d9e5a92d

Организация статистического наблюдения

Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватывать либо всю (генеральную) совокупность изучаемых явлений, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представительной (репрезентативной) и позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных, имеют такую-то ошибку.
2 Сводка и группировка данных наблюдения - следующий метод (этап) юридической статистики. Его сущность заключается в сведении и группировке данных, полученных путем статистического наблюдения, по тем или иным признакам, для того чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (против личности, экономики, государства и др.), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и т.д.) или по субъектам преступлений (полу, возрасту, социальному положению, прежней судимости).

Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и различия. Данный метод позволяет увидеть единство количественного и качественного в той или иной совокупности.
3 Статистический количественный анализ позволяет выявить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих в себя частные, индивидуальные или случайные отклонения.

В них раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики.
4 Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования. Он предполагает глубокое уяснение сущности анализируемых процессов на базе теоретических положений гражданского, уголовного права, криминологии и др. с последующим углублением теории этих наук и совершенствованием юридической практики.
2.4 Значение юридической статистики для юридической
науки и практики
Юридическая статистика обеспечивает:
1) изучение криминологической характеристики преступности, а совместно с социологией - уголовного права - и изучение некриминализированной преступной деятельности;
2) изучение причин и условий преступлений;
3) изучение криминологической характеристики личности правонарушителей;
4) прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения;


5) планирование и организацию борьбы с уголовно-наказуемыми деяниями;
6) проверку эффективности борьбы с преступными проявлениями.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1 Что понимается под юридической статистикой и какие задачи она решает?
2 Что является математической основой юридической статистики?
3 Основные отрасли юридической статистики.
4 Методы исследования, используемые в юридической статистике.
5 Роль юридической статистики в повышении правопорядка и обеспечении законности в обществе.

Организация статистического наблюдения

Статистическое наблюдение включает в себя:
- определение целей и задач статистического наблюдения;
- выбор объекта исследования;
- установление единиц наблюдения, совокупности, измерения;
- составление программы наблюдения.
1 Цели статистического наблюдения могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей правоохранительных и другие юридических учреждений или государства в целом. Например, отслеживание уровня учтенной преступности, раскрываемости, судимости и общего числа заключенных составляет базу данных, на основе которой организуется борьба с преступностью и оценивается безопасность общества.

Другие, более детальные или частные сведения о преступности или судимости, собираются в связи с возникающими задачами.
2 Выбор объекта наблюдения зависит от поставленных целей и включает в себя совокупность социально-правовых отношений, которые следует изучить для достижения поставленных целей. Например, если цель наблюдения - выработка более эффективной борьбы с коррупцией среди государственных служащих, то объектом наблюдения может быть совокупность социально-правовых отношений в сфере государственной службы: уровень совершаемых коррупционных действий, фактическая доля их выявления правоохранительными органами, обстоятельства латентности коррупции, причины и условия, способствующие коррупции государственных служащих, удельный вес коррупционеров, которые несут реальную уголовную ответственность за свои действия, уровень криминализации реальных коррупционных действий и т.д.
3 Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация. Например, отделения милиции, районная или городская прокуратуры, районные суды и т. д.
Единицей совокупности считается первичный составной неделимый элемент изучаемой совокупности, признаки которого необходимо зарегистрировать в процессе наблюдения. Например, к таким элементам относятся преступление, преступник, потерпевший, истец, ответчик и т. д.
Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые юридической статистикой социально-правовые явления. Например, в статистической отчетности органов уголовной юстиции в качестве единиц измерения преступности применяют три показателя: уголовное дело (следственное или судебное производство), преступление (по видам) и субъект преступления (по лицам) - подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, заключенный.
4 Программа статистического наблюдения представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения. Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения.
3.2 Виды, формы и способы статистических наблюдений
По форме статистическое наблюдение разделяется на:
1 Официальные учет и отчетность, организуемые в юридических учреждениях в качестве их функциональной деятельности;
2 Специально организованные статистические обследования, проводимые в стране, регионе, ведомстве, в тех же юридических учреждениях. Эта форма позволяет собрать сведения, которых нет в официальных учете и отчетности.
В основу видового деления статистических наблюдений положены два критерия: 1) полнота охвата единиц совокупности и 2) непрерывность учета фактов во времени.
По непрерывности учета фактов во времени статистические наблюдения могут быть текущими, периодическими и единовременными.
По полноте охвата единиц совокупности наблюдение может быть сплошным и несплошным.
Сплошное наблюдение в статистике - это полный учет единиц совокупности. Например, полный учет всех известных преступлений или административных правонарушений, совершенных в городе, республике и т.д.

