d9e5a92d

Основные направления повышения эффективности функционирования силовых институтов

Немалый интерес при этом будет направлен на условия осуществления военнополитической деятельности. Характеристика ее потенциальных возможностей может строиться на определении ее соответствия тем внешним и внутренним условиям, в которых она осуществляется.

К сожалению, можно отметить, что характер заявлений и политических действий субъектов военно-политического руководства и управления России во многом далек от учета мировых политических реальностей и политических условий, сложившихся в сложных и противоречивых ситуациях переходного содержания.
Если поведение армии будет испытывать зависимость от расхождения позиций различных уровней политической власти, то такая армия фактически непредсказуема, а ее функционирование становится проблемным для общества.
Проблема оптимизации взаимодействия политической власти и армии, по мнению автора, может быть решена посредством продуманного механизма парламентского, гражданского контроля над новой Российской армией, обеспечивающего безусловное главенство существующего законодательства над приказом любого военачальника. Особенно важно, чтобы в Вооруженных силах РФ утвердились следующие принципы:
- во-первых, личная реально ощутимая ответственность каждого командира за издаваемые приказы;
- во-вторых, законодательно защищенное право неисполнения приказа, предполагающего противоправные действия;
- в-третьих, то же самое в отношении приказа, который не связан с выполнением военных задач, то есть действий, направленных на защиту своего народа от агрессии :. Новая Российская армия должна быть инструментом именно демократического государства, но для этого необходимо провести радикальные изменения в области строительства Вооруженных сил РФ.
По своей сущности процесс строительства Вооруженных сил представляет собой научно обоснованную деятельность государственных и общественных институтов, органов военного управления по созданию и развитию нового качества армии и флота, соответствующего политическим, социальным и духовным цен- ностям общества, направленного на формирование их способности и готовности защитить национальные интересы России, сообразуясь с военно-политической обстановкой в мире и возможностями государства.
Строительство армий обязательно предполагало определение численности и состава войск, их техническую оснащенность и тыловое обеспечение, способ комплектования, развитие военного искусства, обучение и воспитание солдат и офицеров, формирование морального духа армии. Эти направления строительства Вооруженных сил характерны для большинства стран, в том числе и для современного Российского государства.
Строительству армии должны быть присущи некоторые особенности, характерные для настоящего этапа развития. К ним можно отнести следующие:
- во-первых, сложность военно-политической и геополитической обстановки в мире;
- во-вторых, становление Российской армии в условиях действия последствий распада и раздела Советских Вооруженных сил;
- в-третьих, строительство Вооруженных сил в условиях все еще продолжающегося системного кризиса российского общества;
- в-четвертых, сложность и неопределенность поиска и выбора предпочтительных вариантов и моделей строительства Российской армии Г
Необходимость военных преобразований в наши дни очевидна. Об этом сказано и написано немало.

Главное в военных реформах посттоталитарного периода строительство армии, преданной идеалам мира и демократии, обеспечивающей достойное положение военнослужащих в структуре общества, подчиненной и подконтрольной законным органам власти и институтам гражданского общества.
Основные направления оптимизации взаимодействия политической власти и армии в России на современном этапе должны быть нацелены на демократизацию властных, политико-управленческих структур.
Переход от партийно-номенклатурной диктатуры к демократическому устройству жизни общества требует, по определению В.В. Серебрянникова, демилитаризации власти ухода военных из представительных и исполнительных органов власти, установления гражданского руководства армией и т. д. На протяжении долгой российской истории во главе государства традиционно стояли политические деятели, отдавшие приоритет военной сфере. В странах же с демократическими политическими режимами участие военных в представительных и исполнительных органах нежелательно ни для власти, ни для армии.

Пользуясь своими властными привилегиями, они могут дестабилизировать обстановку в армии, втянуть личный состав войск в политическую конфронтацию. Достаточно в качестве примера привести деятельность некоторых депутатов Верховного Совета бывшего СССР в военной форме, задававших тон в деятельности коалиции Союз.


