d9e5a92d

Никитина Е. В. - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Некоммерческие организации занимают особое место в рыночной экономике. Они образуют отдельный сектор, называемый третьим сектором (другими секторами являются государство и коммерческие организации). Некоммерческие организации являются субъектом и неотъемлемым элементом нормально функционирующего рыночного хозяйства, на которые возлагается создание и реализация общественных благ и услуг. Как показывает опыт ведущих развитых стран, государство в условиях рыночной экономики не способно справиться с решением многих социальных проблем. Для решения проблем в областях здравоохранения и образования, политики и духовного воспитания, спорта и культуры, охраны природы, благотворительности и ряда других создаются некоммерческие организации.

По данным Госкомстата Российской Федерации, на 1 января 2000 г. насчитывалось 484 989 некоммерческих организаций, из них 12% в Москве и Московской области.
Некоммерческие организации образуются путем объединения физических лиц для решения определенного круга общих для них проблем. Как правило, это проблемы, связанные с поддержкой социально уязвимых слоев населения, отстаиванием прав и интересов различных групп населения, организацией досуга, просвещения, культуры, образования, медицинского обслуживания, улучшением экологии региона и т.п.

Данный круг проблем либо совсем не решается государственными организациями (из-за отсутствия денежных средств) и коммерческими организациями (из-за не прибыльности данных операций), либо решается далеко не в полной мере.
Значение некоммерческих организаций обусловлено следующими факторами:
1) ярко выраженной социальной направленностью деятельности.
Некоммерческие организации оказывают помощь части общества с низким уровнем дохода, что повышает общий уровень благосостояния членов общества. Кроме того, некоммерческие организации предоставляют дополнительные рабочие места и пополняют государственную казну, так как являются плательщиками некоторых видов налогов;
2) массовостью.
За помощью в некоммерческие организации обращается множество людей. Для решения поставленных проблем некоммерческие организации создают собственную инфраструктуру: средства массовой информации, библиотеки, учебные центры, базы данных и т.д.
Однако в настоящее время законодательство направлено, главным образом, на регулирование деятельности коммерческих организаций. Специфика деятельности некоммерческих организаций учитывается очень мало.

Вместе с тем создание системы льготного налогообложения, разработка методических рекомендаций по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности, анализу и аудиту некоммерческих организаций, учитывающих особенности формирования источников поступлений и расходования средств, имеет огромное значение для становления и развития деятельности некоммерческих организаций.
В данной дипломной работе будут рассмотрены вопросы по ведению бухгалтерского учета и аудита в некоммерческих организациях на примере Международной общественной благотворительной организации Международного женского Центра Будущее женщины.


Будет рассмотрено следующее:
1. По бухгалтерскому учету:
- организационно правовая основа деятельности некоммерческих организаций.
- организация бухгалтерского учета некоммерческих организаций.
2. По аудиту:
- охарактеризовать порядок планирования аудиторской проверки.
- проанализировать методику аудиторской проверки расходов в некоммерческих организациях.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Развитая система некоммерческих организаций неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью можно совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни.

Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.
Некоммерческие организации это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе некоммерческих организаций.
Конституция РФ гарантирует свободу деятельности некоммерческих организаций. Это означает, что они создаются гражданами по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав.

Некоммерческие организации свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности, самостоятельно принимают свои уставы. Государство вмешивается в эту деятельность только в исключительных случаях. Например, государственные финансовые органы контролируют источники доходов некоммерческих организаций, размеры получаемых ими средств и уплату налогов.

Суд может принять решение о ликвидации некоммерческих организаций, если оно неоднократно и грубо нарушало законы или иные нормативные акты, либо систематически осуществляет деятельность, противоречащую его уставным целям. Количество обособленных подразделений, порядок и цели реализации целевых программ, схема выбора в управляющие органы и иные вопросы, не оговоренные законодательством, не могут диктоваться государственными органами.
Некоммерческие организации могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.
При сравнении организационно-правовых форм некоммерческих организаций выдвигается несколько критериев (Приложение А):
1) основа некоммерческих организаций;
2) руководящие органы;
3) субъект права юридического лица в случае государственной регистрации;
4) обязательность проведения аудиторской проверки;
5) обязанности учредителей;
6) особые источники формирования имущества;
7) дополнительные особенности.
Рассмотрим первый критерий. Основой некоммерческой организации является осуществление совместной деятельности по достижению общих целей определенным кругом лиц, которые могут стать его членами.

