d9e5a92d

Всеобщая декларация прав человека

- создание атмосферы общественной нетерпимости к преступности;
- минимизацию действия криминогенных факторов, постепенное устранение некоторых из них из жизни общества;
- пресечение сращивания криминальных и властных структур, дальнейшего распространения и консолидации организованной и других наиболее опасных форм проявления преступности;
- недопущение вовлечения в нее новых социальных групп, вытеснение преступности из некоторых сфер социальной жизни, в первую очередь ограничение ее в подростковой среде;
- снижение уровня коррупции и криминализации экономики;
- создание надежных заслонов эскалации криминального насилия;
- ограничение незаконного оборота оружия, наркотиков, криминогенного влияния пьянства и алкоголизма, проституции и других фоновых явлений преступности.
Взаимодействие МВД и системы политической власти по борьбе с преступностью должно основываться на комплексе тесно связанных между собой принципов, основополагающих идей, которые определяют задачи и направления деятельности всех ветвей власти и, разумеется, правоохранительных органов в данной сфере. Одним из главных моментов, которому должна отвечать государственная политика по борьбе с преступностью, а следовательно, и совершенствование функционирования органов внутренних дел, является ее социально-экономическая обусловленность. Стратегия, организация, тактика противодействия преступности должны быть синхронными и базироваться на потребностях и реальных возможностях общества переходного периода. Борьба с преступностью является очень сложным процессом и здесь ни в коем случае нельзя принимать легковесные решения.

Необходимо отказаться от рецидивов чрезмерной идеологизации предпринимаемых мер, антикриминального популизма, сиюминутных политико-конъюнктурных подходов к решению задач противодействия преступности. Внимание здесь должно быть концентрировано на реалистичности, максимально возможной ресурсной обеспеченности политики противодействия преступности, соответствии ее условиям становления рыночных отношений, эволюции социально-политических преобразований, национальным традициям и историческому опыту России.

Чтобы избежать правового идеализма, отрыва политико-правовых решений от реальных условий жизни, основным законом должно стать всестороннее и глубокое их обоснование, всесторонняя научная оценка законодательных актов, целевых программ, ведомственных нормативных правовых документов, рассматривающих вопросы борьбы с преступностью.
Одним из основных принципов взаимодействия МВД и системы политической власти борьбы с преступностью является также принцип законности, в соответствии с которым все органы государственной власти (в том числе и правоохранительные), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Реализация принципа законности призвана обеспечить неукоснительное соблюдение в сфере борьбы с преступностью этого конституционного требования как при подготовке законодательных и иных правовых актов, так и в деятельности всех ветвей системы политической власти, правоохранительных органов по их исполнению.
Данный принцип гласит, что система политической власти, все ее органы признают главенство права, подчиняются ему, не могут обходить его предписания и несут политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств. Государство, издавшее закон, не вправе само же его нарушать.

Это закон для правовых, демократических условий существования общества. Нарушение закона не может быть оправдано никакими разъяснениями на целесообразность данных действий.
Осуществление принципа законности должно быть противопоставлено любым формам произвола, своеволия, вседозволенности. Определенные категории функционеров, ведущих борьбу с преступностью, несут персональную ответственность за непринятие мер, ненадлежащее или несвоевременное выполнение своих обязанностей, вытекающих из закона.

При этом должен осуществляться эффективный гражданский контроль и надзор за органами внутренних дел соответствующими представителями политической власти, за осуществлением законов и других нормативных актов в сфере борьбы с преступностью.
Принцип законности предполагает соответствие закону всех нормативно-правовых актов, обеспечение их строгой иерархии на уровнях Федерации и ее субъектов. Правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации не должны идти вразрез с основновным законом государства Конституцей РФ и другими федеральными законами.


Изложенные в Конституции РФ положения о защите прав и свобод человека и гражданина предопределяют основополагающее значение такого принципа взаимодействия МВД и системы политической власти по борьбе с преступностью, как принцип справедливости. В ст.

2 Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Согласно ст. 52 Конституции права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом.

Государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Данный принцип справедливости предполагает реальное обеспечение защиты закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина, его жизни, здоровья, имущества от преступных посягательств. Наряду с этим следует отметить, что данный принцип распространяет свое действие и на лиц, совершивших преступление или иное правонарушение: принимаемые к ним меры должны основываться на законе и быть справедливыми, соответствовать тяжести совершенных ими правонарушений и степени их вины.
Принцип справедливости, гарантированный Конституцией РФ, также предполагает равенство всех перед законом и судом. В проводимой государством политике по борьбе с преступностью находит свое отражение гарантированное равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Это говорит о том что, с одной стороны, не должно быть слоя людей, защищенных от справедливого наказания своим должностным, профессиональным или иным статусом, а с другой не должны допускаться любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст.

