d9e5a92d

После второй мировой войны до 1957 г.


Использование налогов как средства регулирования экономики осуществляется путем снижения налоговых ставок или их временной отмены на часть прибыли, которая направляется на инвестиции, проведение НИОКР, создание рабочих мест, ускоренное развитие некоторых отраслей, регионов, добычу определенных видов полезных ископаемых, охрану окружающей среды и т. п.
После второй мировой войны до 1957 г. в США прибыль компаний в размере до 25 тыс. дол. облагалась налогом по ставке 25 %, а свыше этой суммы — по ставке 48 %. Постепенно происходило сокращение верхней шкалы налогообложения монополий. В 1987/88 финансовом году максимальная ставка налога на прибыль снизилась до 34 %. По более низким ставкам облагается налогами малый бизнес.
Как считают консервативные правительства, высокие налоги сдерживают инвестиционный процесс, ослабляют процесс накопления капитала. Такое объяснение имеет определенный смысл. Но корпорации не склонны сразу же вкладывать накопленные средства в расширение действующих предприятий и строительство новых.

Кроме того, многие гигантские корпорации не платят законодательно установленных ставок налога, но это не означает капитализации сэкономленных ими сумм прибыли.
Чтобы ослабить действие тенденции к торможению корпорациями НТП и накопления капитала, государство активно стимулирует развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проводит научно-техническую политику. Так, в начале 90-х гг. доля федерального правительства США в финансировании этих расходов составляла более 50 %. Государство строит большие научно-исследовательские центры и лаборатории, которые затем передает монополиям, создает научно- и капиталоемкие отрасли промышленности, передает патенты на лицензии, правительственные заказы на НИОКР, готовит научные кадры.
Основными элементами государственной научно-технической политики являются определение приоритетов и прогнозирование научно-технического развития в соответствии с главными целями общегосударственной стратегии развития. Субъектами формирования и проведения научно-технической политики выступают государство как коллективный ассоциированный капиталист и крупный капитал. На реализацию такой политики в последние годы все большее влияние оказывают прогрессивные ученые, массовые движения за предотвращение негативных последствий НТР и т. п..
С начала современного этапа НТР в развитых странах происходят существенные качественные сдвиги в приоритетах научно-технического разви-



294

тия. Поскольку главной целью общегосударственной стратегии развития в этих странах провозглашено развитие наукоемких и высокотехнологических отраслей, государством активно разрабатываются отраслевые научно-технические программы развития, осуществляется их финансирование. Характерным для большинства развитых стран является интенсивное развитие НИОКР в сфере электроники и вычислительной техники, их последующее комплексное внедрение в сферу материального и нематериального производства.
Второй элемент осуществления научно-технической политики в развитых странах — организационное и ресурсное обеспечение ключевых направлений НТП. Основные звенья данного элемента: — распределение государственных ресурсов между различными секторами сферы научных исследований, проведение исследований и разработок в государственных научных центрах; — функционирование государственной контрактной системы, с помощью которой осуществляется финансирование научно-исследовательских разработок и обеспечивается гарантированный рынок сбыта для промышленных корпораций; — косвенное государственное стимулирование НИОКР в частном секторе хозяйства через налоговую, амортизационную, патентную, антитрестовскую и внешнеторговую политику; — формирование благоприятного инновационного климата в экономике, в частности, в инфраструктуре, создание национальных служб научно-технической информации, стандартизации, статистики, изучения зарубежного опыта и международное сотрудничество; — совершенствование и финансирование системы образования, подготовка и переподготовка кадров высшей квалификации.


Третьим основным элементом осуществления научно-технической политики является оценка полученных в процессе ее реализации результатов. При этом оцениваются возможные последствия НТП, корректируется эта политика.
Наряду с прямым финансированием научно-исследовательских работ, государство с помощью налоговой, амортизационной, кредитной политики стимулирует увеличение расходов на НИОКР. В 80-е гг. были разработаны мероприятия по оказанию финансовой, организационной помощи мелким и средним изобретательским фирмам, предоставлению им информации, консультаций, привлечению их к выполнению контрактных соглашений. В ЕЭС в 1985 г. создана Ассоциация венчурного (рискового) капитала, цель которой — оказывать помощь небольшим новаторским компаниям.
Проведение государством научно-технической политики связано и с определенными проблемами, которые значительно ослабляют ее эффективность, затрудняют достижение равновесия и сбалансированности в функционировании национального рынка. Это, прежде всего, значительная милитаризация экономики; дублирование научных исследований вследствие отсутствия координационных центров; острая нехватка средств для проведения НИОКР во многих гражданских отраслях промышленности и сельского хозяйства; несвоевременная подготовка научных кадров; избы-



