтернатива в защитительной речи и ее допустимость. Виды альтернативы по В.Д.

Гольдинеру: открытая и скрытая.
Речь адвоката - представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их функции. Содержание и форма речи каждого из них, особенности.

Речи прокурора и адвоката по гражданским делам в суде I инстанции

Особенности речи по гражданским делам. Предмет судебной речи по гражданским делам.

Подготовка судебной речи. Доказывание в гражданском процессе, специфика и использование в судебной речи. Признание как доказательство.

Доказательственные презумпции. Элементы речи адвоката по гражданскому делу и его составные части:
-анализ и оценка доказательств;
-утверждения, основанные на фактических обстоятельствах дела;
-мнения по поводу правовой нормы, подлежащей применению;
-предложения о разрешении дела;
-предложения о вынесении частного определения.
Последовательность изложения составных частей судебной речи. Участие в судебных прениях доверителя - право или обязанность?

Нравственно-справедливый характер выступления адвоката.
Выступление прокурора по гражданским делам - с заявлением, в заключении и прениях. Возможность отказа прокурора от участия в судебном разбирательстве.

Порядок вступления прокурора в дело. Предмет заключения прокурора. Оценка прокурором доводов истца, ответчика и их представителей.

Ответственность прокурора.

Речи прокурора и адвоката по гражданским делам в суде II инстанции

Отличие речей прокурора и адвоката в суде II инстанции по целям, задачам, форме и характеру аргументации. Построение выступления прокурора и адвоката в суде кассационной инстанции. Представление новых материалов в кассационную инстанцию и использование их с целью доказательства и обоснования истины по делу.

План выступления в суде II инстанции и его связь с жалобой или протестом. Выступление адвоката с дополнительными объявлениями: критика или опровержение доводов, изложенных в речи прокурора; новые соображения в подтверждение своих выводов.
Выступление прокурора в суде II инстанции - заключение о законности и обоснованности приговора или решения. Особенности выступления прокурора в кассационной инстанции по протесту и с обоснованием протеста.
Тема 9. Полемика в суде
История возникновения полемики. Ораторское искусство и искусство полемики.

Процессуальные позиции участников судебных прений. Необходимость полемики в судебном разбирательстве.

Судебные прения и полемика.
Реплика в суде - как речь особого рода. Реплика адвоката. Реплика обвинителя. Право на реплику участников судебного разбирательства.

Отличие реплики от основной речи в суде. Доказывание и опровержение в судебном споре. Допустимые приемы полемики в суде.

Доказательства как вид полемики. Структура полемики: выдвижение и защита тезиса первым оппонентом; опровержение выдвинутого тезиса и его аргументация вторым оппонентом. Тезис и антитезис в полемике. Использование в полемике двух аргументов: доводы по существу предмета и доводы к человеку.

Ошибки в доказательствах и их виды: в тезисе; в доводах, основаниях; в связи между доводом и основанием, в рассуждении.
Полемика между прокурором и защитником как эффективное средство установления истины по делу.

Судебная речь как жанр ораторского искусства

1. Краткая история развития ораторского искусства.
2. История формирования судебной речи.
3. Понятие судебного красноречия.
4. Понятие и предмет судебной речи.
5. Значение ораторского искусства в профессиональной деятельности юриста.
6. Виды и цели судебных речей.
7. Чем отличаются понятия судебное ораторское искусство и судебное красноречие?
Задание
1. Прочитайте речь А.Ф. Кони по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем; Ф.Н.

Плевако по делу Качки, охарактеризуйте, чем достигается красноречие ораторов, степень их речевой культуры.
Рекомендуемая, литература
1. Владимиров Л.Е. Русский судебный оратор А.Ф.

Кони. -Харьков, 1989.
2. Вульф В. Искусство судебной речи // Соц. законность. -1967. - 7.
3. Высоцкий С. Кони. - М., 1988.
4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - 2-е изд., испр. -М., 1988.
5. Гросудина Л.К., Лисевкевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М., 1989.
6. Ерастов Н.Г. Культура публичного выступления. -Ярославль, 1971.
7. Звездов А. Обучать студентов искусству судебной речи // Соц. законность. - 1953.
8. Иванова С.Ф. Специфика судебной речи. - М., 1978.
9. Кони А.Ф. Собр. соч. в 8 т. - М., 1967-1969.
10. Мархичева Т.Б., Ножин Е.А.