19 Конституции). Никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст.

21 Конституции).
Принцип справедливости заключается и в том, что человек не может быть осужден два раза за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции). Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Закон, устанавливающий или отягощающий ответственность либо иным образом ухудшающий положение виновного, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ).
Другим исходным принципом взаимодействия МВД и системы политической власти по борьбе с преступностью должен стать принцип адекватного правового реагирования соответствующими структурами государства на каждое преступление. Законодательством должна быть обеспечена, с одной стороны, разумная достаточность и реальная исполнимость государственного принуждения, а с другой устранены лишние уголовно-правовые запреты, которые отягчают обстановку в стране.

Специально призванные для этого государством органы и соответствующие должностные лица обязаны, в пределах своей компетенции, возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению виновного, определение степени его ответственности, возмещению причиненного уголовно наказуемыми действиями ущерба. Немаловажное значение здесь имеет учет характера и степени общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Следует отметить, что принципу адекватного правового реагирования на правонарушения должно соответствовать принятие строгих мер уголовного наказания к лицам, совершающим тяжкие, особо тяжкие преступления, рецидивистам, преступникам-про-фессионалам, организаторам и активным участникам преступных формирований. Различного рода снижение строгих мер уголовного наказания к таким категориям граждан не применимо, так как это может лишь привести к ухудшению криминогенной обстановки.
Одним из следующих принципов взаимодействия МВД и системы политической власти, учитывая интеграционные процессы страны, объединение мирового и европейского сообщества, является принцип соответствия национального законодательства и мер воздействия на преступность международно-правовым актам, таким как:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
- Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.) и соответствующая Конвенция (1984 г.);
- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.) и т. д.
Главное место по борьбе с преступностью принадлежит правоохранительным органам, что определяется их функциональным предназначением и возможностями, об этом указано выше. На настоящем этапе общее состояние и результаты усилий правоохранительных органов по противодействию преступности не удовлетворяют общество.

В определенной степени их низкая эффективность обусловлена объективными сложностями и трудностями переходного периода.
Следует также отметить, что не в полном объеме использованы и внутренние резервы, существует ряд серьезных ошибок в определении главных направлений, организации, форм и методов работы самих правоохранительных органов в новых условиях. Основной задачей демократического развития системы правоохранительных органов является приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества, государства от преступности в целом и организованной преступности в частности.
Деятельность органов внутренних дел как звена правоохранительной системы, средства политической власти, выполняющего основной объем работы по обеспечению внутренней безопасности личности, общества и государства, по борьбе с преступностью, должна быть усовершенствована в соответствии с изменениями в экономической, политической и социальной жизни, возрастающими требованиями общества, населения к силам поддержания и укрепления правопорядка. Чтобы повысить качество противостояния органов внутренних дел преступности, следует прежде всего детально разработать систему ранней профилактики преступлений, усовершенствовать организацию предупредительной работы путем четкого определения зон ответственности отраслевых служб, обеспечить централизацию деятельности и координацию ее усилий.

Всем службам органов внутренних дел, независимо от их функциональной специализации, необходимо, прежде всего, сориентироваться на решение присущими им методами и средствами задач борьбы с преступностью.
Криминальная милиция, а также действующие в ее составе подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, а также по борьбе с незаконным оборотом наркотиков должны приобрести прочные оперативные позиции в преступной среде, обеспечить глубокое оперативно-разыскное проникновение в преступные группировки.
Целесообразным является усовершенствование оперативнопоискового, оперативно-технического, а в ситуациях борьбы с бандитизмом, вооруженными преступными группами и силового сопровождения оперативных разработок, расширение, при условии соблюдения всех требований закона, практики использования оперативно-разыскных материалов в целях доказывания.
Для милиции общественной безопасности главным направлением деятельности должно быть обеспечение наращивания усилий в борьбе с уличной, бытовой преступностью, другими видами преступлений, отнесенными к ее компетенции. Для сужения круга обязанностей и сосредоточении внимания на основных функциональных вопросах криминальную милицию необходимо освободить от работы по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности.