295

ток военных НИОКР и их недостаточное осуществление в гражданских отраслях, что вызывает углубление противоречий между наукой и монополистической собственностью.
Важным методом государственно-монополистического регулирования экономики является амортизационная политика правительства. Государство, в частности, проводит политику ускоренной амортизации. С точки зрения накопления капитала, политика ускоренной амортизации означает рост доли амортизации во внутренних источниках накопления. Такая политика дает возможность корпорациям укрывать от уплаты налогов значительную часть прибыли в связи с тем, что суммы амортизационных отчислений не облагаются налогом, а также вследствие сокращения доли налогов в прибылях по причине прогрессивного характера налогообложения меньшей части балансовой прибыли.

В то же время она значительно ускоряет источник инвестирования (поскольку амортизационные отчисления не могут расходоваться на другие цели), а значит, содействует увеличению объемов и эффективности производственных мощностей, в первую очередь, в монополизированном секторе экономики. Хотя политика ускоренной амортизации и способствует оживлению процесса производства, в условиях хронической незагруженности производственных мощностей она ускоряет чрезмерное накопление -основного капитала.
Кредитная система развитых стран опосредует весь процесс общественного производства и накопления капитала. Элементами кредитной политики являются операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, регулирование уровня банковского процента, банковских резервов, риска и ликвидности банковских операций.
Основной элемент кредитной системы США — Федеральная резервная система (ФРС), которая выполняет функции центрального банка. Пост председателя Совета управляющих ФРС по важности нередко называют вторым (после президентского) государственным постом. В структуру ФРС входят 12 федеральных резервных банков, каждый из которых выполняет функции центрального банка в своем округе.

На их долю приходится 75 % всех банковских депозитов страны. Государству принадлежит Центральный банк, который имеет монопольное право на выпуск банкнот и регулирование денежного обращения. Совет директоров определяет нормы резервов банков и сберегательных касс, утверждает изменения в учетной ставке федеральных резервных банков, принимает участие в купле-продаже правительственных ценных бумаг, регулируя таким образом количество денег в обращении.
Когда Центральный банк скупает часть ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.), полученные при этом их собственниками деньги оседают в банках и дают возможность предоставлять кредиты. Чтобы избежать этого, Центральный банк продает часть ценных бумаг, замораживая использование полученных денег. В октябре 1987 г., когда курс акций упал на 22,6 %, ФРС значительно увеличила количество денег в обращении и, таким образом, ослабила напряжение в кредитной системе.

Будучи эмиссионным центром всей страны, регулятором процентных ставок, банковских резервов, ФРС влияет на деятельность всех коммерческих и сберегательных банков, страховых компаний, пенсионных фондов и других финансовых институтов.



296

В 1979 г. ФРС перешла к новым методам кредитно-денежного регулирования экономики. Борьба с инфляцией, несмотря на то что она требует значительных средств, была провозглашена центральным направлением стратегии государственного регулирования при одновременном жестком контроле за увеличением денежной массы. Поэтому, несмотря на глубокий кризис 1981-1982 гг., ставки для первоклассных кредиторов достигли 20 %.
Осуществление такой политики в определенной мере уменьшило инфляцию (средний уровень цен в 1982-1985 гг. снизился на 6,6 %), но привело к значительному повышению процентных ставок, сдерживанию экономического роста. Высокие процентные ставки стимулировали значительный прилив иностранных капиталов в США, что грозило превращением страны в международного должника. Так, в 1987 г. чистая внешняя задолженность США достигла 400 млрд дол., поэтому с ослаблением инфляционных процессов, увеличением армии безработных ФРС стала проводить более умеренную кредитно-денежную политику.



Содержание раздела