Данная организация стала своего рода руководящим и направляющим звеном, вокруг которого объединились близкие по взглядам группировки в представительных и исполнительных органах власти, экстремистских партиях, общественных организациях и движениях, значительная часть генералитета, руководителей военно-промышленного комплекса, провозгласив своей целью и формой деятельности активное противодействие политико-управленческим структурам и во многом спровоцировав трагические события октября 1993 года.
Ни одно демократическое государство не гарантировано от применения армии для наведения законного порядка, хотя и стремится к исключению военных методов разрешения внутриполитических конфликтов. Опыт показывает, что возвеличивание силы, ставка на нее в целях принуждения народа к новой форме жизни могут быть основой и прикрытием только антигуманной политики. Между тем у нас то и дело можно слышать призывы к ужесточению власти, к наведению порядка любыми средствами, в том числе и военно-силовыми.

Военное насилие для успешного решения насущных проблем пропагандируется и некоторыми средствами массовой информации России. Тем важнее в общественной деятельности уже на нынешнем этапе добиваться применения прежде всего ненасильственных методов, стимулирования созидательной инициативы и творчества граждан, торжества законности.

Действительно, строительство Вооруженных сил это ответ на вызов времени, на радикальные изменения в государственном строе, геостратегической ситуации, развитии средств и способов вооруженной борьбы.
Поэтому строительство армии явление объективное. Одним из органов, напрямую занимающимся вопросами строительства армии, является комитет Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны, который наметил для себя четкую и предельно ясную цель: привести Вооруженные силы России в соответствие с современными военно-политическими реалиями и возможностями государства.

При этом позиция комитета строится на понятии, что основное назначение, как принято говорить, военного законодательства в такой важнейшей сфере государственной деятельности, как организация обороны страны, состоит в том, что нормы права закрепляют в форме общезаконодательных требований политику государства в области обороны и военного строительства.
В результате некоторого анализа действительного состояния нашего государства можно предположить, что без качественного изменения военной организации государства не выживут ни страна, ни ее Вооруженные силы. Не только для выживания, но и продвижения вперед в этом направлении необходимо, помимо координации усилий всех ветвей власти, мобилизации интеллектуального потенциала общества иметь четко отлаженную правовую систему регулирования отношений в обществе для решения вопросов, связанных с организацией обороны и военного строительства.
Комитет Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны строительство армии РФ рассматривает прежде всего как проблему более политическую, нежели чисто военную. Исходит комитет здесь из того, что наиболее важные, принципиальные положения об организации обороны и военного строительства закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии с ее требованиями государство обязано обеспечить целостность и неприкосновенность своей территории. Помимо этого в Конституции закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, а военную службу он несет в соответствии с Федеральным законом.

В этой связи принципиально важным в регулировании отношений является положение Конституции, когда права и свободы могут быть ограничены Федеральным законом в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства. Вместе с тем в Основном Законе подчеркивается, что даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению такие права и свободы, как право на жизнь, на охрану достоинства личности, на неприкосновенность частной жизни, на свободу совести, на жилище, а также демократические права человека в процессе судопроизводства.
Вообще-то для России качественное изменение армии проблема не новая. Отечественная история знает несколько военных реформ, имеющих много общего.