Полное наблюдение наиболее достоверно и надежно, но его можно осуществить лишь по ограниченному числу признаков.
Несплошное наблюдение изучает какую-то часть определенных единиц совокупности, позволяющую получать надежные и достоверные в определенной степени данные.
Несплошное наблюдение бывает:
а) монографическим;
б) обследованием основного массива;
в) анкетным, или социологическим;
г) выборочным.
Монографический способ применяется для глубокого изучения единичных, но типичных в криминологическом или социально-правовом плане объектов. Например, при изучении преступности в городе производится криминологическое обследование предприятия, в котором наблюдается высокий уровень экономических преступлений и правонарушений или, наоборот, где установлен высокий уровень правопорядка.
Обследование основного массива представляет собой сбор наиболее крупных или комплексных единиц наблюдения. Например, при изучении криминологической обстановки в регионе для углубленного статистического наблюдения отбираются два-три города (района), которые по определенным показателям (численности населения, промышленному и культурному развитию, уровню преступности и правонарушаемости, деятельности правоохранительных органов и судов) являются наиболее характерными и важными.

На основе их изучения можно сделать общие выводы по региону.
Анкетный, или социологический способ осуществляется в форме специально организованных статистических обследований и имеет целью собрать сведения, не имеющиеся в соответствующих учреждениях и их официальных документах. При соблюдении соответствующих процедур может быть достаточно надежным и представительным, при его проведении можно относительно точно рассчитать ту ошибку, которая образуется при несплошном опросе в отличие от сплошного.
Выборочный способ позволяет с большей надежностью, чем другие способы несплошного наблюдения, проводить изучение, рассчитывать необходимые пределы точности и вводить соответствующие поправки в полученные результаты.
В конкретных социально-правовых и криминологических исследованиях организационные формы (официальная отчетность и специально организованное обследование), виды (сплошное и несплошное) и способы (выборочное, изучение основного массива, анкетное, монографическое) статистического наблюдения, как правило, сочетаются, образуя комплексное статистическое наблюдение.

Единый учет преступлений

Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел. Система учета основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, их совершивших, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения, а также на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела.
Правила единого учета распространяются на все правоохранительные органы, имеющие право на возбуждение и расследование уголовных дел: органы прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы и др. за некоторыми исключениями, связанными со специфической деятельностью. Это касается ФСБ, военной прокуратуры и суда.
Для преступлений, по которым следствие и дознание производятся органами безопасности и военной прокуратуры, первичный учет и регистрация осуществляются на общих принципах единого учета преступлений, но только этими органами (т. е. сведения о преступности за их пределы не выходят). Преступления, дела о которых возбуждаются в порядке частного обвинения, учитываются в судах.

Таким образом, сведения о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (по УК РСФСР - особо опасные государственные преступления) учитываются только ФСБ; сведения о преступлениях, совершенных военнослужащими (и приравненными к ним лицами) в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях, учитываются только Главной военной прокуратурой.
Первичный учет преступлений осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек):
- на выявленное преступление (Ф. 1);
- о результатах расследования преступления (Ф. 1.1);
- на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (Ф. 1.2);
- на лицо, совершившее преступление (Ф. 2);
- о движении уголовного дела (Ф. 3);
- о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (Ф. 4);
- о результатах рассмотрения дела в суде (Ф. 6).
Заполнение карточек (или внесение аналогичной информации на магнитные носители) осуществляется по месту возбуждения уголовного дела, ведения следствия и дознания. Регистрация преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности в целом осуществляют только органы внутренних дел - районные, городские, транспортные. Они в течение суток заносят данные карточек в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления.

После этого зарегистрированные документы первичного учета немедленно пересылаются в информационные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, городов, автономной области и округов, где ведутся контрольные журналы (магнитные носители) учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления. На основе обработки карточек первичного учета в информационных центрах производится первичное формирование всех форм статистической отчетности о преступности.
1 Учет преступлений ведется путем заполнения прокурором, следователем или дознавателем карточки на выявленное преступление (Ф. 1).

Она заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом, санкционированным прокурором, или вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности с применением к нему мер общественного воздействия, а также в случаях, когда необходимо зарегистрировать преступление, ранее не учтенное. Например, при поступлении уголовного дела из органов безопасности или военной прокуратуры, освобождении лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности по амнистии, выделении уголовного дела о преступлении из другого уголовного дела и т. д.
Зарегистрированное преступление подлежит снятию с учета, если уголовное дело о нем прекращено по реабилитирующим основаниям либо по нему вынесен оправдательный приговор. Коррекция сведений о выявленных преступлениях осуществляется по данным карточек о результатах расследования (Ф.

1.1), движения уголовного дела (Ф. 3) и рассмотрения дела в суде (Ф.