Эта деятельность может быть направлена на достижение нейтральных для общества целей. Некоммерческие организации не претендуют ни на массовость, ни на общественную полезность.
Основной целью некоммерческих организаций является формирование имущества на основе добровольных имущественных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели. Таким образом, без государственной регистрации некоммерческая организация реально не может функционировать.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций различаются и по порядку формирования руководящих органов.
Высший руководящий орган некоммерческих организаций общее собрание членов и (или) участников. Постоянным действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган (правление, совет и др.).
Руководящий орган некоммерческих организаций (обычно его называют правлением) могут избрать общем собранием, но его также могут назначить учредители. Постоянно действующий руководящий орган осуществляет права собственника имущества.

В благотворительной организации обязательно должен быть орган, надзирающий за его деятельностью, попечительский совет.
В случае государственной регистрации некоммерческой организации, постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 декабря 1994 г. 1355 Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которой их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке обязательной аудиторской проверке подлежат все не инвестиционные фонды, в том числе благотворительные, источниками образования средств, которых служат добровольные отчисления юридических и физических лиц.
В некоммерческой организации учредители автоматически становятся членами, имеют те же права и несут те же обязанности, что и остальные члены.
Источники формирования имущества. Добровольные взносы и пожертвования являются источником формирования имущества, используемым во всех организационно-правовых формах некоммерческих организаций. Источник включает в себя добровольные взносы учредителей, добровольные пожертвования от российских и иностранных физических и юридических лиц.

Пожертвования могут иметь целевой характер и предоставляться на выполнение определенной программы, а также на содержание организации.

СФЕРА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Определение целей и задач, для которых создается организация, а также стратегия ее развития являются важными вопросами при создании некоммерческой организации. Особенностью некоммерческих организаций является то, что они обладают специальной правоспособностью: основные принципы, цели, направления, условия деятельности организации должны утверждаться учредителями и отражаться в уставе и иных программных документах организации.
Некоммерческие организаций создаются для выполнения определенно установленных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи (пункт 2 статьи 2 Закона о НКО). Список целей, для которых могут создаваться некоммерческие организации, является открытым.

Главное, чтобы деятельность некоммерческой организации, была направлена на достижение общественных благ.
Основными направлениями деятельности некоммерческих организаций являются:
представление интересов и защита прав детей, организация их досуга, развитие
способностей и дарований;
защита прав молодежи, решение их проблем, в том числе проблем с
призывниками;
защита прав и поддержка малоимущего населения и других социально не
защищенных слоев населения (многодетных семей, инвалидов, беженцев и переселенцев, ветеранов, пенсионеров, детей-сирот, бездомных);
решение проблем больных наркоманией, алкоголизмом, носителей ВИЧ
инфекции, а также решение других проблем общества;
решение проблем женщин;
защита экологии и осуществление других природоохранных мероприятий;
создание профессиональных объединений (военные, ученые, преподаватели,
спортсмены, финансисты, политики и т.д.);
образовательные мероприятия;
сохранение традиций и культуры многонационального государства, его
исторического и духовного наследия;
В соответствии с этими направлениями некоммерческие организации могут создаваться как молодежные и детские организации, общественные организации инвалидов, пенсионеров, женские общественные организации, общественные организации защиты прав сирот, общественные организации по охране окружающей среды, общественные организации граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, общественные организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, общественные организации пожарной охраны, общественные организации потребителей, общественные организации ветеранов, общественные организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности и многие другие организации.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ СТАТУС НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Основным нормативным документом, регулирующим особенности создания и деятельности благотворительных организаций, а также форму поддержки данной группы организаций, является Федеральный закон от 11 августа 1995 г. 135-ФЗ О благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Не каждая некоммерческая организация является благотворительной организацией. Очень важно знать, относится ли организация к данной категории, поскольку с благотворительным статусом связаны определенные права например, право пользования налоговыми льготами, установленными законодательством.
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (статья 1 Закона о благотворительных организациях).
Можно выделить несколько признаков благотворительных организаций. Первым существенным признаком благотворительной деятельности является ее бескорыстный характер: обычно деятельность благотворительных некоммерческих организаций убыточна и не приносит прибыли. Во-вторых, деятельность благотворительных некоммерческих организаций должна быть направлена на осуществление следующих целей, сформулированных статьей 2 Закона о благотворительных организациях и не имеющих расширительного толкования:
социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального
положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий,
экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических,
промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
содействия защите материнства, детства и отцовства;
содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства,
просвещения, духовному развитию личности;
содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также
пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
охраны окружающей природной среды и защиты животных;
охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих
историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются (статья 2 Закона о благотворительных организациях).
Под благотворительной организацией понимается неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации вышеуказанных целей (статья 6 указанного Закона).
Устав благотворительной некоммерческой организации обязательно должен быть составлен соответствующим образом. Уверенность руководителя в том, что устав организации полностью соответствует закону, особенно важна, когда он принимает решение воспользоваться налоговыми льготами для благотворительных организаций.