Касалось это прежде всего изменения военного управления, военно-технической политики в целом, принципов комплектования войск и совершенствования системы подготовки кадров, изменения организационноштатной структуры войск и принципов их дислокации на территории России. В ходе реформ вырабатывались новые подходы к формированию военной политики государства, определялись приоритетные направления военного строительства и механизм их реализации. Но, как свидетельствует опыт этих реформ, государственная политика реформирования Вооруженных сил должна исходить из того, что жизнь военнослужащих государственная ценность, их личные свободы неприкосновенны, а неизбежные ограничения и риск должны компенсироваться дополнительными правами и льготами, престижностью военной службы Г
Процесс строительства Вооруженных сил сложен и многообразен, единый комплекс его различных элементов сочетает в себе борьбу между нововведениями и сложившимися старыми стереотипами сознания и деятельности; интеграцию процесса строительства Вооруженных сил в рамках Содружества Независимых Государств. Можно предположить, что чем сильнее станет осознаваться необходимость объединения, сотрудничества, интеграции в решении сложных политических, экономических и военных проблем, тем глубже будет осуществляться суверенизация на постсоветском пространстве.
Основные же направления оптимизации взаимодействия армии и политической власти в России на современном этапе в этой связи предусматривают несколько общих тенденций строительства Вооруженных сил, к которым можно отнести следующие: во-первых, оптимизацию процесса строительства армии для достижения высокой боеготовности и боеспособности войск. Имеющаяся на данный момент напряженность в экономической, социальной и политической жизни нашей страны не должна повлиять на наиболее реалистичные, научно проработанные и взвешенные средства и формы взаимодействия армии и политической власти, обусловленные глубоким обновлением всех сфер общественной жизни. Военнослужащие на настоящий момент являются одними из самых экономически и социально незащищенными, отстраненными от раздела государственной собственности. Многих из них наша страна поставила перед выбором либо умереть голодной смертью, либо тайно искать способы приработка, в том числе в коммерческих структурах, что отрицательно сказывается на боеготовности.

Начался повальный отток молодых офицерских кадров. Престиж армии продолжает падать.
Мы понимаем, что обязанность государства создать военную систему и иметь военно-техническую политику, которые направлены на максимальное сохранение жизни граждан России, в том числе военнослужащих, в мирное время и минимизацию потерь личного состава в ходе боевых действий. А поэтому нужна сильная система социальной защиты военнослужащих. Сущность социальной защиты должна рассматриваться как создание условий, предохраняющих от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с профессиональной деятельностью или компенсирующих влияние этих факторов.

К сожалению, многие руководители считают, что защита человека с ружьем должна заключаться только в улучшении финансового, жилищного, бытового, в целом материального положения военнослужащих и членов их семей.
Все это очень важно, но не исчерпывает проблемы. Прежде всего, должны присутствовать элементарные гарантии всемерного учета и максимально возможного удовлетворения всех социальных и профессиональных интересов, прав личности каждого человека, призванного для защиты государства и выполняющего воинские обязанности. Для решения данной задачи необходимо создание специальных структур внутриармейских и в неармейских функционально предназначенных именно и только для этого. Во все времена армия играла решающую роль в истории России.

Народ привык, подтягивая собственные пояса, ни в чем не отказывать армии. Но главное не в каком-то особенном материальном благополучии ее личного состава (действительно, оно никогда не было сопоставимо с положением на Западе), а в моральном авторитете и высочайшем уважении к военной профессии. Теперь и то, и другое упало, пожалуй, до самой низкой отметки. Поэтому необходимо срочно реализовать целую систему мер экономической, политической, правовой и нравственно-этической реабилитации военных, поддержания авторитета ратного труда, воспитания офицеров и солдат с учетом изменения общественного статуса армии.

Еще вчера она была главным показателем силы политической власти в стране. Теперь же в условиях попытки перехода к демократическому устройству общественной жизни армия превращается в своеобразную страховку, которая действует лишь при чрезвычайных обстоятельствах, но непременно законодательно оговоренных, и при эффективном контроле не только политико-управленческих структур, но и гражданского общества. Исходя из этого, можно сделать вывод, что нынешняя система социальной защиты военнослужащих нуждается в коренном совершенствовании.

Это обусловлено особой ролью военнослужащих в поддержании стабильности в обществе, сохранении российской государственности.
Вполне закономерно, что понимание объективной необходимости совершенствования отечественной системы социальной защиты дела с места не сдвинет. Для этого нужна, прежде всего, соответствующая правовая база. Те законы, которые мы имеем в этой сфере, являются лишь фундаментом создания полноценной системы социальных гарантий военнослужащих.

А возвести на нем добротное здание, которое бы уберегало военных от тягот и лишений, возможно при условии конституционного закрепления их особого статуса. В наши дни остро встает проблема юридической защиты конституционных прав и законных интересов военнослужащих. Задержка выплат денежного содержания, бедственное положение семей военнослужащих и, вместе с тем, невозможность, а порой и неумение военных отстаивать свои интересы приводят к мысли о необходимости усиления и углубления правового образования всех категорий личного состава.