6).
Статистическая карточка на выявленное преступление (Ф. 1) и углубляющая ее карточка о результатах расследования преступления (Ф.

1.1) содержат более 300 социальных, криминологических, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, организационных и иных юридически значимых признаков в текстуальном изложении, а также в кодах для возможного использования на ЭВМ. Кроме этого, в карточках применяются методы сжатия информации, позволяющие умножить число отражаемых признаков.
В статистических карточках (Ф. 1) и (Ф. 1.1) используются десять справочников из имеющихся тринадцати: 1 - классификатор отраслей хозяйства, имеющий 286 признаков; 2 - место совершения преступления - 105 признаков; 3 - предмет преступного посягательства или преступного оборота - 103 признака; 4 - оружие, боеприпасы и взрывчатые материалы - 60 признаков; 5 - национальность - 130 признаков; 6 - страны (государства) - 208 признаков; 7 - валюта - 50 признаков; 8 -наркотические и сильнодействующие вещества - 96 признаков; 9 - социальное положение - 22 признака; 10 - должностное положение потерпевших и лиц, совершивших преступления 48 признаков; 11 - организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта - 54 признака;
12 - способ совершения преступления - 29 признаков; 13 - источник информации - 29 признаков.
Таким образом, общее число сведений о выявленном и раскрытом преступлении, которое отражается в статистических карточках форм 1 и 1.1, составляет около 1500 признаков, текстуальных и закодированных для работы как вручную, так и на электронно-вычислительных машинах. В этих карточках мы можем найти краткое описание преступления, его квалификацию и категорию, место, способ, орудия и средства совершения деяния, объект (отрасль, сфера) и предмет посягательства, характеристику лица (группы), совершившего деяние, мотивы преступления, материальный ущерб, кем выявлено и расследовано деяние, движение дела и т. д.
и т. п.
2 Учет лиц, совершивших преступления. Учету подлежат все лица, совершившие преступления, в отношении которых утверждено обвинительное заключение, либо санкционированы направление протокола с материалами в суд или передача материалов для применения мер общественного воздействия без возбуждения уголовного дела.

Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены, либо в возбуждении уголовного дела отказано в связи с истечением сроков давности, вследствие акта амнистии или помилования, в отношении умершего обвиняемого, в связи с изменением обстановки и по другим нереабилитирующим основаниям.
Статистическая карточка на лицо, совершившее преступление (Ф. 2), заполняется следователем или дознавателем, производившим расследование (досудебную подготовку) при направлении дела (материалов) прокурору или при прекращении дела, либо при санкционировании передачи материалов для применения мер общественного воздействия.

Карточка передается в городской, районный, транспортный или другой отдел внутренних дел для внесения сведений о лице в журнал учета и последующего направления в учетно-регистрационное подразделение органов внутренних дел.
Статистическая карточка на лицо, совершившее преступление (Ф. 2), и статистические карточки на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (Ф. 1.2), отражают более 200 признаков личности, текстуальных и закодированных.

А с учетом использования кодов справочников (сжатые сведения) и Особенной части УК - около 1500; фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, образование, гражданство, страна проживания, цель приезда, социальное и должностное положение, место работы (учебы), отрасль хозяйства, квалификация деяния, стадия совершения преступления, место совершения преступления, сумма ущерба, способ совершения преступления, мотивы и цели, состояние субъекта во время совершения преступления, соучастие, характеристика преступной (организованной) группы, судимость и другие сведения о лице.
3 Учет уголовных дел. Движение уголовных дел в процессе расследования учитывается на основании карточек на выявленное преступление (Ф. 1) и движение уголовного дела (Ф. 3).

Последняя заполняется прокурором, следователем или органом дознания немедленно после принятия по делу одного из следующих решений: возбуждения уголовного дела, соединения уголовных дел, утверждения обвинительного заключения, передачи по подследственности, прекращения дела, возобновления производством ранее прекращенного дела, возвращения дела на дополнительное расследование и других. Путь прохождения этой карточки такой же, как и других статкарт.

Объем признаков, отражаемых в карточке Ф. 3, составляет около 60.
4 К рассмотренным документам первичного учета близко примыкает статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятии предметов преступной деятельности
(Ф. 4). где учитываются сумма и характер ущерба, его погашение, изъятие имущества (денег, товаров, иностранной валюты, драгоценных металлов, камней и алмазов, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.).