Мастерство публичного выступления. - М., 1989.
П.Михайловская Н.Г. Об ораторской речи (из истории русского судебного красноречия) // Русск. речь. - 1972. - 4.
12. Ораторы Греции / Под. ред.

С. Аверинцева, С. Апта, М. Гаспарова и др. - М., 1985.
13. Памяти А.Ф. Кони // Государство и право. - 1996. - N 1.
14. Радезич С.И.

История древнегреческой литературы.-3е изд. - М., 1995.
15. Сергеич П. Искусство речи на суде. - М., 1992.
16. Смолярчук В.И.

Анатолий Федорович Кони. - М., 1981.
17. Смолярчук В.И. Д.В.

Спасович: ученый, юрист, литератор судебный оратор // Советское государство и право. -1983. - 10.
18. Смолярчук В.И.

Н.П. Карабчевский - русский судебный оратор и писатель // Советское государства и право. -1983. - 8.
19. Смолярчук В.И.

Ф.Н. Плевако - судебный оратор. -М., 1989.
20. Судебное красноречие русских юристов прошлого / Сост. Ю.А.

Костанов. - М., 1992.
21. Утченко С.И.

Цицерон и его время. - М., 1986.
22. Цицерон.

Три трактата об ораторском искусстве.- М., 1972.
23. Цеплитес Л.К., Катлапе Н.Я.

Теория публичной речи. -Рига, 1971.

Композиция судебной речи

1. Изучение материалов дела и определение процессуальной позиции по делу.
2. План судебной речи и ее композиция.
3. Работа над языком и стилем.
4. Назначение судебной речи.
5. Ближайшая и конечная цель судебной речи.
Задание
1. Прочитайте речь А.Ф. Кони по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем, отметьте средства убедительности, целевую установку судебной речи, приметы, используемые в судебной речи, стиль и язык судебной речи.
Рекомендуемая, литература
1. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. - Л., 1985.
2. Баранник Д.Х. Устная монологическая речь: Автореф. дис.... д-ра филол. наук. - Киев, 1970.
3. Дулов А.В. Судебная психология. - Мн., 1975.
4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. - М., 1996.
5. Кисенишский И.М. Судебные речи по уголовным делам: процессы, защита, законность. - М., 1991.
6. Макарова З.В. Реценз. на кн.: Н.Г.Михайловская, В.В.Одинцов. Искусство судебного оратора. - М., 1981 // Правоведение. - 1983. - 2.
7. Матвиенко Е.А. Судебная речь. - Мн., 1967.
8. Матвиенко Е.А. Судебные речи. - Мн., 1972.
9. Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. - М., 1981.
10. Некрасова М.П.

Судебная речь. - Калининград, 1990.
11. Поляк А. Этические особенности судебной речи адвоката // Соц. законность. - 1976. - 2.
12. Резниченко И.М.

Основы судебной речи: Учебное пособие. - Владивосток, 1976.
13. Рогачевский А. Воспитательные значения речи адвоката // Сов. юстиция. - 1981. - 7.
14. Сергеич П. Искусство речи на суде. - М., 1992.
15. УПК РБ. - Мн.: Амалфея, 2000.
16. Царев В.И. Структура и стиль судебной речи прокурора // Соц. законность. - 1983. - 3.
17. Черкезил Л. Судья о речи государственного обвинителя // Соц. законность. - 1970. - 3.

Произнесение судебной речи

1. Форма судебной речи.
2. Техника судебной речи.
3. Культура и выразительность судебной речи.
4. Речевые средства логичности.
5. Убедительность судебной речи.
6. Чем создается логичность речи?
7. Простота речи и ее уместность.
8. Индивидуальность речи, ее эмоциональность и экспрессивность.
Задание
1. Прочитайте речь Россельс В.Л. в защиту Семеновых, речь Киселева Л.С. в защиту Бердникова и подумайте, как проявляется умение ораторов последовательно, логично распределять материал, приведите примеры, когда нелогичность мысли ведет к неясности речи.



Содержание раздела



Мостовидный протез
estetdent-stom.ru
пакеты майка. Мелкий, крупный опт. Доставка
paketyar.ru