Хорошим подспорьем здесь может быть открытие в гарнизонах специальных независимых военно-юридических консультаций. А более глобальная задача добиться принятия Кодекса военной юстиции Российской Федерации, который бы имел статус, равный Гражданскому кодексу РФ, и определял все правовые вопросы деятельности Вооруженных сил. Такой подход позволит устранить ситуацию, когда принимаются вроде бы хорошие законы, но на практике они не работают.

Если же у военных будет свой кодекс, гарантирующий их права, то невыполнение того или иного закона из военного пакета должностными лицами повлечет за собой юридическую ответственность.
Развитию военно-служебных отношений в армейской среде будет способствовать уточнение обязанностей и прав военнослужащих всех категорий в точном соответствии с Российской Конституцией, с учетом специфики военной службы.
На основе этих принципов, по мнению членов Комитета по вопросам безопасности и обороны СФ, и должна двигаться военная реформа, которая в конечном итоге позволит сформировать правовые основы функционирования Вооруженных сил и других войск, изменить систему государственного руководства военной сферой и управление ею, выработать четкий механизм юридической защиты конституционных прав и законных интересов военнослужащих Г
В области создания правовых основ строительства Вооруженных сил должна происходить фильтрация законов, которые поступают из нижней палаты. Одним из таких органов является экспертный совет при Комитете Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны, в который должны входить наиболее подготовленные специалисты из различных министерств и ведомств. Вместе с ними комитет должен детально рассматривать законы, буквально каждый пункт оценивать с точки зрения практической целесообразности и реального положения дел в государстве. И только после того, как данный закон будет отвечать всем требованиям и нормам права и не будет противоречить им, он должен выноситься на обсуждение Совета Федерации.

В Конституции должен быть четко прописан комплекс прав и свобод военнослужащих. Это ключевой момент для построе- ния эффективно действующей системы социальной защиты, подтвержденный, кстати, мировым опытом. Так, например, в основном законе ФРГ правам военнослужащих посвящено 20 статей.

Наша действующая Конституция России 1993 года, хотя и закрепляет широкий круг прав граждан страны, однако не упоминает о каких-либо особых гарантиях их соблюдения в отношении людей, посвятивших себя служению Отечеству с оружием в руках. К сожалению, в такой сложной сфере общественной жизни, как военная служба, с присущим ей ограничением прав и свобод, именно человек с ружьем в наибольшей степени нуждается в конституционном закреплении гарантий социальной защиты со стороны государства.

В этой связи необходимо социальное наполнение всех направлений оборонного строительства. Сюда можно включить:
- во-первых, регулярное и достойное финансирование, вещевое, продовольственное и жилищное обеспечение;
- во-вторых, заботу о состоянии здоровья, досуг и отдых военнослужащих;
- в-третьих, деполитизацию как тенденцию процесса строительства.
Деполитизация армии это не средство для освобождения армии от всякой политики, от политики вообще. Ее функции, цели и задачи состоят в служении политике. Во-первых, ее главное предназначение в том, чтобы обеспечить монопольное господство над армией и внутри ее лишь государственной политики (политики правящего режима), максимально усилить ее руководяще-командную роль, более жестоко подчинить весь личный состав Вооруженных сил снизу доверху единой политике и соответствующее наиболее концентрированное воздействие ее на умы, души и действия военнослужащих, уберечь и защитить армейский организм от опасных политических влияний, болезней, шатаний, ослаблений.

Не случайно большинство сторонников деполитизации армии подчеркивают, что она должна быть надежной опорой государства, а не тех или иных политических сил и движений. Во-вторых, деполитизация армии может выступать одним из средств политической ее переориентации при смене общественно-политического строя: деполитизация, то есть очищение армии от одной политики (концепций, установок, ориентиров, институтов, отношений и т. п.) как необходимое условие заполнения ее новой политикой. Такой процесс может осуществляться партией, стремящейся к власти, которая рассчитывает использовать для этого и военную силу. Он может начинаться при старой власти и достигать кульминации в момент демонтажа прежней и создания новой властной системы.