В данном случае статус организации должен быть очевиден.
Особым источником формирования имущества, характерным для благотворительных организаций, является труд добровольцев. Добровольцы осуществляют благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благо получателя.
С целью ограничения злоупотреблений законодательством о благотворительных организациях запрещается направлять на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых организацией за финансовый год (пункт 3 статьи 16 указанного Закона). Данное ограничение не распространяется на оплату труда работников, непосредственно занятых в реализации благотворительных программ.
В случае если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой (пункт 4 статьи 16 указанного Закона).
Имущество благотворительной организации не может быть передано (в форме продажи, оплаты товаров, работ, услуг и др.) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц (пункт 5 статьи 16 указанного Закона).
Благотворительная организация вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций. Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
В обязанности благотворительной организации входит представление в регистрирующий орган ежегодного отчета о своей деятельности, содержащего сведения о:
финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение
требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
персональном составе высшего органа управления благотворительной
организацией;
составе и содержании благотворительных программ благотворительной
организации (перечень и описание указанных программ);
содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению (статья 19 Закона о благотворительных организациях).
Ежегодный отчет представляется в регистрирующий орган в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы (пункт 3 статьи 19 указанного Закона). Годовую бухгалтерскую отчетность необходимо представлять в течение 90 дней по окончании года.

В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года (пункт 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).
Особенностью благотворительных организаций является открытость информации: сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления дано право оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку в форме предоставления льгот по налогам и сборам, материально-технического обеспечения и предоставления субсидий, финансирования благотворительных программ, разработанных благотворительными организациями, размещения на конкурсной основе социальных заказов, передачи имущества в процессе его разгосударствления и приватизации.
В соответствии с данным положением вышел Закон г. Москвы от 5 июля 1995 г. 11-46 О благотворительной деятельности. Согласно этому Закону организация имеет право на ряд льгот в случае присвоения ей статуса благотворительной организации, о чем свидетельствует выдача городским Благотворительным советом паспорта благотворительной организации.
Органы государственной власти г. Москвы оказывают поддержку благотворительным организациям в формах:
предоставления предусмотренных законодательством г. Москвы льгот по
городским налогам и сборам, и федеральным налогам в той части, которая идет в городской бюджет, жертвователям, благотворительным организациям и созданным ими хозяйственным организациям;
предоставления благотворительным организациям льгот по оплате аренды
помещений, используемых для их деятельности;
преимущественного предоставления благотворительным организациям
права на участие в реализации городских программ.
Законом г. Москвы от 5 июля 1995 г. 11-46 О благотворительной деятельности установлено, что Благотворительный совет г. Москвы может утверждать московские благотворительные программы. Средства, полученные на выполнение этих программ благотворительными организациями, могут быть существенным источником поступления средств для организации.

Причем в данном Законе говорится, что расходы благотворительной организации на финансирование московских городских благотворительных программ являются расходами на благотворительные цели независимо от их структуры.
Для региональных и местных благотворительных организаций, региональных и местных отделений общероссийских и межрегиональных организаций, зарегистрированных в органах регистрации города Москвы и имеющих статус благотворительная в г. Москве, дополнительно предоставляются следующие льготы:
освобождение от арендной платы за помещения, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, необходимые для их деятельности, с учетом вида деятельности, численности персонала и обслуживаемого населения в соответствии с нормативами, утверждаемыми правительством Москвы;
установление тарифов за пользование услугами связи в размерах,
предусмотренных для населения;
установление тарифов на оплату коммунальных услуг в размерах,
предусмотренных для бюджетных организаций.
Данные льготы предоставляются независимо и сверх льгот, установленных законами РФ для благотворительных организаций и других участников благотворительной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ


Анализ системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации позволяет выделить четыре уровня документов.
К документам первого уровня можно отнести Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ О бухгалтерском учете, другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Как правило, данные документы направлены на регулирование деятельности всех организаций, независимо от организационно-правовой формы. Так, Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ О бухгалтерском учете, который является основным документом, устанавливающим единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (пункт 1 статьи 4).

К документам первого уровня можно также отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. 34н, в котором излагаются основные положения ведения бухгалтерского учета в организациях. Следует отметить, что данный документ дает только общее представление о ведении бухгалтерского учета всеми организациями, включая некоммерческие, и не регламентирует порядок учета операций по выполнению благотворительных и иных подобных программ, осуществляемых некоммерческими организациями.
Ко второму уровню нормативного регулирования относятся бухгалтерские стандарты, которые устанавливают порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.



Содержание раздела