Следует создать в милиции общественной безопасности подразделения дознания, раскрытия преступления и розыска преступников.
В современных условиях общество ждет от органов внутренних дел самой эффективной работы по поддержанию законности, защите жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности.
Повышению социальной роли органов внутренних дел во многом будут способствовать преобразования, начатые в соответствии с разработанной МВД России концепцией развития органов внутренних дел и внутренних войск.
Эти преобразования будут тем результативнее, чем больше они получат соответствующее научное обеспечение. Причем свою лепту в научное обеспечение процесса развития органов внутренних дел должны внести специалисты самых различных отраслей знаний, в том числе и философы, социологи, политологи и представители других наук.
Рассмотрев основные принципы взаимодействия системы политической власти и органов внутренних дел в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства, предпримем попытку рассмотрения органов внутренних дел как разновидности социальной организации, как средства политического режима, определим ряд основных направлений совершенствования взаимодействия ОВД и системы политической власти в качественно новых социально-экономических и социально-политических условиях.
Социальные организации выступают важной формой социального взаимодействия людей, одним из основных элементов социальной структуры общества наряду с социальными группами, общностями и институтами.
Но в отличие от социальных групп и общностей, где содержанием социального взаимодействия выступает само коллективное объединение людей для оптимального удовлетворения различных их потребностей, социальные институты и организации возникают или создаются для удовлетворения конкретных, наиболее важных потребностей как личного, так и общественного характера. Как отмечает Э.В.

Тадевосян, создавая социальные институты и организации, общество тем самым утверждает и закрепляет определенные виды социального взаимодействия в важнейших сферах и вопросах жизнедеятельности, делает их постоянными и обязательными для членов данного общества, социальной группы или общности как целостности1.
Кризис общества в начале 90-х годов, отмечает Ж.Т. То-щенко, потребовал коренного обновления механизма управления в стране, вызвал необходимость учета не столько технико-экономических, сколько социальных аспектов. Это поставило перед социологией задачу обосновать основные направления, стиль и всю систему работы управленческих кадров .
Основным элементом совершенствования деятельности органов внутренних дел является управление. От качества руководства в данном силовом институте зависит дальнейшее состояние и эффективность выполнения поставленных политической властью задач, поэтому применительно к особенностям современной внешней среды, учитывая специфику ее развития, данный институт нуждается в реформировании.
Концепцией развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, поиском и использованием ее внутренних резервов прежде всего в сфере управленческой деятельности определяются в качестве основного направления совершенствования системы МВД .
Следует заметить, что серьезной доработки в стиле управления органами внутренних дел требуют:
1. Информационная основа управления.
2. Профессиональный уровень управленческих кадров.
3. Соотношение в управленческой деятельности интересов организации, системы МВД в целом и интересов конкретных сотрудников.
Для эффективной работы ОВД необходимо решить следующие задачи. Во-первых, повысить профессионализм руководящих кадров всех уровней управления системы МВД, начиная с органов внутренних дел городского и районного звена. От качества управления в районных и городских отделах и управлениях внутренних дел зависит в основном эффективность работы всей системы МВД.

В настоящий момент 40 % руководителей данного звена имеют стаж работы в должности, не превышающий трех лет. Это же можно сказать и о более высоких уровнях управления.

Так, за период с 1992 по 1998 годы сменился каждый второй министр и начальник управления внутренних дел.
Просматривается ухудшение качественного состава сотрудников штабных подразделений, в которых концентрируется вся организаторская, управленческая работа в органах внутренних дел. Только половина работников штабов имеют высшее образование, причем из них каждый пятый юридическое.

Нельзя считать нормальным, когда к штабной работе вместо опытных кадров привлекаются молодые сотрудники, не только не имеющие опыта этого вида деятельности, но и вообще не служившие ранее в органах внутренних дел. Доля такой категории работников в штабных подразделениях составляет 10 %.
Это обстоятельство связано с резким оттоком из ОВД сотрудников штабных подразделений, увеличивающим некомплект кадров. Так, например, в 1996 году на должности начальствующего состава штабов назначено в два раза меньше сотрудников, чем было уволено. Некомплект вырос до 4,5 % и составил 2 000 человек в количественном выражении . Существует еще одно обстоятельство, которое негативно отражается на качестве работы ОВД это низкая оплата труда.

Низкий уровень материального обеспечения является основной причиной увольнения сотрудников из органов внутренних дел. В 1998 году среднемесячный доход на одного члена семьи у 75 % опрошенных сотрудников органов внутренних дел не превышал 500 рублей, в том числе у 31 % был менее 300 рублей. Низкий уровень доходов семей сотрудников усугубляется еще и частыми и длительными задержками денежных выплат. Так, например, в Кировской области задолженность по выплатам из местного бюджета на финансирование милиции общественной безопасности на 1 июня 1998 года составила 94,9 % 1. По данным аналитического обзора, проведенного Главным управлением кадров и кадровой политики МВД России, в ряде областей (Владимирской, Свердловской и др.) отмечались задержки в выплате денежной компенсации за продовольственный паек на срок более 1,5 лет.

Практически не выплачиваются денежные компенсации за санаторно-курортное лечение, обмундирование, оплату телефона. Помимо этого, не было произведено выплат с учетом перерасчета заработной платы сотрудников в связи с повышением должностных окладов и окладов по специальному званию .
Государственным служащим в органах внутренних дел предоставлено право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Опрос сотрудников показал, что каждый четвертый из низ использовал отпуск не полностью.