В-третьих, деполитизация может стать орудием разрушения армии. В стране, расколотой на части, преследующие прямо противоположные политические цели, деполитизация армии понимается и осуществляется каждой из сторон для решения своих задач :.
Цели строительства Вооруженных сил, изложенные в Основных положениях военной доктрины Российской Федерации, должны предусматривать состояние международной системы и учитывать приоритеты в строительстве армии РФ в соответствии с угрозами безопасности страны.
Приоритетные направления строительства определяют следующие основные принципы: подконтрольность органов военного управления и должностных лиц высшим органам государственной власти, Совету министров Правительству Российской Федерации; соблюдение общегражданских политических прав и свобод и социальная защищенность военнослужащих в соответствии со спецификой военной службы; централизация военного руководства и единоначалие на правовой основе; соответствие организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) возлагаемым на них задачам, законодательству, международным обязательствам и экономическим возможностям Российской Федерации; обеспечение высокого уровня профессионализма Вооруженных сил и других войск Российской Федерации; обеспечение возможности для наращивания боевой мощи Вооруженных сил и других войск РФ адекватно возрастанию военной угрозы, заблаговременное накопление и подготовка мобилизационного резерва; учет геополитического и геостратегического положения страны; использование отечественного и мирового опыта военного строительства .
Военно-техническая политика государства, а также укрепление оборонного потенциала в соответствии с принципами ядерного сдерживания и оборонной достаточности на настоящий момент являются одними из главных приоритетных направлений строительства Российской армии. Приоритетными направлениями строительства Вооруженных сил должен стать переход от количественных показателей к качественным.
Что касается военно-технической политики, то можно выделить несколько основных целей, среди которых одними из главных будут формирование необходимой системы вооружений и военной техники, а также устранение дисбаланса в оснащении армии и флота вооружением и военной техникой. Если рассматривать принцип оборонной достаточности и в этой связи вопросы укрепления оборонного потенциала, то необходимо отметить, что принцип сдерживания впервые был выделен в нашей военной доктрине в 1993 году и получил дальнейшее развитие в Концепции национальной безопасности РФ 26 декабря 1997 года и других нормативных документах в этой области. Данный принцип соответствует и разрешению внутренних социально-экономических проблем. Наличие мощного ядерного потенциала позволяет создать благоприятные внешние условия для экономической и политической модернизации общества.

Данные направления будут предусматривать в первую очередь решение первостепенных задач, стоящих перед армией, выполнение внешней функции.
Немаловажное значение в ходе строительства Вооруженных сил должно отводиться оптимизации всех органов военного управления.
Здесь необходимо провести четкое разграничение функций. Министерство обороны должно решать в основном политикоадминистративные функции, а Генеральный штаб, в свою очередь, оперативно-стратегическое планирование и руководство войсками. Параллельно созданию органов военного управления необходимо пересмотреть наши стратегические рубежи, а также принцип обороны, исходя из смены геополитической обстановки. Немаловажным значением для России будет являться выполнение миротворческих задач, так как она является постоянным членом Совета Безопасности ООН.

Опыт в этом направлении у нас уже есть. В 1992 году впервые в России образован новый вид войск миротворческие войска голубые каски. Первая миротворческая миссия выполнялась в Югославии батальоном воздушно-десантных войск, одним десантным полком и тремя мотострелковыми батальонами в Приднестровье, воздушно-десантным полком в Южной Осетии и т. д. В результате соглашения, принятого между главами СНГ, была создана мотострелковая дивизия, насчитывавшая в своем составе три полка, имеющих легкое вооружение.

Основные задачи, стоящие перед данными силами, должны были быть направлены на разъединение враждующих сторон, контроль ситуации в своем районе, в случае необходимости на подавление огневых точек. К выполнению миротворческих задач привлекается и Военно-морской флот России, который с 1992 года стал участником совместных с США, Великобританией, Францией и другими государствами Запада военных операций в Персидском заливе по воплощению в жизнь санкций ООН в отношении Ирака после его военной агрессии против Кувейта.



Содержание раздела