Информационный объем этой формы составляет около 600 единиц.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1 Что понимается под статистической информацией?
2 Что такое статистическое наблюдение и каким требованиям оно должно удовлетворять?
3 Каковы основные этапы организации статистического наблю
дения?
4 Объясните понятия: единица наблюдения, единица совокупности и единица измерения.
5 Что понимается под программой наблюдения?
6 Укажите основные формы статистического наблюдения.
7 В чем различие между текущими, периодическими и единовременными статистическими наблюдениями.
8 Понятие монографического способа статистического наблюдения.
9 Понятие обследования основного массива.
10 Понятие и особенности социологического способа получения статистической информации.
11 Основные отличительные черты выборочного способа статистического наблюдения.
12 Что понимается под единым учетом преступлений?
13 Перечислите основные виды статистических карт.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1 Заполните статистическую карточку на выявленное преступление (образец статистической карточки приведен в приложении Б).
2 Заполните статистическую карточку на лицо, совершившее прес
тупление (образец статистической карточки приведен в приложении В).

Статистическая сводка и группировка.Понятие статистической сводки и группировки

По форме статистическая сводка может быть децентрализованной, что бывает тогда, когда она в окончательном варианте сделана на местах, например в низовых органах внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции или в суде; смешанной (сводка осуществляется в районе, городе, затем в субъекте Федерации, а потом в центре); централизованной (только в центре).
Составными элементами сводки и группировки являются: а) разработка системы показателей, характеризующих преступность или другое социально-правовое явление в целом и ее отдельные группы; б) статистическая группировка полученных данных; в) подсчет групповых и общих итогов; г) оформление результатов в статистических таблицах и графиках.
Разработка системы показателей, характеризующих то или иное явление, считается первым, а сама группировка данных - вторым элементом рассматриваемой стадии сводки и группировки статистических показателей. Эти элементы тесно связаны между собой, так как в основе любой сводки количественных материалов всегда лежит группировка показателей, собранных в процессе наблюдения.

Группировка статистических данных, определяемая задачами и целями исследования, предполагает расчленение показателей о преступлениях, административных правонарушениях, уголовном и гражданском судопроизводстве на качественно однородные группы по существенным признакам.
Группировочные признаки могут отражать качественную или количественную сторону изучаемого явления. При распределении данных по количественным признакам (возрасту правонарушителей, числу лиц в организованной преступной группе, количеству судимостей, срокам лишения свободы и др.) необходимо выделить общее количество групп и определить разницу между максимальным и минимальным значениями признака (интервала) в каждой группе. Причем интервалы нельзя выбирать произвольно, исходя из внешних признаков, равенства и т.д.

Они должны отражать существенные стороны явлений и процессов, раскрывать переход количества в качество.
Статистические группировки, отражающие качественные (атрибутивные) признаки (степень общественной опасности и тяжести преступлений, вид деяний, содержание мотивации преступного поведения, социальное положение правонарушителей, условия нравственного формирования личности в семье, характер гражданского иска, вид гражданско-правового деликта и т.д.) широко распространены в социально-правовых изучениях.

Виды статистических группировок

Содержание группировок имеет важное значение в социально-правовых и криминологических изучениях, так как они позволяют: а) выявлять качественно однородные совокупности (типы); б) раскрывать структуру совокупностей; в) наблюдать структурные сдвиги в зависимости от варьирования показателей; г) исследовать взаимосвязи между юридически значимыми показателями, с одной стороны, и различными социальными явлениями - с другой. В соответствии с этими задачами в юридической статистике применяются три основных вида группировок: типологическая, структурная и аналитическая.
Под типологической группировкой понимают расчленение изучаемой совокупности преступлений, преступников или других явлений, имеющих юридическое значение, на отдельные качественно однородные совокупности по важнейшим существенным качественным признакам.
Структурная, или вариационная группировка статистических данных может производиться, чтобы изучить изменение структуры типически однородных групп преступлений, правонарушителей, гражданских исков и других показателей. Для структурной группировки материала необходимо наличие однородных совокупностей, расчленяемых по величине изменяющегося (варьирующего) признака.

Если в основе типологической группировки лежат качественные признаки, то в основу вариационной положены количественные (удельные веса преступлений, лиц, дел, возраст правонарушителей, сроки наказания, число судимостей, число оконченных классов, суммы ущерба, суммы иска, сроки расследования и рассмотрения уголовных или гражданских дел и т.д.).
Аналитическая группировка юридически значимых показателей позволяет обнаружить взаимосвязь и зависимость изучаемых явлений и процессов. По характеру своих задач к аналитической группировке близко стоят группировки корреляционные, когда зависимость между исследуемыми явлениями или процессами может быть относительно точно измерена.
На основе рассмотренных базовых группировок могут формироваться группировки сложные, комбинированные, многомерные, вторичные и другие.
Сложные группировки обычно отражают разнородность изучаемых явлений, когда последние имеют несколько противоречивых тенденций динамики и распределения. Наиболее распространенный вид сложных группировок - комбинированные, которые формируются не по одному, а многим признакам, нередко иерархизированным между собой.



Содержание раздела