Имеют место случаи, когда отпуск не предоставлялся сотрудникам более двух лет подряд.
Право на обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни и здоровью в связи с исполнением должностных обязанностей закреплено в ст. 29 Закона О милиции.

Однако эта статья закона, имея компенсационную направленность, не регулирует вопросы возмещения вреда, в смысле их понимания законодателем, как ответственность работодателя за риск специфической служебной деятельности. Низкая оплата труда в органах милиции толкает определенную часть сотрудников ОВД на нарушение законов, что в свою очередь негативно отражается на деятельности данного силового института.

Так, количество правонарушений в 2000 году по сравнению с 1999 годом фактически осталось на прежнем уровне и составило 16 548. За шесть месяцев 2000 года за нарушение законности и преступления осуждены судами 793 сотрудника органов внутренних дел (+ 1,4 %), из них за обшеуголовные преступления 416 (+ 1 %), Этот показатель продолжает увеличиваться не в пользу МВД России. В прошедшем году количество сотрудников, привлеченных за нарушение законности, возросло и составило более 10 ты-сыч сотрудников, свыше 3 тысяч привлечено к уголовной ответственности за совершение должностных преступлений в основном коррупционной направленности 1. Это продолжает иметь место и по сей день (события с московским уголовным розыском). По отрицательным мотивам из органов внутренних дел уволено 3 008 человек.

Это говорит о серьезных проблемах в работе с кадрами, профессиональном и правовом воспитании личного состава. Большую тревогу вызывает тот факт, что за совершение правонарушений привлечено к ответственности на 152 руководителя больше (+ 22,6%), в том числе за нарушение законности 113 (+ 14,1 %), преступления 39 (+ 50 %). В докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 году акцентировано внимание на том, что сложной проблемой остается незащищенность граждан от произвола со стороны работников органов внутренних дел, и проблема эта может быть решена только путем принятия комплекса мер, направленных на искоренение фактов нарушения законности в системе МВД России .
Во-вторых, активно использовать современные управленческие технологии на базе расширения информационно-аналитической основы управленческой деятельности. В нормативных документах МВД РФ неоднократно указывалось на то, что в деятельности ОВД и их подразделений и служб недостаточное внимание уделяется информационно-аналитической работе. Несвоевременно осуществляется сбор и анализ информации о процессах и явлениях, влияющих на состояние, уровень и динамику преступности.

Данное обстоятельство негативно отражается на эффективности управления, а также эффективности принятия управленческих решений. Можно выделить три направления действий в данной области с целью укрепления правопорядка и борьбы с преступностью.
Первое направление состоит из возможностей использования в решении проблемы укрепления правопорядка и повышения эффективности борьбы с преступностью системного анализа и комплексного подхода. Эти возможности реализуются через решение сложных комплексных, многовариантных задач борьбы с преступностью; устранение параллелизма и дублирования в работе органов правоохранительной системы, общественных организаций и формирований; выявление и устранение объективных и субъективных факторов, способствующих совершению преступлений.
Второе направление состоит из возможностей совершенствования информационно-аналитической работы, целеполагания, прогнозирования, планирования, организации, руководства и контроля в сфере укрепления правопорядка и борьбы с преступностью. Эти возможности реализуются через создание системы информации, основанной на едином банке данных о процессах, протекающих в различных областях общественного развития, в том числе и в области укрепления правопорядка и борьбы с преступностью; разработку реальных моделей, отражающих действительные процессы борьбы с преступностью, формирование системы целей, разработку и реализацию комплексных программ в сфере укрепления правопорядка и борьбы с преступностью; создание действенной системы социального контроля в этой сфере.

Данное направление укрепления правопорядка и борьбы с преступностью предполагает не только разработку и реализацию региональных комплексных программ, но и сложный комплексный скоординированный процесс, состоящий из целеполагания, прогнозирования, планирования, организации, руководства и контроля, построенный на общей информационно-аналитической базе системы правоохранительных органов, общественных организаций и формирований, направленный на повышение эффективности управления в укреплении правопорядка и борьбы с преступностью.
Третье направление состоит из возможностей совершенствования межотраслевого управления процессами укрепления правопорядка и борьбы с преступностью. Эти возможности реализуются через преодоление ведомственных барьеров в комплексном решении проблемы борьбы с преступностью; целенаправленную координацию и взаимодействие между органами и организациями, ведущими борьбу с преступностью; сбалансированность развития вертикальных и горизонтальных связей между правоохранительными органами, общественными организациями и формированиями; сосредоточение выполнения функции организации укрепления правопорядка и борьбы с преступностью в едином центре руководства; совершенствование правовых норм, регламентирующих деятельность по борьбе с преступностью, совершенствование единой социально-правоохранительной системы борьбы с нею.



Содержание раздела